Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности музыкального фантазирования детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие твооческой направленности у детей в процессе целенаправленной деятельности на музыкальных занятиях основано, прежде всего, на интересе. Можно выделить характерные возрастные особенности проявления творческих черт младших школьников, выраженных в направленности, с учетом природного и социального факторов развития ребенка. Итак, возрастные особенности проявления творческой направленности детей при поступлении в школу характеризуются: а) сохранившейся природной активностью; б) природно и социально обусловленной жаждой познания; в) стремлением самостоятельно осваивать мир («я сам»), г) потребностью самовыражаться в активной деятельности; д) проявлением интереса к непознанному; е) готовностью усваивать новые способы продуктивной деятельности; ж) «подвижным» активным воображением; з) способностью к фантазированию. При этом фантазирование как проявление творческой направленности характеризуется у детей данной возрастной группы широтой интересов, но отсутствием глубины; интенсивностью, подвижностью творческой активности, но отсутствием устойчивости; действенностью творческих ак гов, которые не всегда завершаются результативностью и не всегда продуктивны. То есть детей нередко увлекает сам процесс, а не результат деятельности. При этом значимость творческой направленности нередко зависит лишь от установки взрослого, а не от внутренней мотивации ребенка. Поскольку музыкальное фантазирование включает самые разнообразные виды деятельности, направленные на развитие вербальной, пластической, графической, ритмической, тембровой природно необходимой и социально обусловленной свободы самовыражения, то развитие творческой направленности как качества личности возможно осуществлять в рамках музыкальных занятий. Какова же природа возникновения фантазирования, лежащего в основе творческой активности и проявляющегося в творческой направленности детей? У ребенка под воздействием среды возникает конфликт между избытком внешней информации и неумением эту информацию объяснить. Именно фантазия и воображение позволяют домыслить ребенку недостающие звенья. В дальнейшем развитое воображение может стать активным средством преобразования действительности. Бытует мнение, что воображение детей богаче, чем у взрослых Однако JI.C. Выготский убедительно доказал, что воображение ребенка развивается по мере накопления эмпирического опыта. Учитывая положение JI.C. Выготс кого, все же необходимо частично согласиться с первой точкой зрения. Воображение у детей характеризуется большей подвижностью, парадоксальностью, мифологичностью, чем у взрослых, т. е. оно более динамично. При этом нередко у детей отсутствует, в отличие от взрослых, социальная значимость воображаемого, но ярко выражено отношение к общечеловеческим ценностям («Добро», «Красота», «Истина»), которые они осваивают в сопоставлении с отрицательными образами, поступками, мыслями («добрый — злой», «красивый — некрасивый», «правда — неправда»). К семилетнему возрасту творчество у детей переходит во внутренний план. Появляется способность подчинять свои творческие планы определенному замыслу. Творчество может ярко проявляться не только в сюжетно-ролевой игре, но и в продуктивной интересной деятельности. Творческая активность детей проявляется сначала в непосредственном, затем косвенном подражании и характеризуется словом «Почему?». То есть творческий процесс ребенка на первом этапе фантазирования носит подражательный, наглядно-действенный характер и зависит от развивающей деятельности Создание условий для фантазирования обеспечит развитие воображения и творческой направленности личности. (Условие: пооражательность в фантазировании.) Творческая направленность детей 7-9 лет характеризуется стремлением к обоснованию выбора и проявляется в виде установки и вопроса: «Почему именно так, а не иначе?» То есть выбор у ребенка играет большую роль, при этом можно отметить и легкость переключения ребенка с одного вида деятельности на другой. Таким образом, ребенок легко способен переключаться с одного вида фантазирования на другой, например, с вербального на ритмическое, с графического на пластическое. (Условие: переключаемость в фантазировании.) Привлечение детей к образной фантазии, к произвольным воспоминаниям в образах позволяет им свободно выражать свои внутренние устремления. Это означает начало формирования внутренней самостоятельной жизни. (Условие: образность я фантазировании.) Рассматривая творческую активность ребенка как его стремление к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованию под воздействием внешних и внутренних стимулов, проявление творческой активности часто соотносят с обычной игрой. Однако творческая активность есть форма самовыражения. (Условие: стремление к самовыражению в фантазировании.) Творческая активность понимается как качество личности, которое включает осознание творческого освоения действительности, готовность и желание внести элемент нового в исполняемую работу, умение преодолевать трудности, стремление добиваться поставленной цели, осуществлять замысел. (Условие: внесение элемента нового, постановка цели и осуществление замысла в фантазировании.) Причинами возникновения творческой активности являются возникающие противоречия: природные любопытство, пытливость ребенка; стремление, жажда познания. (Условие: нахожоение собственного способа решения противоречия и удовлетворения люоознательности, интереса в процессе фантазирования.) Путь творческого становления личности описал К.Э. Циолковский: сначала человек открывает истину, известную многим, затем открывает истину, известную некоторым, и, наконец, открывает истину, которая неиз вестна никому. Если учитывать возрастные особенности детей, творческое отношение к жизни, а не научное творчество, степень творческой активности и способность к фантазированию, то идея К.Э. Циолковского может быть интерпретирована с педагогических позиций следующим образом. Ребенок проходит три этапа развития творческой направленности. На первом этапе ребенок, опираясь на эмпирический опыт, а также интуитивно следуя социальным законам и установкам педагога, знакомится со способами фантазиро вания (способ освоения поисково-подражательный). На втором этапе он осваивает способы фантазирования в сотворчестве с окружающими и в процессе индивидуального самовыражения (способ освоения поисково-эвристический). На третьем этапе он овладевает способами фантазирования, которые позволяют ему самостоятельно создавать воображаемую действительность (способ освоения поисково- креативный). Препятствиями к фантазированию могут стать следующие причины. Творческая активность детей может подавляться окружающими, что приводит к появлению детей двух типов. Примером первого типа являются дети, склонные к самозапрету или условно «интерпретаторы». В музыке они могут точно интонировать, правильно выучивать и точно выполнять простые задания, но дух творчества у них чаще всего отсутствует. Им трудно сохранить творческую направленность в будущем, поскольку она у них заме нена на стандарты, шаблоны, привычные для взрослых клише. Другой тип детей, условно «разрушители», на подавление извне реагируют отрицательной активностью. Тяга к исследованию побуждает их разрушать то, что малопонятно. В исполнении музыки они могут быть свободными, импульсивными, эмоциональными, но доучивать песню, работать над техническими трудностями в ней им не нравится, им легко дается произвольная импровизация, которая иногда граничит с неорганизованностью, но трудно дослушать музыкальное произведение до конца. Педагог может разрушить уже сложившиеся стереотипы, сохранить природную способность к активности и, в условиях сложившихся музыкальных стандартов, помочь освоить новые способы активизации творческой деятельности детей. При определенных педагогических условиях каждый ребенок способен пройти путь естественного освоения социального, в том числе музыкального, пространства, времени, темпа, ритма, динамики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.75 (0.005 с.) |