Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Теоретические вопросы. Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального развития дошкольников. Воспитательное значение занятий. Содержание, структура музыкальных занятий, её вариативность. Назвать действующие программы музыкального занятия. Назвать виды и типы музыкальных занятий, которые зависят от состава детей и от содержания занятия. Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальных занятий. 2.Практическое задание: привести примеры комплексного занятия (возрастная группа на выбор). 3.Основные понятия: музыкальное занятие, содержание музыкальных занятий, требования к организации занятий. 4. Основные исследователи: Н.А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов, Зимина А.Н., Радынова О.П. и др.
Теоретические вопросы Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального развития дошкольников. Музыкальное занятие - это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Воспитательное значение: Музыкальные занятия являются основной формой образовательной работы детьми, в ходе которой дети получают основные знания, умения и навыки, где происходит обучение детей различным видам музыкальной деятельности: слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальное занятие самое сложное по своему построению в д/саду, так как чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике и настроению. На музыкальных занятиях воспитываются положительные качества личности: - занятия объединяют детей совместными действиями, радостными, эстетическими переживаниями; - учат культуре поведения, требуют определённой сосредоточенности; - способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Музыкальное занятие влияет на другие формы организации детей: - праздники и развлечения проходят успешнее, т.к. на музыкальном занятии заранее ведётся предварительная подготовка. Большой вклад в разработку теории и практики обучения дошкольников в процессе музыкальных занятий внесли известные отечественные учёные-педагоги: Н.А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов и их ученики, которые продолжали вести активный поиск новых форм и методов обучения детей – Зимина А.Н., Радынова О.П. и др.
Содержание музыкальных занятий Содержание занятия зависит от поставленных целей, задач, учебных заданий и возраста детей. В содержание музыкального занятия включаются различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика (музыкальные игры и танцы), обучение музыкальной грамоте, игра на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен в программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, где представлены задачи музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Дополнительно к типовой программе музыкальные руководители используют и другие приоритетные программы: «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Ладушки» И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Синтез» и «Гармония» К.В.Тарасовой и др. На музыкальных занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные музыкальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительнымявляется то, что детей обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, движению, игре на детских музыкальных инструментах, т. д.), чего нет на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Это вызывает определённые трудности в проведении занятия: 1. -построение занятия, так как педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая их эмоционального подъема. 2. — последовательность разучивания учебного материала: - первоначальное знакомство; - усвоение навыков в процессе обучения; - повторение, закрепление, выученного материала. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается. Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают её отдельные элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют. При составлении музыкального занятия необходимо учитывать следующие требования: - учитыватьумственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей; - последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; - преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара; - вариативность и соответствие возможностям детей. Рассмотрим эти требования: 1. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия. 2. Перед пением, не рекомендуется выполнять сложные физическиеупражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. 3. К концу занятия необходимо снизить интенсивность движений и общую нагрузку. 4. Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий. В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности: а) Во вводной части занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают к выполнению более сложных заданий. б ) После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2—3 песен. в) Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно. Структура занятия должна быть гибкой и варьироваться в зависимости от возраста дошкольников, содержания, особенностей материала. Например: можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с прослушивания новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий. Музыкальные занятия подразделяются на виды и типы: Виды музыкальных занятий зависят от количества участия в них детей: 1. Фронтальные- одна возрастная группа. 2. Индивидуальные- проводятся после музыкального занятия с отстающими и талантливыми детьми 2-3 минуты. 3. Небольшими группами – 4-6 детей, с целью подготовки детей к празднику, обучения игре на детских музыкальных инструментах и т.д. не более 10-15 мин. 4. Объединённые занятия - перед праздником объединяются 2, 3 возрастные группы, с целью решения организационныхзадач. Типы музыкальных занятий: Применение разнообразных типов музыкальных занятий позволяет сделать процесс музыкального воспитания иобучения дошкольников более эффективным. -1 тип - традиционные занятия или типовые занятия решают сразу несколько учебно – воспитательных задач, где присутствуют все или почти все виды музыкальной деятельности детей. Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в усвоении детьми определённых знаний, умений, навыков. -2 тип - доминантные занятия. В структуре данного типа занятии доминирует, преобладает какой-либо один из видов музыкальной деятельности (слушание, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Такие занятия используются для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности. -3 тип - тематические занятия. Отличительной чертой структуры тематических занятий является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой, которая является сквозной во всех видах музыкальной деятельности и реализуется средствами музыкального искусства. Такой тип занятий даёт возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Тематика занятий может быть различной, например: «Золотая осень», «Времена года», «Любимые игрушки», «Жанры музыки», «Средства музыкальной выразительности» и т.д. Это итоговые занятия, которые проводятся 1 раз в месяц. -4 тип – комплексные занятия. Это занятия, в основе которых лежит одна тема. Она реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. На комплексном занятии дети воспроизводят хорошо выученный музыкальный и художественный репертуар, активно проявляют себя в лепке, рисовании, драматизации. Музыка является важной связующей частью занятия. Наиболее сложной является та часть комплексного занятия, в которой дети выполняют задания по изобразительной деятельности, поэтому воспитатели группы проводят с детьми предварительную работу, связанную с подготовкой необходимых материалов. Тематика комплексных занятий может быть разнообразной: образы природы («Зимушка-зима», «Встречаем птиц», «Осенины»), праздники («Самая любимая» «Проводы масленицы»), жизнь, быт людей («Весёлая ярмарка», «Умелые руки»,) и др. Комплексные занятия не просты по своей организации, поэтому проводятся один раз в квартал. В подготовке и проведении занятия принимают участие музыкальный руководитель и воспитатели группы. Оно длится примерно на 5-7 мин. дольше, чем обычное занятие. Роль музыкального руководителя в организации музыкальных занятий: 1. Музыкальный руководитель посредством музыки вводит ребенка в мир музыкальных образов, развивает музыкальность и художественный вкус, привлекает к увлекательной и доступной ребёнку музыкальной деятельности, вызывает и воспитывает любовь к музыке, формирует творческие устремления. 2. Разрабатывает и планирует (перспективный и календарный план) усвоение программных навыков, своевременно готовит наглядный материал, пособия, прослушивает аудиозаписи. 3.Проводит занятия в каждой возрастной группе два раза в неделю соответственно графику работы. Отбирает, анализирует и разучивает музыкальный материал, который затем грамотно и выразительно исполняет детям. 4. Намечает и проводит, если это необходимо, индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми. 5. Посредством консультаций и групповых занятий руководит работой воспитателей в области музыкального развития. Роль воспитателя в организации музыкальных занятий. 1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях: в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения 2. При обучении младших дошкольников музыкально-ритмическим движениям, воспитатель участвует во всех видах движений (упражнения, пляски, игры), активизируя тем самым малышей. 3. В средней, старшей и особенно подготовительной группах воспитатель действует по мере необходимости: показывает какое-либо движение, напоминает то или иное построение, даёт детям отдельные указания в пляске, музыкальной игре и т.д. 4. Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета. 5. Воспитатель должен хорошо знать музыкальный репертуар своей возрастной группы в разных видах музыкальной деятельности. Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников. Практическое задание. Пример комплексного музыкального занятия в старшей группе на тему «Подсолнух»: Цель: Помочь детям создать художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, рисунке, поэтическом слове, театрализованной деятельности. Познакомить с формой в музыкальном искусстве и других видах искусства. Художественный образ, к которому приобщают детей на этом занятии, - золотисто-желтый, яркий подсолнух. 1 часть: Выразительно исполняются стихи Л.Некрасовой «Подсолнух»: Я на солнце смотрю и ему говорю: «На меня ты смотришь тоже, Друг на друга мы похожи. Ты, подсолнух-дружок, Становись скорей в кружок». В беседе о содержании стихотворения выясняется, что растение подсолнух все время поворачивает головку к солнцу, вот почему его так называют. Утром он просыпается, днём – выпрямляется, тянется к солнцу, следит за ним, вечером опускает головку – засыпает. Затем исполняется пьеса Т.П.Ломовой «Подсолнух». Задаются вопросы по определению характера музыки: - Что можно сказать об этой пьесе? Дети говорят – нежная, тихая, плавная музыка… - Всё ли время она одинаковая, отличаются ли её части друг от друга? Да, средняя часть оживлённее, веселее: «Это взошло солнце – подсолнух головку поднял». Так дети воспринимают трёхчастную форму произведения в связи с развитием музыкального образа и под впечатлением прослушанных стихов. 2 часть: После прослушивания музыки и беседы о ней дети рисуют подсолнух. Каждый ребёнок получает лист бумаги с тремя продолговатыми полосами: первая окрашена в нежно-розовый цвет (утро), вторая в бледно-жёлтый (день), третья в светло-синий (вечер). На этих полосках надо изобразить подсолнух по-разному (в зависимости от времени суток). Таким образом, дети опять соприкасаются с формой, но уже в изобразительной деятельности. 3 часть: Ребятам предлагают импровизировать под музыку движения, передающие образ того же подсолнуха. И вновь они воспринимают трёхчастную форму музыки, передавая в движениях и показах развитие этого образа. Таким образом, занятия такого типа имеют много преимуществ, позволяя наглядно сопоставить интересы и способности каждого ребёнка во всех видах художественной деятельности. Вывод:В процессе музыкальных занятий руководитель сочетает различные методы (коллективный, групповой, индивидуальный), следит, чтобы каждый ребёнок имел равномерную нагрузку, обеспечивающую его полноценное развитие. Правильной организации занятий во многом способствует продуманное планирование и точный учёт проведенной работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.014 с.) |