Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий



Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрас­та группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных за­дач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения уп­ражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляс­ку вместе с. ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программно­го материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намече­но дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предвари­тельно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руко­водитель, повторно - воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем заня­тии воспитатель поет запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают ме­лодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руко­водитель находится около инструмента, он не всегда способен за­метить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может расска­зать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правиль­но ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. При­сутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не толь­ко помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в по­вседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспи­тателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приос­танавливаться, Его осуществляет воспитатель в полном соответ­ствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - до­статочно обычного голоса, но песни должны исполняться инто­национно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспи­татель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музы­кальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и за­падной классический музыки, народным музыкальным творче­ством, слушать произведения неоднократно в различном исполне­нии на рояле, баяне, скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодей­ствия всего педагогического коллектива.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Типовое фронтальное занятие для детей старшего возраста

План

I. 1. Ходьба. Марш Н. Леви.

2. Подготовительное упражнение — разучивание движений к русской народной пляске.

♦ Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке. «Полянка»: русская народная мелодия в обработке Г. Фрида.

♦ Шаг на всей ступне с продвижением вперед. «Под яблонькой зеленой», русская народная песня в обработке Н. Метлова.

II. 1. Слушание музыки.

» Марш Д. Шостаковича

» Вальс Д. Кабалевского

2. Пение

♦ Распевание на попевке «Василек».

♦ Песня «Журавли», музыка А. Лившица, слова М. Познанской.

♦ Песня «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

» Песня «Барабан», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.

3. Игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, автор движений С. Руднева.

III. Ходьба под музыку русской народной песни «Во попе береза стояла».

Анализ занятия

Программное содержание. В музыкально-ритмических движениях: учить детей поочередно выбрасывать левую и правую ноги вперед в прыж­ке; выполнять движения в соответствии с бодрым плясовым характером ме­лодии, ее ритмом.

В слушании: различать жанровые признаки вальса и марша.

В пении: учить детей вместе начинать и заканчивать песню, исполнять ее выразительно, отчетливо произнося слова.

Задачи. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к разножанровой музыке, способность к оценочным суждениям.

Методические пособия. Картинки с изображением танцующих и мар­ширующих детей.

Ход занятия

Дети входят в зал, выстраиваются в колонну у стены. Воспитатель назна­чает 2 ведущих. Звучит марш. Дети идут по залу, по сигналу воспитате­ля перестраиваются в две колонны, по окончании марша перестраиваются в две шеренги.

Педагог. Дети, сегодня мы с вами поупражняемся в выполнении следу­ющих движений: поочередное выбрасывание левой и правой ног вперед. Посмотрите, как это делает воспитатель. {Воспитатель показывает движе­нии.) А теперь вы попробуйте повторить эти движения (обращается к де­тям первой подгруппы). А вы (обращается ко второй подгруппе детей) посмотрите и оцените, кто делает движения лучше.

Дети стоят лицом друг к другу. Музыкальный руководитель играет «По­лянку». Каждая подгруппа поочередно выполняет движение, которое пока­зал воспитатель.

Музыкальный руководитель играет «Под яблонькой зеленой». Дети вы­полняют движение, оценивают его. Педагог предлагает детям, у котррых дви­жение получилось лучше, показать его еще раз. Дети показывают. Обе подгруппы вновь выполняют шаги на всей ступне с продвижением вперед. Затем все садятся на места.

Педагог. Дети, сегодня мы послушаем с вами два произведения, кото­рые отличаются друг от друга по жанру. У каждого из вас есть картинки, они помогут вам ответить на вопрос, к какому жанру относится произведение. Послушайте произведение и поднимите картинку, соответствующую его жанру.

Музыкальный руководитель играет Марш Д. Шостаковича. По окончании звучания произведения дети поднимают картинку с изображением соответ­ствующего движения. Педагог спрашивает нескольких детей, почему они подняли именно эту картинку. Обобщает их ответы. Затем играет следую­щую пьесу — Вальс Д. Кабалевского. По окончании звучания музыки дети поднимают карточки с соответствующим изображением. Педагог спраши­вает нескольких двтей, почему они подняли именно эту карточку. Выслуши­вает ответы, уточняет их. Особое внимание уделяет тем детям, которые до­пустили ошибки. Вновь поочередно играет произведения.

После слушания музыки проводится раслевание по подгруппам.

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с новой пес­ней «Журавли». Написал ее композитор А. Лившиц. Послушайте еще раз песню и определите ее настроение.

Исполняет песню. Выслушивает ответы детей и обобщает их.

Педагог. Эту песню надо петь плавно, протяжно, немного грустно. Сейчас я спою еще раз, а вы можете мне подпевать. (Звучит песня.)

Педагог. Как кричат журавли? Что они шлют? Кого кличут за собой? Куда улетают? Кого вам жалко?

На следующем занятии мы продолжим разучивание этой песни.

Вы все хорошо знаете спова песни «Урожайная». Сейчас мы научимся правильно и вовремя начинать петь после вступления к песне.

Начинают дети петь все вместе, затем по рядам, по указанию педагога. Он оценивает точность вступления детей, обращает внимание на ясное произно­шение окончаний слов.

Педагог. Теперь попробуем исполнить песню по куплетам.

Дает детям задание: каждый ряд поет по одному куплету без остановки, а последний куплет поют все дети. После исполнения педагог отмечает, ка­кой ряд спел лучше.

Педагог. Отгадайте, как называется песня, мелодию которой я сыграю.

Играет мелодию песни «Барабан», выслушивает ответы детей, уточняет их.

Педагог. Теперь споем эту песню все вместе и очень выразительно. (Дети поют песню.)

Педагог. Поиграем в игру «Будь ловким».

Считалкой выбирает водящего и проводит игру 5—6 раз. Звучит мелодия «Во поле береза стояла». Деги идут, постепенно выстраиваясь в колонну, и останавливаются около стены. Проводится анализ занятия.

■')



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 898; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.014 с.)