Особенности детского певческого голоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности детского певческого голоса



Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естествен­ного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, а так­же и методисту, направляющему педагогическую работу в детском саду, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое зву­чание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми снязками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резона­торами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. 11оэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного воз­раста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по сво­ей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосо­вых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобрета­ет неприятный горловой характер и переходит в крик.

Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажет­ся нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков.

Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоле­ние инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, оп вытягивает пгею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перепа- пряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосо­вых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, иение, крик не только портят голо­совые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавны­ми движениями рук, наклоном головы вперед, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», которая сужает гортань.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнас­тикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционно­го аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глот­ки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении макси­мально активны.

Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, свя:«нные с мыпщами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

Для пення дошкольников, голос которых находится в чисто дет­ской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звуча­ние, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, кото­рое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естествен­но для пения взрослых.

Исследования в области физиологии голоса при помощи специ­ального аппарата показали, что основные показатели звукоизвле- чения - высота тона, динамика звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Уста­новка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При i "рудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольни­ков при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание км не но силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.

При фальцете - головном регистре, свойственном младше­му возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная мас- с:а связок находится в относительном покое.) Таким образом, пере­напряжения голосовых связок не получается, и детский голос обе­регается от срыва.

Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний го­лосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее ко­личество (площадь) вокальных мышц. У детей это ведет к излищ- ней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.

Поэтому первоочередной задачей воспитателя является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону го­лоса детей дошкольного возраста.

Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слу­шания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривля- ние или попытка неумелого подражания. При таком пении не толь­ко портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред го­лосовому аппарату. Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполне­ния, так и по содержанию.

Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступ­ны, дети преодолевают трудности путем резкого нажима на раз­личные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от та­кого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Воз­никают различные заболевания голосового аппарата.

При обучении детей пению педагогу необходимо:

♦ удерживать детей от громкого пения и, особенно, от длительно­го громкого пения (прежде всего во время разучивания); не­громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие;

♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапа­зон песен, который должен соответствовать объему голоса де­тей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репер­туара взрослых и школьных массовых песен - недопустимо;

♦ следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не крича­ли, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

♦ добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.);

♦ не предлагать детям много несен для исполнения на заняти­ях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5, а в младших группах - 3);

♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влаж­ности выше 40-60 %.

ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует со­блюдать певческую установку.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту детей.

Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не при­слоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленя­ми. (При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.)

Дети 2- 4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90°. Руки также лежат свободно.

Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягаться.

Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мыш­цы, даже у трехлетних детей, работают активнее и звучность пення заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Организация детей на занятиях - одно из существенных усло­вий для лучшего усвоения ими материала и для развития музы­кальных способностей.

В младшей группе самые маленькие дети, а также отличающие­ся неустойчивым вниманием, беспокойным характером садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руко­водителя и воспитателя.

Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят дети с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапа­зона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь по­ступившие дети.

Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились б^иже к ним. Воспита­тель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продири­жировать.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

♦ правильному звукообразованию;

♦ правильному дыханию;

у' хорошей дикции;

♦ чистоте интонации;

♦ ансамблю - стройному, согласованному пению.

Остановимся па каждом из этих певческих навыков более

подробно.

Звукообразование

Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети на­чинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообра­зование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить де­тей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитии» протяжного звукооб­разования помогает пение песен, написанных в умеренном и мед­ленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражне­ния по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание

В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специаль­ных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежед­невной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углуб­ляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пення и между му­зыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети ды­шат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководи­телю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В стар­ших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правиль­ная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе ис­полнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдо­ху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикиия

Выразительность исполнения песни зависит не только от инто­национно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четко­сти произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряже­ние, крикливость.

Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи ц детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пення. Но для ясности дикции надо следить так­же и за четким произношение согласных.

Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполне­ние текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. 11адо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в рус­ской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слона береза, кудрявая и т. д. Необходимо помнить„что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Без­ударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо петь: «карова», а не «корова»; «актябрь», а не «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Например: «А на мостик волк нас не пускает, // на мосту он серый отдыхает» (несия «На мосточке», музыка А. Филиппенко).

Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так, мож­но петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, что­бы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполняет­ся: ого ньки све-рка-ют. Если согласный звук находится в конце сло­ва, то его нельзя тянуть. Например: «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Некоторые согласные в конце слов меня­ют свое звучание. Например, пишется - листопад, а поется - листо- пат (песня М. Красева «Падают листья»). Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Например, поют што, а не что, хочецца, а не хо­чется, спек, а не снег, отчего, а не отчего, рыпка, а не рыбка.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является по­нимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фрази­ровка в песне определяется содержанием в его словесном и мело­дическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на вы­соком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно. /

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучи­вании песен, исполняемых в быстром темпе, например, «Голубые санки» М. Раухвергера.

Дети и младшего, и старшего возраста часто неправильно произно­сят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно предложить как отдельным детям, так и всей группе произносить слова по слогам.

Вышеуказанными приемами следует пользоваться очень осто­рожно, чтобьГ уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональ­ное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не пре­вращалось в сухую формальную тренировку.

Чистота вокальной интонации

Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интона­ции о^юмное значение имеет правильное дыхание, умение сосре­доточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом зву­ки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, ноющие фальши­во. Причины этого различны: у одних — не в порядке голосовой ап­парат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устой­чивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкаль­ный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.

Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруп­пами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать каче­ство своего исполнения;

♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к (музыкальному руководителю, лучше слыша­ли его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто ноющих детей, сидящих сзади (в работе с такими деть­ми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нуж­ного уровня.

Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших ин­тервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению ку­кушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д.

Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель учитывает особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому - какое положение придать губам, третьему предлагает спсть погромче или, наоборот, - мягче, тише.

Ансамбль

Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хо­ром необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, что­бы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влия­ние на стройность и согласованность пеиня оказывает объединяю­щее детей настроение. Чузство ансамбля вырабатывается посте­пенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, но отставая и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.


Для того чтобы научить детей стройному согласованному пе­нию, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентри­ровать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступле­ние, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то ре­комендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. В некоторых случаях можно скон­центрировать внимание детей, сыграв первый интервал песни или се первый звук. Дети пропеваюг его тихо на слог «ту» или с закры­тым ртом, а затем начинают петь мелодию по знаку музыкального руководителя. В практической работе применяется и дирижирова­ние детским хором. К дирижерскому жесту прибегают в тех случа­ях, когда пение проводится без инструментального сопровождения или когда в общем нении участвуют несколько групп детей. Одна­ко дирижированием пе следует злоупотреблять. Надо научить де­тей чувствовать характер музыкального н|К>изведения и передавать его без помощи дирижера.

В первой младшей группе в начале года дети включаются в пе­ние лишь после того, как вступит воспитатель или музыкальный руководитель, а в конце года они начинают песню после музыкаль­ного вступления самостоятельно.

Все певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чи­стота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.

Обучать детей пеиию следует на разных но содержанию и му­зыкальному стилю песнях - народных, композиторов-классиков и современных композиторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.035 с.)