Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Сенсорные основы изобразительной деятельности дошкольников

Поиск

1. Теоретические вопросы: Ознакомление дошкольников с сенсорными эталонами в процессе изобразительной деятельности (знания и изобразительные умения в контексте воспитания сенсорной культуры у дошкольников) О взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности – Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др. Обследование как основа восприятия формы, величины и строения предметов. Определение, значение, этапы обследования (4 этапа, цель каждого). Зависимость содержания каждого этапа от вида изобразительной деятельности и возрастных особенностей детей. Связь обследующего жеста с формообразующим движением. Знакомство дошкольников с цветом в разных возрастных группах. Особенности восприятия цвета дошкольниками и особенности усвоения знаний об основных цветах и оттенках, цветовых гаммах и цветовом круге.

2. Практическое задание: провести обследование предмета (на выбор) для дальнейшего изображения в рисовании или лепке.

3. Основные понятия: о бследование, восприятие, обследующий жест, цветоведение.

4. Основные исследователи: А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др.

Теоретические вопросы.

Ознакомление дошкольников с сенсорными эталонами в процессе изобразительной деятельности (знания и изобразительные умения в контексте воспитания сенсорной культуры у дошкольников).

Задачи сенсорного воспитания решаются как бы сквозным действием на занятиях: математического развития, экологического воспитания, развития речи и др. Занятия изобразительной деятельностью в значительной степени содействуют формированию сенсорных эталонов: формы, величины, цвета, пропорциональных соотношений, фактуры.

Сенсорные эталоны, по сути, изобразительные признаки предметов, которые дети отображают в разных видах изобразительной деятельности.

О взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности – Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др.

Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания. Цель сенсорного воспитания – формирование у детей способов рационального чувственного познания мира на основе усвоения сенсорных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер) – в психологии. О взаимосвязи сенсорного воспитания и изобразительной деятельности – Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина и др.

Обследование как основа восприятия формы, величины и строения предметов. Определение, значение, этапы обследования (4 этапа, цель каждого).

Обследование – целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие предмета осязательно – двигательным и зрительным путем. Смысл обследования – формирование представлений об изображаемом предмете. Более глубокий смысл – в освоении ребенком способа обследования как способа познания окружающего. Дошкольников невозможно научить зрелому сенсорному, художественному видению, но помочь ему видеть изобразительные признаки предмета необходимо. Обследование – это и метод, и задача обучения.

Значение обследования:

- Умение видеть, замечать снимает у ребенка чувство неуверенности. Помогает ему искать способы решения изобразительных задач.

- Успешно организованное обследование делает процесс обучения более активным и самостоятельным. Ведь в процессе обследования формируется «изобразительное» представление будущего образа и способов его создания. Порядок обследования обычно совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты совпадают с формообразующими движениями.

- В процессе обследования возможно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (например, транспорт). Н.П.Сакулина и Т.С.Комарова доказали, что успешное формирование изобразительной деятельности зависит не только от овладения изобразительными умениями, но и от формирования системных знаний. На этой основе формируются обобщенные способы изображения предметов одного типа.

Структура обследования:

I этап. Целостное эмоциональное восприятие через какой - либо выразительный признак. Цель: вызвать удивление, восхищение, любопытство. Это порождает желание нарисовать и т.д.

II этап. Аналитическое восприятие предмета. Цель: выделение изобразительных признаков, черт и свойств, формирование изобразительных представлений. Этот порядок соответствует порядку изображения:

1. Выделение крупных частей, их формы, строения, пропорций и взаиморасположения.

2. Выделение мелких деталей, их формы, строения, пропорций и взаиморасположения.

3. Определение цвета.

III этап. Повторное целостное восприятие, объединяющее имеющиесяпредставления в целостный образ.

На II этапе воспитатель должен использовать разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное. Можно опираться на житейский опыт младших дошкольников, и на знание некоторых функциональных связей живой и неживой природы у старших дошкольников.

Зависимость содержания каждого этапа от вида изобразительной деятельности и возрастных особенностей детей. Связь обследующего жеста с формообразующим движением.

Обследующий жест повторяет форму предмета, можно действовать рукой ребенка. Жест не используется, если форма хорошо видна и знакома детям. Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности.

Младшая группа:

- изображают предметы из 1 – 2-х частей;

- обследование простое: вычленяют форму, цвет;

- детям необходимо потрогать, поэтому лучше организовать обследование до занятия;

- необходим совместный жест;

- проходит обобщение предметов по признаку формы.

Средняя группа:

- внимание на строение предмета;

- ориентировка в пространстве и расположение частей;

- связь обследующего жеста и формообразующих движений;

- дети активнее, необходимы внешние действия и речь.

Старшая группа:

- соотношение частей по величине, ширине, высоте, длине;

- основная форма передается обобщенно, приближена к геометрической фигуре, характерный облик создается благодаря деталям;

- обследующий жест фиксирует пропорции;

- используется прием сравнения;

- дети усваивают порядок обследования, могут провести его самостоятельно или этот процесс «свернут»;

- обращается внимание на своеобразие предметов, разнообразие предметов одного типа.

Зависимость обследования от способа изображения:

- с натуры - при изображении предмет рассматривается в том ракурсе, в каком будет выполняться изображения;

- по представлению- важно, чтобы дети «увидели» не только основную форму предмета, но и возможные варианты. (Н.П.Сакулина рекомендовала подбирать не один, а несколько предметов). Обследование игрушек в группе (птиц, животных) организовывать после их рассматривания и наблюдения в условиях живой природы. (Важно, чтобы образ был живым). Необходимо постоянно расширять запас графических образов.

Метод обследования нестатичен. Он может быть рассмотрен в структуре любого общедидактического метода. Развивающий эффект этого метода зависит от характера познавательной деятельности, которую он организует, а также от сочетания его с другими методами.

Знакомство дошкольников с цветом в разных возрастных группах. Особенности восприятия цвета дошкольниками и особенности усвоения знаний об основных цветах и оттенках, цветовых гаммах и цветовом круге.

Механизм цветового зрения уже сформирован к моменту рождения. Затем влияние цвета на глаз окончательно формирует совершенное видение. К 16 неделям полностью созревает та часть, где сосредоточены «цветовидящие» колбочки и нервные пути, связывающие глаз с мозгом. Как только младенец начинает проявлять хоть какую-то внешне заметную активность, например, захватывать предметы ручками, он чаще делает это с ярко окрашенными погремушками, нежели с тусклыми. Итак, дети уже первых недель и месяцев жизни способны довольно точно различать предметы разного цвета.

Двухлетний ребенок самостоятельно произносит слово «красный» и указывает на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом «красный» подменяют слово «цвет». Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось. Дети младших групп детского сада различают и называют цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Некоторые лишь путают зеленый и синий. Все дети различают оранжевый цвет, но называют его правильно не все, некоторые дети дают ему имя предмета, имеющего оранжевую окраску: «апельсиновый цвет»иний, белый, черный; некоторые-ный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.не образовалось.ающей среды от ассоциативных связей,, «цвет как мандарин», «морковный цвет». Дети трех – четырех лет так же различают оттенки и правильно соотносят их с основным цветом, но почти не владеют точным названием. Оттенки слабой интенсивности они называют «немножко красный», «мало синий», «не совсем синий и зеленый», «очень - очень красный», «самый синий» и т.д.

На третьем году жизни в развитие цветового зрения включается речь. Сначала роль ее невелика: произнесение слов только сопровождает действие с вещами. Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово «красный», может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом «красный» подменяют слово «цвет». Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом- еще не образовалось.

Позднее слово, которым называется предмет, становится обозначением и этого действия, и внешнего вида вещи. Еще не зная названия какого-то цвета, ребенок, ориентируясь на внешний вид и название предметов, может сгруппировать их вместе именно по этому, еще не имеющему имени цвету. Вся работа по формированию чувства цвета у детей проводится в разных видах деятельности: на занятиях (по математике, рисованию, развитию речи и др.) в дидактических и подвижных играх, в свободной игровой деятельности, в режимных процессах.

Приблизительно на четвертом году детства происходит заметное изменение в цветовом зрении ребенка. Слово-название предмета теперь позволяет ему так использовать свой практический опыт, чтобы выделять свойства этого предмета, а потом и называть эти свойства. Цвет среди них оказывается наиболее привлекательным для малыша, чаще вызывает его любопытство и желание узнать, как он называется.

Стремление ребенка узнать названия цветов проявляется довольно рано, но первоначально он может усвоить лишь обозначения основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Этого оказывается достаточно, чтобы отличить друг от друга игрушки и пользоваться цветными карандашами при рисовании. Вместе с тем надо учитывать следующее. Если ребенок умеет назвать одним из этих слов цвет какого-либо предмета, непосредственно находящегося перед ним, то это еще не значит, что он может точно назвать цвет того же предмета, не видя его перед собой. Вообще-то дети непосредственно могут различать между собой значительно более тонкие оттенки цветов, чем это позволяют сделать знакомые ему названия.

Ребенок пяти – шестилетнего возраста отличает темно-красную ленту от светло-красной и видит, что обе они красные, и этим отличаются от синих, желтых, зеленых. Но пока он может проявить эту способность только непосредственно на предметах. Другой же, более высокий уровень развития этой способности наступит, когда ребенок сможет воссоздавать цвет предметов, не видя их перед собой. На занятиях рисованием дети получают знания о спектральных оттенках и способах их получения при смешивании красок, запоминают последовательность цветов в цветовом круге, могут выполнять светлотные растяжки, подбирать цвета одной гаммы и т.д.

Конечно, ребенок дошкольного возраста еще не в силах систематизировать огромное количество разнообразных цветов, которые он видит.

Формирование навыка правильно различать, называть и воспроизводить цвет обычно завершается к началу школьного обучения. Однако, следует отметить, что жестких возрастных границ здесь нет и не может быть, они сдвигаются в зависимости от особенностей предметного окружения ребенка, наличия и характера обучения его различным видам деятельности и типам действий, специальной работы по формированию цветового восприятия и эстетическому развитию личности.

Практическое задание: провести обследование предмета (на выбор) для дальнейшего изображения в рисовании или лепке.

Обследование неваляшки на занятии рисованием (2 младшая группа)

1 этап - создание интереса к игрушке, восприятие неваляшки в целом.

- Ребята, посмотрите, какая нарядная барышня пришла к нам в гости – это неваляшка Таня.

Рукой педагог обводит игрушку по контуру несколько раз.

- Дети, неваляшка очень рада встрече с вами, смотрите, как она звенит и кланяется. Давайте, поздороваемся с ней. Она не просто наша гостья, мы будем рисовать для нее подружек.

2 этап – уточнение частей строения игрушки и их изобразительных признаков.

- Давайте рассмотрим неваляшку очень внимательно.

Педагог поочередно обводит части игрушки по контуру.

- У неваляшки есть туловище: оно круглое, оно держит всю фигуру, туловище – большой круг.

- У неваляшки есть голова: она круглая, голова находится вверху на туловище. Голова круг среднего размера.

- У неваляшки есть руки: они круглые, руки – маленькие круги, они находятся по краям, между головой и туловищем.

- Наша неваляшка в красном сарафане, а у ее подружек сарафаны могут быть разными по цвету - синие, зеленые, желтые.

3 этап - повторное целостное восприятие предмета.

- Сегодня у нас в гостях веселая кукла – неваляшка Таня. Педагог обводит еще раз неваляшку по контуру, но медленно. У нее есть голова, она круглая, находится на туловище, руки с одной и другой стороны, между головой и туловищем, это маленькие круги. Внизу под головой находится туловище, это – большой круг.

У неваляшки веселое улыбающееся лицо, есть глаза, нос, рот. А на красном сарафанчике – маленькие – маленькие белые пуговки.

-Таня просит нарисовать ей подружек в разно цветных платьицах, чтобы она не скучала. Постараемся?
- А сейчас, я покажу, как нужно рисовать неваляшку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.213 (0.014 с.)