Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Наблюдение - метод чувственного познания природыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Теоретические вопросы: Значение наблюдения для формирования реалистических представлений об окружающее мире. Виды наблюдений. Основные линии развития наблюдения как сложной познавательной деятельности дошкольников. Особенности организации циклических наблюдений. Требования, предъявляемые к организации наблюдений с дошкольниками. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Методы фиксации наблюдения. 2. Практическое задание: Составить вопросы для распознающего наблюдения. 3. Основные понятия: наблюдение, содержание наблюдений, классификация наблюдений, цикл. 4. Основные исследователи: А.И.Васильева,П.Г.Саморуков, Т.В.Христовская, С.Н.Николаева. Теоретические вопросы. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Содержание наблюдений — это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой, та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития наблюдательности у ребенка.Психологи и педагоги рассматривают наблюдение в 3-х аспектах: - наблюдение как восприятие; - наблюдение как деятельность; - наблюденпие как метод. С позиции педагоганаблюдение - способ формирования наблюдательности и метод организации.С позиции психологов наблюдение - овладение перцептивными действиями. Основная задача воспитателя в наблюдении обеспечить детям более полное и точное восприятие. В наблюдении выделяют три этапа: 1.Восприятие-отражение предмета в совокупности признаков, которые действуют в данный момент на органы чувств. 2.Осмысление и интерпретация фактов. 3.Образование и применение представлений и понятий. Классификация наблюдений: 1.По времени протекания: 2.По условиям протекания: -кратковременные -в естественных условиях -длительные -в специально созданных условиях 3.По участию воспитателя: 4.По способу организации: -плановые -фронтальные (за погодой) -по инициативе детей -подгрупповые -индивидуальные 5.По решению познавательных задач: -первичные -сравнительные -систематические -повторные -итоговые -эпизодические 6.По соотношению сенсорных и интеллектуальных процессов: -распознающие (формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств); -длительные (представления о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе); -воссоздающее. Отдельно выделяются наблюдения с раздаточным материалом (могут быть только объекты неживой природы). Они проводятся со средней группы по 2-3 объекта, начиная со старшей группы до 5 объектов. В развитии деятельности наблюдения исследователи выделили три основные линии: 1.По мере развития деятельности наблюдение меняется, соотношение включенных в эту деятельность сенсорных и интеллектуальных процессов. 2.Изменение структуры наблюдения, становление и совершенствование ее отдельных компонентов. (Какие изменения произошли за определенное время?). 3.Наблюдение постепенно обособляется в познавательной деятельности, основной мотив которой - познавательное отношение к познанию окружающего мира. Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств: - в нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; - протяженность цикла во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок; - многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя; - проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной. В подготовке к наблюдению воспитатель определяет: - место наблюдения; -задачи ( содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. - выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Растение или животное должно быть в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему. -подготавливает все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). - продумывает организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. - предусмотривает хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза). -продумать, покрытие чтобы животное передвигалось без труда. -пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить. Требования к проведению наблюдений: 1.Связь с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия всем детям. 2.Связь с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение — это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения. Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3 — 10 мин — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. 3. Связь со структурой наблюдений. Начало наблюдения решает задачу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты — все это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность воспринимать воспитателю. Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя — использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации и реализацию задуманного содержания наблюдения. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать за животными и растениями без каких-либо действий со стороны взрослого. 4.Относится к той стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование обусловлено знаниями и учетом биологических особенностей живых существ. Практическое задание. Составить вопросы для распознающего наблюдения в старшей группе. Воспитатель загадывает детям загадку о рябине. - Почему вы решили, что это рябина? Опишите ее. - Что напоминают вам листочки рябины? На что они похожи? - Какого они цвета? - Когда цвела рябина? - Что делает рябину такой привлекательной? - Где находятся семена рябины? - Какие птицы питаются ягодами рябины? - Как человек может использовать ягоды рябины? Вопрос 2. Организация предметно-природной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении 1.Теоретические вопросы: Определение развивающей экологической среды. Экологический подход к организации зеленой зоны в ДОУ. «Экологическое пространство» в группах и помещении ДОУ. «Экологическое пространство» на участке ДОУ как главный метод экологического воспитания. 2.Практическое задание: Составить рекомендации по организации на участке ДОУ экологической тропы. 3. Основные понятия: экологическая среда, экологически правильное содержание животных, уголок природы. 4. Основные исследователи: С.Н.Николаева, Л.И.Новикова, С.Л.Новоселова. Теоретические вопросы. Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная, с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду необходимую для воспитания детей. Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др. Экологически правильное содержание комнатных растений - это соответствие их индивидуальным потребностям, размещения в пространстве с учётом строения их и степени освещённости места, полив в необходимых количествах подбор нужного состава земли, подкормка в определенные моменты жизни. Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию природной зоны в детских садах позволит детям увидеть: 1.Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой. 2.Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания. 3.Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы. 4.Специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов. 5.Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой. Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы. "Экологическое пространство" - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы. Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие "экологические пространства": комната или кабинет природы, зимний сад. Комната природы включает крупные объекты: вольеры с птицами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариумы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под "огород на окне": при специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов, нарциссов, тюльпанов и др.), чтобы получить, например к 8 Марта, букетики своих цветов. Эти объекты требуют к себе особого внимания. Уход за ними должны осуществлять взрослые, но при обязательном участии старших дошкольников. В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение - естественное через большие окна, стеклянную 1. Разработка и составление картосхемы. 2. Выявление на участке интересных объектов для наблюдения. 3. Посадка недостающих объектов. 4. Составление паспортов на каждый объект экологической тропы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.011 с.) |