Вопрос 6. Развитие ребенка как субъекта изобразительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Развитие ребенка как субъекта изобразительной деятельности



1.Теоретические вопросы: Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте. Доизобразительный период деятельности (период штрихов и каракуль). Изменения характера мотивов в раннем и дошкольном возрасте.Изобразительная деятельность детей от 2 до 3 лет. Задачи педагога на разных периодах обучения. Изобразительная деятельность дошкольников от 3 до 7 лет. Виды изобразительной деятельности в разные периоды. Ведущее отношение к миру. Мотивация изобразительной деятельности. Цель обучения дошкольников изобразительной деятельности.Задачи руководства изобразительной деятельностью.

2.Практическое задание: составить занимательный рассказ или сказку для ознакомления дошкольников с каким – либо изобразительным материалом или видом искусства (жанром живописи).

3.Основные понятия: доизобразительный и изобразительный периоды, мотив деятельности, цель и задачи обучения изобразительной деятельности.

Основные исследователи: Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Е.И.Игнатьев, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер.

 

Теоретические вопросы:

Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте. Доизобразительный период деятельности (период штрихов и каракуль).

Первый этап в развитии изобразительной деятельности начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает изобразительный материал: бумага, карандаш и др.

Ребенок первого года жизни познает окружающий мир, выделяет для себя мир взрослого человека. Главный тип отношений для него – отношение «ребенок - взрослый», которое реализуется в ведущей для этого периода деятельности – непосредственно-эмоциональном общении. Это период в педагогической литературе называется «доизобразительным». Этот период сложен и в психологическом плане. Наступает кризис 1 года жизни: ребенок активно действует с предметами сам, но ему не все дозволено. Ребенок не понимает, что без взрослого он еще не может обойтись (появляются капризы). Ребенок активно исследует и познает мир чувственным путем (на вкус, ощупь и т.д.).

В течение 2 года жизни ведущей деятельностью становится манипулятивная, а затем предметно-орудийная деятельность. Развитие движений, возможность сжимать карандаш и наносить линии появляется у ребенка после года, но это не потребность в изображении, а результат манипуляций. В это время желательно давать более прочный и яркий в работе материал, не карандаш, а маркеры (с толстым стержнем) или цветные авторучки, так как ребенок не может регулировать силу нажатия и координировать свои движения. Но материала не должно быть много. Он хранится в доступном месте. Хорошо освоить с ребенком специальный уголок (например, прикрепить старые обои на стене). Ребенок производит с предметами такие действия, которые психологи называют неспецифическим способом использования орудий.

Изменения характера мотивов в раннем возрасте.

Освоить эти действия без взрослого ребенок не может. Взрослый передать, а ребенок усвоить эти действия могут только в совместной предметной деятельности. Мотив ее – способ употребления изобразительного материала. Следует привлечь внимание ребенка к материалу, производя действия с ним на глазах у ребенка (писать письма, лепить, рисовать) и надо показать действия с ним рукой ребенка. Успешное освоение специфических орудийных действий тесно связано с общим развитием руки ребенка через различные дидактические материалы. Каракули –однонаправленные штрихи, затем линии становятся закрученными, а движения – вращательными. В это время следует вместе с ребенком радоваться и удивляться оставленному на бумаге следу. Одобрительная поддержка ребенка намерений ребенка – истоки развития специфических общественно-направленных мотивов.

Необходимо в этот период закреплять интерес ребенка к действиям с этим материалом, к получению яркого следа на бумаге.

Ребенка привлекают ритмичность движений, они становятся более организованными, закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации (штриховой период)

Во 2 полугодии отдельные линии приобретают характер: закругляются, ломаются и т.д. В период каракуль необходимо помочь ребенку увидеть в нанесенных линиях предмет, сделать с ним «открытие» на ассоциативном уровне. Однако, важным условием первоначального прочтения своего рисунка должно стать умение рассматривать картинки и рисунки взрослых, поэтому следует рассматривать с ним иллюстрации и картинки.

Постепенно ребенок начинает понимать условность изображений. Умение читать чужой рисунок – важнейшее условие его готовности к изобразительной деятельности. (Е.И.Игнатьев)

Ребенок начинает вкладывать в свои каракули какое-то содержание примерно от 1,5 до 2 лет. Видение образа – ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятельности. Главное для взрослых – проявить интерес к линиям на листе. Чтобы помочь ребенку выявить ассоциативный образ,следует обыгрывать его линии (на дорожку поставить машинку и покатать). Обыгрывание рисунка развивает творчество малыша и воображение. А воображение – основа любого творчества. И еще, чем больше видел, знает ребенок, тем ярче впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа.

Малыш ищет содержание в своих бесформенных линиях, это становится главным двигателем, стимулом его самостоятельных действий. Сходства с предметом в это время нет, но у ребенка появляется желание повторить линии или изображение, он уже не только понимает изобразительный характер материала, но и начинается первоначальное замысливание. Этим заканчивается доизобразительный период. Еще раз об этапах данной деятельности.

1 – ярко выраженный интерес малыша к материалу и познавательные действия с ним.

2 – интерес ребенка к действиям взрослых, подражание им, основанное на потребности в общении с ним, на интересе к материалу.

3 – интерес к следу, оставленному им на бумаге, появление ассоциативного образа.

4 – появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-то нарисовать.

Изобразительная деятельность от 2 до 3 лет.

На этом возрастном этапе идет интенсивное психическое развитие ребенка. Развиваются психические процессы, закладываются основы зрительно-двигательной координации. В контексте идет личностное развитие ребенка, происходят качественные и количественные изменения в знаниях, способах деятельности, опыте общения, что влечет за собой дальнейшее осознание ребенком своего «Я».

На 3 году ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы, способы их использования. Развивается речь как знак, осваиваемый в контексте предметно-орудийной деятельности и общения. Ребенок открывает для себя функции предметов. Логика руки подчиняется логике предметов. Очень важно, чтобы действия с предметами были обобщенными, ребенок мог их использовать в изменившихся условиях, например, способ изображения карандашом переносим на фломастер, мелок и т.д.

При переходе от совместного действия к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и оценка выполняемого ребенком действия. Когда ребенок становится более самостоятельным, он начинает сравнивать себя со взрослым, обособляется, но существовать на самом деле без взрослого не может – это кризис 3 лет (непослушание, негативизм). Выход – предоставление детям максимальной самостоятельности, в которой ребенок может использовать усвоенные способы действий, реализовать приобретенную «умелость». Противоречие между стремлением и возможностью ребенок может реализовать в ролевой игре. Поиск содержания образа в каракулях – один из ведущих побудителей деятельности на этом этапе. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Очень важно, какие признаки ребенок выделяет в предмете или замечает с помощью взрослого.

Интересно, что возникший и увиденный в каракулях ассоциативный образ становится предметом-заместителем (волнистая линия – вода течет, комок глины – машина гудит).

Таким образом, в содержании детской изобразительной деятельности проявляется характерный для этого возраста интерес к предметному миру.

Одновременно происходит интенсивное психическое развитие, развивается воображение, наглядно-действенное мышление, совершенствуется операционно-техническая сторона деятельности, повышается уровень изобразительных умений: ребенок ставит цель, изобразительную задачу.

Главный мотив – стремление изобразить интересные предметы, впечатления. Замысел – это представление будущего рисунка и способов его создания. Первые замыслы – это только темы, замысел неустойчив, может изменяться в связи с подвижностью воображения, непроизвольностью психических процессов.

Первоначальный замысел беден по содержанию, так как у ребенка нет изобразительного опыта, а, следовательно, изобразительных представлений. Малыш может повторять изображение, но это не всегда просто. Процесс рисования сопровождается речью. Так графический образ становится более содержательным и законченным. Результат важен не качеством, а наличием. Он служит ребенку опорой для оживления впечатлений. Он стремится подействовать с предметом на листе, и речевые и игровые способы действий для них более доступны, чем графические (Е.А.Флерина). Таким образом, у малыша нет мотивов, специфических для художественной деятельности.

В период с 2 до 3 лет изобразительная деятельность обособляется из предметно-орудийной и приобретает некоторые черты игровой. При этом у детей складывается интерес к материалу и способам действий с ним. Взрослому следует поощрять ребенка, давать разные названия одним и тем же штрихам и каракулям.

Задачи:

- продолжать знакомить ребенка с миром вещей;

- воспитывать интерес к предметам изоискусства (иллюстрации, статуэтки);

- развивать способность понимать изображение знакомых предметов, умение эмоционально откликаться на содержание образа и художественную форму.

Ребенок осознает, что окружающий мир существует и в образах, а не только в реальных предметах. Важно узнать графический (или любой другой) образ предмета. Детский рисунок на первых этапах – это не отражение того, что его удивило, а призыв к общению с ним. Поэтому важно помогать ребенку осваивать способы изображения, знакомить с материалами и приемами их использования.

Важно не упустить сензитивный период для развития операционально-технической стороны деятельности. Что доступно ребенку в этом возрасте?

В рисовании: изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен, штрихов карандашом, фломастером, линий прямых замкнутых, горизонтальных, вертикальных (правила работы с карандашом и кистью).

В лепке: отщипывают кусочки, скатывают и раскатывают, расплющивают, отделяют массу от куска. Хорошо использовать формообразующие движения. Контроль и упражнения помогают выработать правильные навыки, хотя они формируются довольно медленно. Хорошо использовать прием «со-творчество».

Материала должно быть много и он разнообразный. Цвет используют неадекватно, можно использовать пальцеграфию.

Воспитатель должен знать, что к 3 годам:

- ребенок проявляет интерес к изодеятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе;

- рассказывает о том, что рисует и лепит, видит образ в своих рисунках;

- знает, где лежит материал;

- умеет пользоваться изобразительным материалом;

- выполняет изобразительные действия;

- начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

Но в этот период рисунок беден по графическому, а лепка по пластическому изображению, это своего рода предмет-заместитель, своеобразная игрушка, которой малыш хочет действовать. Качество детского изображения (возможность элементарного сходства) зависит от многих причин.

Изобразительная деятельность детей от 3 до 7 лет.

К концу 3 года жизни у детей появляется устойчивый интерес к изодеятельности. Он овладевает элементарной техникой владения карандашом, кистью, гуашью, глиной. Действия с материалом свободные и уверенные.

Изодеятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, но ведущим становится интерес к предметам, которые он хочет изобразить. И в игре, и в изо ребенок пытается пережить значимые для него события действительности. Поэтому по тематике рисунок, лепка и игра могут у одного ребенка совпадать.

Ведущее отношение ребенка к миру («ребенок - предмет», «ребенок - взрослый» ) существенным образом определяет содержание игровой и изобразительной деятельности. Если взрослый хочет видеть ребенка активным и заинтересованным, он должен хорошо понимать специфику возраста и ведущий пит отношения к окружающему. В дошкольном возрасте все это оказывает влияние не только на возникновение мотива, темы и замысла, но и на развитие замысла.

В рисовании, лепке ребенок прибегает к игровым способам действия. Выполнив «полуготовые» изображения, он сразу приступает к их обыгрыванию. Таким образом, ребенок выходит из сложной ситуации изобразительной неграмотности. Даже у 7-летнего ребенка может отсутствовать специфический мотив изодеятельности- стремление воздействовать на других своим художественным образом через художественную форму и средства. Иногда ребенок не понимает, почему другие дети и взрослые не радуются его рисунку так же, как он. Ведь он веселился, играл, а другие ничего не поняли, поэтому нет адекватного переживания. У некоторых детей этот мотив сформирован, дети хорошо владеют способами рисования. Но парадокс: для себя – рисунок беден и схематичен, для других – полон и ярок (здесь не наличие изобразительных умений, а превалирование игрового мотива). Изобразительные действия дошкольников не успевают за быстро развивающимся замыслом. Возникает противоречие между выразительной и изобразительной тенденциями развития рисунка. От того, как оно разрешится, зависит дальнейшее развитие изодеятельности. Тенденция выразительная превалирует, придавая изобразительной деятельности процессуальный характер. Ее развитие подчиняется и управляется игровым мотивом и стремлением еще раз пережить интересное событие, и стремлением получить одобрение и признание.

Система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение мотивов, так как они стимулируют образное видение и воображение. Важно формировать специфические мотивы изодеятельности, стимулировать внимание к продуктивной стороне деятельности, ориентирующие ребенка на результат, степень его выразительности. Важно, чтобы ребенок понимал зависимость восприятия его рисунка другими людьми от качества изображения.

На основе действенных мотивов ребенок учится ставить цель деятельности – изображение конкретного предмета. Постановка цели конкретизируется определением темы изображаемого. Деятельность дошкольника становится более целенаправленной. Развитие основных действий в изобразительной деятельности происходит по следующим линиям:

Действие восприятия – одно из основных, реализующих изодеятельность. Для создания образа важно уметь выделять в предметах внешние изобразительные признаки. Изодеятельность опирается на определенный уровень сенсорного восприятия и развития. Восприятие в дошкольном возрасте становится:

- более полным (выделяет большее количество изображенных признаков);

- более точным (от выделения обобщенной переходит к выделению характерной);

- более расчлененным.

Восприятие – это сенсорно-эстетическая реакция, которая может стать первоначальной основой создания выразительного образа.

Действие – замысливание образа, которое состоит в замысливании содержания рисунка, определении материалов, приемов, послеовательности изображения. Тема – название предмета изображения. Замысел – одно из важнейших ориентировочных действий, которые развиваются по нескольким направлениям. Процесс замысливания – это наглядное видение, представление образа (Н.П. Сакулина) – «изобразительное представление». Такое замысливание требует запаса графических образов, графико-структурных схем. Если у ребенка нет графического образа, то он создает его путем проб и ошибок, а если он есть, то ребенок рисует наизусть – это тоже может быть плохо – шаблонные замыслы.

Овладение изобразительными действиями предполагает:

- освоение комплекса ЗУН, знание сенсорных эталонов, способов их изображения;

- технические умения и навыки;

- действия контроля и оценки.

Цель и задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности

Развитие личности человека – современное требование общества к системе образования. Знания, умения, навыки (ЗУН) исключительно важны, но это не цель, а средства достижения поставленной цели.

Цель использования изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – это содействие развитию личности. Личность – это субъект деятельности, это человек, способный ставить цель, выбирать средства, планировать и реализовывать. Личность – это индивидуальность, самобытность, неповторимость свойств и качеств. Одна из форм индивидуальности – творчество. Основная цель – содействие развитию творческой личности. Индивидуальность личности немыслима без рефлексии (осознания собственного «Я»). Следовательно, процесс освоения изобразительной деятельности должен быть сопряжен с самоосознанием в этой деятельности. Это условие самодвижения, саморазвития ребенка.

В ходе освоения изобразительной деятельности ребенок осваивает не только способы действия, но и нормы, правила, ценности, мотивы данного общества. Освоение деятельности идет с опорой на мотивационно-потребностную сферу и влияет на формирование системы мотивов.Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития ребенка.

Детскую изобразительную деятельность можно рассматривать как подсистему широкой системы «ребенок и общество». И в то же время при самых благоприятных условиях детская изодеятельность не может достигнуть уровня зрелой деятельности. В дошкольном возрасте все виды деятельности несовершенны. (Л.А.Венгер – «это детские варианты»), поэтому смысл всех видов детской деятельности – своевременное психическое и личностное развитие детей, их общих способностей.

Дошкольный возраст сензитивен к развитию образного мышления, воображения. Потери невосполнимы.

А.В.Запорожец: «необходимо идти не по пути искусственной аксерерации, а по пути обогащения детского развития...»

А.А.Мелик–Пашаев считает, что целью обучения детей художественному труду должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру.

Если не найдены методы развития творческих способностей, нельзя говорить о границах этих способностей.

Н.П.Сакулина: «при любом минимуме изобразительных знаний, навыков, в любом возрасте дети должны уметь их использовать самостоятельно».

Нужно ориентироваться не только и не столько на возможности ребенка в овладении изобразительной деятельностью, сколько на смысл этой деятельности в дошкольном возрасте.

Задачи руководства изобразительной деятельностью.

1. Формирование мотивов изобразительной деятельности (у взрослых изобразительная деятельность ориентирована на результат). У детей мотивы разные на разных возрастных этапах:

- в раннем возрасте неосознаваемые.Основной мотив – интерес к материалу, к действиям с ним.

Задачи для воспитателя:

- вызывать, поддерживать интерес к материалу и способам работы с ним;

- поддерживать радость от достижений (след, каракули);

- поддерживать инициативу отражать штрихами предметный мир;

- закреплять понимание детьми образного характера действий.

- в дошкольном возрасте с 3 лет – мотив игры, желание передать в рисунке и «пережить» значимые стороны действительности.

- вызвать стремление отражать в рисунке интересующие его предметы и события. Рисунок – предмет общения становится рисунком – отображением. Глядя на детские рисунки, следует вначале обращать внимание на содержание, а затем на форму;

- следует вызывать желание выполнять изображение, узнаваемое другими людьми. Это уже общественно направленный мотив, в его основе потребность в общении. Далее этот мотив сменяется мотивом более высокого порядка – стремление выполнить изображение по-своему, стремление заниматься творческой деятельностью; задача формирования мотивов усложняется от формирования неспецифических мотивов в специфические.

2. Формирование умения самому ставить цель той или иной деятельности.

Задача для воспитателя:

- научить ребенка понимать, принимать, удерживать и достигать цель и далее вести детей к самостоятельной постановке цели и т.д.

3. Формирование специфического действия – восприятия.

Задачи для воспитателя:

- учить видеть предмет, вычленять части, всматриваться, сравнивать с сенсорными эталонами,

- вести к формированию обобщенного способа восприятия. Ведь для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоционально-образное восприятие. Дети должны овладеть умением замысливать образ.

- учить предварительному задумыванию содержания;

- формировать устойчивость замысла;

- стимулировать активность, самостоятельность;

- учить обогащать замысел на основе наблюдений, чтения художественной литературы.

4. Формирование собственно изобразительных действий.

Задачи:

- процесс освоения приемом передачи формы очень длителен (сначала формы общие и немного, затем много и конкретные);

- передача строения предмета (сложнее передать в рисунке);

- передача пропорциональных соотношений (большие и маленькие, одинаковые по форме, но разные по величине);

- передача цвета (постоянные цвета, не характерные);

- расположение предметов на плоскости.

5.Формирование обобщенных способов изображения.

Задачи:

- развитие способности к осознанному их выбору, вариативному применению, дополнению в соответствии с замыслом.

Усвоение способов деятельности идет от количественного накопления к уровню прочного обобщенного, гибкого, вариативного способа действий, применяемых свободно и самостоятельно в соответствии с замыслом;

6.Формирование умения осуществлять контроль и давать оценку полученного изображения.

Таким образом, осознание педагогом цели и задач обучения изобразительной деятельности, а также учет возрастных особенностей детей в процессе организации разных форм художественной деятельности будут способствовать успешному формированию творческой личности дошкольника.

 

Практическое задание: составить занимательный рассказ или сказку для ознакомления дошкольников с каким – либо изобразительным материалом или видом искусства (жанром живописи).

Сказка о красках для детей дошкольного возраста

 

Жили-были на свете три цвета: черный, белый и красный. Как-то говорит черный цвет белому:

- Мы с тобой цвета-братья. От нас разные оттенки серого цвета на
земле появляются.

- Ничего в нас общего нет, - не согласился белый. Я днем люблю
землю раскрашивать, а ты ночью. Я под небесами на пушистых
белых облаках люблю летать, а ты в землю зарываешься. Если, к
примеру, смешать белый цвет с красным, получится нежно-
розовый. Если черный с красным смешать, красный цвет станет
грязным. Так что, черный, ты мне не брат.

Расстроился черный цвет, чуть не плачет.

- Не плачь, - стал успокаивать его красный. Я с белым цветом не
согласен. Если нарисовать на красном черные горошинки,
получится красивый узор. К тому же, если смешать черный и
красный, можно получить коричневый.

Пока добрый красный цвет с черным разговаривал, прибежала к краскам мышка и просит их:

- Шерстка моя поблекла. Выкрасите ее, пожалуйста, свежей серой
краской. Пришлось белому цвету с черным смешаться, чтобы серое
платьице мышки в порядок привести.

Вслед за мышкой прилетела к краскам тучка и просит:

- Порвал солнечный лучик мою серую накидку. Стыдно мне с
дыркой над землей летать. Закрасьте ее, пожалуйста, свежей серой
краской.

Снова пришлось черному цвету с белым смешаться, чтобы накидку тучкину зашить.

Тут опять краски окликнули. На этот раз пришел слон выкрасить свежей серой краской свои обвислые уши. За слоном к краскам прибежал волк - он зацепился за острый сук и ободрал свою шкуру. Целый день белый с черным работали - и под конец помирились.

- Вы цвета-братья, вам ссориться нельзя, - сказал мудрый красный
цвет, старательно выводя на красной спинке божьей коровки
круглые черные горошинки.

 

Что такое натюрморт?

(сказка)

Белочка Бела встала в это утро как обычно, умылась и отправилась в лес за ягодами, грибами.

На траве блестела роса: а цветы только надевали яркие веночки, потирая глазки ото сна. Только уселась она на пенек, собралась позавтракать, как услышала рядом хруст сухих сучьев. Два прыжка и белка затаилась на дереве. Показался молодой художник с мольбертом через плечо. (Картинка)

- Какой превосходный натюрморт! - воскликнул он.

На пеньке лежали подосиновики, расколотые орешки, краснели гроздья ягод.

- Что такое натюрморт? - подумала Бела. Она внимательно наблюдала из-за
дерева, как художник легкими мазками перенес ее «завтрак» на бумагу.

Прошло несколько дней. Стояла солнечная погода. Бела собирала цветы на поляне: белоснежные ромашки, голубые колокольчики. Получился красивый букет.

Видит, через поле весело шагает тот же художник. Белочка хоть и испугалась, но не убежала. Увидав ее, художник остановился:

- Ух, ты, какая рыженькая, да какая глазастая. А какой у тебя красивый
букет, как раз в дополнение к натюрморту.

- А что такое натюрморт? - спросила Бела. - Не могут же цветы, ягоды,
грибы, орешки называться одним этим странным словом.

- Нет, могут, - засмеялся художник. Натюрморт - это жанр
изобразительного искусства, в переводе обозначает «мертвая природа».
Цветы, плоды, разные неодушевленные предметы составляют натюрморт.

Так Бела узнала, что такое натюрморт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.122 (0.075 с.)