Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За явлениями неживой природы в зимний период.

Поиск

 

На ежедневных прогулках проводим с детьми наблюдения за погодой: светит солнце, идет снег, холодно. Обращаем внимание на зависимость от погоды одежды детей, игрушек для игр.

Проводим наблюдение за снегом, знакомим с его свойствами:

- обращаем внимание на цвет снега, предлагаем поймать снежинку на черную и белую рукавичку, сравниваем с цветом одежды детей: "Снег белый, как шубка у Кати", используем художественное слово "Белый снег пушистый...";

- подчеркиваем, что снег легкий, пушистый. Предлагаем детям подбросить снег, сдуть с варежки. Расчищаем с детьми дорожки, убеждаемся, что это нетрудно - снег легкий;

- наблюдаем, как падает снег, предлагаем покружиться, как снежинки, сопровождаем художественным словом:

"Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится".

- в процессе игровой деятельности убеждаемся, что снег лепится. С помощью воспитателя дети лепят снеговика, фигуры животных;

- чтобы выяснить, что снег холодный, можно использовать игровой прием: кукла взяла снег и заплакала. Почему? Ей холодно, снег холодный. Надо одеть рукавички. Перед уходом в группу можно предложить детям потрогать снег – он холодный.

- наблюдаем за тем, как идет снег, предлагаем детям словить снежинку, рассмотреть ее, выяснить, что они красивые, похожи на звездочки. Используем художественное слово:

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

- предлагаем убедиться, что снег тает, ловим снежинки на ладошку;

- зная, что дети любят брать снег в рот, необходимо показать, что снег грязный: наблюдаем за снегом у дороги, обращаем внимание на его цвет и продолжаем работу уже в группе, куда приносим самый чистый снег, ждем, когда растает, и убеждаемся, что вода грязная.

Аналогично, организуем наблюдение за льдом: используем игровые, практические приемы, художественное слово. Выясним свойства льда: холодный, твердый, скользкий, блестящий.

 

Содержание и методика ознакомления с животными во 2 младшей группе.

 

Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно определить в три группы:

- внешний вид животного, его жизненные проявления

- среда обитания, характер приспособленности к условиям жизни

- приносимая польза.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным.

В младшей группе нужно воспитывать интерес и бережное отношение к живым существа, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными.

Ознакомление детей с животными и в целом с природой, осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия проводятся во всех возрастных группах, в младшей - 2 занятия в месяц. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся, начиная со второй младшей группы (с выходом за пределы участка детского сада - к водоему, на луг и т.д. На них малышей знакомят с природными явлениями (гнездование грачей и т.д.)

Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.

Знания о животных дети получают разными методами: наглядными (через книгу и картинку, кинофильм); практическими (игровой метод, труд); словесными (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:

- его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно

- наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становиться объектом длительного изучения

- оно способствует непосредственному общению с животным.

Наблюдение за домашними животными с малышами должны быть не длительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки.

Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.

Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это? Щенок!». Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет».

Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет и величина) и его проявлениях (движение, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом.

Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?), учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?». Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов?».

Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку».

В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.

Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, место обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном.

Среди приемов ознакомления детей с животными большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

- содержание должно быть достоверно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном;

- материал необходимо излагать доступно;

- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособленности к условиям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей группы получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца -шерсть, собака стережет дом. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала. Постепенно, группа к группе, знания углубляются и расширяются.

Интересной формой работы с детьми может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»).

Наряду с наблюдениями и рассказами для расширения представлений о животных используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и т.д.

При ознакомлении детей с животными используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению их интереса к животным.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Дети помогают воспитателю в уходе за животными в уголке природы. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций. Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

 

 


Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования

 

 

Этап Цель каждого этапа Приемы Руководство
Младшая группа Средняя группа Старшая группа
Подготовительный Вызвать интерес к объекту наблюдения Показ диафильма иллюстраций - Обращение к личному опыту - Обращение к личному опыту; - Краткая беседа, ориентирующая на новое
Начало наблюдения Сосредоточить и направить внимание детей на объект, вызвать интерес к объекту наблюдения - Сюрпризный момент; - Момент ожидания; - Рассматривание иллюстраций; - Чтение стихотворения - Привлечение детей к созданию обстановки; - Сюрпризный момент; - Чтение стихотворения; - Загадывание загадки; - Привлечение прошлого опыта детей; - Рассматривание иллюстраций - Прямая постановка познавательной задачи
Основная часть Формирование точного представления об объекте наблюдения: - восприятие объекта в целом; - рассматривание отдельных особенностей внешнего вида; - наблюдением за поведением - Вопросы конкретные, констатирующие (Что? Кто? Какой? Что делает?); - Включение обследовательских действий (потрогать, посмотреть, понюхать и т.д.); - Проговаривание новых слов; - Игровые приемы; - Имитация движений, звуков; - Трудовые поручения; - Приближения объекта к детям и установление своеобразных контактов с детьми (котенок хочет, чтобы...(имя ребенка) послушал, как он мяукает); - Выделение общевитальных признаков (ты смотришь глазками, а у котика есть глаза?) - Вопросы не только конкретные, но и проблемные, поисковые (Зачем? Почему?); - Включение обследовательских действий; - Сравнение 2-х непосредственно представленных объектов; - Показ способов ухода; - Привлечение детского опыта; - Поручения поискового характера - Вопросы проблемные, поисковые; - Вопросы-задания (наблюдайте за кроликом и скажите, почему он прыгает, а не ходит); - План ответа на вопрос; - Сравнение: один объект наглядно представлен, другой - на картине; один представлен наглядно, другой - по памяти; - Дидактические игры, упражнения, игры-поручения; - Практические занятия; - Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала (картины, слайды, диафильмы)
Заключительная часть Подведение итога, закрепление полученных знаний, поддержание интереса к объекту наблюдения - Чтение стихотворения; - Исполнение песенки; - Игра; - Обобщающий рассказ воспитателя; - Поощрение всех детей - Обобщающий рассказ детей по вопросам воспитателя; - Составление детьми загадки-описания; - Чтение стихотворения; - Игра; - Обобщающий рассказ детей; - Составление загадок детьми; - Дидактическая игра; - Дифференцированная оценка

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.008 с.)