Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слушания - восприятия музыки

Поиск

Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы му­зыкальной культуры. В. Сухомлинскнй подчеркивал; «Если в ран­нем детстве донести до сердца красоту музыкального произве­дения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средства­ми»[18], В нашей жизни музыка звучит повсюду - на радио, телевиде­нии, в грамзаписи, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития музыкаль­ной восприимчивостй необходимо последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического восприя­тия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслу­шиваться в нее и размышлять о ней.


В начале XX в. многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, Ц. Кюи, С.М. Майкапар и другие) уделяли этому вопросу большое внимание. В.Н. Шацкая - известный педагог-му­зыкант - начала работу по развитию навыков слушания музыки еше в дореволюционное время и продолжила ее в организованной п 1919 г. первой опытной станции Наркомпроса - научно-методи­ческом центре дошкольного воспитания. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в на­чале века также занимались: Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Е.А. Ди-
могло, В.Н. Заколпская, Е.М. Дубянская, Т.А. Вилькорейская, Л.Н. Михайлова. В своих работах они убедительно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение име­ет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическим словом песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танце. В дальнейшем вопросы слушания - восприятия музыки - рассматривали музыканты-психологи Б.М. Теплов, КВ. Тарасова; научные работники-педагоги Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, С. Шоломович, О.П. Радынова; педагоги-практики С. И. Бекина, Е. Соковнина, Н. Френкель, Т. Ломова, Е. Дубянская и многие другие.

Для развития умения слушать и.воспринимать музыку необходи­мо музыкально-сенсорное воспитание ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности.

Известно, что по сравнению с инструментальной большее влия­ние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на един­стве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем. Композиторы М. Красев, В, Герчик, М. Старокадомский, М. Филиппенко, М. Ра- ухвергер, Е. Тиличеева, Т. Попатенко, М. Иорданский, В. Витлин, Ю. Островский и другие создали много детских песен разнообраз­ной тематики. Охотно слушают дети также выразительные народ­ные мелодии.

В работе с детьми в основном используется программная инст­рументальная музыка - т. е. снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения. Слушают дети и непрограммную музы­ку, выражающую только определенное настроение. В основном это произведения для упражнений, несюжетиых игр, плясок, которые дети в дальнейшем будут исполнять, или колыбельные мелодии, танцевальные пьесы, которые дети хорошо воспринимают, но во­площать в движении не будут.

Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Му­зыкальное развитие - это результат, к которому необходимо стре­миться в процессе воспитания и обучения.

В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстети­ческими осуществляются и задачи всестороннего развития ребен­ка; совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Му­зыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и созда­вать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, ком­позицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гар­монического, ритмического и тембрового слуха- Слушание - углуб­ляет представления детей об окружающем. В процессе необходи­мой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность дошколь­ников. «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребен­ка»', - писал выдающийся педагог В. Сухомлинский. При помощи бесед, вопросов, музыкальных загадок дети учатся замечать сход­ство между произведениями или их частями, своеобразие каждой из них; соотносить содержание произведений с окружающей жиз­нью; оаладевают специальной музыкальной терминологией. При правильной организации процесса слушания музыки у детей фор­мируются произвольное внимание, волевые качества. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания углубляют содержа­ние поэтического текста песни. Поэтому так сильно воздействует музыка на чувство любви к родной стране, ее природе, возбуждает интерес к жизни других народов.

Таким образом, занимаясь с детьми слушанием музыки, педагог знакомит их с разнообразными по содержанию музыкальными про­изведениями, углубляет и расширяет круг их представлений, вос­питывает чувства, музыкальное восприятие и музыкальный вкус.

При определении задач по слушанию музыки необходимо учи­тывать возрастные возможности детей.

Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, харак­тер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание.

В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость - они лучше восприни­мают небольшие произведения, яркие по своим образам. Эмоцио­нальнее они откликаются на вокальную музыку. Выразительные интонации певческого голоса, передающего чувства, мимика лица педагога особенно захватывают детей. Для этого возраста характер­ны внешние проявления чувств при слушании - жесты удивления, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши. Час­то после прослушивания музыки, которая им понравилась, у детей возникают воспоминания о приятном - новом платье, игрушке, о празднике. Чувства, вызываемые музыкой, быстро возникают и быстро исчезают. Хотя у детей 4-5 лет уже заметная некоторая устойчивость в музыкальных переживаниях. Вызываемые музыкой чувства носят более дифференцированный характер. Они очень живо, бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, у них возникает большая, чем у малышей, заинтересованность в со­держании музыки. Дети часто хотят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюда­тельности.

У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкаль­ного восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредо­точиваться при слушании, улавливать детали исполнения.

Дети отличаются любознательностью, начинают более осознан­но интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно. При повторном слу­шании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построе­ния музыкального произведения. Они способны уловить и уста­новить не только общее настроение, характер произведения, но и смену их на протяжении развития музыкальных образов. Дети называют, перечисляют отдельные, наиболее выразительные му­зыкальные средства и самостоятельно находят для этого своеоб­разные определения. Они в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с теми впечатлениями, которые полу­чают от музыки.

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями и целенаправленное руководство в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей.

Программа по слушанию музыки в детском саду определяется преимущественно воспитательными задачами, а не задачами обу­чения, так как сведения, получаемые детьми при слушании музы­ки, еще очень ограниченны. Основная цель этого вида деятельнос­ти - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней.

В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:

♦ знакомство детей с доступными для их восприятия современ­ными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;

♦ формирование у детей музыкальной восприимчивости, спо­собности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

♦ развитие способности запоминать музыкальные произве­дения, их содержание, характер, средства музыкальной вы­разительности; постепенное формирование представлений о музыке;

♦ воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполне­нию, что является первоначальным проявлением музыкаль­ного вкуса;

♦ формирование навыка слушания музыки;

♦ создание фонда любимых детских произведений.

В содержании программы по слушанию музыки можно выде­лить три основных направления:

1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоми­нание, накопление музыкальных впечатлений;

2. Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

3. Развитие способности различать характер песен, инструмен­тальных пьес, средств их выразительности; формирование музы­кального вкуса.

Знакомство с музыкальными произведениями происходит по определенной системе. Последовательно усложняется семанти­ческий музыкальный ряд - музыкальные образы в их развитии, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке. В памяти детей создает­ся «фонд» любимых произведений, которые они слушают неодно­кратно, узнают и различают. Постепенно развивается музыкальная намять. Многие первые музыкальные впечатления человек номиит всю жизнь.

Навыки культуры слушания музыки формируются на осно­ве воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню или инструментальную пьесу до конца, а затем прослушать ее вторично, обращая внимание на определенные ее стороны. У них вырабатываются навыки устой­чивого слухового внимания. А это означает, что ребенок способен эмоциональнее и сознательнее воспринимать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки.

Формирование способностей дифференциации, оценки музы­кальных явлений и первоначальных знаний о них происходит при постоянном живом общении с самой музыкой. Дети в процессе слу­шания музыки получают от педагога необходимые сведения, на­правленные на то, чтобы разъяснить им содержание воспринимае­мого, чтобы побудить их к активному восприятию.


Вначале от детей не требуется кратких и точных формулировок, запоминания сложных терминов. Лишь к концу своего пребывания в детском саду ребенок начинает узнавать произведения не только в целом, но и по отдельным частям. Имея запас знакомых музы­кальных произведений, дети могут различать по характеру и незна­комые им произведения (такие, как марш, пляска, колыбельная). У них формируются первоначальные представления о содержании песен, инструментальных пьес, об их форме, средствах музыкаль­ной выразительности.

Дети старших групп получают сведения о том, что музыку со­здает народ, творят композиторы. Им объясняют, что музыкаль­ные произведения могут исполняться на различных музыкальных инструментах как солистами, так и ансамблем музыкантов, ор­кестром.

Сравнения, ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, «о чем рассказывает музыка», заставляет детей прислушиваться к звучанию, различать некоторые музыкальные формы, выра­зительные средства. Постепенно они приучаются сопоставлять с ними характер музыки. Так бодрым, веселым, плясовым мелоди­ям чаще соответствует быстрый темп, громкое звучание, активный ритм, а грустным, спокойным - более тихое звучание, медленное движение. Дети связывают содержание литературного текста пес­ни с его музыкальным отображением, название программной ин­струментальной пьесы с характером музыки. Перед ними можно ставить задачу: сравнить после прослушивания похожие и непохо­жие музыкальные фразы, части произведения. Эти сравнения да­ются сначала на ярко контрастных сопоставлениях, а затем, посте­пенно, - на менее контрастных.

Первые проявления оценочного отношения к музыке можно на­блюдать уже у детей средней группы. Дети старшего дошкольного возраста владеют более разнообразным запасом слов, они уже оце­нивают не только музыкальные произведения, но и их исполнение.

ФОРМЫ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах.

1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними - в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструм^н

>В2

тах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям пред­лагается послушать соответствующий музыкальный материал. То есть слушание музыки является методическим приемом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности.

2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слу­шанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слу­шают небольшие фрагменты музыкальных произведений или ко­роткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов.

3. С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее харак­тер, средства выразительности и способны более длительное время сосредоточивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим боль­шой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4 5 произведений, из которых 1-2 инструментальные, а осталь­ные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном - простейший анализ музыкальное произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, сти­хотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. Например: «Песни и пляски нашего народа», «Зима», «Хорошо у нас в саду» и т. д. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более одного-двух произведений) и уже знакомый детям мате­риал. Новый впоследствии закрепляется в ходе обычных музы­кальных занятий.

4. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слу­шанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. Даются назва­ния пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают произведение. Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными музыкаль­ными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада. Не стоит утомлять де­тей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает инте­рес к музыкальным произведениям, они невнимательно слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал.

Слушание как часть обычного музыкального занятая может за­нимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на кото­ром дети только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной группах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.009 с.)