Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания музыки в начальных классахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Преподавание музыки в начальной школе претерпевало много изменений. Однако, начиная с 50-х годов XX века, преодолевается узкомузыкальный подход, и основной целью музыкального воспитания становится всестороннее развитие личности ребенка. Наиболее полной, теоретически обоснованной и методически оснащенной является программа, разработанная НИИ школ МП Российской Федерации под руководством Д.Б. Кабалевского. Она сохранила свою актуальность и значимость для современной школы до сих пор. Новизной программы Д.Б. Кабалевского являются, прежде всего, его подходы, принципы построения и методы организации уроков. К ним относятся: принцип тематизма как методологическая основа, на которой строится вся программа; принцип связи музыки с жизнью, активизирующий деятельность ученика, который проявляется в умении осознавать, расширять и закреплять полученные музыкальные впечатления; принцип актуализации предшествующего музыкального и жизненного опыта ученика, принцип увлеченности — главное средство успешных занятий и создания на них атмосферы творческой заинтересованности, в котором процесс обучения будет не только логически понятным, но и эмоционально прочувствованным; принцип сходства и различия, который проявляется в умении анализировать, обобщать на основе восприятия и осознания музыкальный материал, делать правильные выводы о близости и полной несхожести творческих стилей композиторов; принцип целостного подхода к уроку, подчеркивающий неразрывность эмоциональной и интеллектуальной сферы музыки и др. Среди методов, предложенных в программе, можно выделить следующие: методы «забегания вперед» и «возвращения к пройденному»' методы ретроспективы и перспективы; методы проблемного обучения; метод эмоциональной драматургии. В программе выделяются важнейшие функции музыкального искусства: включение личности в освоение духовного опыта поколений; содействие самопознанию ребенка, формирование у него целостного отношения к миру; интел лектуальное эмоциональное, физическое развитие, нрав ственное, эстетическое воспитание детей под воздействием музыки. Музыка рассматривается как язык психологических состояний и специфический тип духовного общения. Программа имеет огромный эмоциональный заряд, который позволил переосмыслить содержание музыкального ооразования детей не только в общеобразовательных, но и в специальных музыкальных школах Эпиграфом к программе по музыке в общеобразовательной школе, разработанной Д.Б. Кабааевским, поставлены слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова необходимо отнести не только к урокам музыки, но и ко всему воспитательному процессу, сред ством которого является музыка. Музыка так прочно обосновалась в нашей жизни, что нередко мы перестаем ее воспринимать как искусство, которое способно не только и не столько развлекать, но и будить в человеке тончайшие чувства и глубокие мысли. Музыка выражает самые разнообразные отгенки эмоций и настроений, чувств и мыслей, поэтому она обладает не только огромной силой эмоционального воздействия на человека, но и помогает ему увидеть прекрасное в окружающей жизни. Подобную мысль, проиллюстрировав примера ми, высказал Д.Б. Кабагевский в книге «Воспитание ума и сердца»: человек, лишенный способности чувствовать подлинную красоту, море, например, рассматривает как «пляж», пригодный или неригодный для купания. Для истинных ценителей красоты море — это дивные водные просторы, воспетые в гимнах Пушкина, это яркие, красочные музыкальные поэмы Римского-Корсакова «Садко» и «Шахеразада», это волнующие живописные полотна Айвазовского[32]. Тематизм уроков музыки: знакомство с содержанием уроков музыки С переходом на четырехлетнее обучение в начальной школе рассмотрим программу для детей 6-летнего возраста, разработанную под руководством Н.А. Ветлугиной. В основу данной программы положен принцип тематизма, который является основой для установления преемственности в содержании программ первых классов и подготовительных групп детского сада. Выбор тем для первого класса по программе 1-4 заключается в следующем. 1. Условием общения детей с музыкальным искусством является пробуждение склонности к сопереживанию, эмоци ональной отзывчивости, побуждение к размышлению о харак тере, насгроении и содержании музыкального произведения. 2. Восприятие эмоциональности музыкального произведения основывается на его художественном образе, программе, сюжете, развитии. Таким образом начинается постижение художественно-образной сущности музыкального искусства. 3. Освоение музыкального языка позволяет ощутить интонационную природу музыки, выраженную мелодией, ритмом, темпом, динамическими оттенками. 4. Постепенное приобретение музыкального опыта позволяет создать условия для полноценного, целостного восприятия музыки Соответственно перечисленным условиям, в программу для первого класса включены следующие темы. Первая четверть — «Какие чувства передает музыка?» (Ознакомление с характером, эмоциональным содержанием музыкальных произведений.) Вторая четверть — «О чем рассказывает музыка?» (Ознакомление с художественным музыкальным образом.) Третья четверть — «Как рассказывает музыка?» (Освое ние особенностей средств музыкальной выразительности.) Четвертая четверть — «Что и как рассказывает музыка?» (Осознание связи содержания произведения и средств музыкальной выразительности.) На уроках используются игры, пляски, хороводы, т. е. сохраняется преемственность с дошкольным образованием. На уроке дети слушают два- три произведения, поюг попев- ки, разучивают песни, играют на детских музыкальных инструментах, исполняя простейшие ритмические рисунки. Программа для трехлетней начальной школы имеет обоснованную и завершенную структуру. Начинается первое занятие в первом классе темой «Композитор—исполнитель—слушатель», в которой дети узнают, кто является создателем музыки и кто сопричастен к ее появлению. Также называется тема четвертой четверти третьего класса, в которой дети обобщают полученные за все годы обучения знания, представления о композиторах, исполнителях как интерпретаторах музыкальных произведений и слушателях, музыкальная культура которых зависит от личного багажа. Темы программы строятся следующим образом. 1(2) класс: «Три жанра в музыке», «Что выражает и что изображает музыка», «Большие музыкальные страны», «Язык музыки». Дети последовательно и постепенно погружаются в сущность музыкального искусства: узнают наиболее яркие проявления характера музыки, которые выражаются в таких жанрах, как песня, марш и танец; выявляют выразительно-изобразительные средства музыки; знакомятся с крупными музыкальными фоомами (оперой, балетом, концертом, симфонией), узнают особенности построе ния простейших музыкальных форм 2 (3) класс: «Песенность, маршевость, танцевагтьность», «Интонация в музыке», «Развитие в музыке», «Построение (формы) музыки». Перечисленные темы синхронно повторяют гематизм в 1(2) классе, но уже на основе нового музыкального содержания и более глубокого осмысления музыки. Дети узнают о характере музыкального произведения (песенность, маршевость и танцевальность), вне зависимости конкретных малых форм (песни, марша и танца). Зна комство с интонацией и развитием музыки позволяет им открыть интонационную природу музыкального искусства, которая определяет не только содержание, но форму произведения. 3 (4) класс: «Музыка моего народа», «Музыка народов' России», «Музыка народов мира», «Композитор—исполни тель—слушатель». Тематика уроков музыки направлена прежде всего на выявление специфических особенностей и общего между музыкой разных народов Дети обобщают представления о народной и классической музыке, узнают принадлежность того или иного произведения к сокровищнице музыкального искусства, познают стилистические и национальные особенности известных композиторов-классиков. Уроки музыки, его виды Урок музыки занимает особое место в учебном процессе начальной школы Урок музыки как образовательный предмет определяет цель, конкретные задачи и конечный ре зультат, который зависит от качества, содержания, приемов, методов, средств обучения и воспитания, применяемых на уроке. Однако урок музыки — это прежде всего урок искусства. Музыкальное искусство является: — особой формой отражения действительности, которое проявляется в чувствах эмоциях, выражается в художественном образе; — способом познания, прежде всего, самого себя, затем окружающего мира; — способом повышения аудиальной культуры; — средством вдохновения, гармонизации личности с окружающими людьми; — способом релаксации и оздоровления. Из этого следует, что урок музыки должен сохранять своеобразие и строиться по своим канонам. Прежде всего учителем продумывается драматургия музыкального занятия; подбирается музыкальный материал, который может стать основой музыкальной культуры; планируется создание эмоционального фона, тона речи, темпа урока в зависимости от его содержания и др. По словам Д.Б. Кабалевского, урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство. Разнообразие содержания зависит от видов уроков музыки, выбор которых обусловлен конкретной целью. К основным видам уроков музыки относятся традиционные: «урок-сооощение нового материала», «урок-опрос учащихся», «урок-повторение пройденного материала». Такие уроки имеют общую структуру с общеобразовательными предметами. Однако на практике в чистом виде такие уроки встречаются редко. Обычно в одном уроке сочетаются разные моменты: опрос, повторение, закрепление. Специфическими, отражающими сущностное содержание музыки, являются: «урок-концерт», который проводится в конце четверти; «урок-беседа» как диалог о музыке и музыкантах; «урок музыкального творчества» как погружение в творчество и построение урока по законам творчества; «урок-конкурс» на лучшего исполнителя, на лучшего слушателя, на лучшего импровизатора, «урок-экскурсия» по музыкальным произведениям, в мир музыки. Вопросы и задания 1. Проанализируйте программу по музыке для начальной школы, разработанную авторским коллективом под руководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского. 2. Дайте характеристику программам: «Музыка в четырехлетней начальной школе» (разработана под руководством Л.В. Школяр); «Музыка для 1—8-х классов» (программа для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.012 с.) |