Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация комплексных внеклассных занятий по музыке

Поиск

При подготовке внеклассных занятий по музыке учи­тель должен учитывать специфику музыкального искусства и выполнять определенные требования при подготовке ме­роприятия. Прежде всего необходимо адаптировать для дет­ского восприятия информационно-теоретический матери­ал, который ложится в основу музыкального занятия. Для этого требуется подготовка анализа музыкального произве­дения; подбор наглядных пособий; рассмотрение возмож­ности использования других видов искусств; включение творческих заданий, активизирующих слушание музыки.

Комплексные занятия предполагают использование раз­личных видов искусств. Занятия строятся свободно, в центре которых находится не художественное произведение, а чело­век, герой, образ. И, если это даже сказочный герой, он все же всегда наделен человеческими качествами. Все занятия можно разделить на несколько разделов по содержанию.

Раздел 1. Чудеса, сказки (чудо, чудесные превращения, ситуации, сказочные герои).

Раздел 2. Сказания, былины, мифы, былинные герои.

Раздел 3. Исторические герои, обобщенные художе­ственные образы, личность в истории и искусстве.

Основными методами работы являются методы перено­са, ассоциации, смещения, аналогии, оживления, одушев­ления, одухотворения. Можно использовать методы импро­визации, создавать ситуации сакрального действия, драма­тургической целостности, коммуникативной насыщеннос­ти, отслеживать и создавать условия для создания динамического эмоционального фона.

Первый раздел включает в основном тематику для перво­го класса. Хотя подобные занятия можно проводить и во втором классе. Героями занятий могут стать Гномы, Тролли, Кобольды, Эльфы, Баба-Яга, Петрушка или его ближайшие родственники из разных стран: Пульчинелло, Панч, Ванька Рутютю и др.

Организация работы должна осуществляться с учетом возрастных особенностей детей, поэтому содержание дея­тельности может включать тайну, волшебство, чудеса, вы­думки, загадки. Музыкальные произведения станут эмоци­ональной основой характеристики героев, их выразитель­ности и динамического развития.

Возможны сравнения нескольких произведений об од­них и тех же сказочных героях, например, дети сравнивают образ Бабы-Яги из детского альбома П.И. Чайковского и образ Бабы Яги, созданный Э. Григом. Необходимо срав нить музыкальный образ с образом, изображенным в на­родных сказках. Дети определяют музыкальные средства, которыми изображен этот сказочный образ.

Второй раздел (включает тематику для второго класса) рассчитан на более глубокое изучение образов, которые ос­тались в культурном наследии. Это и сказочные герои (Сне­гурочка, Конек-Горбунок, Русалки, Шехерезада), и собира­тельные образы былин, сказаний, мифов (русские богаты ри, скоморохи, гусляры), и персонифициронанные образы (Садко, Орфей, ьаян, Прометей).

При проведении занятия привлекаются сюжеты из бы­лин, сказок, их иллюстраций и музыкальных произведений. При этом проводятся аналогии между образами героев ска­зок, опер или балетов и зрительных иллюстраций. Так, на­пример, зачитываются фрагменты сказки Ершова «Конек- Горбунок» и параллельно прослушиваются фрагменты из одноименного балета Р. Щедрина. Вспоминаются изобра­жения маленьких коньков из народных сказок и просмат­риваются иллюстрации к ним.

Возможна организация занятия с сочинением детьми сказочного сюжета. Детям предлагается представить этих сказочных героев в реальных и сказочных ситуациях, оп­ределить, как бы они в этих ситуациях поступали. Для это­го дети вспоминают, кто может творить чудеса (волшебни­ки, колдуны, маги, чародеи, таинственные существа); с по­мощью чего им удается это делать (волшебная палочка, золотой волос, живая вода, заклинания, колдовство, ска­терть-самобранка, волшебное блюдечко, ларец). Таким об­разом, детям предлагается активизировать имеющийся опыт и соотнести его с поставленной задачей. Музыка ста­нет эмоциональным фоном и драматургической основой занятия.

Третий раздел предполагав.. накомство третьеклассни­ков с реальными историческими личностями (Александром Невским, Иваном Сусаниным, Князем Игорем, Спартаком) и реальными историческими событиями.

Занятия могут проводиться в виде исследования исто­рических фактов, событий и их осмысления. Музыка в дан­ном случае будет играть роль эмоционального камертона и усилителя эмоций.

Каждый образ обязательно сопровождается его характе­ристикой различными средствами, словом, зрительным об разом, музыкой. Для этого привлекаются различные худо­жественные произведения Так, образ Александра Невского и события, происходящие на Руси, характеризуются фраг­ментами из кантаты С.С. Рахманинова «Александр Не­вский», сопровождаются показом триптиха Корина «Алек­сандр Невский» и фрагментами из художественного произ­ведения Симонова «Ледовое побоище».

Комплексные занятия могут охватывать и другую тема­тику, например времена года, природу в искусстве и др. Примером комплексного занятия по музыке с использова­нием других видов искусства может служить внеклассное занятие на тему «Береза как символ России».

Тема: Береза как символ России.

Цель занятия: расширить представления о березе как о символе, ооразе России. Познакомить детей с традициями и обычаями, связанными с березой.

Иллюстративный материал:

— репродукции картин И. Левитана «Март», «Березовая роща», «Золотая осень»; Куинджи «Березовая роща»;

— фонограммы: фрагмент финала 4-й симфонии П.И. Чайковского, фрагмент из I симфонии Калинникова, фрагмент концерта С.С. Рахманинова.

Виды деятельности и методы работы: рассказ учителя- слушание музыки; анализ картин; показ репродукций; ри­сование березы; исполнение песен.

Этапы занятия

I. Вступительная беседа.

1. Береза в пейзаже России.

2. Этимология слова «Береза».

3. Место березы в жизни человека.

II. Знакомство с традициями и обычаями.

1. «Березовый» новый год.

2. Свадебные обряды.

III. Поэтический образ березы.

1. Обиаз березы в стихах русских поэтов.

2. С. Есенин — певец березовой Руси.

3. Береза в стихах современных поэтов.

IV. Художественный образ березы.

1. Левитан — великий поэт природы.

2. Анализ картины.

V. Музыкальный образ березы.

1. Народные песни о березе.

2. Современные песни о березе.

3. Произведения С.С. Рахманинова.

Практический материал для занятия

Пейзаж России невозможно представить без березы, без ее ажурной листвы и белоснежного ствола. Она вос­пета в прозе и стихах, запечатлена на полотнах выдаю­щихся художников. Хороша береза во все времена года. Это красивое и полезное дерево занимало и занимает особое место в нашей жизни. Вот как воспринимает нашу березку в чужой стороне современный поэт Прокофьев в своем стихотворении «Березка». (Педагог читает стихот­ворение: «Больше всех украсила полянку, встала, золоти­ста и светла...»).


Вопросы детям:

Скажите, ребята, как о березке отзывается поэт? (Тепло, задушевно.)

Почему поэт называет березку «моя сестренка»? (Он любит русские березки.)

Что значит: «Ты ведь до Швейцарии дошла»? (В других странах тоже растут березы); «От твоих подруг, моя сестрен­ка, я тебе поклон передаю»? (Передает привет от березок из Швейцарии).

Сколько понимания и заботы о человеке на чужбине выразил поэт в глаголах шумится, зеленеется Поэт выделя­ет нашу березу из окружения, которому, казалось бы, она должна быть подвластна.

Береза — одно из самых распространенных деревьев се­верного полушария, но только в северней и средней полосе России, да еще в Белоруссии, растет береза чистыми сплош­ными рощами, которые называют березник или березняк. Поэтому и считают березу русским деоевом.

Об осо&ом отношении к березе на русских землях гово­рят многочисленные названия сел и рек — Березовки, Бере зовские селения и города Пермской, Свердловской, Орлов­ской, Курской областей, Березовые горы по Уральскому хребту. Обычны и русские фамилии, производные от слова береза: Березкины, Березины, Березовые (космонавт Ана­толий Березовой).

Слово «береза» звучит похоже в разных языках мно­гих народов: и славянских, и не славянских. В общем корне этих наименований просвечивает единая индоев­ропейская основа, связанная с понятиями «белый», «бе­леет», «светлый», «ясный». Тем самым название дерева определено цветом его коры: береза — русское слово, бе­реза — украинское, бяроза — белорусское. Этот же ко­рень в болгарском — бреза, сербохорватском — бреза и др. Доброе и ласковое слово «береза» объединяет и сбли­жает эти народы.

Было время, когда в русском языке слово «береза» яв­лялось и наименованием берез, и означало также дерево вообще. Такое обобщенное значение — свидетельство преобладающего распространения берез и предпочтитель­ного к ним обращения.

Береза занимала, пожалуй, ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека.

Есть аерево об четыре дела:

Первое — мир освещает лучина,

Второе — разбитому связь береста,

Третье — больных исцеляет,

Четвертое — чистоту соблюдает.

Эта сложившаяся в народе мудрая загадка говорит о том, что нужно было знать о березе, чтобы ценить ее. Сама форма сочетания «об четыре дела» говорит об очень давнем времени, когда считали добрые дела березы. Загадка хранит ценность березы, определенную народом. Береза согревала избу, дом, освещала, мыла. Береза лечила. Исстари березо­вый сок ценился как лакомство. Листья и кора березы выде­ляют особую ароматическую смолу, она — враг всяких мик­робов, оттого в березовой роще воздух здоровый, чистый.

Поистине драгоценна у березы береста. Из нее делали сосуды: кузовки для грибов и ягод, туеса для сметаны и тво рога. А самое главное, на бересте писали.

«Я послал тебе бересту, написав...» — так говорили ког­да-то в минувшие века (XI-XV века) новгородцы, посылая берестяные грамоты друг другу. Березовая кора — береста — доносит до нас рассказ о жизни, кульгуре, грамотности на ших предков. А народные присловья напоминают о том, как грамоте учили лентяев, наказывали нерадивых тонкими березовыми ветками, розгами, постегать которыми лентяя было больно, но безопасно, «Накормить березовой ка­шей» — означало наказать лентяя. Отсюда — «береза ума дает» Так думали в старину. Но, прежде всего, береза — добрый и неприхотливый друг.

Задания для самостоятельной работы

1. йыявите сходства и различия урока музыки с другими предметами.

2. Подготовьте конспект с использованием одной из форм внеклассного музыкального занятия.

3. Проанализируйте средства музыкальной выразитель­ности одного из музыкальных произведений.

Рекомендуемая литература

1. Методика музыкального воспитания школьников 1-4 классов. — М., 1965

2. Музыка и ты: Альманах для школьников. — М., 19/Ъ. — 1986. Вып. 1-5.

3. Музыка — кудесница: Сказки о музыке. — М., 1987

4. Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей / Сост. О Апраксина. — М., 1961-1986. Вып 1-17

5. Музыкальное воспитание в Венгрии — М., 1983.

6. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.

7. Осеннева М.С., Безбородова JI.A. Методика музыкаль­ного воспитания младших школьников. — М., 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.222.5 (0.014 с.)