Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тематический концерт, посвященный творчеству П.И. ЧайковскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ведущий. Дети, наша сегодняшняя беседа посвящена выдающемуся русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Петр Ильич родился на Урале в небольшом городяе Воткинске. У Пети бьто много братьев и сестер. Они его очень любили за доброту, веселый и живой характер. Петя был очень впечатлительным мальчиком. Свои впечатления он пытался выразить с помощью музыки. Одним из его ранних детских произведений была песенка под названием «Наша мама уехала в Петербург». Постепенно Петя все больше и больше увлекался музыкой. Когда Петя вырос, он стал композитором. Среди его произведений есть «Детский альбом», написанный им дпя своего любимого племянника Володи Давыдова. В пьесах «Детского альбома» 8 музыкальных образах рассказывается о том, как проводит свой день Володя, во что он играет. Есть в альбоме «Марш деревянных солдатиков». Деревянные солдатики были любимыми игрушками Володи. Они умели ходить, четко выстукивая своими деревянными ножками, как палочки по барабану. Раз-два! Раз-два! (Музыкальный руководитель играет шМарш деревянных солдатиков».) А еще есть в «Детском альбоме» пьеса про Бабу-Ягу, о которой Володе рассказывала няня. Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. (Музыкальный руководитель играет пьесу мБаба-Яга».) Петр Ильич очень любил русские народные праздники, пел с крестьянами песни и плясал задорные пляски. Одну из таких плясок, «Камаринскую», он записал нотами. Эта пляска начинается с легких, спокойных движений танцора. Постепенно он танцует все быстрее, задорнее. В первой части пьесы создается впечатление, что сначала играет дудочка, затем к ней присоединяются балалайка и гармоника. В конце пляски звучание затихает. (Музыкальный руководитель играет пьесу «Камаринская») Петр Ильич восхищался русской природой, часто наблюдал за птицами. Он написал «Песню жаворонка». Вы все знаете такую птичку. Она очень хорошо поет. Птичка в пьесе то взлетает высоко вверх, то спускается ближе к земле, поет то громче, то тише, а в конце пьесы нам кажется, что жаворонок улетел. (Музыкальный руководитель играет «Песню жаворонка».) Очень любил Петр Ильич путешествовать. Нравилась ему солнечная Италия, приветливая Германия, где поют чудесные песни. Их записал Петр Ильич и тоже включил в свой «Детский альбом». Послушайте. (Музыкальный руководитель играет «Итальянскую песенку», а затем «Немецкую песенку».) Сегодня, дети, мы познакомились только с некоторыми произведениями замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. Позднее мы обязательно послушаем другие: «Зимнее утро», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Старинная французская песенка», «Шарманщик поет». Вечер развлечений для детей подготовктельной группы Знакомство с музыкальными инструментами Ведущий. Дети, сегодня мы познакомим вас с музыкальными инструментами, на которых играют дети в детском саду - с дудочкой, гармоникой, баяном, аккордеоном. (Показывает инструменты.) Послушайте песню М. Красева «Рыбка», которую Раиса Ивановна сыграет вам на дудочке. (Звучит пески). В далекие времена, когда еще не было баянов, играли на гармониках. Послушайте «Чешскую польку» композитора В. Овсянникова, которую сыграет на гармонике Людмила Николаевна. {Звучит музыка.) Дети, кто запомнил, как называется этот инструмент? (Показывает на гармонику и выслушивает ответы детей.) Кто скажет, какой из инструментов больше, а какой меньшие. (Дети отвечают.) Теперь послушайте «Польку» композитора М. Глинки, которую Людмила Николаевна сыграет вам на баяие. (После слушания ведущий напоминает детям название инструмента или спрашивает их, как он называется.) У нас е детском саду есть еще инструмент. Он называется аккордеон. Послушайте «Песню жаворонка» композитора Петре Ильича Чайковского. {После слушания еедущий спрашивает детей, чем похожи баян и аккордеон. Дети отвечают.) Дети, а кто скажет, какой из инструментов самый большой: баян, гармоника или аккордеон? (Выслушивает ответы детей). Этот инструмент называется пианино. На нем вам играют на музыкальных, занятиях. Сейчас я сыграю вам на пианино льесу Дмитрия Кабалевского «Кавалерийская» (Дети слушают.) Кто скажет, чем похожи аккордеон и пианино? (Выслушивает ответы детей. Если они не смогут ответить, то объясняет, что на том и другом инструменте есть клавиши.) Мы познакомили вас с пятью инструментами. Кто сможет назвать все инструменты, на которых вам играли! (Показывает инструменты, а дети поочередно их называют.)
Теперь вы знаете, как звучат и как называются инструменты, которые есть у нас в детском саду. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их но достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять щры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, па которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, магнитофошше и грамзаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы. Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности. Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следующих технических средств: проигрыватель, пластинки, настоль- но-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов- классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не MOiyr исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, молоточки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию. Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланел еграфы, поты-самоделки и т. д.). Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети, научились с помощью взрослых. Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности на музыкальных занятиях Самостоятельные проявления малышей еще весьма ограничены: они в основном только имитируют действия взрослого в играх, напевают песни, занимаясь с игрушками, с посильной выразительностью исполняют танцевальные элементы. Слушая музыку на занятиях, дети должны знать, что в дальнейшем сами будут заниматься музыкальной деятельностью - петь, двигаться под музыку, высказываться о содержании песни, инструментальной пьесы. Если дети воспринимают музыку осознанно, то это способствует их музыкальному развитию. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности, как и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознательное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинтересованность и увлеченность- Желательно уже в младших группах проводить анализ произведения, обращаясь к ребенку с четкими вопросами: «Каков характер музыки?», «Сколько частей в произведении?», «Кал звучит музыка - быстро или медленно?» и т. д. Помогая ребенку ответить, надо, в сущности, отвечать за него: «Вова внимательно на меня смотрит, он, конечно, знает, что характер музыки - бодрый...»; «Нина стесняется ответить, а ведь знает, что в произведении две части» и т. д. Подобная методика вызывает у детей доверие, симпатию к педагогу и, следовательно, стимулирует самостоятельные высказывания и другие проявления самостоятельности. У детей возникает стремление проявить свои интересы, склонности, инициативу и вне занятий. У детей 4-5 лет самостоятельность на занятиях выражается прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, плясок третьего этапа обучения. Но сюжетные игры, инсценировки песен дети самостоятельно выполняют с nepefcfo этапа обучения на основе образного слова педагога и слушания музыкального произведения. Они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение. В средней группе в часы отдыха, игр дети могут разыгрывать короткие сценки на музыкальную тематику с обычными игрушками или персонажами кукольного театра; инсценировать знакомые сказки, стихи, сопровождая их песенками, прибаутками; петь песни, водить хороводы, слушать пластинки (если умеют обращаться с проигрывателем), играть на металлофоне. Однако их интересы пока еще неустойчивы. Дети быстро переключаются с одного дела на другое, зачастую желание заняться музыкальной деятельностью возникает у них под влиянием случайных ассоциаций. Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от правильного, стремятся сделать его более выразительным, а на занятиях по развитию творчества сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофонах, инсценируют под пение педагога новые для них песни, сочиняют пляски-импровизации, дополняют новыми вариантами сюжетные игры, разыгрывают этюды. В играх и плясках с зафиксированными движениями они не просто выполняют ранее разученные фигуры или действия персонажей, а трансформируют их каждый по-своему. В их оценочных суждениях д качестве исполнения можно усмотреть стремление к эстетической привлекательности: «Не так, не так, ие под музыку»; -«Твой медведь заболел что ли?»; «Разве девочку так на танец приглашают?». У детей появляются устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, запас любимых произведений. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной жизни. Старшим детям воспитатель помогает устраивать представления кукольного, теневого и других видов театра; разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать элементы костюмов, декораций. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети водят хороводы, играют в музыкальные игры, слушают радиопередачи. По просьбе детей воспитатель ставит Пластинки с музыкальными произведениями. Дети играют на металлофонах песни Е. Тиличеевой «Небо синее», «Труба»; М. Блантера «Марш футболистов»; русские народные песии «Андрей-воробей», «Дождик». Часто напевают популярные песни, стремятся выразительно изображать персонажей игры, не просто подражая взрослому или друг другу, а комбинируя движения. Но их самостоятельная музыкальная деятельность продолжает оставаться малоустойчивой и требует поддержки со стороны воспитателя. В подготовительной к школе группе самостоятельная музыкальная деятельность в быту приобретает синтетический характер. Например, дети iiо своей инициативе, слушая музыку но радио, начинают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют • разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофоне, маршируют и. танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе детей воспитатель принимает участие в их самостоятельной деятельности: поет вместе с ними, ставит пластинки, помогает выбрать песню,, пляску. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Для самостоятельной деятельности дети могут объединяться в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за советом и помощью к воспитателю. Расширяется их музыкальный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоятельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упражнения с отдельными танцевальными элементами, осваивают приемы игры на металлофоне, учат тексты и мелодии песен. Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит от: ♦ имеющихся у детей умений и навыков, ♦ имеющегося оборудования в группах, ♦ продуманного и тактичного руководства со стороны педагогов и воспитателей. РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ Самостоятельная музыкальная деятельность осуществляется в процессе слушания музыки, сюжетно-ролевых игр, пения, исполнения хороводных плясок и игр, музыкально-дидактических упражнений, игры на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки. Беседу о прослушанном необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мьгшлення. Вопросы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чем рассказала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чем думали? Везде ли музыка звучала одинаково? Какова музыка по характеру? Как надо петь эту песню и почему? и т. д. Вопросы ведут ребенка от восприятия произведения в целом к осознанию отдельных элементов музыкальной речи. Чем больше привлекается внимание к деталям произведения, тем полнее и конкретнее оно осмысливается и в результате развивается восприимчивость детей. Возможность как бы запечатлеть музыкальный образ, сделать его доступным, любимым, близким дает слово - беседа, проводимая педагогом. У детей возникает желание слушать данное произведение многократно. С большим интересом относятся дети к слушанию грамзаписей. Почти весь репертуар программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста записан на пластинки. Прекрасное исполнение музыкантов, оркестровое звучание обогащают впечатления детей от уже знакомых произведений. Неоднократное, по просьбе детей, прослушивание инструментальных пьес, песен, узнавание их приводят к тому, что у детей формируется фонд любимых произведений. Сюжетно-ролевые игры. Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение музыки обогащает и углубляет ее содержание. В одних случаях, она как бы является иллюстрацией к действиям игры. Например, играя н «Семью», «мамы» ноют детям колыбельные песни; празднуя «новоселье» в только что построенном доме, дети начинают плясать; пускаясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях («Пароходик», музыка Н. Леви). В других случаях, в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников. Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия». В игре в «оркестр» выбирают «дирижера» и под его руководством исполняют знаковые песни или мелодии на различных воображаемых музыкальных инструментах: балалайке, скрипке, трубе, ш&нино, барабанах. Играя в «музыкальное занятие», дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, проводят хороводные игры, оценивая исполнение друг друга. Одиим детям приятно быть в роди учащего, другим - интересно овладеть способом выполнения игры, пляски, доучить текст песни. Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные ча занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявить интересы-детей, Обычно дети исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своему исполнению и к пению товарищей. В играх дети поют без музыкального сопровождения, что очень ценно для развития музыкального слуха. Но инициировать внесение детьми музыкальных моментов в игру, а также проведение игр с музыкальной тематикой должен воспитатель. Он же заботится о наличии в группе специального оборудования и музыкальных игрушек, с которыми дети проводят игры в театр, концерты, телевизионные передачи. Воспитатель сообщает музыкальному руководителю, чем в данный момент заншересовались дети, о каком событии, явлении с ними надо разучить песни. Пение. Дети любят напевать не только знакомые песни во время игр, по и придумывать свои незатейливые мелодии. Особенно часто это можно наблюдать при изображении ими «игры на проигрывателе», проведении дидактических упражнений с настольно-пе- чатным материалом («Музыкальное лото», «Кто скорее», «Спой песенку»). В старших группах дети любят петь песни, положив на «пюпитр» импровизированного инструмента или музыкальной игрушки нотный сборник с картинками или картинку, иллюстрирующую содержание знакомой им песни. Все эти пособия должен изготовить воспитатель, периодически менять их, чтобы поддерживать интерес к ним детей. Исполнение хороводных игр и плясок. Хороводные игры и пляски, разучиваемые на занятиях, предоставляют детям широкие возможности для самостоятельной музыкальной деятельности. Обычно они построены на простых народных мелодиях с легко запоминающимся текстом. Дети быстро усваивают их на занятиях и с удовольствием исполняют по собственной инициативе в повседневной жизни. Они и забавляют, и радуют детей, и украшают их быт. Такие произведения, как «Поезд», музыка Метлова, «Теремок», украинская народная мелодия, «Мы в зеленые луга пойдем», музыка Н. Леви, «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Ворон», «Ходит Ваня», «Каравай», русские народные мелодии и др., становятся любимыми у детей, их они исполняют по собственной инициативе, проявляя при этом творческую инициативу. Воспитателю следует обратить внимание детей на качество пения, движений, иногда предложить им помочь в изготовлении деталей костюмов, атрибутов и игр, «чтобы было еще красивей». Играна детских музыкальных инструментах. Дети с удовольствием испол11яют по собственному желанию несложные мелодии на различных музыкальных инструментах, особенно металлофонах. Они слышат звучание игрушек-инструментов во время прове- пения педагогом музыкально-дидактических игр, обучаются приемам игры на групповых и индивидуальных занятиях. Поэтому они не только используют металлофон и другие инструменты в своих играх «в концерт», «музыкальное занятие», исполняя при этом уже усвоенный материал, но и подбирают самостоятельно хорошо знакомые им мелодии песен и танцев. Воспитатель и сам может сочинить пьесу и предложить детям оценить его творчество, устроить соревнование на сочинение самого выразительного марша или плясовой. Музыкально-дидактические упражнения. Самостоятельное выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражнений, особенно с настольно-печатным материалом, повышает их интерес к пению, позволяет находить оригинальные решения музыкально-сенсорных заданий. Воспитатели должны чаще обращать внимание детей на их звуковое окружение: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Для тренировки внимания рекомендуется провести игры: «Что мы слышим вокруг себя?»; «Кто что услышал?»; с игрушками типа «Чудесный мешочек», картинками на темы знакомых песен, набором грампластинок для узнавания музыкальных произведений, определения характера музыки, средств выразительности. С применением грамзаписи (если обучены обращению с проигрывателем) и без нее дети самостоятельно могут проводить игровые упражнения «Узнай, из какой песни слова», «Я начну, а ты закончи». Они очень простые по замыслу, однако приучают детей внимательно слушать слова, узнавать мелодию, развивают музыкальную память. С применением картинок дети могут проводить такие игровые упражнения, как «С хороводом, с песней жить интересней», «Спой песенку», «Кто скорее?», «Музыкальное лото». Пособия для упражнений изготавливает воспитатель с учетом индивидуальных особенностей детей группы, их потребностей. Примеры музыкатмо-дцдактичееккх угдокнений «С хороводом, с песней жить интересней. Участвуют две группы детей. Поочередно они показывают друг другу картинки с изображением знакомого хоровода или образа песни, отгадывают их название и исполняют. Правильно ответившая и исполнившая хоровод или песню группа детей получает флажок. В конце игрового действия подсчитьвается количество флажков у каждой группы и определяется победитель. Упражнение можно проводить и без использования картинок. В этом случае дети сами объявляют друг другу, что они знают и будут исполнять. Каждый номер награждается флажком. Еще один возможный вариант: одна группа исполняет произведение, а вторая группа отгадывает, что исполняется. Отгадавшая команда получает флажок и по их количеству определяется команда-победитепь. Для проведения игрового упражнения «Спой песету» необходимо иметь два одинаковых, наложенных Один на другой круга, сделатых из фанеры или плотного картона диаметром в 20—22 см. На нижнем кругу наклеиваются картинки по содержанию песен, на верхнем кругу имеется вырез. Ребенок бькт- рым движением вращает круг. Когдв движение замедляется и круг останавливается, в вырезе появляется картинка. Нужно спеть соответствующую песню. Настольно-печатная игра «Кто скорее!» — соревновательное упражнение, в котором одновременно могут участвовать 3—4 ребенка. Они должны поочередно продвигать фишки по дорожке, изображенной на большой карте, в соответствии с выброшенным на кубике количеством очков. Путешествие может совершаться из города в лес, из домика в домик. Можно помочь бабочке долететь до цветка или Снегурочке прийти на елку в детский сад и т. д^На дорожке тут и там наклеены картинки по содержанию песен. Если фишка попала на одну из картинок, то двигаться дальше нельзя, пока владелец фишки не споет по этой картинка ранее разученную или сочиненную песню, полевку (один куплет песни.) Настольно-печатная игра «Музыкальное лото» состоит из 3-4 больших карточек, на которых изображены по 3-4 картинки, соответствующие содержанию песен, и маленьких карточек с такими же картинками, что и на больших. Два-четыре ребенка получают большие карточки, а один — маленькие. Он показывает товарищам одну из картинок, а ребенок, на большой карте которого имеется соответствующее изображение, должен спеть песню. После этого он получает маленькую карточку и закрывает картинку на большой. Кто быстрее закроет все картинки, тот и выиграет. В подготовительной к школе группе картинки могут обозначать и пляски, и хороводные игры. «Музыкальное лото» позволяет выяснить, насколько прочно детьми усвоен пройденный материал. Для того чтобы успешно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью, дети должны знать такой музыкальный материал, который отвечал бы их интересам и возможностям, Например, их репертуар песен должен соответствовать тематике привлекательных игр, бытовой деятельности, отражать впечатления об окружающей жизни. Это песни о маме, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках, о животных и птицах, трудовых процессах, городском транспорте, игрушках. Воспитателю следует поощрять инициативу детей даже тогда, когда их деятельность несовершенна, но в то же время обращать внимание на фальшивое пение или беспорядочный стук но инструментам. Замечания по этому поводу надо делать тактично, не выделяя одного из детей, отмечать малейшие качественные сдвиги в той или иной музыкальной деятельности. Воспитатель должен выяснить, кто из детей и как музицирует дома, какие зрелищные мероприятия они посещают с родителями, какую музыку слушают. Следует проконсультировать родителей но организации «музыкального уголка» в семье, по слушанию музыки, репертуару песен. Получив поддержку взрослых, дети почувствуют себя увереннее, с желанием будут заниматься самостоятельным музицированием. Однако практика показывает, что некоторые дети совершенно не занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью. Это - результат особенностей характера или заторможенности из-за грубого окрика, насмешки взрослою или сверстников при первых неудачных попытках в области музицирования. К таким детям требуется повышенное внимание, необходимо организовать с ними индивидуальные занятия. Детям же, преувеличивающим свои возможности, надо предлагать более сложные задания, требующие значительных усилий. В любом случае важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его характера, способностей. На развитие самостоятельной музыкальной деятельности огромное влияние оказывает качество работы музыкального руководителя и воспитателя на занятиях, использование ими творческих заданий, тесный их контакт с родителями детей. МУЗЫКА НА ПРАЗДНИКАХ РОЛЬ МУЗЫКИ Особое место в системе эстетического воспитания в детском саду занимают праздники - торжественные события, в которых принимает участие, весь педагогический коллектив. Они вызывают у детей радостные чувства, предоставляют им возможность проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности и тем самым оставляют глубокий след в их памяти. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную. Главное воспитательное воздействие праздников заключается в том, что их основная идея доносится до детей в обратной форме, при помощи ярких эмоциональных средств. Содержание каждого праздника должно вызывать у детей эстетические чувства, формировать их вкус. Поэтому необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств. Дополняя друг друга в раскрытии одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия праздника на детей. Основная идея праздников, переданная в ярких, художественных образах, оказывает па детей неизгладимое впечатление, объединяет их общностью переживаний радостных чувств, праздничного подъема. Воспоминания о детских праздниках проходят через всю их жизнь. Они способствуют зарождению любви к Родине, уважению ее прекрасных традиций и обычаев. Праздничный подъем обостряет чувства детей. Они искренне радуются, наблюдая приготовления к празднику дома и в детском саду, видя, как украшают здания, улицы. Это вызывает у них желание самим принимать активное участие в подготовке праздника в детском саду. Украшение помещения, заучивание стихов, песен, плясок, приглашение гостей - врача, медицинских сестер, поваров, а затем участие в празднике содействуют сплочению детей в дружный коллектив, где каждый переживает за общее дело, заботится об общем успехе. Дети привыкают говорить; «Мы сделали, мы украсили» и т. д. Праздники сближают их с воспитателями, со всеми сотрудниками детского сада, ибо здесь нет главных и второстепенных лиц. Дети видят, как взрослые готовят им костюмы, пособия, наводят чистоту и блеск в помещениях. Это вызывает у них чувство признательности и желание подражать взрослым. Таким образом, педагогическое значение празднований в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей, на их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравственное и эстетическое воспитание. Все усилия педагогического коллектива должны быть направлены на то, чтобы праздник надолго запомнился детям. Нужно забогиться не об эффектном зрелище, которое зачастую готовится за счет нарушения режима, перегрузки нервной системы детей, а о том, чтобы праздники, радуя детей, в то же время обогащали их новыми знаниями, формировали у них художественный вкус. На празднике дети поют, танцуют, читают стихи, смотрят и слушают выступления своих товарищей и взрослых. Со вкусом убранное помещение, удачно подобранные песни, инструментальные пьесы, стихи, пляски и гимнастические движения, костюмы - все это воспитывает у детей любовь к искусству, желание не только смотреть и слушать, но и самим принимать активное участие во всех номерах праздника. Музыка играет огромную роль на праздниках. Музыкой начинается и заканчивается каждый детский праздник. Под звуки музыки дети входят в зал, выполняют построения, перестроения, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным. Особые требования необходимо предъявлять к его исполнению: не допускать произвольного изменения музыкального текста, повторения отдельных частей и фраз музыкального произведения, неоправданных пауз, арпеджи- рованных аккордов в его начале и в конце и т. д. Не следует считать, что чрезмерно громкое звучание музыки на празднике создает особую торжественность. Музыкального произведения нужно исполнять в соответствии с их характером, средствами выразительности и указаниями композитора. Громкое звучание создает излишний шум, заглушает голоса, заставляет детей форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению. Музыкальные произведения, подобранные для праздника, должны отвечать его общему характеру и отдельным композиционным моментам, создавать у детей бодрое, радостное настроение. Не следует стремиться к использованию на праздниках произведений, сложных по строению и соответственно многосоставных, сложных, по композиции плясок, упражнений, игр. Ведь только тогда ребенок сможет выразить в движениях свое настроение, когда овладеет способом их выполнения и запомнит их последовательность. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ * Праздник может оставить глубокий след в памяти ребенка только тогда, когда ему понятно его содержание. Отбирая музыкальный и литературный материал, музыкальный руководитель должен продумать, насколько он отвечает имеющимся у детей умениям и навыкам, насколько близок детям по форме и содержанию. Не следует перегружать программу праздника большим количеством выступлений, так как это утомляет детей и тем самым снижает их интерес к представлению и праздничный подъем. Музыкальный руководитель не должен готовить для каждого праздника совершенно новые игры, пляски, песни и упражнения, чтобы возникала перегрузка занятий дополнительным музыкальным материалом, не отодвигалось, а то и совсем исключалось разучивание программного материала. Один и тот же веселый танец или песню можно исполнить и в день осеннего праздника, и в концерте, посвященном выпуску в школу, и на празднике новогодней елки. Конечно, на каждом из этих празднований будет и новый, созвучный его теме материал, но повторять песни, игры и танцы необходимо. Празднование - это не только зрелище, но и событие, объединяющее коллектив детей и взрослых общим чувством радости. Такие привлекательные для детей песни, как «Хорошо у нас в саду» В. Герчик, «Детский сад» А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко, «Елочка» Л. Бекман и др., вполне могут повторяться многократно и с каждым разом исполняться все более выразительно. На празднике не должно быть более одного-двух новых произведений. Не следует также разучивать к празднику пляски, содержание которых детям не понятно. При их исполнении дети лишь копируют движения взрослых, приучаются позировать. Пропадает главное - искренность, непосредственность, естественность и простота. Понятны и доступны детям пляски славянских народов, пляски-импровизации, пляски-показы персонажей и др. Выступления взрослых вносят большое разнообразие в программу праздников. Они повышают настроение детей, обогащают их новыми впечатлениями, объединяют детский и педагогический коллективы общими чувствами. Структура праздника зависит от его темы. Обычно традиционные праздники, посвященные общественно-политическим событиям, начинаются торжественной частью, которая включает в себя: праздничное шествие детей, иногда с участием взрослых или под исполнение взрослых праздничной маршевой песни, поздравление заведующей, пение праздничных песен, исполнение упражнений- композиций, чтение стихов на праздничную тематику. После торжественной следует концертная часть — групповые и индивидуальные высту71ления детей: чтение стихов, пение песен, пляски, инсценировки, аттракционы. Закончить праздник можно раздачей подарков, так как они усиливают и продлевают праздничные эмоции, или приглашением детей на торжественный обед, чай. Иногда дети получают подарки после окончания праздника в групповой комнате. На новогоднем празднике торжественного шествия не бывает. Все выступления детей сосредоточиваются вокруг нарядно украшенной елки. К ним в гости приходят сказочные персонажи - Дед Мороз, Снегурочка, Метелица, Снежная баба и др., которые проводят с детьми забавные игры, хороводы, приносят красочно оформленные подарки. Содержание и построение Празднования проводов детей в школу также имеет свои особенности. По возможности в этот день в детский сад приглашаются родители уходящих в школу детей. Будущие школьники демонстрируют свои достижения в упражнениях, играх, плясках, поют песни о школе, читают стихи. Их приветствуют заведующая, воспитатели, остающиеся в саду товарищи; желают им хорошо учиться, не забывать детский сад. Все дети исполняют свои любимые игры и пляски. Большое значение имеют время проведения праздника и его продолжительность. Праздник лучше проводить в утренние часы, а если он назначается на вторую половину дня, то не позднее шестнадцати часов, так как дети к вечеру утомляются. Продолжительность праздника для детей старших групп должна быть не более 45-50 минут, для младших и средних групп - 30-35 минут. В программу праздника включаются кол
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.39 (0.015 с.) |