Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников»

Поиск

1.Теоретические вопросы. Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального развития дошкольников. Воспитательное значение занятий. Содержание, структура музыкальных занятий, её вариативность. Назвать действующие программы музыкального занятия. Назвать виды и типы музыкальных занятий, которые зависят от состава детей и от содержания занятия. Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальных занятий.

2.Практическое задание: привести примеры комплексного занятия (возрастная группа на выбор).

3.Основные понятия: музыкальное занятие, содержание музыкальных занятий, требования к организации занятий.

4. Основные исследователи: Н.А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов, Зимина А.Н., Радынова О.П. и др.

 

Теоретические вопросы

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального развития дошкольников.

Музыкальное занятие - это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Воспитательное значение:

Музыкальные занятия являются основной формой образовательной работы детьми, в ходе которой дети получают основные знания, умения и навыки, где происходит обучение детей различным видам музыкальной деятельности: слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальное занятие самое сложное по своему построению в д/саду, так как чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике и настроению.

На музыкальных занятиях воспитываются положитель­ные качества личности: - занятия объединяют детей совмест­ными действиями, радостными, эстетическими переживаниями;

- учат культуре поведения, требуют определённой сосредоточенности;

- способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества.

Музыкальное занятие влияет на другие формы организации детей:
- самостоятельная музыкальная деятельность проявляется активнее на основе полученных знаний и умений;

- праздники и развлечения проходят успешнее, т.к. на музыкальном занятии заранее ведётся предварительная подготовка.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения дошкольников в процессе музыкальных занятий внесли известные отечественные учёные-педагоги: Н.А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов и их ученики, которые продолжали вести активный поиск новых форм и методов обучения детей – Зимина А.Н., Радынова О.П. и др.

 

 

Содержание музыкальных занятий

Содержание занятия зависит от поставленных целей, задач, учебных заданий и возраста детей. В содержание музыкального занятия включаются различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика (музыкальные игры и танцы), обучение музыкальной грамоте, игра на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен в программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, где представлены задачи музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Дополнительно к типовой программе музыкальные руководители используют и другие приоритетные программы: «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Ладушки» И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Синтез» и «Гармония» К.В.Тарасовой и др.

На музыкальных занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специаль­ные музыкальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.

Отличительнымявляется то, что детей обучают сразу несколь­ким видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, движению, игре на детских музыкальных инструментах, т. д.), чего нет на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Это вызывает определённые трудности в проведении занятия:

1. -построение занятия, так как педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида дея­тельности на другой, не снижая их эмоционального подъема.

2. — последовательность разучивания учебного материала:

- первоначальное знакомство;

- усвоение навыков в процессе обучения;

- повторение, закрепление, выученного материала.

Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослу­шивается впервые, третья только разучивается.

Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают её отдельные элементы, а знакомую му­зыкальную игру повторяют.

При составлении музыкального занятия необходимо учитывать следующие требования:

- учитыватьумственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;

- последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара;

- преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;

- вариативность и соответствие возможностям детей.

Рассмотрим эти требования:

1. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия.

2. Перед пением, не рекомендуется выполнять сложные физическиеупражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению.

3. К концу занятия необходимо снизить интенсивность движений и общую нагрузку.

4. Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.

В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности:

а) Во вводной части занятия даются небольшие музыкально-ритмические упраж­нения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы тан­ца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, празд­ничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают к выполнению более сложных заданий.

б ) После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пе­ние включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слу­ха, разучивание 2—3 песен.

в) Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволя­ют распределять физическую нагрузку равномерно.

Структура занятия должна быть гибкой и варьироваться в зависимости от возраста дошкольников, содержания, особенностей материала. Например: можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с прослушивания новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошколь­ного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и твор­чество, продумывая построение музыкальных занятий.

Музыкальные занятия подразделяются на виды и типы:

Виды музыкальных занятий зависят от количества участия в них детей:

1. Фронтальные- одна возрастная группа.

2. Индивидуальные- проводятся после музыкального занятия с отстающими и талантливыми детьми 2-3 минуты.

3. Небольшими группами 4-6 детей, с целью подготовки детей к празднику, обучения игре на детских музыкальных инструментах и т.д. не более 10-15 мин.

4. Объединённые занятия - перед праздником объединяются 2, 3 возрастные группы, с целью решения организационныхзадач.

Типы музыкальных занятий:

Применение разнообразных типов музыкальных занятий позво­ляет сделать процесс музыкального воспитания иобучения дошкольников более эффективным.

-1 тип - традиционные занятия или типовые занятия решают сразу нес­колько учебно – воспитательных задач, где присутствуют все или почти все виды музыкальной деятельности детей. Использование традиционных занятий обеспечивает система­тичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в усвоении детьми определённых знаний, умений, навыков.

-2 тип - доминантные занятия. В структуре данного типа занятии доминирует, преобладает какой-либо один из видов музы­кальной деятельности (слушание, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Такие занятия используются для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности.

-3 тип - тематические занятия. Отличительной чертой структуры тематических занятий является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой, которая является сквозной во всех видах музыкальной деятельности и реализуется средствами музыкального искусства. Такой тип занятий даёт возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Тематика занятий может быть различной, например: «Золотая осень», «Времена года», «Любимые игрушки», «Жанры музыки», «Средства музыкальной выразительности» и т.д. Это итоговые занятия, которые проводятся 1 раз в месяц.

-4 тип – комплексные занятия. Это занятия, в основе которых лежит одна тема. Она реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности: художественно-речевой, музы­кальной, изобразительной, театрализованной. На комплексном занятии дети воспроизводят хорошо выученный музы­кальный и художественный репертуар, активно проявляют себя в лепке, рисовании, драматизации. Музыка является важной связующей частью занятия. Наиболее сложной является та часть комплексного занятия, в которой дети выполняют задания по изобразительной деятельности, поэтому воспитатели группы проводят с детьми предварительную работу, связанную с подго­товкой необходимых материалов. Тематика комплексных занятий может быть разнообразной: образы природы («Зимушка-зима», «Встречаем птиц», «Осенины»), праздники («Самая любимая» «Проводы масленицы»), жизнь, быт людей («Весёлая ярмарка», «Умелые руки»,) и др.

Комплексные занятия не просты по своей организации, по­этому проводятся один раз в квартал. В подготовке и проведении занятия принимают участие музыкальный руководитель и воспита­тели группы. Оно длится примерно на 5-7 мин. дольше, чем обычное занятие.

Роль музыкального руководителя в организации музыкальных занятий:

1. Музыкальный руководитель посредством музыки вводит ребенка в мир музыкальных образов, развивает музыкальность и художествен­ный вкус, привлекает к увлекательной и доступной ребёнку музыкаль­ной деятельности, вызывает и воспитывает любовь к музыке, формирует творческие устремления.

2. Разрабатывает и планирует (перспективный и календарный план) усвоение программных навыков, своевременно готовит наглядный материал, пособия, прослушивает аудиозаписи.

3.Проводит занятия в каждой возрастной группе два раза в неделю соответственно графику работы. Отбирает, анализирует и разучивает музыкальный материал, который затем грамотно и выразительно исполняет детям.

4. Намечает и проводит, если это необходимо, индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми.

5. Посредством консультаций и групповых занятий руководит работой воспитателей в области музыкального развития.

Роль воспитателя в организации музыкальных занятий.

1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях: в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помо­гает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения

2. При обучении младших дошкольников музыкально-ритмическим движениям, воспитатель участвует во всех видах движений (упражнения, пляски, игры), активизируя тем самым малышей.

3. В средней, старшей и особенно подготовительной группах воспитатель действует по мере необходимости: показывает какое-либо движение, напоминает то или иное построение, даёт детям отдельные указания в пляске, музыкальной игре и т.д.

4. Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.

5. Воспитатель должен хорошо знать музыкальный репертуар своей возрастной группы в разных видах музыкальной деятельности.

Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

Практическое задание. Пример комплексного музыкального занятия в старшей группе на тему «Подсолнух»:

Цель: Помочь детям создать художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, рисунке, поэтическом слове, театрализованной деятельности. Познакомить с формой в музыкальном искусстве и других видах искусства.

Художественный образ, к которому приобщают детей на этом занятии, - золотисто-желтый, яркий подсолнух.

1 часть: Выразительно исполняются стихи Л.Некрасовой «Подсолнух»:

Я на солнце смотрю и ему говорю:

«На меня ты смотришь тоже,

Друг на друга мы похожи.

Ты, подсолнух-дружок,

Становись скорей в кружок».

В беседе о содержании стихотворения выясняется, что растение подсолнух все время поворачивает головку к солнцу, вот почему его так называют. Утром он просыпается, днём – выпрямляется, тянется к солнцу, следит за ним, вечером опускает головку – засыпает. Затем исполняется пьеса Т.П.Ломовой «Подсолнух». Задаются вопросы по определению характера музыки:

- Что можно сказать об этой пьесе? Дети говорят – нежная, тихая, плавная музыка…

- Всё ли время она одинаковая, отличаются ли её части друг от друга? Да, средняя часть оживлённее, веселее: «Это взошло солнце – подсолнух головку поднял».

Так дети воспринимают трёхчастную форму произведения в связи с развитием музыкального образа и под впечатлением прослушанных стихов.

2 часть: После прослушивания музыки и беседы о ней дети рисуют подсолнух. Каждый ребёнок получает лист бумаги с тремя продолговатыми полосами: первая окрашена в нежно-розовый цвет (утро), вторая в бледно-жёлтый (день), третья в светло-синий (вечер). На этих полосках надо изобразить подсолнух по-разному (в зависимости от времени суток). Таким образом, дети опять соприкасаются с формой, но уже в изобразительной деятельности.

3 часть: Ребятам предлагают импровизировать под музыку движения, передающие образ того же подсолнуха. И вновь они воспринимают трёхчастную форму музыки, передавая в движениях и показах развитие этого образа.

Таким образом, занятия такого типа имеют много преимуществ, позволяя наглядно сопоставить интересы и способности каждого ребёнка во всех видах художественной деятельности.

Вывод:В процессе музыкальных занятий руководитель сочетает различные методы (коллективный, групповой, индивидуальный), следит, чтобы каждый ребёнок имел равномерную нагрузку, обеспечивающую его полноценное развитие. Правильной организации занятий во многом способствует продуманное планирование и точный учёт проведенной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.014 с.)