Музыкальное воспитание в Японии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальное воспитание в Японии



Страна Восходящего Солнца привлекает внимание свои­ми глубокими традициями, обычаями, которые сохраняют национальную самобытность народа, и легким вхождением в мировое про», гранство, включая экономику, культуру, ис­кусство и образование. Музыкальная культура Японии ухо­дит своими корнями в глубокую древность. Музыкальные традиции этой восточной страны достаточно сильны и кон­сервативны Можно сказать, что музыка в Японии на про­тяжении веков существенно не изменяла своих основ, но при этом всегда впитывала все происходящие изменения и отражала их в музыкальных образах, мелодике и ритмике музыкального фольклора. Как и в других странах, японская музыка основана на традиционной народной музыке, она носит ярко выраженные национальные черты даже в совре­менной классической музыке.

Одним из основных направлений, которое сформирова­лось в IX—XI веках на основе древней музыки, стала музыка гагаку. Музыка гагаку предназначалась и исполнялась при цворе перед аристократией и высшим сословием. Гагаку имеет три важные ветви: заимствованная музыка у других стран, сочиненная в Японии на основе музыкальных на­правлений других стран и национальная японская музыка, которая называется кокуфу-кабу.

Заимствованная музыка гагаку пришла из Китая, Кореи и других юго-восточных стран. В этом направлении наибо­лее распространены музыкальные произведения тогаку, имеющие китайское происхождение, и комагаку, имеющие корейское происхождение. Это инструментальная музыка, и которой отсутствует вокальная партия. Сохранились ори­гинальные произведения с цавних времен до настоящего времени, но впоследствии эти направления музыки стали использоваться в музыкальных произведениях современных японских композиторов.

Национальная японская музыка кокуфу-кабу представ­ляет собой японский песенный танец в сопровождении му­зыкальных инструментов, с обязательным участием игры на барабанах. Она основана на древнейшей японской ритуаль­ной музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний Эта японс­кая музыка ведет свое происхождение от народных песен. Зачастую инструментальное кокуфу-кабу является сопро- нождением при декламации китайских поэм.

Инструменты, используемые в гагаку, состоят из губных гармоник. (Ьлейт, барабанов и цитры. В каждом музыкаль­ном произведении имеет особое значение выбор инстру­ментов в соответствии с жанром музыки, который зависит от ритуалов.

Если музыка гагаку предназначалась для дворцовых це­ремоний, то другой, не менее важный музыкальный стиль сёсё, использовался в ходе буддистских служб. Сёсё по сво­ей сути духовная вокальная музыка, почитаемая в Японии.


Впоследствии стиль сёсё повлиял на развитие японской во­кальной музыки.

Особой популярностью в Японии пользуется народное театральное искусство, которое основано на ритуальных пьесах и крестьянских танцах, исполняемых в момент по­садки риса. Практически во всех японских драматических спектаклях звучит музыка. Более того, народное театраль­ное искусство немыслимо без музыки, они сливаются вое­дино и взаимодополняют друг друга. Например, художе­ственная драма с музыкой хогаку и танцем симаи, стилизо­ванная символическая драма, обычно исполняется несколь­кими актерами-мужчинами и музыкантами. Главный герой часто носит маску, которая соответствует его роли. Завора­живающие ритуальные действия героев в масках, музыка, расплывающаяся дымкой по сцене, замедленные, вырази­тельные танцы создают особую атмосферу значимости и глубины происходящего. Такие музыкальные театры пользуются популярностью у детей, которые с особым тре­петом наблюдают за развитием событий на сцене.

Иная история развития музыки в стиле хогаку. Музыка хогаку пользовалась покровительством высшего военного сословия. В хогаку пение и инструментальное сопровожде­ние выполняют свои функции и строго соответствуют сло­жившимся традициям. Вокальные партии, носящие назва­ние утаи, исполняются актерами и хором из восьми певцов. В этих песнопениях повествуется о происходящих событи­ях. Песнопение чеоедуется с речью, которая имеет особую выразительную интонацию. Сами песнопения происходят от буддистского сказа сёмё. Пение не всегда сопровождает­ся исполнением на музыкальных инструментах, что прида­ет особый интонационный колорит, исходящий от живого голоса. Используемые же инструменты состоят из бамбуко­вой флейты и трех барабанов, что сообщает музыке особую мелодическую прозрачность и четкую глубокозвучную рит­мическую основу.

В японской народной музыке особую роль играют на­циональные инструменты, имеющие богатые разнообраз­ные специфические тембры. В XVI веке с развитием музы­ки произошли изменения в нескольких наиболее распрост­раненных музыкальных инструментах. Примитивная сяку- хати — японская флейта — превратилась в подвижный лег­козвучный инструмент, старая дворцовая цитрг — кото — обогатилась нояыми звукоными красками, трехструнная ги­тара — сямисэн — также в этот период приобретает более изящный вид и выразительное звучание. Все три инстру­мента различными путями дошли до наших времен и оста лись до сих пор популярными национальными инструмен­тами, без которых не обходится ни один национальный праздник.

Сякухаги первоначально являлась любимым инстру­ментом бродячих буддистских монахов, под ее сопровожде­ние исполняли песнопения. С монахами нередко находи лись их ученики, которые учились у них песнопениям и ифе на музыкальном инструменте. Со временем сякухати превратилась в сольный музыкальный инструмент, испол­нение на котором треоовало специального обучения. Рели­гиозная музыка до сих пор исполняется на сякухати, хотя постепенно стали появляться песнопения не религиозной 1ематики, и сямисэн и кото стали использоваться для свет­ского музыкального исполнения, даже в развлечениях. Игре на этих музыкальных инструментах начинают обучать с дет­ского возраста.

Сямисэн очень любим в народе, поэтому его использу­ют в разных качествах; на сямисэн исполняют инструмен­тальную музыку без пения, в сочетании с пением сямисэн выступает не в качестве аккомпанемента, а с самостоятель­ной мелодией. Этот инструмент используют также как ак­компанемент для танца в традиционных драмах кабуки и сказительном пении.

Песни-сказы повествуют истории из жизни японцев, драматические и бытовые сценки, события, произошедшие в личной жизни героя. Часто сказительное пение под ак­компанемент сямисэн зву"ит в кукольных театрах бунраку в момент повествования каких-либо событий.

Существуют хакже инструментальные народные ансамб­ли. Очень популярными являются инструментальные трио, в которых используются все три музыкальных инструмента: сякухати, кото и сямисэн. В последнее время, помимо народ­ных произведений, пришедших с древних времен, появляют­ся песни и произведения для этих инструментов в народном стиле современных композиторов.

Песенное народное творчество Японии, как и у других стран, очень многопланово, разнообразно, охватывает всю жизнедеятельность человека и бытует в разных жанрах. Особенностью песенного фольклора является то, что боль­шая часть песен первоначально восходит к ритуальной му­зыке, религиозным традициям, обрядам. В песнях японцы рассказывали о земледельческом труде, рыболовстве, рабо­те в горах, о жизни людей разных сословий, о красоте при­роды и природных явлениях.

Впоследствии, с изменением жизни, появились новые песни с новым содержанием, старые же песни утратили функциональное значение и связь с народным бытом, как и в Европе, и теперь в основном исполняются либо как про­изведения фольклорного искусства, либо на досуге, для раз­влечения.

Современная популярная музыка не вытесняет, а допол­няет традиционную национальную музыкальную культуру Японии. Японская молодежь с большим интересом отно­сится как к западной современной музыке, так и к совре­менной восточной. Причем имеются клубы любителей джа­за, рок- музыки и поп-музыки, в домах можно услышать итальянские серенады и французские шансоны, одна часть японцев предпочитает латиноамериканскую музыку, а дру­гая — китайские популярные песни. Европейские и амери­канские хиты почти мгновенно получают распространение и в Японии: японская молодежь очень чутко относится к новым направлениям В последние десятилетия многие му­зыканты с большой охотой гастролируют в Японии, по­скольку публика с интересом посещает как концерты лег­кой музыки, так и классической. Полюбившиеся западные песни затем исполняют популярные японские певцы.

Современная японская национальная музыка тоже пользуется неизменным успехом, она называется каёкёку.

Песни каёкёку звучат на концертах в живом исполнении, по оадио и телевидению, их также поют под записанный оркестровый аккомпанемент в барах, ресторанах или дома, это явление получило в России по аналогии с японским название караоке.

Караоке (в переводе с японского «Kara okesutora» — «пу­стой оркестр»), означающее исполнение песни под готовый аккомпанемент с показом на экране синхронизированного с мелодией песни текста, очень популярно в России.

Каёкёку появились в 10-20-е годы XX века. Первона­чально такие песни обычно сочинялись для исполнения детьми в школе. Музыкальные лады каёкёку в детских пес­нях, которые исполняются на уроках музыки и в школьных хоровых коллективах, объединенные в группу рё и ницу, ас­социируются с мужским и женским началом. Мелодии, ос­нованные на пентатонике, часто украшены трелями, кото­рые обычно встречаются в традиционных народных песнях. Сохранение пентатоники как главного элемента каёкёку и особое национальное интонирование позволили сохранить национальный колорит песен даже под сильным влиянием западных популярных песен.

В середине XX века особой популярностью стали пользоваться стили рок-н-ролла и кантри, популярные в ггот период в Европе. В этом стиле стали сочинять и япон­ские композиторы, в том числе и музыку для детей. По­явилось достаточно много самодеятельных групп, хоровых коллективов, оркестров, инструментальных ансамблей, выступающих в стилях рок и кантри. В этот же период стали популярны российские песни. Известно из фонох- рестоматии для начальных классов программы Д.Б. Каба­левского великолепное исполнение песен «Катюша», «Подмосковные вечера» японским инструментальным ан­самблем «Королевские рыцари», которые посетили Рос­сию в 1966 году.

Музыкальное воспитание, как и у любого народа, со­ставляло и составляет важную часть жизнедеятельности японского народа. Психологическая глубина менталитета японского народа, стремление к сохранению традиционного искусства, в том числе и музыкального, открытость новым веяниям — все это отразилось на особенностях музыкаль­ного образования и воспитания в Японии.

Музыкальная педагогика начала активно развиваться в XIX веке. В 1880 году был основан Институт музыкального исследования, появились первые учебники по музыке. То­кийская музыкальная школа, основанная в 1887 году, впос­ледствии преобразовалась в Национальный университет изящных искусств и музыки. Активно стали открываться частные музыкальные школы, переименованные затем в музыкальные институты.

В Японии широко распространено домашнее музыкаль­ное обучение детей, которому уделяют большое внимание. Особое отношение к музыке усиливается тем, что в любых учреждениях на руководящие должности предпочитают на­значать специалистов с музыкальным образованием, по­скольку именно музыка помогает лучше слышать и пони­мать подчиненных, тоньше осознавать и глубже вникать в проблемы.

В Японии поддерживают и развивают музыкальные таланты. Этими проблемами занимается Исследовательс­кий институт воспитания таланта и специальные музы­кальные классы. Несмотря на огромный интерес и повы­шенное внимание к музыкальному образованию, все же не каждая семья может позволить обучать своих детей музыке: плата за обучение в музыкальных классах, шко­лах очень высокая.

В Японии очень развита детская музыкальная самодея­тельность, имеется немало любительских концертных хоро­вых коллективов, камерных ансамблей и духовых оркест­ров. Очень распространено хоровое пение, и практически в каждой школе имеются детские и юношеские хоры, вокаль­ные ансамбли.

Японские детские песни, как традиционные народные, так и современные, очень популярны, они на слуху практи­чески у всех, благодаря тому, что не только исполняются детьми, но и часто звучат в средствах массовой информа­ции. Народный фольклор для детей в Японии включает ко­лыбельные, игровые, сценические, праздничные песни. В песнях рассказывается о детской жизни, о том, как запус­кают воздушного змея, прыгают через веревочку, баюкают кошку, играют в волан, в прятки.

Последние десятилетия прошла волна обновления детс­кого репертуара и содержания песен. Композиторы стали писать песни о счастливом детстве, о красоте природы,

0 забавах и играх детей, о их чувствах и переживаниях.

В современной Японии создан культ знания, образова­ния и высокого уровня культуры труда. Озабоченные мате­ри охвачены стремлением дать блестящее образование сво им детям, определить их в лучшие университеты. Нынеш­них японских мам назвают «кеику мама» — «мама, одержи­мая образованием». Японские школьники не учатся, а учат, jго касается и музыкального образования.

В последние десятилетия реорганизация системы на­родного образования происходила по западному образцу. Эта система разрушила прежнюю сословную систему обра­зования, которая являлась привилегией самураев и высших слоев оощества. Уроки музыки стали вводиться в общеобра- ■ивательные школы, однако система домашнего музыкаль­ного развития и ооучения в специализированных музыкаль­ных школах достаточно развита и является ведущей.

Китайская музыка

«Золотой век», «Шелковый путь», «Великая китайская стена» («Стена слез»), «Поднебесная» — эти слова, которые шает каждый школьник, сразу же ассоциируются с Китаем.)кзотическая страна, с многовековыми традициями, с бо-

1 ым народным искусством, в том числе и музыкальным фольклором, всегда вызывала интерес и любопытство у ев­ропейцев. Китай нам известен по школьным учебникам как родина компаса, пороха и бумаги. Мы на слух можем опре делить, что звучит китайская музыка. Но практически мы ничего не знаем о музыкальном фольклоре этой страны. Маши знания о китаискои музыке ограничиваются «Музы­кой ветра» и «Танцем Чая» — «Китайским танцем» из балета Ii И. Чайковского «Щелкунчик».

Между тем музыка в Китае с древних времен играет ко­лоссальную роль в развитии личности. Конфуций высоко ценил музыку, по его мнению, она способна оказать влия­ние на моральный облик и характер человека. На Востоке отношение к музыке складывалось в системе общего воспи­тания детей. Оно осуществлялось в соответствии с многове­ковыми традициями, сохраняемыми в веках. Это касается и музыкальной культуры в целом. Китайская, как японская и вся восточная, народная музыка сохранила свою самобыт­ность с глубокой древности, обогатившись в период Сред­невековья народными традициями музыкального театра. Постепенно сложились традиции пяти основных жанров традиционной китайской музыки: музыка песенных сказов, инструментальная музыка, песни, танцевальная музыка, музыка местных опер. Все жанры народной музыки сохра­нились в современной китайской музыкальной культуре.

На протяжении столетий создавались трудовые, лири­ческие и обрядовые песни. К древним видам бытующих китайских песен относятся обрядовые песни и инструмен­тальные пьесы. В китайской песне часто отражаются кар­тины природы как живого организма. Трудовые песни раз­нообразны, они включают производственные, земледель­ческие, городские, песни кули, лодочников, ремесленни­ков. Разнообразны также жанры бытовых и лирических песен, отображающих обычаи, образ жизни людей, отно­шение к семье, к стране. Шуточные песни сопровождают­ся своеобразными инструментальными и танцевальными наигрышами.

Древнейшим памятником народного песнетворчества Китая является классическая «Книга песен» — «Шицзина». Некоторые историки полагают, что составление 305 стихот­ворений «Шицзина» принадлежит Конфуцию, который отобрал их из огромного числа народных песен[8]. Разнооб­разные образы этих песен раскрывают все стороны народ­ной жизни, Записи нот древнейших песен «Шицзина» не существовало. Однако они передавались в устной форме из поколения в поколение. Построение стихов, их ритм, по­вторяемость ударных слогов, форма говорят о мелодичнос­ти и певучести стихов.

Более поздние записи напевов «Шицзина», сохранив­шиеся до нашего времени, выстроены на пентатонике. Пен­татоника — пятиступенчатая музыкальная система, звуча­ние которой соответствуе звучанию, например всех чер­ных клавиш на фортепиано. Пентатоника зафиксирована в Китае около IV века до н э А затем получила распростра чение и в других восточных странах, в том числе и в Япо­нии. Хотя пентатоника называется «китайской гаммой», элементы этого лада встречаются также в древнерусском песнопении[9].

Преобладание пентатоники на протяжении многих ты­сячелетий и вплоть до наших дней в самых разнообразных жанрах китайской музыки подтверждается инструменталь­ной музыкой, песнями и гимнами, музыкой традиционного китайского театра.

Пентатоника была разработана китайскими теоретика­ми на основе законов акустики и получила название «люй- люи». Каждая из двенадцати ступеней системы «люй-люи» путем сложной символики была связана с определенными представлениями о жизни природы, общества, семьи, от­дельной личности. Каждая из двенадцати ступеней звуко­ряда символизировала один из двенадцати месяцев, один из лт-падцати часов. Каждому звуку соответствовал опреде- ш-ннмй цвет.

И музыкальной традиции Китая неразрывно взаимосвя- laiM.i текст и музыка, музыка и жест. Вокальная музыка и •майская речь интонационно богаты и разнообразны. Так, смысловое значение определенного слова может меняться в шнисимости от интонации. Музыка же усиливает и подчер­кивает смысловое значение речевого произношения.

Своеобразие китайской музыки проявляется в использо­вании разнообразных музыкальных инструментов, создан­ных из различных материалов — глины, камня, кожи, древе­сины, тыквы и даже знаменитого китайского шелка. Благо­даря такому широкому многообразию материалов существует огромное количество китайских музыкальных инструментов, отличающихся по характеру звучания, отражающих красоч­ность звуковой палитры мира. Китайские музыкальные ин­струменты охватывают все группы и подгруппы инструмен­тов в современной их классификации, они включают также разнообразные барабаны и гонги.

В Древнем Китае было известно около 100 видов нацио­нальных музыкальных инструментов. Старейшими из струн­ных щипковых инструментов являются «сэ» и «чжэн», кото­рые представляют собой настольные гусли. Четырехструн­ный щипковый инструмент «пипа» заимствован у арабов и представляет собой китайскую модификацию арабской лютни. Имеются многообразные разновидности смычковых инструментов, наиболее популярны из них «хуциней», «эрху», «сыху». Обычно эти инструменты имеют две-четыре струны. Так, струнный щипковый инструмент лютневого семейства — трехструнный «сансянь» пользуется популяр­ностью, его применяют для сопровождения различного рода сказов на юге и на севере страны.

Любимым в Китае струнным ударным инструментом является «яньцинь». Это цимбалы, которые под именем «чжу» были известны в Китае еще в III веке до н э.

Из язычковых инструментов особое место принадлежит «шэну». Этот инструмент состоит из деревянного или ме­таллического резервуара, а простейшие изготавливались из высушенной тыквы. В резервуар вставлялись обычно 12­17 бамбуковых трубочек, на внутренних концах каждой из которых находились язычки, настроенные на определенный тон. Звук извлекается вдуванием и втягиванием в себя воз­духа. Он по звучанию напоминает гармонику, очень прият­ный, мягкий на слух.


Особо характерен для китайской музыки богатый набор пластиночных, перепоночных (мембранных) и самозвуча- mux инструментов. Источником звука таких инструментов ниннется сам аппарат или его корпус. По способу звукоизв- нечения это ударные инструменты.

' 1оражает разнообразие барабанов, занимающих особое м то как в народной, так и в классической музыке. Без оирабана в Китае не обходятся ни один танец, ни одно ше-

■ I пие, ни одно зрелище.

Музыкальная драма — это уникальный вид народного •I кусства, соединявший музыку, пение, пантомиму и акро- |>.иику. В представлениях почти не использовался реквизит, но ктсры одевались в яркие костюмы и причудливые мас- I п Такие спектакли вошли в историю как Пекинская опе­ри, поскольку в этих спектаклях декламация перемежалась с пашем.

11аряду с народной, развивалась и дворцовая, храмовая mv u.iKa, в исполнении которой участвовали громадные кол- н-к,шы исполнителей, хоров и оркестров. Их количество Mm мо исчисляться сотнями — для Поднебесной было ха- рикте-рне массовое исполнение.

Китайский оперный театр был в полном смысле народ- пи м. У большинства традиционных спектаклей композитор и п неизвестен. Обычно он попросту отсутствовал, так как < пеыакль создавался целым поющим, говорящим, танцую­щим коллективом музыкантов-исполнителей и актеров. Не пит» и старом Китае и авторов-постановщиков. Все театры flj.i hi передвижными.

I k-смотря на то что китайский классический театр соче- ■ посдино сложный комплекс приемов драматического, му и.1к (льно-вокального мастерства и акробатической тех­ники, и основе театрального представления лежало музы- к,ни.нос начало.

11ри jtom речь в Пекинской опере, как правило, подчи- ■I ритму музыки и поэтому скорее похожа на пение, чем ни р.,.говорный диалог. По сути, Пекинская опера — это м\ ц.1 Им,Ям доама. Все движения актеров подчинены еди­ному ригму и порой переходят в танец, интонирование же

■ пни нараспев — в пение. Инструментальное сопровожде- мhi пения и танца оттеняет наиболее драматические места.

Г

Важнейшая роль отведена барабану. Его удары строго согласуются со всеми действиями актеров на сцене. Велико было значение гонгов в сценах сражений. Своеобразные «лейтмотивы» поясняют сценическое действие или предва­ряют определенные события. Мелодика старинного музы­кального театра восходит в своих истоках к народной песне.

Большую роль в развитии реалистического музыкального театра сыграл жанр «янгэ», зародившийся в далекие времена как массовое народное действо, связанное с земледельческим трудом. Носителями этого жанра были маленькие странству­ющие труппы самодеятельных актеров из крестьян. В таких излюбленных народом трудовых песнях, распевавшихся в дни народных празднеств и обычно сопровождавшихся танцами, нередко проявлялся дух протеста против своих хозяев.

Постепенно эта распространенная в быту форма музы­кально-театрализованных действий закрепила своеобраз­ные традиции народного музыкально-театрального пред­ставления.

Музыка играет большую роль в жизни современных ки­тайцев. Все виды искусств, включая музыку, относят к дис­циплинам «чувственного разума». В китайских школах всех ступеней — начальной, средней и высшей — в целях эмоци­онального воспитания учащихся, привития им здоровых эс­тетических вкусов, а также усвоения специальных навыков организованы духовые оркестры. Эмоциональное развитие учащихся, по мнению педагогов, осуществляется на уроках музыки и на репетициях духового оркестра.

Высоки традиции использования музыки в церемониях, например чаепития. У китайских детей развивают особое отношение к соощущениям. В Китае, например, особое от­ношение к цветам. Оно создавалось на протяжении долгих веков истории, отражено в мифах и легендах. В древности 12-й день второго лунного месяца считался праздником всех цветов, но каждый лунный месяц имеет своего пред­ставителя в царстве цветов, который распускается именно в этом месяце. Традиционная китайская музыка раскрывает красоту и уникальность любимых цветов, их богов и бо­гинь. Каждому цветку посвящается мелодия. Мягкие про- >1 •.!< 111 ые мелодии исполняются на традиционных инстру­ментах, что создает особый колорит китайской музыки.

В Китае любой чайный мастер способен интерпретиро- ш. цнета, запахи и вкусы этого тонкого напитка, требую­щей) сосредоточенного восприятия. Церемония чаепития шровождается соответствующей музыкой в записи или в

♦ ином исполнении на музыкальном инструменте В допол­нение к традиционным китайским инструментам, таким, I-11 к бамбуковая флейта, эрху и гу-зенг, современные масте­ри используют западные струнные инструменты и синтеза- к>ры Но интонационное своеобразие и утонченная мело- нп1 сохраняются, несмотря на нововведения.

Мягкая традиционная китайская музыка исполняется in клюмительно на инструментах, изготовленных из бамбу­ки Уникальное полифоническое, полностью живое, звуча­ние сопровождается нежным женским вокалом. Воздуш­на п. и прозрачность, красота и спокойствие сопровожда- нн многие ритуальные действия в Китае до сих пор.

Школьное образование в Китае претерпело существен­ные чтменения в связи с модернизацией в стиле европейс- к ill системы. Государство вкладывает огромные средства в пг>|.,мопание, которые предназначены не только для боль- Iмпv I ородов, но и для отдаленных сельских районов. Музы- к н.пое образование в Китае отчасти идет по российскому iiviii Именно в этой стране сохранены уроки музыки, и in ничие от многих европейских стран.

II Китае очень развито хоровое пение, существует много

• м mi ■деятельных хоровых коллективов, ансамблей. Но по­мимо самодеятельного музыкального творчества, активно ри шииается система музыкальных школ и музыкальных у ченных заведений.

Вопросы и задания

I Определите национальные особенности культуры Во-

■ I<>ки и их взаимосвязь с развитием музыкального искусства и му ыкального воспитания.

} 11азоните основные типы музыки и музыкальные ин-

■ I румспты Индии, Японии, Китая.

3. Выявите взаимосвязь общего и музыкального воспи тания детей на Востоке.

4. Чем отличается, на ваш взгляд, общее и музыкальное воспитание Запада от Востока?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.053 с.)