Вопрос 6. Психофизические качества дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Психофизические качества дошкольников



 

Теоретические вопросы: понятие «Психофизические качества» (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие). Определение, особенности развития и совершенствования в дошкольном возрасте. Подбор упражнений. Выявление уровня сформированности (тесты, диагностика).

Практическое задание: Предложить перечень подвижных игр на развитие и совершенствование быстроты для детей разных возрастных групп.

Основные понятия: психофизические (физические) качества, ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие, тесты по определению психофизических качеств.

Основные исследователи: Е.Н Вавилова, Г. П. Юрко, В. Г. Фролов, Н.А.Бернштейн, Э. Я. Степаненкова.

 

Теоретические вопросы.

Психофизические (физические) качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно- силовые и временные характеристики движения ребенка. Они включают в себя такие понятия:

- ловкость,

- быстрота,

- сила,

- выносливость,

- гибкость,

- равновесие.

Развитие и совершенствование психофизических качеств – одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. Физическое развитие ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.

Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо- физиологических, биохимических, психологических особенностей. При этом следует учитывать, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств применяются в работе с детьми в строгой последовательность, включаются в разные формы двигательной деятельности (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, активный отдых, самостоятельную деятельность ребенка).

 

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он называет ловкость способностью, отмечая ее особое место среди других качеств. Выделяют два вида ловкости: телесные и предметная (ручная).

Измерителями высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. т.о., показателями ловкости могут быть время,пространство и точность выполнения движений.

С целью развития и совершенствования ловкости предлагаются следующие виды упражнений:

-физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет, метание игры с мячом, лазание);

-общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема;

-подвижные игры;

-совместные упражнения вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами;

-применение необычных И.п. (бег из положения стоя на коленях, сидя), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);

- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Тесты по определению ловкости и координационных способностей:

-бег зигзагом (для детей 4-7 лет),

-прыжки через препятствие и пролезание под ним (для детей 4-7 лет),

-бросок малым мячом (150 г) в горизонтальную и вертикальную цели (для детей 3-7 лет),

-прыжки через скакалку (для детей 5-7 лет).

Быстрота (скоростные качества) – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать следующие упражнения:

- с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью),

- на скорость (добежать до финиша как можно быстрее),

- с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый).

- скоростно-силовые упражнения (прыжки, метание),

- упражнения в размахивании, кружении, ударах, поворотах, бросании, выполняемых с максимальной частотой,

- подвижные игры (подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения).

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Тесты по определению быстроты:

-бег на дистанцию 10 м с хода (для детей 4-7 лет),

-бег на дистанцию 30 м (для детей 4-7 лет),

-«челночный бег» 3х10м (для детей 4-7 лет).

 

 

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и снарядам (мяч, мешочек с песком). От развития силы в значительной степени зависит развитие быстроты, ловкости, выносливости. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные силовые напряжения:

- упражнения в беге, метаниях, прыжках,

- упражнения с повышенной сопротивляемостью (с набивными мячами, преодоление сопротивления партнера- парные упражнения),

- упражнения, отягощенные весом собственного тела (прыжки, лазание, общеразвивающие упражнения на укрепление основных мышечных групп),

- упражнения с весомыми предметами (набивной мяч, гантели),

- отжимание, подтягивание.

Тесты по определению силы:

-динамометрия кистей рук (детским ручным динамометром) – для детей 3-7 лет,

-становая динамометрия (для детей 3-7 лет).

-тесты по определению силовой выносливости:

-вис на согнутых руках (для детей 3-7 лет),

-поднимание ног в положении лежа на спине (для детей 5-7 лет)

Тесты по определению скоростно-силовых качеств:

- прыжок в длину с места (для детей3-7 лет),

- бросок набивного мяча (1 кг) (для детей 3-7 лет),

- метание легкого мяча на дальность (для детей 3-7 лет),

- прыжки на двух ногах боком за 10 с (для детей 4-7 лет).

Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность выполнять мышечную работу небольшой интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности.Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:

- укрепление организма ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечной системы,

- улучшение функционирования организма, повышение его работоспособности,

- помощь в раскрытии и развитии природных задатков детей,

- формирование волевых качеств личности, черт характера: смелости, целеустремленности, решительности.

В исследованиях показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на коньках и лыжах и т.д.

Тест по определению выносливости:

- бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей – от 5 до 7 лет).

Гибкость – способность выполнять движение с максимальной амплитудой.

Гибкость дает легкость, свободу, непринужденность движений. Гибкость придает изящность, выразительность движениям. Результатом недостаточного развития гибкости являются травмы. Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений:

- общеразвивающие упражнения с предметами и без них,

- акробатические упражнения (кувырок, мостик, шпагат),

- упражнения с большой амплитудой (бросок, подлезание, прыжок в длину),

- упражнения на растягивание (стрейчинг).

Тесты по определению гибкости:

- наклон туловища вперед (для детей 3-7 лет).

Равновесие – способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

В качестве упражнений на развитие равновесия (статического и динамического) рекомендуются следующие виды:

- движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба,ползание, бег по скамейке и т.п.),

- метание,

- качание на качелях.

Практическое задание: Предложить перечень подвижных игр на развитие и совершенствование быстроты для детей разных возрастных групп.

«Кто быстрее ко мне», «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Огуречик», «Перебежки», «Ловишки», «Гуси- лебеди», «Два мороза», «Краски», «Третий лишний», элементы спортивных игр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.02 с.)