Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический концерт, посвященный творчеству П.И. Чайковского

Поиск

Ведущий. Дети, наша сегодняшняя беседа посвящена выдающемуся русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Петр Ильич родился на Урале в небольшом городяе Воткинске. У Пети бьто много братьев и сес­тер. Они его очень любили за доброту, веселый и живой характер. Петя был очень впечатлительным мальчиком. Свои впечатления он пытался выра­зить с помощью музыки. Одним из его ранних детских произведений была песенка под названием «Наша мама уехала в Петербург». Постепенно Петя все больше и больше увлекался музыкой. Когда Петя вырос, он стал компо­зитором. Среди его произведений есть «Детский альбом», написанный им дпя своего любимого племянника Володи Давыдова. В пьесах «Детского альбома» 8 музыкальных образах рассказывается о том, как проводит свой день Володя, во что он играет. Есть в альбоме «Марш деревянных солдати­ков». Деревянные солдатики были любимыми игрушками Володи. Они уме­ли ходить, четко выстукивая своими деревянными ножками, как палочки по барабану. Раз-два! Раз-два! (Музыкальный руководитель играет шМарш деревянных солдатиков».)

А еще есть в «Детском альбоме» пьеса про Бабу-Ягу, о которой Володе рассказывала няня. Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. (Музыкальный руководитель играет пьесу мБаба-Яга».)

Петр Ильич очень любил русские народные праздники, пел с крестьяна­ми песни и плясал задорные пляски. Одну из таких плясок, «Камаринскую», он записал нотами. Эта пляска начинается с легких, спокойных движений танцора. Постепенно он танцует все быстрее, задорнее. В первой части пьесы создается впечатление, что сначала играет дудочка, затем к ней присо­единяются балалайка и гармоника. В конце пляски звучание затихает. (Му­зыкальный руководитель играет пьесу «Камаринская»)

Петр Ильич восхищался русской природой, часто наблюдал за птицами. Он написал «Песню жаворонка». Вы все знаете такую птичку. Она очень хорошо поет. Птичка в пьесе то взлетает высоко вверх, то спускается ближе к земле, поет то громче, то тише, а в конце пьесы нам кажется, что жаво­ронок улетел. (Музыкальный руководитель играет «Песню жаворонка».)

Очень любил Петр Ильич путешествовать. Нравилась ему солнечная Ита­лия, приветливая Германия, где поют чудесные песни. Их записал Петр Ильич и тоже включил в свой «Детский альбом». Послушайте. (Музыкальный руководитель играет «Итальянскую песенку», а затем «Немецкую пе­сенку».)

Сегодня, дети, мы познакомились только с некоторыми произведениями замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Позднее мы обязательно послушаем другие: «Зимнее утро», «Болезнь куклы», «Но­вая кукла», «Старинная французская песенка», «Шарманщик поет».

Вечер развлечений для детей подготовктельной группы

Знакомство с музыкальными инструментами

Ведущий. Дети, сегодня мы познакомим вас с музыкальными инст­рументами, на которых играют дети в детском саду - с дудочкой, гармони­кой, баяном, аккордеоном. (Показывает инструменты.) Послушайте песню М. Красева «Рыбка», которую Раиса Ивановна сыграет вам на дудочке. (Звучит пески).

В далекие времена, когда еще не было баянов, играли на гармониках. Послушайте «Чешскую польку» композитора В. Овсянникова, которую сыграет на гармонике Людмила Николаевна. {Звучит музыка.)

Дети, кто запомнил, как называется этот инструмент? (Показывает на гармонику и выслушивает ответы детей.) Кто скажет, какой из инстру­ментов больше, а какой меньшие. (Дети отвечают.)

Теперь послушайте «Польку» композитора М. Глинки, которую Людмила Николаевна сыграет вам на баяие. (После слушания ведущий напоминает детям название инструмента или спрашивает их, как он называется.)

У нас е детском саду есть еще инструмент. Он называется аккордеон. Послушайте «Песню жаворонка» композитора Петре Ильича Чайковского. {После слушания еедущий спрашивает детей, чем похожи баян и аккор­деон. Дети отвечают.)

Дети, а кто скажет, какой из инструментов самый большой: баян, гармо­ника или аккордеон? (Выслушивает ответы детей).

Этот инструмент называется пианино. На нем вам играют на музыкальных, занятиях. Сейчас я сыграю вам на пианино льесу Дмитрия Кабалевского «Кавалерийская» (Дети слушают.)

Кто скажет, чем похожи аккордеон и пианино? (Выслушивает ответы детей. Если они не смогут ответить, то объясняет, что на том и другом инструменте есть клавиши.)

Мы познакомили вас с пятью инструментами. Кто сможет назвать все инструменты, на которых вам играли! (Показывает инструменты, а дети поочередно их называют.)

Глава^^

Теперь вы знаете, как звучат и как называются инструменты, которые есть у нас в детском саду.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их но достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных ин­струментах, исполнять щры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя ак­тивность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Изве­стно, что склонность к музыкальной деятельности является важ­нейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что
в детских садах воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие - подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру исполнения песен, танцев, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовыва­ют свои действия ни с характером музыки, ни со средствами музы­кальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети ор­ганизуют игры в «концерт», «музыкальное занятие». Конечно, з таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальной деятельности: пение цесен, проведение хороводной игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных про­явлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.

Основным источником самостоятельной музыкальной деятель­ности дошкольников являются музыкальные занятия, па которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладева­ет певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Широкий фоновый источник со­здают музыкальные впечатления от окружающей жизни, посколь­ку ребенок слушает радио, магнитофошше и грамзаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концер­ты, кинофильмы.

Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музы­кальной деятельности.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной ма­териальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следу­ющих технических средств: проигрыватель, пластинки, настоль- но-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кро­ме того, различные пособия-самоделки для проведения дидакти­ческих упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следу­ет вывешивать и периодически менять портреты композиторов- классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необхо­димые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не MOiyr исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, моло­точки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию. Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозити­вы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться са­мостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музы­кально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланел еграфы, поты-самоделки и т. д.).

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти неза­метном руководстве взрослых, так как предполагает особую непри­нужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкаль­ной деятельности прежде всего входит то, чему дети, научились с помощью взрослых.

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности на музыкальных заня­тиях Самостоятельные проявления малышей еще весьма ограниче­ны: они в основном только имитируют действия взрослого в играх, напевают песни, занимаясь с игрушками, с посильной выразитель­ностью исполняют танцевальные элементы.

Слушая музыку на занятиях, дети должны знать, что в дальней­шем сами будут заниматься музыкальной деятельностью - петь, двигаться под музыку, высказываться о содержании песни, инст­рументальной пьесы. Если дети воспринимают музыку осознанно, то это способствует их музыкальному развитию. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности, как и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознатель­ное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинте­ресованность и увлеченность- Желательно уже в младших группах проводить анализ произведения, обращаясь к ребенку с четкими вопросами: «Каков характер музыки?», «Сколько частей в произ­ведении?», «Кал звучит музыка - быстро или медленно?» и т. д. Помогая ребенку ответить, надо, в сущности, отвечать за него: «Вова внимательно на меня смотрит, он, конечно, знает, что характер музыки - бодрый...»; «Нина стесняется ответить, а ведь знает, что в произведении две части» и т. д. Подобная методика вызывает у детей доверие, симпатию к педагогу и, следовательно, стимули­рует самостоятельные высказывания и другие проявления самосто­ятельности. У детей возникает стремление проявить свои интере­сы, склонности, инициативу и вне занятий.

У детей 4-5 лет самостоятельность на занятиях выражается прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, пля­сок третьего этапа обучения. Но сюжетные игры, инсценировки песен дети самостоятельно выполняют с nepefcfo этапа обучения на основе образного слова педагога и слушания музыкального произ­ведения. Они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства вы­разительности, жанр, строение.

В средней группе в часы отдыха, игр дети могут разыгрывать короткие сценки на музыкальную тематику с обычными игрушка­ми или персонажами кукольного театра; инсценировать знакомые сказки, стихи, сопровождая их песенками, прибаутками; петь пес­ни, водить хороводы, слушать пластинки (если умеют обращаться с проигрывателем), играть на металлофоне. Однако их интересы пока еще неустойчивы. Дети быстро переключаются с одного дела на другое, зачастую желание заняться музыкальной деятельностью возникает у них под влиянием случайных ассоциаций.

Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от пра­вильного, стремятся сделать его более выразительным, а на заня­тиях по развитию творчества сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофонах, инсценируют под пение пе­дагога новые для них песни, сочиняют пляски-импровизации, до­полняют новыми вариантами сюжетные игры, разыгрывают этю­ды. В играх и плясках с зафиксированными движениями они не просто выполняют ранее разученные фигуры или действия персо­нажей, а трансформируют их каждый по-своему. В их оценочных суждениях д качестве исполнения можно усмотреть стремление к эстетической привлекательности: «Не так, не так, ие под музы­ку»; -«Твой медведь заболел что ли?»; «Разве девочку так на танец приглашают?». У детей появляются устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, запас любимых произведений. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музы­кальной деятельности в своей повседневной жизни.

Старшим детям воспитатель помогает устраивать представле­ния кукольного, теневого и других видов театра; разыгрывать сцен­ки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать элементы костюмов, декораций. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети водят хороводы, играют в музыкальные игры, слушают радиопередачи. По просьбе детей воспитатель ставит Пла­стинки с музыкальными произведениями. Дети играют на метал­лофонах песни Е. Тиличеевой «Небо синее», «Труба»; М. Блантера «Марш футболистов»; русские народные песии «Андрей-воробей», «Дождик». Часто напевают популярные песни, стремятся вырази­тельно изображать персонажей игры, не просто подражая взросло­му или друг другу, а комбинируя движения. Но их самостоятель­ная музыкальная деятельность продолжает оставаться малоустой­чивой и требует поддержки со стороны воспитателя.

В подготовительной к школе группе самостоятельная музыкаль­ная деятельность в быту приобретает синтетический характер. На­пример, дети iiо своей инициативе, слушая музыку но радио, начи­нают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют • разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофо­не, маршируют и. танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе детей воспитатель принимает участие в их самостоятельной деятельности: поет вместе с ними, ставит плас­тинки, помогает выбрать песню,, пляску. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Для самостоятельной деятельности дети могут объединять­ся в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за советом и помощью к воспитателю. Расширяется их музыкаль­ный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоя­тельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упражне­ния с отдельными танцевальными элементами, осваивают приемы игры на металлофоне, учат тексты и мелодии песен.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной дея­тельности зависит от:

♦ имеющихся у детей умений и навыков,

♦ имеющегося оборудования в группах,

♦ продуманного и тактичного руководства со стороны педаго­гов и воспитателей.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Самостоятельная музыкальная деятельность осуществляется в процессе слушания музыки, сюжетно-ролевых игр, пения, испол­нения хороводных плясок и игр, музыкально-дидактических уп­ражнений, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Беседу о прослушанном необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мьгшлення. Воп­росы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чем расска­зала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чем

думали? Везде ли музыка звучала одинаково? Какова музыка по характеру? Как надо петь эту песню и почему? и т. д. Вопросы ве­дут ребенка от восприятия произведения в целом к осознанию от­дельных элементов музыкальной речи. Чем больше привлекается внимание к деталям произведения, тем полнее и конкретнее оно осмысливается и в результате развивается восприимчивость детей. Возможность как бы запечатлеть музыкальный образ, сделать его доступным, любимым, близким дает слово - беседа, проводимая педагогом. У детей возникает желание слушать данное произведе­ние многократно.

С большим интересом относятся дети к слушанию грамзаписей. Почти весь репертуар программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста записан на пластинки. Прекрасное ис­полнение музыкантов, оркестровое звучание обогащают впечат­ления детей от уже знакомых произведений. Неоднократное, по просьбе детей, прослушивание инструментальных пьес, песен, уз­навание их приводят к тому, что у детей формируется фонд люби­мых произведений.

Сюжетно-ролевые игры. Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение му­зыки обогащает и углубляет ее содержание. В одних случаях, она как бы является иллюстрацией к действиям игры. Например, иг­рая н «Семью», «мамы» ноют детям колыбельные песни; празднуя «новоселье» в только что построенном доме, дети начинают пля­сать; пускаясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях («Пароходик», музыка Н. Леви).

В других случаях, в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников. Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия». В игре в «оркестр» выбирают «дирижера» и под его руко­водством исполняют знаковые песни или мелодии на различных воображаемых музыкальных инструментах: балалайке, скрипке, трубе, ш&нино, барабанах. Играя в «музыкальное занятие», дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, проводят хороводные игры, оценивая исполнение друг друга. Одиим детям приятно быть в роди учащего, другим - интересно овладеть способом выполнения игры, пляски, доучить текст песни. Игры на музыкальные темы оказыва­ют положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные ча занятиях, развива­ют музыкальный слух и память, помогают выявить интересы-де­тей, Обычно дети исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своему исполнению и к пению товарищей. В играх дети поют без музы­кального сопровождения, что очень ценно для развития музыкаль­ного слуха. Но инициировать внесение детьми музыкальных мо­ментов в игру, а также проведение игр с музыкальной тематикой должен воспитатель. Он же заботится о наличии в группе специ­ального оборудования и музыкальных игрушек, с которыми дети проводят игры в театр, концерты, телевизионные передачи. Воспи­татель сообщает музыкальному руководителю, чем в данный мо­мент заншересовались дети, о каком событии, явлении с ними надо разучить песни.

Пение. Дети любят напевать не только знакомые песни во время игр, по и придумывать свои незатейливые мелодии. Особенно час­то это можно наблюдать при изображении ими «игры на проигры­вателе», проведении дидактических упражнений с настольно-пе- чатным материалом («Музыкальное лото», «Кто скорее», «Спой песенку»). В старших группах дети любят петь песни, положив на «пюпитр» импровизированного инструмента или музыкальной игрушки нотный сборник с картинками или картинку, иллюстри­рующую содержание знакомой им песни. Все эти пособия должен изготовить воспитатель, периодически менять их, чтобы поддержи­вать интерес к ним детей.

Исполнение хороводных игр и плясок. Хороводные игры и пляски, разучиваемые на занятиях, предоставляют детям широ­кие возможности для самостоятельной музыкальной деятельнос­ти. Обычно они построены на простых народных мелодиях с легко запоминающимся текстом. Дети быстро усваивают их на занятиях и с удовольствием исполняют по собственной инициативе в повсед­невной жизни. Они и забавляют, и радуют детей, и украшают их быт. Такие произведения, как «Поезд», музыка Метлова, «Тере­мок», украинская народная мелодия, «Мы в зеленые луга пойдем», музыка Н. Леви, «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Ворон», «Ходит Ваня», «Каравай», рус­ские народные мелодии и др., становятся любимыми у детей, их они исполняют по собственной инициативе, проявляя при этом творческую инициативу. Воспитателю следует обратить внимание детей на качество пения, движений, иногда предложить им помочь в изготовлении деталей костюмов, атрибутов и игр, «чтобы было еще красивей».

Играна детских музыкальных инструментах. Дети с удоволь­ствием испол11яют по собственному желанию несложные мелодии на различных музыкальных инструментах, особенно металлофо­нах. Они слышат звучание игрушек-инструментов во время прове- пения педагогом музыкально-дидактических игр, обучаются при­емам игры на групповых и индивидуальных занятиях. Поэтому они не только используют металлофон и другие инструменты в своих иг­рах «в концерт», «музыкальное занятие», исполняя при этом уже ус­военный материал, но и подбирают самостоятельно хорошо знакомые им мелодии песен и танцев. Воспитатель и сам может сочинить пьесу и предложить детям оценить его творчество, устроить соревнование на сочинение самого выразительного марша или плясовой.

Музыкально-дидактические упражнения. Самостоятельное выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражне­ний, особенно с настольно-печатным материалом, повышает их ин­терес к пению, позволяет находить оригинальные решения музы­кально-сенсорных заданий.

Воспитатели должны чаще обращать внимание детей на их зву­ковое окружение: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Для тре­нировки внимания рекомендуется провести игры: «Что мы слышим вокруг себя?»; «Кто что услышал?»; с игрушками типа «Чудесный мешочек», картинками на темы знакомых песен, набором грампла­стинок для узнавания музыкальных произведений, определения характера музыки, средств выразительности.

С применением грамзаписи (если обучены обращению с проиг­рывателем) и без нее дети самостоятельно могут проводить игро­вые упражнения «Узнай, из какой песни слова», «Я начну, а ты за­кончи». Они очень простые по замыслу, однако приучают детей внимательно слушать слова, узнавать мелодию, развивают музы­кальную память.

С применением картинок дети могут проводить такие игровые упражнения, как «С хороводом, с песней жить интересней», «Спой песенку», «Кто скорее?», «Музыкальное лото». Пособия для упраж­нений изготавливает воспитатель с учетом индивидуальных осо­бенностей детей группы, их потребностей.

Примеры музыкатмо-дцдактичееккх угдокнений «С хороводом, с пес­ней жить интересней. Участвуют две группы детей. Поочередно они пока­зывают друг другу картинки с изображением знакомого хоровода или об­раза песни, отгадывают их название и исполняют. Правильно ответившая и исполнившая хоровод или песню группа детей получает флажок. В конце игрового действия подсчитьвается количество флажков у каждой группы и определяется победитель. Упражнение можно проводить и без использо­вания картинок. В этом случае дети сами объявляют друг другу, что они знают и будут исполнять. Каждый номер награждается флажком. Еще один возможный вариант: одна группа исполняет произведение, а вторая группа отгадывает, что исполняется. Отгадавшая команда получает флажок и по их количеству определяется команда-победитепь.

Для проведения игрового упражнения «Спой песету» необходимо иметь два одинаковых, наложенных Один на другой круга, сделатых из фанеры или плотного картона диаметром в 20—22 см. На нижнем кругу наклеиваются кар­тинки по содержанию песен, на верхнем кругу имеется вырез. Ребенок бькт- рым движением вращает круг. Когдв движение замедляется и круг останавли­вается, в вырезе появляется картинка. Нужно спеть соответствующую песню.

Настольно-печатная игра «Кто скорее!» — соревновательное упражне­ние, в котором одновременно могут участвовать 3—4 ребенка. Они должны поочередно продвигать фишки по дорожке, изображенной на большой кар­те, в соответствии с выброшенным на кубике количеством очков. Путеше­ствие может совершаться из города в лес, из домика в домик. Можно по­мочь бабочке долететь до цветка или Снегурочке прийти на елку в детский сад и т. д^На дорожке тут и там наклеены картинки по содержанию песен. Если фишка попала на одну из картинок, то двигаться дальше нельзя, пока владелец фишки не споет по этой картинка ранее разученную или сочинен­ную песню, полевку (один куплет песни.)

Настольно-печатная игра «Музыкальное лото» состоит из 3-4 больших карточек, на которых изображены по 3-4 картинки, соответствующие со­держанию песен, и маленьких карточек с такими же картинками, что и на больших. Два-четыре ребенка получают большие карточки, а один — ма­ленькие. Он показывает товарищам одну из картинок, а ребенок, на большой карте которого имеется соответствующее изображение, должен спеть пес­ню. После этого он получает маленькую карточку и закрывает картинку на большой. Кто быстрее закроет все картинки, тот и выиграет. В подготови­тельной к школе группе картинки могут обозначать и пляски, и хороводные игры. «Музыкальное лото» позволяет выяснить, насколько прочно детьми усвоен пройденный материал.

Для того чтобы успешно заниматься самостоятельной музы­кальной деятельностью, дети должны знать такой музыкальный материал, который отвечал бы их интересам и возможностям, На­пример, их репертуар песен должен соответствовать тематике при­влекательных игр, бытовой деятельности, отражать впечатления об окружающей жизни. Это песни о маме, дне рождения, о строите­лях, моряках, железнодорожниках, о животных и птицах, трудовых процессах, городском транспорте, игрушках. Воспитателю следует поощрять инициативу детей даже тогда, когда их деятельность не­совершенна, но в то же время обращать внимание на фальшивое пение или беспорядочный стук но инструментам. Замечания по этому поводу надо делать тактично, не выделяя одного из детей, отмечать малейшие качественные сдвиги в той или иной музыкаль­ной деятельности. Воспитатель должен выяснить, кто из детей и как музицирует дома, какие зрелищные мероприятия они посещают с родителями, какую музыку слушают. Следует проконсультиро­вать родителей но организации «музыкального уголка» в семье, по слушанию музыки, репертуару песен. Получив поддержку взрос­лых, дети почувствуют себя увереннее, с желанием будут занимать­ся самостоятельным музицированием. Однако практика показыва­ет, что некоторые дети совершенно не занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью. Это - результат особенностей характе­ра или заторможенности из-за грубого окрика, насмешки взрослою или сверстников при первых неудачных попытках в области музици­рования. К таким детям требуется повышенное внимание, необходи­мо организовать с ними индивидуальные занятия. Детям же, пре­увеличивающим свои возможности, надо предлагать более сложные задания, требующие значительных усилий. В любом случае важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его характера, способностей. На развитие самостоятельной музыкаль­ной деятельности огромное влияние оказывает качество работы му­зыкального руководителя и воспитателя на занятиях, использование ими творческих заданий, тесный их контакт с родителями детей.

МУЗЫКА НА ПРАЗДНИКАХ

РОЛЬ МУЗЫКИ

Особое место в системе эстетического воспитания в детском саду занимают праздники - торжественные события, в которых принимает участие, весь педагогический коллектив. Они вызывают у детей радостные чувства, предоставляют им возможность про­явить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности и тем самым оставляют глубокий след в их памяти. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную. Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в об­ратной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Содер­жание каждого праздника должно вызывать у детей эстетические чувства, формировать их вкус. Поэтому необходимо тщательно про­думывать сочетание на празднике различных видов искусств. До­полняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия праздника на детей.

Основная идея праздников, переданная в ярких, художествен­ных образах, оказывает па детей неизгладимое впечатление, объе­диняет их общностью переживаний радостных чувств, празднич­ного подъема. Воспоминания о детских праздниках проходят через всю их жизнь. Они способствуют зарождению любви к Родине, ува­жению ее прекрасных традиций и обычаев.

Праздничный подъем обостряет чувства детей. Они искренне радуются, наблюдая приготовления к празднику дома и в детском саду, видя, как украшают здания, улицы. Это вызывает у них жела­ние самим принимать активное участие в подготовке праздника в детском саду.

Украшение помещения, заучивание стихов, песен, плясок, при­глашение гостей - врача, медицинских сестер, поваров, а затем уча­стие в празднике содействуют сплочению детей в дружный коллек­тив, где каждый переживает за общее дело, заботится об общем успехе. Дети привыкают говорить; «Мы сделали, мы украсили» и т. д. Праздники сближают их с воспитателями, со всеми сотрудниками детского сада, ибо здесь нет главных и второстепенных лиц. Дети видят, как взрослые готовят им костюмы, пособия, наводят чисто­ту и блеск в помещениях. Это вызывает у них чувство признатель­ности и желание подражать взрослым. Таким образом, педагоги­ческое значение празднований в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей, на их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравствен­ное и эстетическое воспитание.

Все усилия педагогического коллектива должны быть направ­лены на то, чтобы праздник надолго запомнился детям. Нужно забогиться не об эффектном зрелище, которое зачастую готовится за счет нарушения режима, перегрузки нервной системы детей, а о том, чтобы праздники, радуя детей, в то же время обогащали их новыми знаниями, формировали у них художественный вкус. На празднике дети поют, танцуют, читают стихи, смотрят и слушают выступления своих товарищей и взрослых. Со вкусом убранное помещение, удачно подобранные песни, инструментальные пьесы, стихи, пляски и гимнастические движения, костюмы - все это вос­питывает у детей любовь к искусству, желание не только смотреть и слушать, но и самим принимать активное участие во всех номе­рах праздника.

Музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начина­ется и заканчивается каждый детский праздник. Под звуки музыки дети входят в зал, выполняют построения, перестроения, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углуб­ляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, дол­жен быть высокохудожественным. Особые требования необходи­мо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, повторения отдельных частей и фраз музыкального произведения, неоправданных пауз, арпеджи- рованных аккордов в его начале и в конце и т. д.

Не следует считать, что чрезмерно громкое звучание музыки на празднике создает особую торжественность. Музыкального произ­ведения нужно исполнять в соответствии с их характером, сред­ствами выразительности и указаниями композитора. Громкое зву­чание создает излишний шум, заглушает голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению.

Музыкальные произведения, подобранные для праздника, дол­жны отвечать его общему характеру и отдельным композиционным моментам, создавать у детей бодрое, радостное настроение. Не сле­дует стремиться к использованию на праздниках произведений, сложных по строению и соответственно многосоставных, сложных, по композиции плясок, упражнений, игр. Ведь только тогда ребе­нок сможет выразить в движениях свое настроение, когда овладеет способом их выполнения и запомнит их последовательность.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ

*

Праздник может оставить глубокий след в памяти ребенка толь­ко тогда, когда ему понятно его содержание. Отбирая музыкальный и литературный материал, музыкальный руководитель должен про­думать, насколько он отвечает имеющимся у детей умениям и навы­кам, насколько близок детям по форме и содержанию. Не следует перегружать программу праздника большим количеством выступ­лений, так как это утомляет детей и тем самым снижает их интерес к представлению и праздничный подъем. Музыкальный руководи­тель не должен готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски, песни и упражнения, чтобы возникала перегрузка занятий дополнительным музыкальным материалом, не отодвига­лось, а то и совсем исключалось разучивание программного мате­риала. Один и тот же веселый танец или песню можно исполнить и в день осеннего праздника, и в концерте, посвященном выпуску в школу, и на празднике новогодней елки. Конечно, на каждом из этих празднований будет и новый, созвучный его теме материал, но повторять песни, игры и танцы необходимо. Празднование - это не только зрелище, но и событие, объединяющее коллектив детей и взрослых общим чувством радости. Такие привлекательные для детей песни, как «Хорошо у нас в саду» В. Герчик, «Детский сад» А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко, «Елочка» Л. Бекман и др., вполне могут повторяться многократно и с каждым разом испол­няться все более выразительно. На празднике не должно быть бо­лее одного-двух новых произведений. Не следует также разучивать к празднику пляски, содержание которых детям не понятно. При их исполнении дети лишь копируют движения взрослых, приучаются позировать. Пропадает главное - искренность, непосредственность, естественность и простота. Понятны и доступны детям пляски сла­вянских народов, пляски-импровизации, пляски-показы персона­жей и др. Выступления взрослых вносят большое разнообразие в программу праздников. Они повышают настроение детей, обога­щают их новыми впечатлениями, объединяют детский и педагоги­ческий коллективы общими чувствами.

Структура праздника зависит от его темы. Обычно традицион­ные праздники, посвященные общественно-политическим событи­ям, начинаются торжественной частью, которая включает в себя: праздничное шествие детей, иногда с участием взрослых или под исполнение взрослых праздничной маршевой песни, поздравление заведующей, пение праздничных песен, исполнение упражнений- композиций, чтение стихов на праздничную тематику.

После торжественной следует концертная часть — групповые и индивидуальные высту71ления детей: чтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы.

Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они уси­ливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением де­тей на торжественный обед, чай. Иногда дети получают подарки после окончания праздника в групповой комнате.

На новогоднем празднике торжественного шествия не бывает. Все выступления детей сосредоточиваются вокруг нарядно укра­шенной елки. К ним в гости приходят сказочные персонажи - Дед Мороз, Снегурочка, Метелица, Снежная баба и др., которые прово­дят с детьми забавные игры, хороводы, приносят красочно оформ­ленные подарки.

Содержание и построение Празднования проводов детей в школу также имеет свои особенности. По возможности в этот день в дет­ский сад приглашаются родители уходящих в школу детей. Буду­щие школьники демонстрируют свои достижения в упражнениях, играх, плясках, поют песни о школе, читают стихи. Их приветству­ют заведующая, воспитатели, остающиеся в саду товарищи; жела­ют им хорошо учиться, не забывать детский сад. Все дети исполня­ют свои любимые игры и пляски.

Большое значение имеют время проведения праздника и его продолжительность. Праздник лучше проводить в утренние часы, а если он назначается на вторую половину дня, то не позднее шест­надцати часов, так как дети к вечеру утомляются. Продолжитель­ность праздника для детей старших групп должна быть не более 45-50 минут, для младших и средних групп - 30-35 минут. В про­грамму праздника включаются кол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.21.209 (0.017 с.)