Вопрос 1. Художественно–творческая деятельность дошкольников вне занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Художественно–творческая деятельность дошкольников вне занятий



1. Теоретические вопросы: Самостоятельная художественная деятельность дошкольников, ее смысл, особенности, содержание. Создание предметной среды: задачи, принципы построения. Требования к созданию, оснащению и оформлению уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах. Условия стимулирования самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Специфика руководства художественно – творческой деятельностью детей вне занятий. Роль педагога в формировании интереса к изобразительной деятельности и развитии творческих способностей дошкольников.

2. Практическое задание: разработать схему и содержание уголка творчества для детей старшего дошкольного возраста

3. Основные понятия: самостоятельная художественная деятельность, специфика руководства, уголок изобразительной деятельности.

4. Основные исследователи: А.В. Петровский, Г.Ф.Пантелеев, Т.С.Комарова, А.А. Грибовская.

Теоретические вопросы.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников, ее смысл, особенности, содержание.

Художественное воспитание детей осуществляется не только на занятии, но и в повседневной деятельности. Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию. Она возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, длительности своей работы. Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности детей. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности, ставит цель, определяет тему, средства ее достижения, выполняет работу, добивается результата.

Смысл СД – формирование способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Однако уровень этой деятельности различен в разные возрастные периоды. Это связано с психофизическими возможностями детей и субъективными условиями ее развития(отношение к ней взрослых, качества обучения).Но при наличии благоприятных условий к 7 году жизни у детей оформляется довольно высокий уровень самостоятельной деятельности. Это проявляется:

- в наличии специфических мотивов – выразить свои мысли, чувства, впечатления через свое отношение – этот мотив по смыслу схож с мотивацией художников;

- в наличии интереса и склонностей к изобразительной деятельности, которые вызываются ощущением успеха и наличием способностей, потребностью в творчестве. Именно в этом возрасте следует замечать склонности у детей и проявление способностей, чтобы формировать общую направленность личности.

- в постановке разнообразных целей в связи с увеличением количества впечатлений.

Дети должны иметь анализирующее восприятие, а также способность к переносу (варьированию), поиску способов изображения при соответствующем контроле – это моменты творческого поиска в деятельности.

Таким образом, в контексте самостоятельной деятельности проявляется и формируется мотивационно - потребностная сфера личности ребенка, рождается инициатива, активность, а, следовательно, подлинное творчество.

Содержание самостоятельной деятельности. В первую очередь содержание самостоятельной деятельности определяет эмоционально - интеллектуальный опыт детей, полученный из разных источников.

Увлеченность темой – ценный побудитель СД. В связи с этим при анализе детских работ необходимо обратить внимание на возможность их продолжения. Важно не предлагать дорисовывать, а раскрыть перед ребенком перспективы улучшения работы, создания выразительного образа.

Создание предметной среды: задачи, принципы построения.

Основное требование к созданию предметной среды – содействие становлению ребенка как личности.

Задачи, решаемые предметной средой:

- обеспечение чувства психологической защищенности;

- формирование творческого начала;

- развитие индивидуальности;

- формирование ЗУН как средства полноценного развития личности;

- активизация демократических способов общения с детьми (признание, понимание).

Принципы построения предметной среды (по А.В.Петровскому):

1.Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка и детей между собой с целью установления контакта. Предполагается, что в условиях дошкольного учреждения, в помещении группы у ребенка должна всегда иметься возможность уединиться, но не спрятаться от воспитателя, посидеть в тишине, поиграть, подумать. И в тоже время туда должен быть свободный вход и воспитателя и детей для контактов и общения.

2.Принцип стимулирования, активности, самостоятельности, творчества (соответствующая мебель, оборудование уголка изобразительной деятельности, богатая впечатлениями интересная жизнь в детском саду, атмосфера творчества).

3.Принцип стабильности – динамичности развивающей среды (смена и обогащение предметного содержания группы, его расположения при достаточно точной и четком количественном соотношении различных зон).

4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования (комплексное расположение материала, н-р, уголок эстетики – сюда могут входить уголок изо, книги, творчества, а также уголки могут в течение учебного года перемещаться по группе и соединяться друг с другом).

Требования к созданию, оснащению и оформлению уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах.

Оборудование и оснащение уголка изобразительной деятельности должно соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям. Место должно быть хорошо освещено, мебель для 3- 4 человек нужного размера, свободный доступ к материалам. Уголок должен привлекать внимание детей не только расположенным там материалом, но и интересным, красочным оформлением (атрибутикой, персонажами, наглядными и выставочными материалами). В уголке должно быть предусмотрено место не только для хранения материалов и оборудования для 5-10 детей, но и полочки для демонстрации поделок, рисунков, картинок, статуэток и др.

Уголок изо необходимо организовать уже с 1 младшей группы, и оснастить его самым необходимым, причем, бумагу приготовить лучше не в листах, в рулонах, кроме карандашей, выложить маркеры и мягкие восковые мелки, оставляющие яркий след на бумаге.

По мере прохождения ребенком разных возрастных этапов материалы и оборудование уголка изобразительного творчества должны постоянно обновляться. Следует дополнять содержимое уголка различными изобразительными, пластическими и аппликационными материалами (кроме ножниц). Со старшего возраста можно выкладывать материалы для занятий ручным трудом и какими- либо рукоделиями (кроме иголок).

Во всех возрастных группах в уголке изо нужно располагать бумагу разной фактуры для экспериментирования детей и небольших опытов по выяснению свойств бумаги в качестве сырья для аппликаций и конструирования, а также в качестве фона. Следует иметь в уголке книги- раскраски, шаблоны и трафареты, рабочие тетради с упражнениями, дидактические игры и др. в соответствии с возрастом. Воспитатель должен знакомить детей с новыми материалами (даже если они не использовались на занятиях), новой информацией и оформлением уголка.

Условия стимулирования самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Главным условием материального порядка для стимулирования изобразительной деятельности дошкольников должен быть уголок изобразительной деятельности. Стимулом морального порядка для поддержания интереса к самостоятельной творческой деятельности может служить организация содержательной богатой впечатлениями жизни ребенка. СД по содержанию может быть связана с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам (н-р, изготовление атрибутов). Получение адекватного результата своей деятельности и использование его взрослыми по назначению оказывают большое влияние на становление СД.

Специфика руководства художественно – творческой деятельностью детей вне занятий.

Любая деятельность, возникающая по инициативе ребенка, требует внимательного отношения и чуткого руководства, так как инициативу легко нейтрализовать или разрушить замыслы детей, а, возможно, нарушить и всю деятельность. Поэтому руководство художественно – творческой деятельностью вне занятий должно быть косвенным. Самостоятельной деятельности отводится место и время в режиме дня. Анализ содержания самостоятельной деятельности существенно помогает воспитателю определить характер познавательной деятельности на занятиях, стимулировать активность детей. Задачи руководства:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий должны осуществляться одновременно.

2. Необходимо способствовать ознакомлению детей с окружающим миром и формированию ярких впечатлений, в том числе художественных от встреч с произведениями изобразительного искусства.

3. Следует вести работу с семьей с целью создания благоприятных условий для развития самостоятельного творчества в домашнем кругу.

4. Следует создать определенную материальную среду, способствующую раскрытию творческих возможностей ребенка.

Содержание СД несколько изменяется, если дети выходят за пределы помещения. Это может быть использование переносного оборудования и организация лепки и рисования с натуры, изготовление мозаичных картин, рисование мелом и цветной водой и др

Роль педагога в формировании интереса к изобразительной деятельности и развитии творческих способностей дошкольников.

Руководство педагога должно заключаться в позиции сотрудничества, привлечении внимания детей к собственным занятиям художественной деятельностью, организации атмосферы сотворчества и собственно детского творчества, а также в направлении детей на занятия в кружки и студии изобразительного творчества. Главный принцип – сохранять и развивать индивидуальность ребенка, идти за ним, помогать ему.

2.Практическое задание: разработать схему и содержание уголка творчества для детей старшего дошкольного возраста.

Уголок изо расположен между двумя окнами. Мебель: тумба, 3 полки, 2 стола, 4 стула.

Оформление уголка - изображение Буратино, который держит в руках кисть и палитру с красками. Куртка Буратино сделана из ткани, в которой есть большой карман. В него вставлены рулоны бумаги разной фактуры.

Весь уголок оформлен по теме «Скульптура». На полках расположены альбомы с фотографиями скульптуры разной тематики и альбомы с памятниками города. Также сделана небольшая выставка скульптуры мелкой пластики – статуэток из различных материалов. Еще полку занимают лучшие поделки детей, вылепленные из пластилина, глины, соленого теста.

Внизу располагается тумба, в которой имеется материал для занятий другими видами деятельности (рисования, аппликации). На самой тумбе расположены различные пластические материалы: глина, пластилин, соленое тесто, стеки, доски для лепки, материалы для украшения поделок (бусинки, крышки, трубочки и др.) В качестве наглядного материала представлены наборы технологических карт, по которым могут работать дети самостоятельно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.009 с.)