Музыкотерапия и ее педагогические возможности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкотерапия и ее педагогические возможности



Каково же истинное предназначение музыки в жизни человека? Об этом блестяще писал еще в I веке н.э. Сенека в письмах к Лукрецию, утверждая, что суть музыки не в том, как согласуются между собой высокие и низкие голоса, как возникает гармония звучащих струн, издающих разные зву­ки. Суть музыки — создание в душе согласия, чтобы помыс­лы человека не расходились с убеждениями. Важно не то, что лады звучат жалобно, а то как среди превратностей судь­бы не проронить ни звука жалобы[20].

Музыкотерапия является частью оздоровления, сохра­нения традиций и гармонизации личности со средой и ми­ром в целом. О сильнейшем воздействии музыки на орга­низм человека знали еще в древние времена и использовали ее в лечебных целях. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм му­зыки, танца поддерживался игрой на барабанах.

Лечебная музыка выводила, например, испанского ко­роля Филиппа из состояния меланхолии. Английский фи­лософ Спенсер избавился под воздействием музыки от не­вралгических болезней, поэт Байрон — от расстройства пи­щеварения.

В конце XIX века в клиниках Италии, а затем Франции появились специальные служители-музыканты, которые проводили лечение музицированием. Музыка помогала больным быстрее вставать на ноги.

Русский ученый А.М. Бехтерев в начале XX века создал «Общество для выяснения лечебного значения музыки». Создатель фонографа, изобретатель Эдисон посвящал ут­ренние часы музыке. Из 600 записей Эдисон выбрал около 100. И опробовал их на взрослых и детях. Одни произведе­ния предназначались для развития воображения, другие — для приятных воспоминаний. Была определена музыка для воспитания чувства товарищества, для пресечения детских шалостей.

Но воздействие музыкального произведения зависит также от индивидуальных особенностей человека, от харак­тера работы. Хотя существуют общие законы в музыкотера- пии, например, при тяжелом нервном расстройстве музыка не должна «противоречить» настроению больного. Мело­дичная музыка действует как обезболивающее. Она исполь­зуется в кабинетах хирургов и дантистов. Если человек чрез­мерно угнетен, ему принесет облегчение печальная музыка, возбужден — успокоят звуки бравурной музыки. Если чув­ства неглубокие и человек сам готов к изменению настрое­ния, то в таком случае по его желанию можно использовать музыку, противоположную его эмоциональному состоянию грустная музыка успокоит, а радостная — снимет грусть. Выбор метода зависит от глубины чувств Чем в более деп­рессивном состоянии находится человек, тем в большей степени музыка должна гармонировать с его состоянием. Данное положение необходимо учитывать при использова­нии функциональной музыки в работе с детьми.

Французский композитор Марена Маре лет 200 назад писал музыку, направленную на лечение различных заболе­ваний. Цикл из 12 сонат был предназначен для лечения по­дагры, соната для альта и клавесина использовалась для со­провождения операций. И никто этому не удивлялся, в то время лечебное музицирование было модным в великосвет­ских салонах. Врачи прописывали музыку своим пациентам от множества болезней. Предписания выполнялись легко, так как у знатных особ на службе состояли музыканты. Даже барабан мог стать «лекарем»: «Желудок любит ритм» — ут­верждали врачи в то время, поэтому обеды сопровождались барабанной дробью.

Почему бурлаки пели во время работы? Оказывается, если поднимать ящики одинаковой величины и тяжести, то более легким покажется тот, который поднимали под музы­ку. Люди заметили это еще в старину и поэтому выполняли тяжелую работу под песню.

Природа также реагирует на созданные человеком му­зыкальные произведения. Один австрийский садовод иг­рал на скрипке каждое утро по полчаса в саду для цветов и овощей. Окраска растений отличалась яркостью, они росли быстрее, чем растения у соседей. Скрипичные концерты их «вдохновляли». Оказывается, различные звуковые волны благоприятно воздействуют на развитие клеток. На птице­фабрике в Минске однажды включили магнитофон, и вдруг куры перестали кудахтать, затихли, стали «клевать» носом, задремали. Когда сменили грустную музыку на веселую, она подействовала возбуждающе. После долгих экспериментов определили, что самой благоприятной является легкая, не­навязчивая музыка. Куры хорошо растут, несутся и стано­вятся активными, подвижными.

Звуки могут оказывать влияние на атмосферу и даже ее менять. Еще в Древней Руси считалось, что звон колоколов отпугивает молнии. Мощные вибрации воздуха под воздей­ствием звукового потока, издаваемого колоколами, защи­щали от энергетической силы молнии.

Во время войн также активно использовали музыку. Во­енные песни и марши не только воодушевляли бойцов, но и вызывали агрессию, заглушая страх и возбуждая ненависть к врагу. Современные музыканты с помощью ритма, воз­действия чрезмерно высоких и низких частот, силы звука могут доводить себя и публику до экстаза. Леннон катался по сцене, музыканты группы «Ху» взрывали на сцене авто­мобили, группа «Кисс» потрошила козлят Во время выс­туплений «Битлз» в Соединенных Штатах в 1965 году было убито и затоптано около 100 человек. Во время выступления Пола Маккартни в Венеции в '979 году рухнул деревянный мост. Концерты «Пинк Флойд» в Шотландии закончились треснувшим мостом и гибелью рыбы в ближайшем озере. Швейцарские медики доказали, что реакция на раздраже­ние под воздействием такой музыки снижается в 3,5 раза.

Примеры можно продолжать. Важно оберегать детей от подобных сильных воздействий музыки на их организм и неокрепшую психику.


Пагубное воздействие чрезмерно агрессивной и мощ­ной музыки на организм человека и природу очевидно. Но почему же вновь человек стремится испытать то особое на­слаждение, которое граничит с разрушением, уничтожени­ем9 Это связано со стремлением снять социальные запреты, психологические комплексы, физиологическое напряже­ние. Чем больше у человека проблем, тем более сильное средство он ищет, чтобы защититься от них. Агрессивную музыку он выбирает как панацею от всех бед и проблем, не понимая, что постепенно попадает в зависимость от нее.

Еще в XVI веке врач Парацельс говорил, что все есть яд, все есть лекарство. Важна только мера. Действительно, шумы природы благоприятны для человека, мощные же ар­тиллерийские раскаты оглушают и лишают человека слуха.

О сильнейшем воздействии музыки на ооганизм чело­века знали еще в древние времена и использовали ее в тера­певтических целях. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм му­зыки, танца поддерживался игрой на барабанах. Так выле­чивалось, например, заболевание от укуса тарантула' во вре­мя быстрого танца яд «вытанцовывался», удалялся из орга­низма через потовые железы. Музыка использовалась при врачевании других болезней: эпилепсии, психических забо­леваний.

Действительно, в момент мощного звукового потока ос­вобождается подсознание от наслоения условностей, комп­лексов и мышечных зажимов. Но терапевтическую функ­цию может выполнить лишь организованный, негромкий звуковой поток. Благоприятное воздействие могут оказы­вать природные звуки и классическая музыка. Установлено, что полезны для человека некоторые произведения Грига, Бетховена, Моцарта, Чайковского. Баха (Третий Бранден- бургский концерт).

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно использовать в работе с детьми. Так, раз­дражение, гнев можно снять музыкой Вагнера («Хор пилиг­римов»), от угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Бетховена («К радости»), при нервном истощении можно использовать музыку Грига («Утро»), Есть произведения, которые улучшают внимание, помогают сосредоточиться. К ним относятся «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.

В современном мире выделяют два направления музы- котерапии: воздействие музыки сопровождается комплек­сом искусств (изотерапии, сказкотерапии и др.); музыка как самостоятельный способ воздействия на человека. В первом случае влияние музыки достигает эффекта под воздействием синестетических ощущений, возникающих в результате визуального, аудиального и кинестетического воздействия слова звука, цвета, формы. Во втором случае воздействие музыки более действенно и достигает эффекта благодаря специфическому воздействию на слуховые ре­цепторы и на основе вибрационного действия звуковых волн на организм человека.

Музыка приобретает терапевтическое свойство в том случае, если она воздействует на все процессы: сознатель­ные, подсознательные, бессознательные. Ведущими в дан­ном случае становятся бессознательные процессы, посколь­ку именно бессознание активизирует в человеке его потен­циальные возможности.

Известно два исторически сложившихся способа воздей­ствия музыки: имагогический и релаксационный. Каждый способ свои истоки берет в различных типах культур: запад­ной и восточной — и отражает различные способы мышле­ния. Имагогический (от итал. immagine — образ) способ воз­действия основан на анализе возникающего образа. Поэтому не случайно распространены в русской и шире европейской культуре сонники, увлечение разгадыванием снов.

Научные психологические исследования в области бес­сознательного и подсознательного основаны на анализе сновидений и интерпретации возникающих образов (Юнг, Фрейд). Во второй половине XX века появилась наука има- гогика (А. Менегетти), которая основана на изучении обра­зов. возникающих у человека под воздействием окружаю­щей среды и искусства. Научный анализ музыкальных обра­зов в имагогике проводится на основе художественных средств выразительности и владения особой техникой рас­познавания семантического поля[21].

Основным методом в имагогике является анализ под­сознательных процессов, которые возникают в виде обра­зов. Однако данный подход требует специальной подго­товки и в полном объеме применяется в психотерапии. В педагогических условиях используются лишь отдельные методы.

Релаксационый способ основан на полном погружении в бессознание. В данном случае важным становится полное расслабление, отсутствие образов (подсознательных про­цессов) и осмысления всего происходящего (сознательные процессы). Такое погружение помогает человеку остаться один на один с собой и гармонизовать все процессы. Эф­фектом релаксации является улучшение самочувствия, сня­тие напряжения, интуитивный выбор верного решения в создавшейся ситуации. То есть осмысление в данном случае заменяется интуицией и «доверием» к самому себе. В педа­гогическом процессе такой способ применяется в виде не­глубокого «погружения в себя» («Дети, закройте глаза, по­ложите голову на парту и послушайте музыку»).

Приемы музыкотерапии можно использовать в работе с детьми. Однако в полном объеме музыкотерапию приме­нять в условиях школы не рекомендуется. Это еще связано с возрастными особенностями детей: ребенок младшего школьного возраста открыт миру, в том числе и аудиальной информации, поэтому он еще не защищен от ее воздей­ствия.

Вопросы и задания

1. Каковы истоки музыкотерапии?

2. Каково воздействие музыки на бессознательные и подсознательные процессы?

3. В чем заключается сущность методов музыкотерапии и их педагогические возможности?

4. Составьте список музыкальных произведений из про- пэаммы «Музыка» для первого класса, которые можно ис­пользовать для создания спокойной атмосферы в классе.

Рекомендуемая литература

1. Бюхер К. Раоота и ритм — М., 1899.

2. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. — СПб., 1995.

3. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. — М , 1965.

4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура бeзмoлвcтвv- ющего большинства. — М., 1990.

5. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард- Левина — М.. 1989.

6. Козлов А.С. Рок: истоки и развитие. — М., 1998.

7. Кокарев А.И. Панк-рок от А до Я. — М., 1992.

8. МакДермот А. Лирическая рок-энциклопедия. — М.,

1993.

9. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотера- пию. — СПб., 1992.

10. Мировая культура и искусство / Под общ. ред А.В. Не- знамова. — Воронеж, 2001.

11. Образцов С. Театр китайского народа. — М., 1957

12. Осеннева М.С., Безборобова Л.А. Методика музыкально­го воспитания младших школьников. — М., 2001.

13. Фань Вень-лань. Древняя история Китай от первобытно­общинного строя до образования централизованного феодального государства. — М., 1958.

14. Федоров Е. Рок в нескольких тицах. — М., 1989.

15. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как ос­нова развития мирового музыкального искусства // Ме­тодика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. — Уфа, 1990.



Глава II АУДИАЛЬНОЕ КАК ПРЕДМУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Введение понятий аудиального и предмузыкального развития детей обосновано рядом причин. Прежде всего тем, что ребенок попадает в музыкальную среду в условиях школы неподготовленным к восприятию классической му­зыки, которая прошла огромный путь развития от зарожде­ния форм до их сложного функционирования в современ­ной классической музыке. Следующей причиной необходи­мости аудиальной и предмузыкальной подготовки детей по освоению музыкального искусства можно назвать огром­ный диапазон шумового и звукового мира, окружающего реоенка. Этот нескончаемый шумо-звуко-музыкальный по­ток дизориентирует ребенка и ставит его в сложные условия выбора, нередко не в пользу классической музыки.

И, пожалуй, наиболее существенной причиной в целос­тном развитии ребенка является генетическое родство рече вых и музыкальных средств выразительности: интонация, темп, ритм, динамика, тембр присущи как речи, так и му­зыке. И если говорить об интеграции искусств в целостном развитии детей, то в поэзии, литературе, как и в музыке, главным является художественный образ, создаваемый по­этом, писателем, композитором.

Что касается воспитательной работы во внеклассное время, содержания программ по музыке для начальных классов, созданных в последние годы, одной из важных за­дач ставится создание целостной музыкальной картины мира. Создание такой картины основано на музыкальном опыте, который связан с общим уровнем развития культуры человечества.

В педагогической литературе термин «аудиальное раз­витие» существует лишь в нейролингвистическом про­граммировании, которое ввели основоположники этого направления Р. Бэндлер и Д. Гриндер. В музыкальный педа гогике предмузыкальному развитию детей не уделяется дол­жного внимания, а аудиальное развитие детей практически отсутствует. В последнее время данное направление начи­нает активно изучаться как педагогическая проблема[22].



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.013 с.)