Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слушания - восприятия музыкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. Сухомлинскнй подчеркивал; «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»[18], В нашей жизни музыка звучит повсюду - на радио, телевидении, в грамзаписи, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития музыкальной восприимчивостй необходимо последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Д.Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней. В начале XX в. многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, Ц. Кюи, С.М. Майкапар и другие) уделяли этому вопросу большое внимание. В.Н. Шацкая - известный педагог-музыкант - начала работу по развитию навыков слушания музыки еше в дореволюционное время и продолжила ее в организованной п 1919 г. первой опытной станции Наркомпроса - научно-методическом центре дошкольного воспитания. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в начале века также занимались: Н.А. Метлов, Т.С. Бабаджан, Е.А. Ди- Для развития умения слушать и.воспринимать музыку необходимо музыкально-сенсорное воспитание ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности. Известно, что по сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем. Композиторы М. Красев, В, Герчик, М. Старокадомский, М. Филиппенко, М. Ра- ухвергер, Е. Тиличеева, Т. Попатенко, М. Иорданский, В. Витлин, Ю. Островский и другие создали много детских песен разнообразной тематики. Охотно слушают дети также выразительные народные мелодии. В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка - т. е. снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения. Слушают дети и непрограммную музыку, выражающую только определенное настроение. В основном это произведения для упражнений, несюжетиых игр, плясок, которые дети в дальнейшем будут исполнять, или колыбельные мелодии, танцевальные пьесы, которые дети хорошо воспринимают, но воплощать в движении не будут. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыкальное развитие - это результат, к которому необходимо стремиться в процессе воспитания и обучения. В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстетическими осуществляются и задачи всестороннего развития ребенка; совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства. Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, а также мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха- Слушание - углубляет представления детей об окружающем. В процессе необходимой речевой практики, которая имеет место в анализе музыкальных произведений, формируется умственная деятельность дошкольников. «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка»', - писал выдающийся педагог В. Сухомлинский. При помощи бесед, вопросов, музыкальных загадок дети учатся замечать сходство между произведениями или их частями, своеобразие каждой из них; соотносить содержание произведений с окружающей жизнью; оаладевают специальной музыкальной терминологией. При правильной организации процесса слушания музыки у детей формируются произвольное внимание, волевые качества. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания углубляют содержание поэтического текста песни. Поэтому так сильно воздействует музыка на чувство любви к родной стране, ее природе, возбуждает интерес к жизни других народов. Таким образом, занимаясь с детьми слушанием музыки, педагог знакомит их с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями, углубляет и расширяет круг их представлений, воспитывает чувства, музыкальное восприятие и музыкальный вкус. При определении задач по слушанию музыки необходимо учитывать возрастные возможности детей. Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание. В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость - они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам. Эмоциональнее они откликаются на вокальную музыку. Выразительные интонации певческого голоса, передающего чувства, мимика лица педагога особенно захватывают детей. Для этого возраста характерны внешние проявления чувств при слушании - жесты удивления, радость, выражающаяся в подпрыгивании, хлопках в ладоши. Часто после прослушивания музыки, которая им понравилась, у детей возникают воспоминания о приятном - новом платье, игрушке, о празднике. Чувства, вызываемые музыкой, быстро возникают и быстро исчезают. Хотя у детей 4-5 лет уже заметная некоторая устойчивость в музыкальных переживаниях. Вызываемые музыкой чувства носят более дифференцированный характер. Они очень живо, бурно, весело откликаются на бодрые плясовые мелодии, у них возникает большая, чем у малышей, заинтересованность в содержании музыки. Дети часто хотят узнать, о чем рассказывает музыка. Отмечаются отдельные проявления слуховой наблюдательности. У детей 5-7 лет значительно изменяются особенности музыкального восприятия в результате полученного ими опыта по слушанию музыки. Вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании, улавливать детали исполнения. Дети отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой. Появляются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно. При повторном слушании дети замечают новые, ранее не отмеченные детали построения музыкального произведения. Они способны уловить и установить не только общее настроение, характер произведения, но и смену их на протяжении развития музыкальных образов. Дети называют, перечисляют отдельные, наиболее выразительные музыкальные средства и самостоятельно находят для этого своеобразные определения. Они в состоянии сопоставить отдельные явления действительности с теми впечатлениями, которые получают от музыки. Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями и целенаправленное руководство в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется преимущественно воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при слушании музыки, еще очень ограниченны. Основная цель этого вида деятельности - приобщить детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно: ♦ знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам; ♦ формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам; ♦ развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке; ♦ воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса; ♦ формирование навыка слушания музыки; ♦ создание фонда любимых детских произведений. В содержании программы по слушанию музыки можно выделить три основных направления: 1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; 2. Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; 3. Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса. Знакомство с музыкальными произведениями происходит по определенной системе. Последовательно усложняется семантический музыкальный ряд - музыкальные образы в их развитии, разнообразнее становятся чувства, настроения, расширяется круг явлений жизни, переданных в музыке. В памяти детей создается «фонд» любимых произведений, которые они слушают неоднократно, узнают и различают. Постепенно развивается музыкальная намять. Многие первые музыкальные впечатления человек номиит всю жизнь. Навыки культуры слушания музыки формируются на основе воспитанных в детстве умений прислушиваться к музыке. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню или инструментальную пьесу до конца, а затем прослушать ее вторично, обращая внимание на определенные ее стороны. У них вырабатываются навыки устойчивого слухового внимания. А это означает, что ребенок способен эмоциональнее и сознательнее воспринимать музыку и испытывать силу ее воздействия, что ведет к воспитанию культуры слушания музыки. Формирование способностей дифференциации, оценки музыкальных явлений и первоначальных знаний о них происходит при постоянном живом общении с самой музыкой. Дети в процессе слушания музыки получают от педагога необходимые сведения, направленные на то, чтобы разъяснить им содержание воспринимаемого, чтобы побудить их к активному восприятию. Вначале от детей не требуется кратких и точных формулировок, запоминания сложных терминов. Лишь к концу своего пребывания в детском саду ребенок начинает узнавать произведения не только в целом, но и по отдельным частям. Имея запас знакомых музыкальных произведений, дети могут различать по характеру и незнакомые им произведения (такие, как марш, пляска, колыбельная). У них формируются первоначальные представления о содержании песен, инструментальных пьес, об их форме, средствах музыкальной выразительности. Дети старших групп получают сведения о том, что музыку создает народ, творят композиторы. Им объясняют, что музыкальные произведения могут исполняться на различных музыкальных инструментах как солистами, так и ансамблем музыкантов, оркестром. Сравнения, ассоциации, начальные обобщения возникают в условиях непосредственного восприятия музыки. Желание узнать, «о чем рассказывает музыка», заставляет детей прислушиваться к звучанию, различать некоторые музыкальные формы, выразительные средства. Постепенно они приучаются сопоставлять с ними характер музыки. Так бодрым, веселым, плясовым мелодиям чаще соответствует быстрый темп, громкое звучание, активный ритм, а грустным, спокойным - более тихое звучание, медленное движение. Дети связывают содержание литературного текста песни с его музыкальным отображением, название программной инструментальной пьесы с характером музыки. Перед ними можно ставить задачу: сравнить после прослушивания похожие и непохожие музыкальные фразы, части произведения. Эти сравнения даются сначала на ярко контрастных сопоставлениях, а затем, постепенно, - на менее контрастных. Первые проявления оценочного отношения к музыке можно наблюдать уже у детей средней группы. Дети старшего дошкольного возраста владеют более разнообразным запасом слов, они уже оценивают не только музыкальные произведения, но и их исполнение. ФОРМЫ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах. 1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними - в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструм^н >В2 тах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный материал. То есть слушание музыки является методическим приемом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности. 2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов. 3. С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее характер, средства выразительности и способны более длительное время сосредоточивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим большой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4 5 произведений, из которых 1-2 инструментальные, а остальные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном - простейший анализ музыкальное произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. Например: «Песни и пляски нашего народа», «Зима», «Хорошо у нас в саду» и т. д. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более одного-двух произведений) и уже знакомый детям материал. Новый впоследствии закрепляется в ходе обычных музыкальных занятий. 4. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. Даются названия пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают произведение. Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада. Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает интерес к музыкальным произведениям, они невнимательно слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал. Слушание как часть обычного музыкального занятая может занимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на котором дети только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной группах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.009 с.) |