Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки музыкального воспитания в европейских странах

Поиск

Музыка Древнего мира

Музыка в Древнем мире выполняла функции воспита пия, лечения, оздоровления, воодушевления, одухотворе­ния. В древнейшие времена она сливалась с научным зна­нием и религиозным верованием. Музыкальное воспитание с древних времен являлось неотъемлемой частью жизни, традиций, нравов, устоев общества и отражало особенности уклада каждого народа. Творчество порождалось житейской необходимостью и уровнем развития народа. В древности разделения на виды искусства практически не существова- по. Искусство означало люоой вид практической деятель­ности. Охота ремесло, рыболовство определялись как ис­кусства.

Музыка не мыслилась как искусство звуковедения, зву- ковысотности, ритма и темпа, она была отражением внут­ренних переживаний состояний, выраженных в пластике тела, в действии, в голосе одновременно. Слово, движение, звук сливались воедино. Известно, что произведения древ­негреческих поэтов, называемые «мелодическими», пелись. В Древнем Риме девочки и девушки учились петь стихи Ка тулла, Тибулла и Проперция. Стихи исполнялись под ак­компанемент какого-либо музыкального инструмента. Так, Гораций свои оды сочинял для пения под струнные инстру­менты[1].

Воплощение музыкально-танцевально-поэтического искусства обозначалось греческим словом «xodoc». Такое триединство искусства влияло и на художественное образо­вание. Образованным считался человек, который владел искусством танца, сочинения и исполнения стихов и музы­ки. Этому обучали всех детей патрициев.

Музыкальное воспитание в Древней Греции и Древнем Риме связано с передачей знаний о возникновении и су­ществовании законов музыки. Вся жизнь эллинов, древ­них римлян пронизана музыкой. Именно в Древнем мире возникли теория музыки, музыкальная арифметика (уче­ние о числе), музыкальная физика небесных явлений. Му­зыковедение состояло из: 1) гармоники, 2) ритмики, 3) метрики. Музыка рассматривалась как гармония мира, неотъемлемой частью которого считалась Вселенная. При этом Вселенная являлась первопричиной возникновения музыки и музыка развивалась по законам Вселенной. По­нимание музыки как жизни основывалось на идее, что наибольшие небесные круги вращаются медленно, вызы­вая низкие звуки, и, наоборот, малые небесные круги свя­заны с быстрым вращением, поэтому являются источни­ком высоких звуков.

Исполняли музыку не только на музыкальных инстру­ментах, но и на любых предметах, которые могли издавать звуки. Так, до наших времен дошел способ озвучивания сце­нок, который часто используется в детских лагерях отдыха: наполненные с различной высотой стеклянные бутылки из­дают звуки различной высоты. Архитектор Витрувий писал о сосудах с различным уровнем воды, которые при легком ударе издавали звуки желаемой высоты[2]. Такие сосуды ста­вили под сцену во время спектакля и исполняли мелодии, сопровождающие действие.

Звук, интервал, лад и другие музыкальные термины и понятия были введены и объяснены еще с древности. Каж­дый инструмент олицетворял характер человека, например, струнные — целомудрие. Так, кифара (7 струн) и лира оли­цетворяли мудрость, поскольку они считались разумными инструментами. Духовые инструменты, по мнению древ­них, могли запятнать душу, флейта способна ублажать нера­зумную часть души.

Все шумы и звуки окружающего мира также рассматри­вались с позиции их воздействия на человека. Древние зна­ли о возможном негативном воздействии шумовой и звуко­вой среды, окружающей человека. Цицерон утверждал, что даже водопад может лишить восприятие глубины, так как слух человека чрезвычайно тонок.

Древние наделяли музыку магической силой, одухотво­ряли ее. Квинтилиан говорил о связи души с музыкой: душа есть гармония, гармония укрепляет тело, музыка — движе­ние, дуновение ветра. В движении под музыку душа челове­ка оолекается в материю. По сути, в данной мысли обосно­ван подход к музыкотерапии.

Музыка зависит от этноса как уклада психики той или иной народности, именно на этом была основана древняя культура. Этнос зависит от нравов, поэтому и песни, музы­ка сражали психологический склад каждого народа.

Музыкальное творчество являлось способом жизнедея­тельности человека, выражением отношения к миру. Так, еще в Древнем Риме и Древней Греции была показана взаи­мосвязь:

а) национальных особенностей народа и музыкальных ладов;

б) государства и музыкального образования лучших лю­дей общества;

в) характера музыки и изменения настроения, чувств и даже качеств человека.

Аристотель говорил, что государством могут управлять лишь музыкально образованные граждане, которые воспи­тывались в палестрах, в хорах и в музыке. Он утверждал, что, слушая один лад, народ испытывает скорбное и сум­рачное настроение, другой лад размягчает людей, третий действует возбуждающе[3].

Платон могущественность и силу государства связывал с тем, какую музыку, в каких ладах и ритмах слушают его граждане. Образованным человеком он называл тех, кто умел петь в хоре[4]. Действительно, у древних народов суще­ствовала музыка с гражданской направленностью, в которой восхвалялись храбрость и благородство. Например, музыка Спарты с ярко выраженным дарийским духом ассоцииро­валась с мужественными и военными песнями. Ионийцы, жившие на побережье Малой Азии, отличались свободой нравов и были любителями непристойных песен. Аристо­фан в своей комедии «Женщины в народном собрании» ча­сто упоминал сладострастные ионийские песни.

Особое значение древние придавали ритму жизни от­дельной личности, ритму жизни общества, космическим ритмам и ритмическому соподчинению больших систем меньшим. При этом они связывали ритм с поведением. Од­ной из частей этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой он понимал способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях — не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах[5]. Данное направление активно развивается на современном этапе музыкального образова­ния. Как часть обязательного музыкального образования эвритмия применяется в вальдорфских школах.

Музыкальное образование детей в Древнем мире начина­лось довольно рано и естественно являлось частью жизни детей. Поскольку музыка представляла собой символ поряд­ка и цивилизации, то ее рассматривали как способ, который позволял развивать в детях гармоничные черты характера, способствовал выполнению определенных норм и правил, поддержанию иерархии. В Древнем мире музыка составляла важнейшую часть воспитания и входила в число наук (муз), обязательных для изучения. При этом из девяти муз-наук семь включали музыку и поэзию в том или ином виде.

Музыкальное образование детей состояло из обязатель­ных многообразных видов музыкальной деятельности: игры на нескольких музыкальных инструментах, пения соло и в ансамбле, музыкальной декламации, импровизации и сочи­нения музыки в различных жанрах, изучения основ теории музыки, умения вести беседы и дискуссии по вопросам му­зыкального искусства. Особое место отводилось импрови­зации и свободной игре на каком-либо музыкальном инст­рументе что указывает на высокий уровень развития твор­чества детей.

Музыка сопровождала практически все события, про­исходящие в жизни. При этом каждому событию, ритуаль­ному действию соответствовали свои песни, музыкальные произведения. Так, застольные песни понянян отличались мягкостью, расслабленностью Звучала вокальная музыка по преимуществу одноголосная, мелодия могла звучать в басу. Инструментальная музыка рассматривалась как «при­права», «украшение» стола Плутарх говорил: «Мелодия, ри гм — приварок к слову». Характерны были мелодеклама­ция и речитатив, в которых воспевались боги плодородия, изобилия, виноделия. Еврипид в «Вакханках» писал:

Ко мне, мои вакханки, воспойте Диониса,

Ликующего бога, на свой фригийский лад[6].

Все, что было связано с движением, выражалось в музы­ке, музыкой и музыкантами. В музыкальных произведениях отражались звуки моря и неба, Земли и Аида, образы реаль­ных героев и выдуманных существ. В музыке рассказыва­лось о героических событиях, поэтизировалась реальная жизнь, оживали мифологические образы.

Музыка и математика

Но музыка рассматривалась также как одна из матема­тически точных и выверенных наук. Всем известно, что именно в музыке Пифагор нашел подтверждение своего те- •иса: «Всё есть число». В музыке Пифагор обнаружил таин­ственную роль чисел в природе (Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. — Л., 1990).

Древний философ научно доказал гармонию согласо- ианных созвучий — консонансов — в зависимости от соот­ношения длины струны как 1:2, 2:3, 3:4.

Вот как описывается это открытие. Однажды воодушев­ленный долгой работой Пифагор проходил мимо кузницы. До его обостренного слуха доносились удары молота, кото­рые издавали единое созвучие. Пораженный философ ре шил, что гармоническое различие звуков зависит от силы кузнецов. Тогда он вошел в кузницу и велел кузнецам поме­няться молотами. Звуки остались прежними. Оказалось, что свойство звуков не зависит от силы удара человека. Тогда Пифагор исследовал вес молотов. Их было пять. Самый большой из них был вдвое тяжелее другого, и эти два отвеча­ли друг другу соответственно созвучию октавы. Вес второго был на 4/3 больше третьего, с которым он звучал в кварту..

Дома Пифагор смастерил монохорд (от греч. — одно­струнный). Предполагают, что этот инструмент был первым инструментом древних греков. Монохорд представлял со­бой пустой длинный ящик, который усиливал звук. Над ним была натянута струна, которая придерживалась снизу пере­движной подставкой. Укорачивая или удлиняя струну, Пи­фагор изучал соотношение звуков. Тогда и был открыт глав­ный закон пифагорейской теории музыки: две звучащие струны дают консонанс (благоприятное созвучие) лишь тог­да, когда их длины относятся как целые числа, составляю­щие «треугольное» число 10 = 1 + 2 + 3 + 4, т. е. соотносят­ся как 1:2; 2:3; 3:4.

Четверка чисел 1, 2, 3, 4 — тетрада, лежащая в основе консонансов, была наделена пифагорейцами магическими свойствами и считалась ниспосланной людям богами:

Что такое оракул?

Тетрада!

Ведь она, гамма,

По которой поют сирены.

Пифагорейская клятва гласила: «Клянусь именем Тет­рады, ниспосланной нашим душам. В ней источник и кор­ни вечно цветущей природы»[7]. Пифагорейцы видели в тет­раде основу всего мироздания: точка — 1, линия — 2, повер­хность — 3, тело — 4. Суммой чисел, образующих тетраду, являлась священная десятка, и эти числа олицетворяли всю Вселенную, т. е. музыку сфер.

Пифагор установил соотношения гармонических ин­тервалов с длиной струны: 12:6 (2:1) — октава, 12:9 (4:3) — кварта, 12:8 (3:2) — квинта. Из величин, входящих в музы­кальную пропорцию, устанавливались мелкие интервалы. 1'азницу кварты и квинты давал целый тон (9:6 - 12:9 = 9:8). Вычитая из кварты два тона, он получил полутон (12:9 - 2 (9:8) = 256:243).

И в музыке, и в математике продолжают звучать могучие аккорды, некогда изученные и исполненные Пифагором. Великий мудрец решил проблему «физиков» и «лириков», по поводу которой и по сей день спорят многие ученые, фило­софы, не сумев осознать глубокий смысл открытий Пифаго­ра. Истинный лирик всегда физик, глубокий физик всегда лирик.

Математическое изложение музыки известно каждому музыканту, но как поверить алгеброй гармонию в жизни — >то остается пока загадкой, хотя каждый человек ищет свой путь в познании этой гармонии. Гармония открывается каждому ровно настолько, насколько человек готов жить по се законам, насколько он стремится к совершенству и по­стоянно совершенствуется.

Пифагорейская школа являет собой пример, образец передачи личного опыта учителя своим ученикам. Ученики Пифагора обучались различным ремеслам, музыке, фило­софии. Его ученики получали целостное, объемное пред­ставление о мире, Вселенной, музыкальное воспитание яв­лялось неотъемлемой и необходимой частью общего обра- эвания пифагорейцев.

Направления музыкального образования

На протяжении веков музыкальное искусство и музы­кальная педагогика развивались в Европе в трех направле­ниях: церковные музыкальные традиции, народное музы- к<и1ьное творчество и светские музыкальное искусство и об­разование.

В эпоху Средневековья активно развивались церковные фадиции музыкальной культуры. Появилась потребность в обучении хоровому церковному пению и сложению духов­ных песнопений. Обучение проходило в монастырях и спе­циальных школах при церквях. При этом в католической музыкальной культуре использовалась игра на музыкаль ном инструменте во время богослужений, православная же церковь не допускала звучания каких-либо инструментов в церковной музыке. Обращение к Богу было допустимо лишь посредством голоса, поэтому стало активно разви­ваться песнопение. Одной из причин высокой хоровой культуры в России является пение без сопровождения.

Музыкальные церковные традиции имели строгие ка­ноны. Не случайно для того, чтобы точно выполнять все правила песнопения, необходимо было нотное письмо. В начале XI века нотное письмо изобрел гвидо, учитель цер­ковной школы из итальянского города Ареццо. Открытие Гвидо было высоко оценено еще при его жизни: он был удостоен приема у Папы Римского и возведен в сан карди­нала. Произведения Гвидо были одноголосными, но число голосов постепенно стало увеличиваться, и пение стало многоголосным уже в средние века.

Народное музыкальное творчество восходит к более ранним периодам развития человечества, пожалуй, имен­но оно в большей степени отвечает нуждам и потребнос­тям народа. Музыкальный фольклор носил синкретич­ный характер, был слит воедино с танцами, действом, словом. Он более органично был связан как с жизнью народа, так и с воспитанием. Музыка сопровождала че­ловека с рождения до смерти. Колыбельные песни сменя­лись частушками, считалками, скороговорками, играми. Человека сопровождали песни и в труде, и в отдыхе: трудо­вые песни, связанные с ремеслами и различными видами деятельности; календарные песни, связанные с сельскохо­зяйственными работами; свадебные, игровые, плясовые, хороводные; которые исполнялись в минуты отдыха, праз­дников и обрядов. Дети естественным образом осваивали эти традиции.

Эпоху Возрождения по праву можно назвать периодом зарождения светского музыкального искусства. Именно в этот период зарождалось профессиональное музыкальное искусство. Но главным достижением музыкальной культу­ры эпохи стало развитие высокого музыкального образова­ния в семье и активное салонное музицирование. Княжес­кие, дворянские семьи считали своим долгом дать хорошее музыкальное образование своим детям. Нанимались педа­гоги по игре на музыкальном инструменте, вокалу, танцу, хорошим манерам и иностранному языку. Эти традиции со­хранялись вплоть до XX века

Благодаря светским музыкальным традициям стало зарож­даться и развиваться классическое музыкальное искусство.

Вопросы и задания

1. Обоснуйте значение музыки в жизни людей. Приве­дите примеры из истории музыкального искусства Древнего мира.

2. Какое значение придавалось музыке в различные эпо­хи (Средневековья, Возрождения, Просвещения)?

3. Обоснуйте значение музыки в воспитании детей в различные эпохи. Приведите примеры.

4. Определите национальные и музыкально-стилисти­ческие особенности европейских композиторов (И.С. Баха, В.А. Моцарта, JI. Бетховена, Э. Грига, Ф. Листа, Ф. Шопена и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.01 с.)