Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Композитор — сказочник, мири- нист в музыке, певец русской природы — такими эпитетами награждали Николая Андреевича Римского-Корсакове — русского композитора, дирижера, музыкально-общественного деятеля. Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта. Николай Андреевич Римский-Корсаков как-то сказал: «Мой род — это сказка, былина и непременно русские». Композитора воохновляла красота народного искусства, русских песен, сказаний, обрядов. Страницы русской истории, экзотические образы Востока, картины природы словно оживают в музыке Римского-Корсакова. Профессор Петербургской консерватории, директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка, глава композиторской школы. Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в маленьком провинциальном городке Тихвине Новгородской губернии. Поэтическая скромность и нежность северной природы затем отразилась в музыке композитора. С ранних лет мальчик проявлял музыкальные способности. Уже в два года он хорошо различал мелодии. А в трехлетнем возрасте он отлично исполнял ритмы на игрушечном барабане, «аккомпанируя» отцу, который играл на фортепиано. Причем малыш очень чутко реагировал на любые изменения темпа и ритма и остановки, которые отец нарочно делал. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано. В восемь лет будущий композитор уже начал сочинять музыку. Но занятия музыкой считались проявлением высокой культуры и были лишь ссмсйной традицией. Для него была из Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он обучался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В.А. Римского-Корсакова, просвещенного и одаренного человека. Будущий композитор понимал, что нужны систематические и серьезные занятия музыкой, и начал брать уроки у музыканта. В этот период он познакомился с Балакиревым, который впоследствии стал главой группы русских композиторов — «Пятерки», или «Могучей кучки». Балакирев настоятельно советовал талантливому 17-летнему юноше, едва знакомому с азами музыкальной теории, сочинить серьезное произведение. Так появилась первая симфония, созданная русским композитором. По окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трехгодичное кругосветное плавание, и его связь с петербургской музыкальной жизнью была прервана. Море поразило молодого Корсакова своей удивительной разнохарактерной красотой. Из его писем известно, что он наблюдал, тонко чувствовал и запоминал картины океана. Он писал о том, как вода в океане могла превратиться после шторма из зелено-серого в чудный синий цвет. Его поражали изящно выскакивающие из воды летучие рыбы. Незабываемыми для него казались ночи, когда океан светился великолепным фосфорическим светом. Возвратился он в Петербург с огромными впечатления ми, которые ему хотелось воплотить в музыкальных образах. Он отдавал музыке все время, свободное от службы. Очень скоро его репутация как музыканта стала столь высокой, что в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. Занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины, восполняя имеющие пробелы в музыкальном образовании. В этот же период он не оставлял свое любимое занятие: сочинение музыки. Так, в этот период была закончена Первая симфония, созданы опера «Псковитянка», ряд симфонических произведений, романсов. В 1872 году Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей и первым ценителем его музыки. Римский-Корсаков, помимо творчества, успешно занимался организаторской деятельностью: он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, затем руководителем Бесплатной музыкальной школы, помощником управляющего Придворной певческой капеллой. Одной из ведущих тем его творчества и источником вдохновения является тема моря. Совершив кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы, Римский-Корсаков многократно обращался к теме моря в своих произведениях. Композитора привлекает былина о новгородском гусляре Садко, и он создает симфоническую картину «Садко», а затем одноименную оперу, в которых особое место отводится теме моря. Используя разнообразные сюжеты: от старинных русских легенд («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии») до восточных сказок «Тысяча и одна ночь» («Шахеразада»), — Римский-Корсаков неизменно включает картины морских просторов. Особенно притягивают композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла. Опера «Снегурочка» по «весенней сказке» А.Н. Островского показывает жизнь сказочных берендеев, не отделимой от природы, ее одушевленных фантастических сил. Музыка Римского-Корсакова чрезвычайно лирична, поэтична и изобразительна. Например, фрагменты «Три чуда» из оперы «Сказки о царе Салтане» и программные симфонические произведения «Шехеразада», «Испанское каприччио» чаруют красками оркестра, который создает не- повторимые картины могучего моря, битв, волшебных превращений. Из камерных сочинений художественную ценность представляют романсы. Он написал всего 79 романсов, и каждый из них представляет собой завершенное художественно ценное камерное музыкальное произведение. Римский-Корсаков — автор популярных красочных музыкальных произведений, которые знают до сих пор. Отдельные его произведения являются его визитной карточкой в наше время: всем знакомы и очень популярны, на пример, «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» или «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». В операх «Царская невеста» по драме JI.A. Мея, «Моцарт и Сальери» по одноименной трагедии А.С. Пушкина композитор обращается к драматической теме, музыкальными средствами он повест вует о судьбе отдельных личностей, трагических событиях и личной драме Здесь проявляется его активная социальная позиция, и в искусстве, и в жизни. Так, в 1905 году во время революционных волнений Н. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов. За это его исключили из состава профессоров. Вся музыкальная общественность и молодежь встали на защиту прав Римского-Корсакова, и он был возвращен в консерваторию. Испытав воздействие прогрессив ных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты, силы и мощи про грессивных идей, в неиссякаемый источник музыкального творчества. Не только творчество, но и вся деятельность Римского-Корсакова повлияла на русскую музыкальную культуру. Много сил и времени он отдал завершению произведений А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, обработке народных песен. Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижера сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников такие замечательные композиторы XX века, как А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский. Умер Римский-Корсаков в Любенске близ Луги (Петербургской губернии) 21 июня 1908 года. Почтить его память пришли многие музыкальные деятели, его ученики и последователи. Его музыкальное наследие огромно, его музыкальная школа развивается до сих пор, он встал в ряд с величайшими русскими композиторами XIX века: П.И. Чайковским, М.П. Мусоргским, А.П. Бородиным. Основные сочинения 15 опер: эпические, сказочные, историко-бытовые, в том числе «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кашей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». Вймфонические и инструментальные произведения: 3 симфонии, «Испанское каприччио», «Шехеразада», концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая сюита «Анчар», Воскресная увертюра «Светлый праздник», инструментальные ансамбли. Вокальные произведения: кантаты «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге»; около 80 романсов, из них «Пророк», «Нимфа», «Анчар», цикл «У моря», обработки русских народных песен. Завершил ряд произведений М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, А.С. Даргомыжского. Литература Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 2004. Данилевич Л. Последние оперы Н.А. Римского-Корсакова. — М, 1961. Гнесин М.Ф. Мысли и воспоминания О Н.А. Римском Корсакове — М., 195b. Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. — М., 1988. Образцова И. Николай Андреевич Римский-Корсаков. 1844—1908: Краткий очерк жизни и творчества: Книжка для юношества. — Л., 1964. Ястребцев В. В. Воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове: В 2 т. — Л., 1959-1960.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.009 с.) |