Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация занятий по обучению игре на инструментах

Поиск

Обучение детей игре на музыкальных инструментах - дело очень сложное, и успеха в нем можно достичь только при совместной рабо­те музыкального руководителя и воспитателя. Помощь воспитате­ля музыкальному руководителю состоит в том, что он организует детей, сам помогает обучать детей игре, предварительно выучив репертуар и согласовав методику. Воспитатель вносит в группу обычно два металлофона - для себя и детей. (Большое количество звучащих в группе металлофонов утомляет слух детей й зачастую мешает воспроизведению мелодий.) Воспитатель может проводить индивидуальное обучение игре на металлофоне не только в поме­щении, но и на прогулке в теплое время года.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указано, что уже детей средней группы обучают игре на металлофоне про­стейших мелодий, построенных на 1-2 звуках, воспитывают v них интерес к музицированию.

Для этого в группе организуются музыкальные уголки, в кото­рых находятся различные музыкальные- игрушки, в том числе ме­таллофон. Воспитатель привлекает внимание детей к звучанию металлофона, предлагает самим попробовать поиграть на нем, по­правляет их, подбадривает.

В старшей группе дети уже должны играть на металлофоне не­сложные мелодии. Например, русскую народную песню «Андрей- воробей», песию Е. Тиличеевой «Небо синее». Они учатся играть по одному и небольшими группами.

В подготовительной к школе группе задача усложняется - дети учатся играть несложные мелодии на различных музыкальных ин­струментах (металлофоне, гармонике, цитре и др.), причем в ансам­бле и оркестре.

В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель помогает каждому ребенку индивидуально в процессе обучения, организует самостоятельные занятия детей. (Например, поправля­ет Валю, которая неверно держит молоточек, напоминает Вове, что он давно не играл, просит Ролу помочь Коле выучить новую пес­ню.) Музыкальный руководитель помогает воспитателю разучить новую мелодию, подсказывает, на кого ил детей надо обратить осо­бое внимание, а кто сам справится и другому поможет.

Формы работы музыкального руководителя по обучению де­тей игре на музыкальных инструментах различны. Это и индиви­дуальное обучение, и занятия с ансамблем, оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года с самого дос­тупного инструмента - металлофона.

Индивидуальное обучение проводить значительно легче, чем коллективное, где требуется согласованность действий. Индивиду­альные занятия с детьми назначаются обычно утром до завтрака или во второй половине дня. Занятие с каждым ребенком длится 5-7 минут. Занятия с ансамблем, оркестром проводятся во второй половине дня раз в неделю, но мере надобности чаще или реже. I [родсхчжитсльность занятий 25-30 минут в зависимости от репер­туара и степени подготовленности детей. Если в средней и старшей группах детей обучают игре на металлофоне, то в подготовитель- нон - игре в ансамбле, оркестре на различных музыкальных инст­рументах, разумеется, по желанию того или иного ребенка, так как программой рекомендуется обучение всех детей игре только на ме­таллофоне и ударных инструментах.

Если дети музыкально продвинуты, ансамбль можно органнзо- пать и в старшей группе к концу года, а летом начать обучение на разных музыкальных инструментах..

Для удобного расположения инструментов следует использо- нать специальные подставки.

Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Можно выделить время и для творческих заданий.

Прежде, чем начать обучение игре на музыкальных инструмен­тах, необходимо познакомить детей с ними - рассмотреть их, на­звать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.

Для игры в ансамбле обычно привлекается не более десяти де­тей. Во избежание монотонности звучания не следует всем участ­никам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество всту­пающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами вырази­тельности музыкального произведения.

Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. В начале работы исполняемое произ­ведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Практика показывает, что наиболее целесообразен следую­щий состав оркестра: металлофонов - 6, цитр - 12, аккордеонов - 2, бубнов - 2, угольников - 1, барабанов - 1 (ударную группу можно варьировать - брать или бубен и угольник, или барабан, или лишь бубны), детских пианино - 2, триол - 2, дудочек - 2, гармошек - 1, тарелок - 1. Цитр в оркестре всегда должно быть в два раза больше, чем металлофонов, из-за их слабого нежного звучания. Ударных инструментов - 3-4 на тридцать человек. Аккордеонов - 2-3 на большой состав оркестра (25-30 человек).

Однако этот состав не является единственно возможным. Он зависит от музыкальной продвинутости группы, от опыта работы, с оркестром музыкального руководителя и воспитателя, от мате­риальных возможностей дошкольного учреждения. В последнее время большое распространение получила игра в шумовом и удар­ном оркестре.

Возможны два варианта расположения инструментов в оркестре:

1. В первом ряду располагаются играющие на цитрах. Позади них в шахматном порядке - играющие на металлофонах, а в следу­ющем ряду располагаются играющие на аккордеонах и инструмен­тах ударной и духовой группы.

2. Играющие располагаются в шахматном порядке по группам инструментов. Например, в первом и втором ряду слева - металло­фоны, в первом и втором ряду справа - цитры. Посередине можно расположить ксилофоны. В третьем ряду слева — аккордеоны и гар­монику. Справа - группу ударных инструментов.

При выборе репертуара для оркестра необходимо руководство­ваться следующими правилами:

♦ выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; тог­да они играют не механически, а все время регулируют слу­хом свое исполнение;

♦ учитывать строение мелодии; ее звуки должны располагать­ся близко друг от друга, так как большие интервалы трудны для детского исполнения. Примерами таких мелодий явля­ются: «Корова», музыка М. Раухвергера; «Елка», музыка Т. Попатенко; русские народные мелодии «Во саду ли, в ого­роде», «На зеленом лугу», белорусская народная мелодия «Савка и Гришка» и др.

Работа с детьми но обучению их шре в оркестре проводится по трем направлениям:

1. Разучивание музыкального произведения и игра на инстру­ментах под руководством педагога;

2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведе­ний по слуху;

3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, ко­лыбельных, плясовых).

Как только ребенок овладевает каким-либо инструментом, он начинает пробовать подбирать по слуху все, что он знает, что ког­да-нибудь слышал: это и произведения, разучиваемые в детском саду, и произведения, услышанные в передаче по телевизору, ра­дио, просто от взрослых. Но все произведение с начала до конца он


еще не может подобрать, и если ему не помогут взрослые, то интерес к этой увлекательной и очень полезной деятельности пропадает.

Через некоторое время, после того, как ребенок начал подбирать по слуху, ему можно предложить и сочинять — «быть композитором», «сочинять музыку для своих игрушек». Например, досочинить пес­ню: «Сначала получилось, а дальше - никак. Танечка, помоги, пожа­луйста, может вместе у нас получится...?» Ребенок пробует, взрос­лый ему помогает. Через некоторое время ребенок уже может с помощью взрослого сочинить асю мелодию на заданный текст[21].

Значительно сложнее сочинять мелодию без текста в заданном жанре. Педагог предлагает: «Сочинн колыбельную для куклы, марш.тля оловянных солдатиков, пляску для своих любимых игрушек». 11о и с этим заданием дети отлично справляются, если рядом нахо­дится взрослый, с которым можно посоветоваться.

Перечислим задачи обучения игре на музыкальных инструментах.

1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.

2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр.

3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на гриолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, иг­рая на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, бараба­не, встряхивая кастаньеты, маракасы.

4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевре­менно вступать и заканчивать.

5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

6. Импровизировать несложные попевки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.182 (0.01 с.)