Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Праздничный утренник как форма организации музыкального воспитания дошкольников

Поиск

1.Теоретические вопросы. Праздничный утренник как форма организации музыкального воспитания дошкольников. Значение праздников в жизни детей, их основные виды. Структура построения праздников, сочетание коллективных и индивидуальных выступлений детей, использование различных видов музыкальной деятельности в содержании праздника. Подготовка и проведение праздника на музыкальном занятии. Продолжительность праздников в различных возрастных группах. Роль музыкального руководителя, ведущего и воспитателей групп при проведении праздника.

2.Практическое задание: Дать анализ праздничного сценария отдельной возрастной группы.

3.Основные понятия: праздничный утренник, структура праздника.

4. Основные исследователи: Метлов Н.А., Ветлугина Н.А., Зимина А.Н., Радынова О.П.

 

Теоретические вопросы.

Праздничный утренник как форма организации музыкального воспитания дошкольников.

Праздничный утренник - одна из форм художественного воспитания детей, которая связана с различными видами художественной деятельности - музыкальной, театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной. Это большое, радостное событие в жизни ребёнка, которое оставляет яркие впечатления, надолго остаётся в памяти.

Значение праздников в жизни детей:

1) Праздник влияет на общее развитие ребенка, обогащает слуховое и зрительное восприятие, углубляет эмоциональные впечатления, знания об окружающей действительности, воспитывает уважение к людям, к их труду, сплачивает детский коллектив.

2) Активное участие детей в выступлениях воспитывает чувство ответственности, выдержку, внимание, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

3) Оформление зала, костюмы, музыкальный и литературный материал - развивают чувство красоты, художественный вкус.

Такое многостороннее влияние праздника возможно, если его содержание доступно детям, интересно, увлекательно. Важна тщательная подготовка, выбор материала, качество исполнения музыкального репертуара взрослыми и детьми.

Данный раздел музыкального воспитания разработан Метловым Н.А., Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П. и др.

Основные виды праздников:

1. Общенародные праздники - Новый год, 8 Марта, День защитников Отечества (23 февраля), День Победы.

2. Сезонные праздники - («Осень золотая», «Здравствуй, зимушка-зима!», «Встречаем весну», «Здравствуй, лето!»).

3. Праздники в быту ДОУ - Выпуск детей в школу, День рождения детского сада.

4. Обрядовые и православные праздники - Рождество Христово, День Святой пасхи, Масленица, Троица и др.

(Православные праздники серьёзны и полны глубокого нравственного смысла. Содержание их направлено на утверждение высоких духовных ценностей - любви, доброты, сострадания и душевной чистоты. Эти праздники требуют особой вдумчивой подготовки).

Структура праздников:

Структура праздника может быть различной. Например, внача­ле выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать неболь­шой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям. К составлению программы следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия детского сада и опыт работы педагогического коллектива, однако условно её можно разделить на три части:

Начало:раскрывает основную тему утренника – вход нарядно одетых детей, поздравление ведущего, исполнение 1-2 песен, упражнения с атрибутами, перестроения, стихи детей (5 - 7 минут).

Основная часть: Это самая продолжительная часть праздника, в которой разворачивается основное действие сценария, включаются зрелищные моменты, сюрпризы, индивидуальные и коллективные выступления детей. Важно чередовать стихи, песни, танцы, игры, которые можно использовать в разном исполнении: коллективно и индивидуально, солистами и группами. Музыкальная деятельность занимает на празднике основное место, где используется доступный, интересный репертуар, а песни, игры, пляски связаны с общим сюжетом и содержанием утренника. Наиболее яркие номера идут в конце программы. Важно сохранять логическую линию сценария праздника от начала и до конца.

Заключение:прощание с персонажами, подарки, заключительная пляска с гостями (3-5 минут).

Подготовка детей к празднику. Основное условие подготовки:

Весь коллектив участвует в подготовке праздника, начиная с утверждения сценария музыкальным руководителем, коллективом воспитателей, методистом и заведующей.

1. Сценарий заранее продумывается музыкальным руководителем, обсуждается на педсовете за 1 месяц или 1,5 до проведения праздника.

2. При обсуждении сценария важное место занимает распределение ролей между воспитателями и персоналом детского сада, с учётом их способностей и имиджа:

3. Выбираются ответственные между воспитателями за оформление зала, освещение и шумовые эффекты, раздача атрибутов, распределение персонажей, роль ведущего и ответственных за костюмы.

4. Для оформления заламожно привлечь к помощи художника, электрика, столяр родителей и весь коллектив.

5. Помимо праздничного оформления, сделанного руками воспитателей, можно использовать художественные изделия - декоративные пано, керамику, хохлому, городецкую роспись, игрушки, ковры, цветы, которые должны сочетаться между собой, дополнять друг друга.

6. Одежда детей - легкая, нарядная, костюмы сказочных персонажей, лесных жителей: лисы, белки, зайцы, мишки - доставляют детям огромное удовольствие. Костюм заранее примеряют, подписывают, дополняют нужными элементами, дают полюбоваться им ребенку.

7. Если дети просто нарядные, не снимают свою одежду, то во время выступления одевают лишь элементы костюмов, шапочки.

8. Праздничные атрибуты - платочки, флажки, цветы, погремушки, султанчики, воздушные шары должны быть яркими, красивыми, в хорошем состоянии. До утренника необходимо проверить их внешний вид: погладить, подшить, подклеить, подновить, подкрасить или изготовить вновь.

Особенности подготовки к празднику на музыкальном занятии:

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведётся систематическая работа по му­зыкальному воспитанию. Чёткое перспективное планирование позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

1. Своевременное начало подготовки музыкального репертуара, его постепенное разучивание на музыкальных занятиях и вне их обеспечивает успех проведения праздника.

2. Важно, чтобы материал не наскучил детям, а на утреннике
приобрел новизну: на музыкальных занятиях Дед Мороз - это
воспитатель, или куклы би-ба-бо, а на утреннике «настоящий Дед
Мороз». Если игра, пляска, песня наскучили детям – нужно отложить их на время.

3. При затруднении некоторых детей в выполнении танца, игры, исполнении песни - работать индивидуально, но всю группу не задерживать.

4. Часть праздничного материала разучивать всей группой на
музыкальном занятии, а часть с солистами и небольшими группами.
5. Важно помнить, что каждый ребенок - активный участник в каком-нибудь номере, индивидуальном или коллективном выступлении.

6. Постановки, пляски, сюрпризы, выученные с подгруппой детей желательно держать в секрете.

7. Репертуар одной группы не должен быть известен другой группе, поэтому дети заинтересованно смотрят выступления друг друга.

8. Незадолго до утренника дети обеих групп 2-3 раза
объединяются для совместных шествий, перестроений, пения, размещения на местах.

9. Репетиции всей программы праздника не проводить, иначе потеряется свежесть, новизна впечатлений.

10. Предпраздничные часыдолжны быть особенно радостными для детей - важно точно, вовремя начать утренник, не суетиться перед его проведением, не затягивать его ведение, не допускать муштру. За подготовку и проведение отвечает весь коллектив.

11. После проведения праздника желательно оставлять в музыкальном зале оформление, костюмы, атрибуты для игр и инсценировок, что позволяет повторить на следующий день полюбившиеся детям песни, танцы, хороводы, аттракционы и таким образом закрепить праздничные впечатления, ещё раз получить удовольствие от выступления.

12. Педагоги, составляя сценарии праздничных утренников, должны ориентироваться на интересы детей и не устраивать зрелища для взрослых, а также соблюдать определенную продолжительность утренника в каждой возрастной группе.

Продолжительность праздников в возрастных группах:

1. Группы раннего возраста - 20 - 25 мин.

2. Младшие и средние группы – 30 - 40 мин.

3. Старшие и подготовительные группы – 40 - 60 мин.

Время проведения праздников:

Лучше проводить праздник утром с 9-11 ч.

Вечером - с 16-17 ч. - праздники организуют для детей старшей и подготовительной групп - Новый год, 8 Марта, Выпуск детей в школу.

Роль музыкального руководителя, ведущего и воспитателей групп

при проведении праздника.

Музыкальный руководитель. Основная нагрузка в проведении праздника ложится на музыкального руководителя. Он продумывает тему, форму праздничной программы, составляет сценарий, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению, учитывает особенности возрастной груп­пы, стремится, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нём.

Музыкальный руководитель должен из разученного музыкального репертуара отобрать те про­изведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, выстроить их в определенной последовательности, включая также стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы. В программе праздника он обязан предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотно­шение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Ведущий праздника. Подготовка ведущего к празд­нику включает психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. Роль ведущего центральная в проведении праздника и особое внимание уделяется его выбору, поэтому он должен хорошо знать сценарий, музыкальный репертуар, всех детей, устанавливать с ними тесный контакт, быть эмоциональным, находчивым, тактичным, умело общаться с детьми, персонажами, зрителями, случившуюся неудачу, умело обратить в шутку, заполнить возникшую паузу загадкой, стихами и т.д. В подготовке ведущего участвуют музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.

Воспитатели возрастных групп: На музыкальных за­нятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздником.Подготовка к праздникам со стороны воспитателя включается в содержание разных занятий и в различные виды художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, чи­тают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними про­водят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема празд­ника отражается в рисунках, аппликациях. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей в роли каких-либо персонажей или в исполнении народных танцев, песен. Воспитатели не участвующие в ролях находятся с детьми своей возрастной группы. Они внимательно следят за выступлениями детей, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. После праздника воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, отмечает наиболее понравившиеся выступления взрослых и детей.

Практическое задание. Анализ праздничного сценария в отдельной возрастной группе.

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе

Дата: 25.12.09.

Возрастная группа: средняя группа

Воспитатель: ФИО

Музыкальный руководитель: ФИО

Название мероприятия: Праздник Новогодней ёлки (сценарий прилагается)

Продолжительность праздника: 40 минут

         
1 Создание условий для проведения праздника:      
- Наличие сценария, вид праздника      
- Эстетичность и целесообразность оформления зала      
- Своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, их эстетичность, ТСО.      
- Наличие возрастных групп      
- Предшествующая работа с детьми в день праздника: беседа, настрой, положительная оценка костюмов детей      
- Встреча, размещение родителей и гостей.      
2 Проведение праздника:      
- Структура: концерт, комплексное, тематическое занятие, утренник, развлечение      
- Качество используемого музыкально-литературного материала, его художественность, доступность, объём      
- Познавательное, воспитательное значение      
3 Оценка деятельности педагогов:      
- Знание сценария всеми присутствующими педагогами      
- Роль ведущего: знание всего музыкального материала, знание детей, умение их организовать и активизировать, эмоциональность и культура речи, находчивость.        
- Слаженность действий всех педагогов, способствующей лучшей организации детей.      
- Выступление взрослых на празднике: эмоциональность, художественность исполнения, находчивость.      
4 Оценка деятельности детей:      
- Качество выступлений детей - пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах.      
- Качество художественно-речевой, театральной деятельности детей.      
- Активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей.      
- Непринуждённость, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости      
5 Оценкаобщей эмоциональной атмосферы праздника.      
  Выводы: Уровни параметров оценки праздника:высокий, средний, низкий.      

 

Вопросы к анализу праздника:

1. Вид праздника (общенародный).

2. Программные задачи:

- развивать познавательную сферу, дать представление о празднике;

- побуждать детей взаимодействовать с персонажами;

- активно выполнять действия по показу взрослых;

- учить детей выразительно исполнять выученный репертуар.

3. Наличие возрастных групп. (1 группа).

4. Структура праздника (вводная, основная и заключительная части).

5. Анализ содержания праздника (в виде концерта, сказки, сюжета т.д.)

6. Анализ репертуара: количество стихов - примерно 8 стихов; 2 песни; танцы - 3 хоровода, индивидуальные танцы игрушек-зверюшек, свободные пляски взрослых и детей; хороводы «Метелица» и «В лесу родилась ёлочка» - (схожи по содержанию), 2 музыкальные игры – «Не выпустим», «Не обожгись» - по показу взрослых.

Таким образом, на музыкальном занятии с детьми выучено:

3 хоровода, 2 песни, индивидуальные танцы игрушек, остальное по показу взрослых, т.е. дети не перегружены репертуаром и его подготовкой.

7. Чередование отдыха и активного участия детей соблюдалось и отражено в сценарии (роль детей несколько пассивна, дети больше как зрители)

8. Роль ведущего, воспитателей и персонажей на празднике.

Вывод: Праздники в детском саду – важная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.52.94 (0.013 с.)