Вопрос 4. Ознакомление дошкольников с искусством как средство приобщения к национальной культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Ознакомление дошкольников с искусством как средство приобщения к национальной культуре



1. Теоретические вопросы: Педагоги и психологи о значении искусства в жизни ребенка (Н.К.Крупская, Е.А.Флерина, Б.М.Неменский, Н.А. Курочкина и др.). Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство): специфика каждого вида и средства выразительности. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства. Современные исследования в области развития эстетического восприятия (Н.М.Зубарева, Н.А.Курочкина и др.). Место и содержание вопроса ознакомления детей с искусством в современных программах дошкольного образования. Требования к подбору произведений искусства для дошкольников. Методика рассматривания картин с дошкольниками (этапы, цель, методическое наполнение этапов).

2.Практическое задание: составить вопросы для дошкольников при рассматривании репродукции картины или скульптуры (на выбор)

3. Основные понятия: искусство, эстетическое восприятие, методика рассматривания картин.

4. Основные исследователи: Е.А. Флерина, Б.М. Неменский, Н.А. Курочкина, Н.М.Зубарева

Теоретические вопросы.

Педагоги и психологи о значении искусства в жизни ребенка (Н.К.Крупская, Е.А.Флерина, Б.М.Неменский, Н.А. Курочкина и др.).

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Еще Н. К.Крупская в начале становления системы дошкольного образования говорила «Надо учить детей «читать» картину», так как в постижении искусства есть смысл культурного образования подрастающего поколения.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" В.Н.Щацкая.

Искусство имеет большое воспитательное и образовательное значение для детей. Ознакомление с искусством - это незаменимое ничем средство приобщения дошкольников к культурному наследию, накопленному человечеством. Это огромный багаж знаний, необходимый для воспитания у детей начал патриотизма, гражданственности, эстетического сознания. Е.А Флерина убеждала: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка».

Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство): специфика каждого вида и средства выразительности.

Искусство – огромный мир художественных образов, представленный разнообразными средствами материального и чувственного порядка. Искусство – это область культуры и эстетическая ценность. Вне искусства не существует в современном мире ни один человек, так как в эту область входят саамы разные виды – ИИ, кино, театр, фотоискусство, балет и др.

Изобразительное искусство– непохожий на другие вид искусства, в котором специфично все:

· Созданные художественные образы, обладающие разнообразными изобразительными характеристиками.

· Специфичные материалы и инструменты, с помощью которых они создаются.

· Способы и приемы создания художественных образов.

· Средства выразительности, делающие эти образы непохожими, оригинальными.

Эта область - изобразительное искусство - делится на виды: декоративно – прикладное искусство, графику, скульптуру, архитектуру и живопись.

Скульптура - характеризуется трехмерным измерением, основное назначение – украшение территорий, выставочных залов, зданий. Вида: монументальная, станковая, скульптура малых форм. По виду - рельеф и круглая. Средства выразительности – объем и пластика.

Архитектура - характеризуется трехмерным измерением, назначение - место для проживания, проведения различных мероприятия, место для восприятия искусства и поклонения религии. По виду: бытового и культурного назначения. Средства выразительности – объем, стиль.

Графика - жанровое разнообразие и разнообразие графических материалов (уголь, пастель, карандаш, восковые мелки и др.) Средство выразительности – линия, средство создания изображения – линия.

Декоративно – прикладное искусство - много видов и направлений, основное назначение- утилитарность вещей, декоративный характер.

Живопись - многожанровость, средство выразительности – цветовое пятно, колорит, специфические материалы (акварель, гуашь, художественное масло, темпера и др.), выполняется на материале и плоскости.

Виды живописи: монументальная, декоративная, миниатюрная, декоративно- театральная, станковая

Жанры: Портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, мифологический, анималистический и др.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства.

Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства". Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Восприятие ребенка по мере взросления проходит долгий путь развития и становления. Причем в отличие от обыденного, художественный вид восприятия развивается только в случае целенаправленной работы. Одним из средств развития художественного восприятия у дошкольников является ознакомление с произведениями искусства.

Особенности:

· Восприятие ребенка фрагментарно, неточно, смутно и не всегда правильно при отсутствии специального обучения

· Восприятие не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно

· Возрастные особенности дошкольников лимитируют возможности развития этого процесса познания.

· В целом, живописные картины производят на детей огромное впечатление за счет сильного воздействия цвета, дети отвлекаются на цвет, не воспринимая форму предметов. Поэтому знакомство детей с живописью как видом искусства следует начинать не раньше средней группы или даже в старшем дошкольном возрасте.

Современные исследования в области развития эстетического восприятия (Н.М.Зубарева, Н.А.Курочкина и др.).

Исследования педагогов и психологов, занимающихся вопросами формирования эстетического восприятия у дошкольников, привели к разделению мнений: Н.М.Зубарева в ходе эксперимента выяснила, что наиболее привлекательным для детей оказался натюрморт (при выборе + бытовая и пейзаж), она же определила уровни эстетического восприятия натюрморта. А педагог Н.А. Курочкина доказала, что дети наиболее восприимчивы к пейзажу, так как он окружает их с детства, понятен и доступен их восприятию. На практике педагог сможет сам определить очередность ознакомления с различными жанрами в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников конкретной группы.

Место и содержание вопроса ознакомления детей с искусством в современных программах дошкольного образования.

Надо сказать, что в последние годы издательская индустрия выпускает много литературы, наглядного и дидактического материала по ознакомлению дошкольников и младших школьников с искусством.

При всей значимости данного направления образовательной работы в программах ДОУ уделяется разное внимание этому разделу. Очень подробно представлен этот раздел в программах «Программа воспитания и обучения в детском саду» 2005 г. под ред. М.А.Васильевой,Программа «Радуга» 1996 под ред. Т.Н.Дороновой, программе «Детство». В некоторых программах раздел «Ознакомление с искусством» отсутствует вообще (например, в программе «Развитие » под ред.Л.А Венгера). Но есть ряд парциальных программ, в которых этот раздел представлен очень разносторонне и связан непосредственно с творческой деятельностью дошкольников (например, программа Н.Э.Басиной и О.А.Сусловой « Введение в язык искусства»).

Требования к подбору произведений искусства для дошкольников.

· Реалистичность

· Доступность

· Тематика близка и понятна детям

· Эмоциональное воздействие

· Четкость линий, форм, отчетливость композиции

Методика рассматривания картин с дошкольниками (этапы, цель, методическое наполнение этапов).

Ряд исследователей, занимающихся особенностями развития художественного восприятия, выделяли ряд этапов в восприятии детьми картин: этап перечисления, этап описания (или действия), стадия отношений (истолковывание воспринимаемой картины). А.Бинэ закрепил каждую стадию восприятия за конкретным возрастом детей. Работа по ознакомлению с произведениями живописи основывается на этих этапах. «Метод поэтапных открытий» по Б.М.Неменскому.

Этапы работы над картиной

1 этап – создание настроя на восприятие картины, формирование первых впечатлений и представлений об изображенных предметах или персонажах.

Методы обучения:организация предварительной работы; использование музыки; использование поэзии, прозы; искусствоведческий рассказ; беседа по вопросам (как называется, автор, что главное, как главное связано с второстепенным, что красивое в картине); объяснение незнакомых предметов.

2 этап - расширение представлений о содержании картины, определение средств художественной выразительности

Методы обучения: Вопросы к детям уточняющего характера (о чем рассказал художник в картине, почему так назвал, как бы вы назвали, что еще заметили в картине); подбор образных слов и сравнений; детальное рассматривание предметов и персонажей;«Вхождение в картину»; «Сотворчество с художником»; с оставление детьми рассказов о картине, использование художественной литературы, образец рассказа воспитателя.

3 этап - сравнение манеры письма разных художников, воздействие на эмоциональную и творческую сферы детей.

Методы обучения: Вопросы к детям (чем отличаются картины художников, как по-разному чувствуют художники, какое отношение к изображенному показал художник, какими средствами); подбор музыкальных произведений к картинам совместно с детьми; подбор известным детям стихов, иллюстрирующих картины; составление описательных рассказов детьми о картинах и своем отношении к творчеству художников, эстетические оценки и суждения детей; «дорисовывание» картины.

Практическое задание: составить вопросы для дошкольников при рассматривании репродукции картины или скульптуры (на выбор) К.Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы»

1 этап

Кто изображен на картине? Можно ли отнести эту картину к портрету?

А к пейзажу? Что делают дети? Что вы можете рассказать о детях?

2 этап

Как передано движение в картине? Куда смотрят дети? По каким признакам можно догадаться, что дети бояться грозы? О чем говорят их позы? Как художник передал движение, порывистость ветра? Что быстрее движется: дети или гроза? Что говорит о приближении грозы? Застанет ли она их в пути? Почему вы так думаете?

3 этап

Могло ли такое событие произойти с вами? Представьте, что могло происходить до изображенного момента, и что будет происходить потом? Как вы думаете, с каким настроением писал художник эту картину? Что можно сказать об общем колорите картины?

Рассказ по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие грозы».

На картине Константина Маковского изображены дети, убегающие от грозы. Гроза еще не началась, но в природе чувствуется ее приближение. Видно погода резко изменилась. Дует порывистый ветер. Он гонит по небу грозовые, косматые тучи. В одной стороне поле еще виден отблеск последнего солнечного луча. Но небо, казалось, нахмурилось, и вот - вот разразится слезами дождя. Скорее это будет не дождь, а грозовой ливень. Видно, что это крестьянские дети: они очень просто одеты, ноги у них босы. Девочке тяжело нести прижавшегося к ней маленького брата. Она устала, выбилась из сил, платок сбился, впереди привязан тяжелый узелок. Но останавливаться нельзя, в поле негде укрыться. Ребята очень бояться раскатов грома и с ужасом оглядываются на небо. Серое небо смотрит на них очень грозно. Трава в поле колышется. Становится темно. Художник изобразил большую тень на земле. Она закрыла собой небо. Травы нарисованы темными красками. Вся картина пронизан сочувствием, страхом и тревогой художника за жизнь этих бедный детей. И только солнце на краю поля оставляет надежду, что впереди, уже близко, укрытие или теплый дом, в котором их ждут.

 

Вопрос 5: Формы работы по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

1. Теоретические вопросы: Организация изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: значение, сущность. Особенности организации различных форм работы по изобразительной деятельности в условиях ДОУ: занятия, индивидуальная работа, экскурсия, искусствоведческая беседа, дидактическая игра, кружковая и студийная работа. Структура занятия изобразительной деятельностью: цель, назначение, методическое наполнение каждой части, логичность и завершенность структурных элементов. Анализ детских работ: формы, содержание, оценка деятельности детей. Взаимосвязь различных форм работы по изобразительной деятельности между собой и с другими видами детской деятельности.

2.Практическое задание: составить программное содержание и подобрать методы обучения к занятию (тематика и вид изобразительной деятельности на выбор).

3. Основные понятия: занятие, индивидуальная работа, экскурсия, искусствоведческая беседа, структура занятия.

4. Основные исследователи: Е.А Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова

Теоретические вопросы.

Организация изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: значение, сущность.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, и, как всякая познавательная деятельность, имеет большое значение для умственного воспитания детей.Это и постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей, их строение.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет, и синтезировать полученные знания. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях происходит усвоение пространственных обозначений, которое способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения за предметами и явлениями, при обследовании предметов и рассматривании иллюстраций оказывают значительное влияние на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Педагог также активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т.е. производят умственные действия. Таким образом, рисование содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Значение данных занятий для нравственного воспитания заключается также в том, что у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умений доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Фронтальные занятия рисованием содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений, воспитанию коллективизма. Использование индивидуального подхода позволяет педагогу дифференцированно подходить к обучению, способствовать проявлению индивидуальности ребенка, его творческого начала. На занятиях детям предлагаются создать что-то своими руками для близких к праздник. Такая направленность занятий способствует воспитанию внимательного, заботливого отношения к близким, доброжелательности.

В процессе рисования сочетается умственная и физическая активность, детям необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик – стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.

Занятия подготавливают умственную и эмоциональную сферу ребенка к обучению в школе, а также развивают моторику рук, координацию движений, формируют чувство линии, так необходимые для обучения письму.

Содержание занятий изобразительной деятельностью тесно связано с содержанием других занятий и различных видов деятельности. В ней находят отражение знания, представления детей об окружающем мире, впечатления от каких – либо событий. Тематика занятий может стать основой для возникновения сюжетно – ролевой игры, или внутри игровой ситуации у детей возникает потребность в создании какого-либо рисунка или атрибута. Очень часто изобразительная деятельность является составной частью занятий другой направленности.

Особенности организации различных форм работы по изобразительной деятельности в условиях ДОУ.

Формы организации изобразительной деятельности в условиях ДОУ занятия, индивидуальная работа, экскурсия, искусствоведческая беседа, дидактическая игра, кружковая и студийная работа.

Индивидуальная работа – форма работы с отдельными детьми с целью формирования знаний и умений, которые они не смогли отработать на занятии по какой – либо причине, а также с целью дополнительного развития творческих способностей детей, имеющих склонности и интерес к данному виду деятельности. Индивидуальная работа организуется в разное время дня в группе или даже на прогулке. Воспитатель готовит необходимый материал, продумывает краткое объяснение, дает время на выполнение работы. Чаще ребенок работает над отдельными изображениями или деталями, или дорисовывает рисунок (доделывает поделку или др.) под руководством воспитателя.

Экскурсия - чаще используется как фронтальная форма ознакомления дошкольников с изобразительным искусством при посещении музеев, выставок, причем не только в условиях музея, но и в самом дошкольном учреждении. Возможна организация экскурсий в природу с целью создания у детей целостного зрительного образа о каком – либо уголке архитектуры или природы, который они в дальнейшем будут изображать. Цель экскурсии – обогатить детей новыми впечатлениями, закрепить изобразительных характеристики предметов или явлений.

Искусствоведческая беседа - фронтальная или подгрупповая форма работы, сопровождающая процесс рассматривания произведений искусства или их репродукций. Существует специальная методика рассматривания, представленная несколькими этапами. Каждый этап решает разные задачи, и содержание вопросов в беседе также разное. Основным требованием к содержанию искусствоведческой беседы является использование в речи специальной терминологии, связанной с искусствоведческими понятиями.

Дидактическая игра – средство и подгрупповая форма обучения, в процессе которой закрепляются знания и умения детей по разным направлениям изобразительной деятельности. Следует отметить, что для решения ряда задач (на формирование чувства цвета, формы, величины) можно использовать дидактические игры из других разделов – формирование математических представлений, сенсорное воспитание и др. Дидактические игры можно предлагать детям в свободной деятельности и на занятиях. Хотя на занятиях чаще используют дидактические упражнения, в которых отрабатывается какой – то навык.

Кружковая и студийная работа – подгрупповые форма обучения, в которых принимают участие дети по собственному желанию или желанию родителей. Цель этих форм работы – дать детям дополнительное образование в какой – либо одной или нескольких областях. Кружок обычно имеет одно или несколько сопутствующих направлений работы (кружок вышивки, кружок «Умелые руки»), а студия – несколько разных направлений (студия искусств – изобразительное искусство, танец, театр).

Основной формой обучения является занятие. Это фронтальная, строго регламентированная, специально организованная форма.

Структура занятия изобразительной деятельностью: цель, назначение, методическое наполнение каждой части, логичность и завершенность структурных элементов.

1 часть занятия – вводная

Цели– создать эмоциональный настрой и творческую атмосферу на занятии, поставить перед детьми задачу, показать и объяснить способы выполнения поставленной задачи.

Используемые в данной части занятия методы и приемы обучения: краткий рассказ, краткая беседа, вопросы к детям, объяснение, показ способов изображения (полный, частичный, поэтапный), демонстрация и рассматривание наглядного материала (образец, схема, чертеж, иллюстрации, репродукции, картинки, открытки, таблицы, натура и др.), кратковременное наблюдение; обследование, игровые приемы, формообразующие движения, планирование дальнейшей деятельности, художественное, музыкальное сопровождение.

2 часть занятия – основная

Цели формировать у детей художественные навыки и умения в различных видах ИД, создать условия для проявления самостоятельности и творчества, организовать индивидуальную работу с детьми.

Используемые в данной части занятия методы и приемы обучения: опытническая деятельность, дидактические упражнения, упражнения в выполнении приемов и способов изображения, пояснение, использование наглядного материала, музыкальное сопровождение, игровые приемы, поощрение, указания, советы, помощь, прием пассивных движений, частичный показ на дополнительном листе, физкультминутка

3 часть занятия - заключительная - анализ детских работ

Цели учить детей анализировать работы товарищей и свою, адекватно реагировать на высказанную оценку, определить уровень реализации поставленных целей и задач, дальнейшие перспективы обучения.

Используемые в данной части занятия методы и приемы обучения: анализ детских работ, вопросы к детям, рассказ ребенка о своей работе и работе товарищей, поощрение, художественное слово, игровые приемы, музыкальное сопровождение, выставка детских работ.

Структура занятия ИД неизменна. Возможны изменения в длительности частей и их методической наполняемости в зависимости от вида занятия и возрастной группы.

Содержание анализа зависит от поставленных на занятии задач, возраста детей, тематики и вида занятия. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его целей.

В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. К концу занятия педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и точно выполненные по образцу, и скомбинированные, и выполненные самостоятельно. Работы для анализа следует разместить на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно расположить на доске-стенде, непросохшие рисунки и объемные работы (из глины, природного и бросового материала) на столах. На стенде работы прикрепляются или вывешиваются на тесьме.

Прежде чем приступить к анализу воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ. В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказывать о содержании работы, ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты из стихотворений.

Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же детей, т.кт это может привести к захваливанию, убедить детей в том, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен в себе.

При анализе важно непросто отметить, правильно или неправильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Существуют различные формы проведения анализа детей. Это, прежде всего, зависит от типа занятия. Если, например, перед детьми ставится задача передать в работе сходство с натурой, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

Содержание анализа. При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передать разнообразие позы, движения и др. В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образа, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно. Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса: «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку оформления и т.д. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В соответствии с возрастом содержание анализа:

Младший возраст – анализ общий положительный с называнием имени каждого ребенка, дается воспитателем.

Средний возраст – выделяются наиболее удачные работы, дается общий положительный итог занятия, к анализу можно привлекать детей, помогая им сформулировать оценку с помощью вопросов.

Старший возраст – анализ работ дифференцированный, можно ранжировать работы. Неудачные анализируются после занятия. Дети оценивают работы товарища и свои собственные. К анализу работ можно привлекать других педагогов или администрацию дошкольного учреждения.

Практическое задание: Составить программное содержание и подобрать методы обучения к занятию (тематика и вид изобразительной деятельности на выбор).

Программное содержание к занятию рисованием в старшей группе на тему «Ветки в вазе» (с натуры)

1.Закрепить знания детей о весенних изменениях, строении ветки и особенностях расположения почек в зависимости от породы дерева.

2.Учить детей рисовать с натуры ветку в вазе, изображая ее в воспринимаемом ракурсе.

3. Отрабатывать умение рисовать концом кисти, делая предварительный набросок карандашом или светлой краской.

4. Формировать умение на основе использования знаний о цветовых оттенках, получать их путем смешивания акварельных красок.

5.Развивать наблюдательность, способствовать проявлению самостоятельности в расположении рисунка на плоскости листа.

Методы обучения:

1 часть - постановка цели и мотивация темы, художественное слово о весне, наблюдение за веткой с разных позиций, вопросы к детям, частичный показ создания набросков в разном ракурсе, объяснение, демонстрация таблицы «Смешивание цветов».

2 часть – пояснение, советы, указания, поощрения, индивидуальная помощь.

3 часть – дифференцированный анализ работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.084 с.)