Вопрос 2. Сравнение групп предметов путём наложения и приложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Сравнение групп предметов путём наложения и приложения



1. Теоретические вопросы: Цель обучения. Игровые приёмы обучения сравнению групп предметов с помощью приёмов наложения и приложения. Использование карточек в работе с детьми по данному вопросу. Закрепление знаний в играх, повседневной деятельности.

2. Практическое задание: привести пример игры «Угостим зайчика морковкой» с использованием карточек.

3. Основные понятия: сравнение групп предметов, прием наложения и приложения.

4. Основные исследователи: Ерофеева Т.И., Метлина Л.С., Столяр А.А., Щербакова Е.И.

 

Теоретические вопросы.

Цель обучения.

Одной из главных задач в обучении детей второй младшей группы является освоение ими практических приёмов взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого, поэлементного сравнения множеств конкретных предметов путём наложения одного на другое, а также поэлементного приложения одного множества к другому.

Сопоставление двух совокупностей помогает детям осознать смысл выражений «поровну», «одинаковое количество», «столько же, сколько», «больше, меньше», а также закрепить понятия: «один», «много», «ни одного», «по одному».

Наиболее простым приёмом сравнения является наложение. Для обучения детей этому приёму установления соответствия используются дидактические игры: «Оденем кукол на прогулку», «Соберем медвежат в лес», «Уложим кукол спать».

Например, в игре «Оденем кукол на прогулку» воспитатель рассаживает одинаковых кукол на стульях, поставленных в ряд, а также подготавливает дополнительные принадлежности: пальто, шапки, шарфики. В начале обучения берётся не более 3-4кукол, а принадлежностей - ровно по их количеству. Воспитатель спрашивает: «Сколько кукол?» (много). Предлагает детям одеть кукол на прогулку. «Сколько нужно взять пальто? Чтобы не ошибиться, нужно каждой кукле раздать по одному пальто». Предлагает одному ребёнку разложить по одному пальто каждой кукле, при этом обращает внимание детей, что раскладывать вещи нужно с краю по порядку (слева направо). Во время одевания воспитатель сопровождает действия пояснением: «У одной куклы одно пальто; еще у одной... Каждой ли кукле хватило пальто? Остались ли лишние пальто?» Затем поясняет: «Пальто столько же, сколько кукол, а кукол столько же, сколько пальто» или «Кукол и пальто поровну (одинаково)». В дальнейшем воспитатель использует разные формулировки вопросов: «Что можно сказать о количестве пальто и кукол?», «По скольку кукол и пальто?». Аналогичные действия выполняются с шапками и шарфами.

В последующих играх воспитатель учит детей осознанно раскладывать предметы в соответствии с заданием. С этой целью количество дополнительных принадлежностей подбирается на 2-3 больше, чем предметов. Например, в игре «Уложим кукол спать» воспитатель предупреждает детей: «Нужно взять столько простыней, сколько кроватей». В ходе выполнения задания предлагает детям пояснять свои действия.

Когда дети научатся сравнивать группы предметов путем наложения, можно учить детей соотносить элементы одного множества с элементами другого путем приложения.

С этой целью воспитатель проводит игру: «Угостим кукол чаем». Рассаживает 4-5 куклы за стол в один ряд, а также подготавливает «для чаепития» чашки, ложки, угощение по количеству больше, чем самих кукол. Предупреждает детей, что предметов больше, чем кукол, все их брать не стоит. Предлагает расставить столько чашек, сколько кукол. Так как не все дети видят границы множества, а часто их просто интересует процесс раскладывания, воспитатель напоминает, что предметы раскладывают по одному. Для проверки предлагает чашку придвинуть к каждой кукле и если будут лишние - убрать. Затем группы предметов сравниваются по количеству. Аналогичные действия выполняются с другими принадлежностями.

Когда дети с помощью игр научатся устанавливать равенство между предметами, можно предложить работу с карточками.

Для приема наложения используются карточки с одной полоской, на которых рисунки предметов расположены в ряд с равными интервалами. Важно накапливать у детей опыт восприятия разных по численности множеств, поэтому на карточках должно быть изображено от 3 до 5 предметов. На изображения ставятся мелкие предметы или накладываются силуэты предметов. Количество игрушек должно быть большим, чем потребуется, а по размеру они должны быть меньше. Наглядный материал подбирается таким образом, чтобы дети видели необходимость сопоставления: угостить зайцев морковкой, посадить бабочек на цветы и т.д.

Дети должны научиться накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано. Воспитатель демонстрирует способы действия на наборном полотне, сопровождая чёткими пояснениями. Обращает внимание детей на то, что предметы надо брать правой рукой и накладывать по порядку в направлении слева направо; каждый предмет помещать точно на картинку, а в промежутки между картинками ничего класть не нужно (окошечки свободные). Затем группы предметов сравниваются по количеству. Каждое действие с карточками повторяется 2-3 раза.

Для приема приложения используются карточки с 2-мя полосками, на которых предметы изображены лишь на верхней полосе. Дети должны научиться прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы под ними (т.е. их пространственное расположение). При этом приёме работа с карточками происходит в 3 этапа:

На 1 этапе, перед тем как познакомить детей со способом приложения, им предлагают наложить игрушки (картинки) на рисунки карточек («Положите столько мячиков, сколько матрёшек»). Это позволяет связать новый способ действия с ранее усвоенным. Выяснив, что дети наложили столько предметов, сколько нарисовано, воспитатель последовательно сдвигает вниз каждую предметную картинку (поиграли с мячиками и мячики укатились), подчёркивая при этом, что каждый предмет подкладывается точно под изображение на верхней полоске («Один мячик укатился вниз...»). В заключение, производится сравнение групп предметов по количеству.

На 2 этапе работа начинается с приёма приложения. Воспитатель предлагает детям сразу расставить игрушки (мячики) в нижней части карточки. Напоминает, что мячиков нужно взять столько, сколько неваляшек (т.к. мячики меньшего размера, дети могут в нижней части поставить их больше). Воспитатель предлагает проверить, одинаковое ли количество неваляшек и мячиков. Для этого предлагается каждый мячик подарить неваляшке (наложить предметы на картинки). Предупреждает, что, если кто-то ошибся, у него останутся лишние предметы. В заключение, группы предметов сравниваются по количеству.

На 3 этапе используются пустые карточки, разделенные пополам. Сначала воспитатель предлагает детям расставить необходимое количество предметов в верхней части карточки. Обращает внимание детей на то, чтобы предметы располагались по всему пространству. И после этого в нижней части разложить столько же предметов, сколько и в верхней. Затем группы предметов сравниваются по количеству.

Некоторых детей затрудняет ориентировка в пространственном расположении рисунков на карточке (не видят интервалов). Для таких детей целесообразно карточку разбить на клетки. Можно давать также карточки, на которых от каждого рисунка верхней полоски проведена стрелочка к нижней полоске. Стрелочки помогут ребёнку соотнести предметы с рисунками карточки.

В работе с детьми недопустимо использовать карточки, где:

- предметы занимают не все пространство;

- есть двойные изображения;

- предметы изображены с дополнительными деталями;

- предметы разные по своему характеру;

- предметы разного цвета и размера.

Закрепить полученные знания помогают дидактические игры и упражнения: «Птички в гнездышках», «Рыбак и рыбки», «Кот и мыши», «Положи совочки в ведерочки», «Скакалки и девочки» и др.

Таким образом, в дочисловой период обучения дети овладевают практическими приёмами сравнения (наложения, приложения), в результате которых осмысливаются математические отношения: «больше», «меньше», «поровну».

Практическое задание: привести пример игры «Угостим зайчика морковкой» с использованием карточек.

Чтобы научить детей устанавливать равенство и неравенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд, можно провести игру «Угостим зайчика морковкой». Воспитатель раздаёт детям счётные карточки и спрашивает: «Кто нарисован на ваших карточках? (Зайчики.) Сколько их? (Много зайчиков.) Угостите каждого зайчика морковкой. Сколько морковок положили? (Много морковок.) Чего больше: зайчиков или морковок? (Зайчиков больше, морковок меньше.) Как сделать, чтобы их было поровну? (Надо ещё под одним зайчиком положить морковку, тогда будет поровну.)» Воспитатель даёт каждому ребёнку по морковке. Дети устанавливают равенство между двумя группами предметов. Педагог уточняет: «Как проверить, что зайчиков и морковок поровну? (Надо каждому зайчику дать по одной морковке.)» Дети устанавливают равенство между двумя группами предметов путём наложения и определяют, чего больше, чего меньше.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 9753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.213.215 (0.009 с.)