Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и построение музыкальных занятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных произведений и выполнения заданий. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол протирается влажным способом. Во время караитниа, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время занятия по возможности проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровождении аккордеона или баяна. Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - старшей, 35-45 - подготовительной к школе группах. Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соответствовать возрасту и росту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет. На типовых занятиях при пении и слушания музыки можно зафиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в нервом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руководителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются местами. На других занятиях посадка детей определяется видами деятельности, методикой работы педагога. Коллективу детского сада следует относиться к музыкальным занятиям с должным вниманием. Во время их проведения недопустимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Недопустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкантам, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искренне переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства доверия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах. Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музыкальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учитывая удивительную особенность детского воображения - его активность при восприятии музыки - следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что музыка - важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, которую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать. Ибо запомнить па всю жизнь, научиться чему-то можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и прочувствовано глубоко, по-настоящему. Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Одной из основных задач таких занятий является воспитание интереса к музыке, желания слушать ее, неть, плясать, играть в ее сопровождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требования правильного и выразительного выполнения учебных заданий. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомн- лектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соответствующего возрастным подгруппам, а также условий и возможностей дошкольного учреждения. Основные виды занятий: 1. Занятие начинается одновременно со всеми детьми, а заканчивается разновременным уходом на прогулку сначала детей младшего, потом среднего, а затем старшего возраста. 2. Дети приходят на занятия в разное время: сначала старшие, затем средние и последними младшие. Обычно такое занятие проводится после завтрака, и по его окончании все дети одновременно уходят на другие занятия. 3. Занятие проводится одновременно с детьми всех возрастов. Его материал распределяется таким образом, чтобы для одной подгруппы он был новым, а для других - повторным. Понятно, что младшие дети, наблюдая деятельность более старших и принимая в ней посильное участие, развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков. Поэтому с последними надо проводить дополнительную работу. 4. Музыкальный руководитель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности, а помощник воспитателя - игры спокойного характера. При такой организации занятия выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей. Особенно сложно организовать процесс музыкальных занятий в сельских и встроенных в жилые дома городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Если на занятиях но математике, изодеятельности педагог имеет возможность работать с подгруппами детей, предоставляя им право самостоятельно выполнять задания или поиграть в игровом уголке, то само звучание музыки не располагает к этому. Дети неизбежно прислушиваются к звучанию музыкальных произведений, пению, радостному оживлению во время игр, поскольку в двухгруп- новых детских садах нет зала, инструмент обычно находится в групповой комнате. Следовательно, возможен лишь вариант объединения детей в ходе занятия и, в некоторых случаях, более ранний уход (для одевания на прогулйу) детей младшего и среднего дошкольного возраста. Однако это нежелательно, так как одетые дети ожит дают несколько минут воспитателя и старших детей. А если с ними выходит в раздевальную комнату воспитатель, то он пропускает часть занятия с детьми старшего возраста, не видит, как идет процесс усвоения навыков, с кем надо поработать в свободное время, какую музыку включить в другие занятия, в программу вечеров развлечений, творческие игры. В группах малокомплектных ДОУ обычно объединяются дети младшего и средне-старшего возраста, которых обучают одновременно. Однако существуют дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, где в одной группе находятся дети всех возрастных подгрупп. В таком коллективе особенно важно предусмотреть связь между всеми видами детской музыкальной деятельности, учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей, соответствие материала и программных требований их возрастным возможностям. Понятно, что в разновозрастных группах всегда в лучшем положении находятся дети промежуточного возраста, например, дети 5 лет при объединении детей 4-5-6-летнего возраста. Для младших детей материал иногда сложен, для старших - слишком прост. Следует ориентироваться на программу пятилетних и в то же время восполнять недостающее звено в работе с шестилетками. Этому способствуют самостоятельные, выявляющие интересы детей формы музыкальной деятельности, различные по содержанию вечера развлечений, обогащающие эмоциональную сферу ребенка, позволяющие включить в работу дополнительный музыкальный материал или тот, который невозможно (по степени трудности) было включить в работу объединенной группы. Действительно, как организовать занятие, когда в группе находятся 10 детей 5 лет, 12 - 4 лет и только три ребенка 6 лет? Вероятнее всего, эти трое будут отвечать на более сложные вопросы при анализе произведений, иногда исполнять песни своего репертуара, которые будут слушать их младшие товарищи, показывать движения, исполнять индивидуальные роли в сюжетных играх. Однако более сложный репертуар группы шестилеток им придется усваивать в процессе индивидуальных занятий. Время общего занятия для этих детей немного сокращается. Занимаясь с младшими товарищами, эти дети не должны ощущать превосходство над ними или скуку. Разница в знаниях, умениях и навыках при правильном педагогическом руководстве не является препятствием для совместной деятельности, а наоборот, дает возможность старшим помочь малышам, быть внимательными, заботливыми, чуткими, великодушными. Благодаря контактам со старшими детьми у младших расширяются познания в области анализа музыкальных произведений. Они быстрее усваивают музыкальную терминологию, оперируют ею и, следовательно, усваивают навыки словесного общения. Старшие же дети, учитывая возраст младших, придают своим действиям воспитательную направленность, делятся опытом, а через него и отношением к миру музыки. Практика показала, что хотя выполнение программных требований в разновозрастном коллективе и сопровождается некоторыми сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима, все же совместное обучение старших и младших дает положительные результаты, особенно при проведении тематических занятий, музыкально-дидактических игр, занятий, включающих творческие задания, дидактические упражнения с пособиями, иллюстративным материалом. В качестве примера рассмотрим поквартальное содержание работы в группе детей 4-5-6-летнего возраста. Первый квартал. Необходимо выявить возможности детей 4 лет, строить их взаимодействия с более старшими товарищами так, чтобы дети не были скованными, не стеснялись из-за отсутствия тех или иных навыков, принимали помощь старших, но не становились бы иждивенцами, стремились посильно проявить себя в любом виде деятельности. Заинтересованность в музыкальной деятельности помогает собранности и сосредоточенности детей. Поэтому лучше в начале учебного года планировать тематические занятия, наполненные творческим содержанием (образные упражнения, инсценирование песен, сюжетные игры с пением). Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятиях и в быту, а также повторению материала, ранее разученного детьми старших подгрупп. В процессе первоначального ознакомления с музыкальными произведениями следует обращаться с вопросами ко всем детям, но от шестилеток требовать полного ответа, пятилеткам при затруднениях задавать наводящие вопросы, а за четырехлеток порой отвечать педагогу, но так, чтобы ребенок почувствовал симпатию к взрослому, утверждался в своих знаниях: «Вова подумал, что... Как внимательно Таня слушала музыку, она, конечно, знает, что это пляска» и т. д. В соответствии с содержанием и задачами деятельности педагог отбирает программный и дополнительный музыкальный материал, учитывая при этом осеннюю тематику. Второй квартал. Педагог уже знает возможности четырехлеток, проверил навыки детей, в курсе взаимоотношений в коллективе. Он совершенствует умения каждой возрастной подгруппы на программном материале, индивидуально работает со старшими детьми над выразительной передачей образов в сюжетных играх, действиями ведущих. Разучивает с ними упражнения-композиции, песпи для сольного исполнения или пения небольшими подгрупп пами. С детьми всех подгрупп готовит сюрпризные моменты для новогоднего праздника. Воспитывает выдержку, самостоятельность, умение выслушивать товарищей, помочь им в освоении тех или иных навыков. Третий квартал. В процессе занятий проверяются и закрепляв ются результаты обучения. Дети приобрели опыт в пении, движениях. У них появился интерес к совместной деятельности. Индивидуальные занятия помогают подготовить различный по степени трудности материал для выступлений во время праздников. В этом квартале проводятся все виды занятий: типовые, тематические, творческие, комплексные. На занятиях по слушанию музыки, которые трудны для младших детей в силу своей статичности, следует давать увлекательные музыкальные сказки («Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и др.) или два-три произведения композиторов, хорошо известных детям всех подгрупп. В этом квартале во всех видах деятельности, а в основном в области музыкально-ритмических движений, детям даются различные творческие задания, предполагающие проявления самостоятельности и активности. Причем дети 6 лет должны исполнять эмоционально-выразительно. В мае следует проверить уровень музыкального развития детей - каждой подгруппы и каждого ребенка в отдельности. Четвертый квартал. Это - оздоровительный период. Материал, пройденный за три предыдущих квартала, повторяется и совершенствуется. По возможности занятия проводятся на свежем воздухе с использованием пения, хороводных игр и плясок, различных упражнений с физкультурными элементами. Большое место отводится инсценированию песен под пение педагога. Для слушания музыки и выполнения движений используется грамзапись, по возможности аккордеон или баян. Проводятся дидактические игры. Музыка звучит на физкультурных занятиях, прогулках, вечерах досуга. В этот период занятия па воздухе можно проводить по возрастным подгруппам. С шестилетками занимается педагог, а с детьми пяти- и четырехлетнего возраста - двое наиболее активных и способных детей. Они по предварительному согласованию с педагошм проводят хорошо известные хороводные игры, пляски, дидактические игры, поют песни возрастного репертуара. В большинстве детских садов в сельской местности нет музыкальных руководителей, и занятия ведет воспитатель. В этом случае используется в основном вокальный репертуар, грамзапись, движение младших детей под пение старших, игра на ударных ин-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.011 с.) |