Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности детского певческого голосаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, а также и методисту, направляющему педагогическую работу в детском саду, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки. Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми снязками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. 11оэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков. Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, оп вытягивает пгею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перепа- пряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, иение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавными движениями рук, наклоном головы вперед, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», которая сужает гортань. Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении максимально активны. Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, свя:«нные с мыпщами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные. Для пення дошкольников, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звучание, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых. Исследования в области физиологии голоса при помощи специального аппарата показали, что основные показатели звукоизвле- чения - высота тона, динамика звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки. Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При i "рудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание км не но силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития. При фальцете - головном регистре, свойственном младшему возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная мас- с:а связок находится в относительном покое.) Таким образом, перенапряжения голосовых связок не получается, и детский голос оберегается от срыва. Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У детей это ведет к излищ- ней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса. Поэтому первоочередной задачей воспитателя является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом. Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста. Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слушания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривля- ние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполнения, так и по содержанию. Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступны, дети преодолевают трудности путем резкого нажима на различные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от такого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Возникают различные заболевания голосового аппарата. При обучении детей пению педагогу необходимо: ♦ удерживать детей от громкого пения и, особенно, от длительного громкого пения (прежде всего во время разучивания); негромкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие; ♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен - недопустимо; ♦ следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса; ♦ добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.); ♦ не предлагать детям много несен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5, а в младших группах - 3); ♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влажности выше 40-60 %. ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку. Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Стулья должны соответствовать росту детей. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. (При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.) Дети 2- 4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90°. Руки также лежат свободно. Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягаться. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают активнее и звучность пення заметно улучшается. При пении стоя голова держится прямо, руки опущены. Организация детей на занятиях - одно из существенных условий для лучшего усвоения ими материала и для развития музыкальных способностей. В младшей группе самые маленькие дети, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойным характером садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руководителя и воспитателя. Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят дети с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапазона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь поступившие дети. Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились б^иже к ним. Воспитатель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продирижировать. В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам: ♦ правильному звукообразованию; ♦ правильному дыханию; у' хорошей дикции; ♦ чистоте интонации; ♦ ансамблю - стройному, согласованному пению. Остановимся па каждом из этих певческих навыков более подробно. Звукообразование Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре. Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитии» протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах. Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков. Дыхание В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пення и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим. Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой). От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения. Дикиия Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость. Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы. Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи ц детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пення. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношение согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. 11адо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в русской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слона береза, кудрявая и т. д. Необходимо помнить„что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо петь: «карова», а не «корова»; «актябрь», а не «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Например: «А на мостик волк нас не пускает, // на мосту он серый отдыхает» (несия «На мосточке», музыка А. Филиппенко). Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так, можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре». Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполняется: ого ньки све-рка-ют. Если согласный звук находится в конце слова, то его нельзя тянуть. Например: «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Некоторые согласные в конце слов меняют свое звучание. Например, пишется - листопад, а поется - листо- пат (песня М. Красева «Падают листья»). Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Например, поют што, а не что, хочецца, а не хочется, спек, а не снег, отчего, а не отчего, рыпка, а не рыбка. Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Правильному произношению слов способствуют: ♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах; ♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно. / В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе, например, «Голубые санки» М. Раухвергера. Дети и младшего, и старшего возраста часто неправильно произносят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно предложить как отдельным детям, так и всей группе произносить слова по слогам. Вышеуказанными приемами следует пользоваться очень осторожно, чтобьГ уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превращалось в сухую формальную тренировку. Чистота вокальной интонации Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации о^юмное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. В каждой возрастной группе встречаются дети, ноющие фальшиво. Причины этого различны: у одних — не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Для достижения чистоты интонации необходимо: ♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание; ♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей; ♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения; ♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга; ♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения; ♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к (музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто ноющих детей, сидящих сзади (в работе с такими детьми полезно отмечать, поощрять каждое достижение); ♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня. Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), игре на дудочке («ду-ду»), балалайке («ля-ля») и т. д. Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель учитывает особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому - какое положение придать губам, третьему предлагает спсть погромче или, наоборот, - мягче, тише. Ансамбль Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пеиня оказывает объединяющее детей настроение. Чузство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, но отставая и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни. Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак - взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню. В некоторых случаях можно сконцентрировать внимание детей, сыграв первый интервал песни или се первый звук. Дети пропеваюг его тихо на слог «ту» или с закрытым ртом, а затем начинают петь мелодию по знаку музыкального руководителя. В практической работе применяется и дирижирование детским хором. К дирижерскому жесту прибегают в тех случаях, когда пение проводится без инструментального сопровождения или когда в общем нении участвуют несколько групп детей. Однако дирижированием пе следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать характер музыкального н|К>изведения и передавать его без помощи дирижера. В первой младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как вступит воспитатель или музыкальный руководитель, а в конце года они начинают песню после музыкального вступления самостоятельно. Все певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Обучать детей пеиию следует на разных но содержанию и музыкальному стилю песнях - народных, композиторов-классиков и современных композиторов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.017 с.) |