![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Наблюдение - метод чувственного познания природыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Теоретические вопросы: Значение наблюдения для формирования реалистических представлений об окружающее мире. Виды наблюдений. Основные линии развития наблюдения как сложной познавательной деятельности дошкольников. Особенности организации циклических наблюдений. Требования, предъявляемые к организации наблюдений с дошкольниками. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Методы фиксации наблюдения. 2. Практическое задание: Составить вопросы для распознающего наблюдения. 3. Основные понятия: наблюдение, содержание наблюдений, классификация наблюдений, цикл. 4. Основные исследователи: А.И.Васильева,П.Г.Саморуков, Т.В.Христовская, С.Н.Николаева. Теоретические вопросы. Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Содержание наблюдений — это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой, та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития наблюдательности у ребенка.Психологи и педагоги рассматривают наблюдение в 3-х аспектах: - наблюдение как восприятие; - наблюдение как деятельность; - наблюденпие как метод. С позиции педагоганаблюдение - способ формирования наблюдательности и метод организации.С позиции психологов наблюдение - овладение перцептивными действиями. Основная задача воспитателя в наблюдении обеспечить детям более полное и точное восприятие. В наблюдении выделяют три этапа: 1.Восприятие-отражение предмета в совокупности признаков, которые действуют в данный момент на органы чувств. 2.Осмысление и интерпретация фактов. 3.Образование и применение представлений и понятий. Классификация наблюдений: 1.По времени протекания: 2.По условиям протекания: -кратковременные -в естественных условиях
-длительные -в специально созданных условиях 3.По участию воспитателя: 4.По способу организации: -плановые -фронтальные (за погодой) -по инициативе детей -подгрупповые -индивидуальные 5.По решению познавательных задач: -первичные -сравнительные -систематические -повторные -итоговые -эпизодические 6.По соотношению сенсорных и интеллектуальных процессов: -распознающие (формирование у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств); -длительные (представления о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе); -воссоздающее. Отдельно выделяются наблюдения с раздаточным материалом (могут быть только объекты неживой природы). Они проводятся со средней группы по 2-3 объекта, начиная со старшей группы до 5 объектов. В развитии деятельности наблюдения исследователи выделили три основные линии: 1.По мере развития деятельности наблюдение меняется, соотношение включенных в эту деятельность сенсорных и интеллектуальных процессов. 2.Изменение структуры наблюдения, становление и совершенствование ее отдельных компонентов. (Какие изменения произошли за определенное время?). 3.Наблюдение постепенно обособляется в познавательной деятельности, основной мотив которой - познавательное отношение к познанию окружающего мира. Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств:
- в нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; - протяженность цикла во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок; - многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя; - проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной. В подготовке к наблюдению воспитатель определяет: - место наблюдения; -задачи ( содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. - выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Растение или животное должно быть в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему. -подготавливает все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). - продумывает организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. - предусмотривает хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза). -продумать, покрытие чтобы животное передвигалось без труда. -пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить. Требования к проведению наблюдений: 1.Связь с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия всем детям. 2.Связь с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение — это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия и умственного напряжения. Продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями, животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3 — 10 мин — это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации. 3. Связь со структурой наблюдений. Начало наблюдения решает задачу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты — все это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность воспринимать воспитателю.
Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя — использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации и реализацию задуманного содержания наблюдения. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать за животными и растениями без каких-либо действий со стороны взрослого. 4.Относится к той стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование обусловлено знаниями и учетом биологических особенностей живых существ. Практическое задание. Составить вопросы для распознающего наблюдения в старшей группе. Воспитатель загадывает детям загадку о рябине. - Почему вы решили, что это рябина? Опишите ее. - Что напоминают вам листочки рябины? На что они похожи? - Какого они цвета? - Когда цвела рябина? - Что делает рябину такой привлекательной? - Где находятся семена рябины? - Какие птицы питаются ягодами рябины? - Как человек может использовать ягоды рябины? Вопрос 2. Организация предметно-природной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении 1.Теоретические вопросы: Определение развивающей экологической среды. Экологический подход к организации зеленой зоны в ДОУ. «Экологическое пространство» в группах и помещении ДОУ. «Экологическое пространство» на участке ДОУ как главный метод экологического воспитания. 2.Практическое задание: Составить рекомендации по организации на участке ДОУ экологической тропы. 3. Основные понятия: экологическая среда, экологически правильное содержание животных, уголок природы. 4. Основные исследователи: С.Н.Николаева, Л.И.Новикова, С.Л.Новоселова. Теоретические вопросы. Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная, с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду необходимую для воспитания детей.
Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др. Экологически правильное содержание комнатных растений - это соответствие их индивидуальным потребностям, размещения в пространстве с учётом строения их и степени освещённости места, полив в необходимых количествах подбор нужного состава земли, подкормка в определенные моменты жизни. Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию природной зоны в детских садах позволит детям увидеть: 1.Неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой. 2.Морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания. 3.Появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы. 4.Специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов. 5.Многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой. Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы. "Экологическое пространство" - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие "экологические пространства": комната или кабинет природы, зимний сад. Комната природы включает крупные объекты: вольеры с птицами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариумы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под "огород на окне": при специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов, нарциссов, тюльпанов и др.), чтобы получить, например к 8 Марта, букетики своих цветов. Эти объекты требуют к себе особого внимания. Уход за ними должны осуществлять взрослые, но при обязательном участии старших дошкольников. В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение - естественное через большие окна, стеклянную 1. Разработка и составление картосхемы. 2. Выявление на участке интересных объектов для наблюдения. 3. Посадка недостающих объектов. 4. Составление паспортов на каждый объект экологической тропы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.83 (0.011 с.) |