Возрастные особенности музыкального фантазирования детей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности музыкального фантазирования детей



Развитие твооческой направленности у детей в процессе целенаправленной деятельности на музыкальных занятиях основано, прежде всего, на интересе. Можно выделить ха­рактерные возрастные особенности проявления творческих черт младших школьников, выраженных в направленности, с учетом природного и социального факторов развития ре­бенка. Итак, возрастные особенности проявления творчес­кой направленности детей при поступлении в школу харак­теризуются:


а) сохранившейся природной активностью;

б) природно и социально обусловленной жаждой познания;

в) стремлением самостоятельно осваивать мир («я сам»),

г) потребностью самовыражаться в активной деятельности;

д) проявлением интереса к непознанному;

е) готовностью усваивать новые способы продуктивной деятельности;

ж) «подвижным» активным воображением;

з) способностью к фантазированию.

При этом фантазирование как проявление творческой направленности характеризуется у детей данной возрастной группы широтой интересов, но отсутствием глубины; ин­тенсивностью, подвижностью творческой активности, но отсутствием устойчивости; действенностью творческих ак гов, которые не всегда завершаются результативностью и не всегда продуктивны. То есть детей нередко увлекает сам процесс, а не результат деятельности. При этом значимость творческой направленности нередко зависит лишь от уста­новки взрослого, а не от внутренней мотивации ребенка.

Поскольку музыкальное фантазирование включает са­мые разнообразные виды деятельности, направленные на развитие вербальной, пластической, графической, ритми­ческой, тембровой природно необходимой и социально обусловленной свободы самовыражения, то развитие твор­ческой направленности как качества личности возможно осуществлять в рамках музыкальных занятий.

Какова же природа возникновения фантазирования, ле­жащего в основе творческой активности и проявляющегося в творческой направленности детей? У ребенка под воздей­ствием среды возникает конфликт между избытком внеш­ней информации и неумением эту информацию объяснить. Именно фантазия и воображение позволяют домыслить ре­бенку недостающие звенья. В дальнейшем развитое вообра­жение может стать активным средством преобразования действительности.

Бытует мнение, что воображение детей богаче, чем у взрослых Однако JI.C. Выготский убедительно доказал, что воображение ребенка развивается по мере накопления эмпирического опыта. Учитывая положение JI.C. Выготс кого, все же необходимо частично согласиться с первой точ­кой зрения. Воображение у детей характеризуется большей подвижностью, парадоксальностью, мифологичностью, чем у взрослых, т. е. оно более динамично.

При этом нередко у детей отсутствует, в отличие от взрослых, социальная значимость воображаемого, но ярко выражено отношение к общечеловеческим ценностям («Добро», «Красота», «Истина»), которые они осваивают в сопоставлении с отрицательными образами, поступками, мыслями («добрый — злой», «красивый — некрасивый», «правда — неправда»).

К семилетнему возрасту творчество у детей переходит во внутренний план. Появляется способность подчинять свои творческие планы определенному замыслу. Творчество мо­жет ярко проявляться не только в сюжетно-ролевой игре, но и в продуктивной интересной деятельности.

Творческая активность детей проявляется сначала в не­посредственном, затем косвенном подражании и характе­ризуется словом «Почему?». То есть творческий процесс ребенка на первом этапе фантазирования носит подража­тельный, наглядно-действенный характер и зависит от развивающей деятельности Создание условий для фанта­зирования обеспечит развитие воображения и творческой направленности личности. (Условие: пооражательность в фантазировании.)

Творческая направленность детей 7-9 лет характеризу­ется стремлением к обоснованию выбора и проявляется в виде установки и вопроса: «Почему именно так, а не ина­че?» То есть выбор у ребенка играет большую роль, при этом можно отметить и легкость переключения ребенка с одного вида деятельности на другой. Таким образом, ребенок легко способен переключаться с одного вида фантазирования на другой, например, с вербального на ритмическое, с графи­ческого на пластическое. (Условие: переключаемость в фан­тазировании.)


Привлечение детей к образной фантазии, к произволь­ным воспоминаниям в образах позволяет им свободно вы­ражать свои внутренние устремления. Это означает начало формирования внутренней самостоятельной жизни. (Усло­вие: образность я фантазировании.)

Рассматривая творческую активность ребенка как его стремление к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованию под воздей­ствием внешних и внутренних стимулов, проявление творческой активности часто соотносят с обычной игрой. Однако творческая активность есть форма самовыраже­ния. (Условие: стремление к самовыражению в фантазиро­вании.)

Творческая активность понимается как качество лично­сти, которое включает осознание творческого освоения действительности, готовность и желание внести элемент нового в исполняемую работу, умение преодолевать трудно­сти, стремление добиваться поставленной цели, осуществ­лять замысел. (Условие: внесение элемента нового, постанов­ка цели и осуществление замысла в фантазировании.)

Причинами возникновения творческой активности яв­ляются возникающие противоречия: природные любопыт­ство, пытливость ребенка; стремление, жажда познания. (Условие: нахожоение собственного способа решения противо­речия и удовлетворения люоознательности, интереса в про­цессе фантазирования.)

Путь творческого становления личности описал К.Э. Циолковский: сначала человек открывает истину, известную многим, затем открывает истину, известную некоторым, и, наконец, открывает истину, которая неиз вестна никому. Если учитывать возрастные особенности детей, творческое отношение к жизни, а не научное твор­чество, степень творческой активности и способность к фантазированию, то идея К.Э. Циолковского может быть интерпретирована с педагогических позиций следующим образом.

Ребенок проходит три этапа развития творческой на­правленности.

На первом этапе ребенок, опираясь на эмпирический опыт, а также интуитивно следуя социальным законам и установкам педагога, знакомится со способами фантазиро вания (способ освоения поисково-подражательный).

На втором этапе он осваивает способы фантазирова­ния в сотворчестве с окружающими и в процессе индиви­дуального самовыражения (способ освоения поисково-эврис­тический).

На третьем этапе он овладевает способами фантазиро­вания, которые позволяют ему самостоятельно создавать воображаемую действительность (способ освоения поисково- креативный).

Препятствиями к фантазированию могут стать следу­ющие причины. Творческая активность детей может по­давляться окружающими, что приводит к появлению детей двух типов. Примером первого типа являются дети, склон­ные к самозапрету или условно «интерпретаторы». В му­зыке они могут точно интонировать, правильно выучивать и точно выполнять простые задания, но дух творчества у них чаще всего отсутствует. Им трудно сохранить творчес­кую направленность в будущем, поскольку она у них заме нена на стандарты, шаблоны, привычные для взрослых клише.

Другой тип детей, условно «разрушители», на подавле­ние извне реагируют отрицательной активностью. Тяга к исследованию побуждает их разрушать то, что малопонят­но. В исполнении музыки они могут быть свободными, им­пульсивными, эмоциональными, но доучивать песню, ра­ботать над техническими трудностями в ней им не нравит­ся, им легко дается произвольная импровизация, которая иногда граничит с неорганизованностью, но трудно дослу­шать музыкальное произведение до конца.

Педагог может разрушить уже сложившиеся стереоти­пы, сохранить природную способность к активности и, в условиях сложившихся музыкальных стандартов, помочь освоить новые способы активизации творческой деятель­ности детей. При определенных педагогических условиях каждый ребенок способен пройти путь естественного осво­ения социального, в том числе музыкального, пространства, времени, темпа, ритма, динамики.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.021 с.)