Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дмитрий Дмитриевич Шостакович 1906-1975Содержание книги
Поиск на нашем сайте Дмитрий Дмитриевич Шостакович — русский композитор советского периооа. Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры XX века. Особенно велико значение Шостаковича-симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские размышления, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос хуоожника-гума- ниста, борца против зла и социальной несправедливости. Его симфонии, а также ряо фортепианных сочинений получили признание во всем мире. Прооолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки, Шостакович создал свой неповторимый стиль, который заключается в динамике, контрастах, тема- тизме и ярких музыкальных образах. Великий советский композитор, пианист, пеоагог и общественный деятель. Народный артист СССР, доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда, секретарь Союза композиторов СССР, депутат Верховных Советов РСФСР и СССР, почетный доктор Оксфороского университета, почетный член множества иностранных академий музыки, член Советского и Всемирного комитетов защиты мира, Славянского комитета СССР. Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в семье польских иммигрантов. Начал обучение музыке в девять лет сначала у матери, затем у детских педагогов. У него была превосходная музыкальная память, абсолютный слух, он быстро овладел свободным чтением нот с листа. Контрасты его жизни уже просматривались с детства. Музыковеды называют его музыкальным вундеркиндом и обычным городским мальчишкой. Его мызыкальные способности были замечены директором Петроградской консерватории А.К. Глазуновым, ко Глазунов не любил музыку Шостаковича и называл ее «отвратительной», но он понимал, что за этим талантливым студентом стоит будущее музыкальной культуры России. Смерть отца в 1922 году, увольнение матери, голод, разруха в послереволюционном Петрограде привели к необходимости работать тапером в грязных, душных кинозалах за мизерную оплату. Сопровождая на фортепиано немые киноленты, Шостакович развивал искусство импровизации и постигал новаторский, «монтажный» способ организации времени, характерный для раннего кинематографа. Это сказалось на его произведениях в будущем. Параллельно благодаря консерваторским преподавателям молодой композитор освоил лучшие классические традиции русской музыки: лирико-драматический симфонизм П.И Чайковского, сатиру с реалистичной вокальной интонацией М.П. Мусоргского. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году — по классу композиции. Уже к окончанию учения в консерватории в качестве дипломной работы Шостакович представил Первую симфо нию, которая привлекла публику своим новаторством в сочетании с лучшими традициями классической музыки. Юношеский оптимизм и свежесть звучания были высоко оценены музыкантами, поэтому симфония сразу же вошла в репертуар многих отечественных и зарубежных оркестров. Этому восхождению на мировую сцену как композитора способствовал случай. По традиции русской музыкальной школы, Шостакович собирался выступать как концертирующий пианист и как композитор. В 1927 году он направился в Варшаву на 1-й Международный конкурс пианистов им. Ф Шопена с уверенностью, что победит. Однако он получил только почетный диплом участника. Случилось так, что в конкурсной программе Шостакович исполнял сонату собственного сочинения, и один из членов жюри, дирижер и композитор Бруно Вальтер, предложил Шостаковичу поиграть еще какие-либо сочиненные им музыкальные произведения. Первая симфония поразила Вальтера, и он попросил Шостаковича прислать ему партитуру симфонии. В этом же сезоне симфония была исполнена в Берлине. Так начался путь произведений Шостаковича по миру. В этом же знаменательном году Шостакович, под впечатлением услышанной оперы А. Берга «Воццек», начал писать оперу «hoc» по повести Гоголя. Театральное чутье и сатирическое дарование автора помогли ему создать произведение, которое было оценено по достоинству публикой. Шостакович работал очень много, и к тридцати годам он уже имел множество сочинений, для фортепиано и струнных инструментов, для голоса с фортепиано, четыре симфонии, три балета две оперы и целый ряд партитур для кино и драматического театра. Его первый балет «Золотой век», вторая опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова с мрачным сюжетом были приняты с большим воодушевлением. Но через некоторое время «кровавая» опера «Леди Макбет Мценского уезда» была подвергнута разгрому в печати за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей «своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Опубликованная статья на страницах центральной советской газеты «Правда» под названием «Сумбур вместо музыки» стала приговором для композитора. На несколько лет до 1937 года такой приговор стал препятствием дня исполнения музыки Шостаковича. Лишь написание прекрас ной Пятой симфонии, которая была исполнена в Ленинг радской филармонии, реабилитировало ее автора Так на протяжении всего творческого пути перемежались восхищение талантом великого музыканта и его осуж дение за написание формалистической и декадентской му зыки. Шостакович покорно принимал в свой адрес обвинения, что и спасло его от тяжких последствий критики. Появление каждой симфонии Шостаковича становилось огромным событием в жизни советской интеллигенции. Пожалуй, ни один из советских композиторов не смог так глубоко и страстно выразить чувства современников, буквально слиться с их судьбою. Особенно это касается Седьмой симфонии Шостакович, которую он закончил в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые ее исполнил. Симфония стала символом сопротивления советского народа фашистам. Так воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде был отдан приказ подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала. Гениальный «эпизод нашествия», мужественные и волевые темы сопротивления, скорбный монолог фагота, который назван «реквиемом жертвам войны», при всей своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом деле обладают огромной силой художественного и духовного воздействия. Умер Шостакович в Москве 9 августа 1975 года, похоронен он на Новодевичьем кладбище. Биографы называют Шостаковича пессимистом с изломанной нервной системой и необычайно приветливым и великодушным по отношению к коллегам и их творчеству. Святой страдалец, страстотерпец, голос распятой большевиками России, высказавший то, чего не могли высказать другие. Русский патриот, борец поотив фашизма, певец и защитник еврейского народа. Гениальный продолжатель романтических и реалистических традиций музыки XIX века, доказавший возможность творческого их развития в новейшие музыкальные времена Смелый авангардист и экспериментатор в начале творческого пути. Величайший симфонист XX столетия, композитор, которому удалось создать в музыке масштабные трагические концепции огромной силы воздействия Основные сочинения Оперы: «Нос» (по Н.В. Гоголю), «Леди Макбет Мценско- го уезда» (по Н. С. Лескову), «Игроки» (по Гоголю). балеты: «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей». Музыкальная комедия: «Москва, Черемушки». Поэмы: «Поэма о Родине», «Казнь Степана Разина» (слова Е. А. Евтушенко). Симфонические произведения: 15 симфоний, симфоническая поэма «Октябрь», Праздничная увертюра; концерты: 2 для фортепьяно, 2 для скрипки. Сюиты: на музыку к балету «Золотой век», на музыку к кинофильму «Златые горы», «Сонеты Микеланджело Буо- нарроти». Камерно-инструментальньШ ансамбли: соната для скрипки и фортепьяно (посвящена Д. Ф. Ойстраху); соната для альта и фортепьяно; 15 струнных квартетов; фортепьянный квинтет. Фортепианные произведения: 24 прелюдии (1933), 24 прелюдии и фуги (1951), 8 прелюдий. Афоризмы (10 пьес), Детская тетрадь, Танцы кукол. Вокальные произведения: оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», 6 романсов на слова японских поэтов, 8 английских и американских народных песен, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно, «Гимн Москве», «Гимн РСФСР» для хора и оркестра. Музыка к спектаклям драматических театров: «Клоп» Маяковского, «Выстрел» Безыменского, «Гамлет» Шекспира, «Салют, Испания» Афиногенова, «Коиоль Лир» Шекспира. Музыка к кинофильмам «Новый Вавилон», «Златые горы», «Встречный», «Любовь и ненависть», трилогия «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Друзья», «Человек с ружьем», «Великий гражданин», «Глупый мышонок» (мультфильм;, «Приключения Корзинкиной», «Зоя», «Пирогов», «Молодая гвардия», «Мичурин», «Встреча на Эльбе», «Белинский», «Овод», «Гамлет». «Год, как жизнь», «Король Лир» и др. Литература Делъспн В.Ю. Фортепианное творчество Д.Д. Шостаковича. — М., 1971. Сабинина М. Шостакович-симфонист. — М., 197b. Д. Шостакович о времени и о себе, 1926—1975 — М., 1980. Данилевич Л.В. Дмитрий Шостакович. — М., 1980. Шостакович Д.Д. Письма к другу Дмитрий Шостакович— Исааку Гликману. — М -СПб, 1993. Хентова С. В мире Шостаковича. Записи бесед. — М., 1996. Дмитрий Шостакович в письмах и фактах — М., 2000
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.24 (0.009 с.) |