Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синестетическое воздействие аудиальной информации

Поиск

Синестезия (от гр. — совместное чувство, одновремен­ное ощущение) означает соощущение. Мы знаем, что все органы чувств у человека взаимосвязаны и, естественно, на раздражение одного органа реагируют другие. Долгое рас­сматривание, например, голубого цвета улучшает зрение, а красного — ухудшает. Исследования Л.А. Шварца показа­ли, что существует также связь между цветом и слуховой чувствительностью: воздействие зеленого света повышает слуховую чувствительность, красное освещение снижает слуховую чувствительность.

Любое звуковое воздействие влияет не только на органы чувств, но и на весь организм в целом. Длительное воздей­ствие высоких колебаний, близких к ультразвуковым, вы­зывает ощущение головокружения. Ультразвуковой диапа­зон вызывает чувство безотчетного страха, тревоги. Извест­но, что во время звучания музыки постепенно происходит синхронизация дыхания человека и темпа музыки

В природе также существует синхронизация различных по направленности энергий. Преобразование акустической энергии в электромагнитную известно людям с давних вре­мен: гром и молния, электризация при трении, ударе.

Наиболее ярко проявляется синхронизация цвета и зву­ка, поэтому уже с давних времен она волновала философов, естествоиспытателей, ученых.

В эпоху Возрождения зародилась идея синтеза звука и цвета, и это не случайно. Многие творцы этого времени были одновременно и художниками, и музыкантами, и ар­хитекторами, и инженерами, и философами. Леонардо да Винчи известен как изобретатель, естествоиспытатель, ко­торый серьезно изучал строение животных, человека и не только был скульптором, архитектором и живописцем, но и создавал теоретические труды по математике, механике, ес­тественным наукам, был музыкантом, играл на кифаре.

Интерес к экспериментированию над звуком и цветом был высок. Например, миланский живописец и музыкант Д. Арчимбольдо, проигрывая гаммы, показывал своим уче­никам разноцветные карточки, которые, по его мнению, соответствовали звучанию той или иной ноты.

Глубокие научные исследования в этой области провел Ньютон. Он попытался найти общее между солнечным спектром и тонами гаммы. В результате появилась такая таблица:

До красный
Ре фиолетовый
Ми синий
Фа голубой
Соль зеленый
Ля желтый
Си оранжевый

 

Исследования в последнем столетии подтвердили, что между звуком и цветом действительно существуют синхрон­ные процессы, несмотря на то что природа звука и цвета различна и скорость света (300 ООО км/сек) в миллион раз больше скорости звука (332 м/сек). При этом звук рождает­ся из тишины, а цвет появляется из темноты. Отличие зак­лючается еще в том, что звук — акустические колебания звуковой волны — составляет 10 октав, а цвет — зрительное
восприятие — по частотам электромагнитных цветовых ко­лебаний составляет всего 1 октаву.

Интересные эксперименты по взаимодействию цвета и звука стали проводиться с начала XX века. С.М. Эйзенш тейн поставил в Большом театре оперную тетралогию Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов», в которой использовал светомузыку. Известны цветовая симфония «Жар-птица» и световая поэма «XX век», поставленные Ф.И. Юрьевым и исполненные в Киеве на концерте музыки Света. Но созда­телем цветомузыки в России заслуженно считается А. Скря­бин. Он создал цветовую аппаратуру к «Поэме огня» («Про­метей»), которая состояла из 12 лампочек, расположенных по кругу на потолке Эти лампочки были покрыты лоскут­ками разноцветной материи. Композитор играл на рояле, а его жена, пианистка, нажимала на кнопки, которые были присоединены к светильнику. Так создавалась цветовая партитура «Поэмы огня».

Сине-белесый Зеленый Оранжевый Красный, темный

Экспериментирование чрезвычайно оживляет работу с детьми. Можно предложить им послушать и посмотреть му­зыкально-звуковую систему Скрябина, узнать, в каком цве­те он видел каждый звук (рис. 1).


Стальной с металлическим оттенком Пурпурно-фиолетовый Синий, яркий

Стальной с металлическим оттенком Фиолетовый
Рис. 1. Музыкально-звуковая система А. Скрябина

 

4. Зак. 887

Известно, что у каждого человека одна из систем — аудиальная, визуальная или кинестетическая — является ведущей. Считается, что у музыкантов ведущей должна быть аудиальная система. Но в действительности это не всегда так. Многие великие музыканты имели ведущую визуаль­ную систему и поэтому обладали ярко выраженным цвето­вым слухом.

Хотя приоода звука и цвета различна, многие компози торы обладали цветовым слухом: Скрябин, Римский-Кор саков, Вагнер, Дебюсси, Чюрленис. Некоторые из них пы­тались соединить отдельные звуки или тональности с цве­том. Но каждый композитор видел звуки в различных цве­тах. Бетховен «видел» тональность си минор черной, Лист свою музыку - фиолетовой.

Если сравнить музыкально-звуковую систему Скряби­на и Ньютона, то можно заметить некоторое сходство, а иногда и полное совпадение. Однозначно звук до опреде­ляется в сознании человека как твердый, устойчивый. И ученый, и композитор обозначили этот звук красным цветом. Ре у Ньютона и ре-бемоль у Скрябина фиолетового цвета, а ми у обоих —. олубого. Дальше идут разночтения. Но если у Ньютона последовательность цветов радуги со­впадает с до-мажорной гаммой, то у Скрябина появляются изменения и варианты, хотя тенденция к синхронизации цвета и звука в целом сохраняется.

В каждом классе есть дети с ярко выраженным «зри­тельным слухом». Для них чрезвычайно важно организовать работу так, чтобы они не только слушали музыку, но и мог­ли ее «увидеть», зрительно представить.

Для этого следует постоянно обращаться к зрительным образам, представлять их и подробно описывать. Представ­ление и описание зрительных образов при восприятии зву­ков также полезно и для детей с развитой аудиальной и ки нестетической системами, так как обостряет их слух и по­зволяет обогатить опыт дополнительными ощущениями, развивает память.


Но особую роль синестетические ощущения играют в развитии тембрового слуха. Поскольку тембр — это окрас­ка, т. е. качество звука, то умение образно его охарактеризо­вать и есть собственно синестетические ощущения. «Колю­чий звук», «холодная тишина», «серебристый голос», «лег­кое сопрано», «бархатный баритон» — все это признаки си­нестезии, всего лишь образная характеристика звуков, голосов, состояний. Тембровое фантазирование поможет детям полнокровнее ощущать звук, соотносить эти ощуще­ния и осмысливать их значимость в создании музыкального образа.

Тембровое богатство голосов природы, певческих чело­веческих голосов, звучания хоровых коллективов, музы­кальных инструментов и целых оркестров очевидно. Не слу­чайно человек на протяжении многих веков стремился при­думывать и создавать сначала разнообразные народные инструменты, которые по звучанию близки к звукам приро­ды, а затем многочисленные струнные, духовые, ударные инструменты симфонического оркестра, которые отвечали требованиям эстетического вкуса публики, искушенной в музыке.

В общеобразовательной школе дети знакомятся с орке­стровыми группами музыкальных инструментов, со звуча­нием отдельных музыкальных инструментов. Однако оха­рактеризовать их тембр часто затрудняются не только дети, но и педагоги. Это связано с тем, что педагоги практически не уделяют внимания синестетическим ощущениям, а иног­да и игнорируют значение цвета, зрительного образа, кине­стетических ощущений, которые вызывает музыка. Некото­рые педагоги аргументируют это тем, что природа звука и цвета различна, что анализ зрительного образа снижает ху­дожественную ценность музыкального произведения и не отражает его специфику. Но если бы Римский-Корсаков, Скрябин, Дебюсси не обладали цветовым слухом, то мы никогда не услышали бы «Шехеразаду», «Прометея», «Лун­ный свет» и многие другие произведения великих компози­торов, которые написали свою музыку под влиянием зри­тельных образов. Человек целостен, и игнорировать полно­ту его ощущений — значит лишать его индивидуальности, уникальности, самобытности.

Поскольку у каждого ребенка преобладает одна из сис­тем восприятия (визуальная, аудиальная или кинестетичес­кая), то, помогая детям осваивать звуковой мир, педагогу важно помнить, что «визуалисты» или «кинестетики» плохо слышат музыку, но хорошо «видят» или «ощущают» ее. Пер­вая информация о звуковой среде поступает через ведущую систему, поэтому оптимальный вариант освоения звуковой информации — многократное прослушивание музыки при ее восприятии всеми системами одновременно или после­довательно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.241 (0.007 с.)