Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические приемы руководства за наблюдениями в природе↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание, методы и приемы ознакомления детей с "пятью помощниками" (на примере одного)
В средней группе даем детям знания, что про все, что происходит вокруг, дети узнают с помощью "пяти помощников", это глаза, уши, нос, язык, руки. Например, о помощнике "Нос" дети должны знать: у каждого человека есть нос. Носы бывают разные: большие и маленькие, длинные и курносые. Все они одинаково красивые и хорошие "помощники". Носом дышат и различают запахи. Нос имеет ноздри и крылья. Нос надо держать в чистоте, чтобы хорошо дышать и чувствовать запахи. Для того чтобы дать детям эти сведения, используем разнообразные методы и приемы: - рассматривание модели "Нос"; - самонаблюдение с помощью зеркала; - заполнение альбома "Про меня" (дети рисуют на портрете свой нос); - взаимонаблюдения, в процессе которых убеждаются, что носы бывают разные; - рассматривание фотографий, рисунков проводится с этой же целью; - дидактические игры "Узнай по запаху", "Найди такой же по запаху"; - опыты: дышать, зажав нос; "понюхать" ртом; - наблюдение в природе "Чем пахнет осень?"; - художественное слово (загадки про нос).
Методические приемы руководства за наблюдениями в природе
Наблюдение - основной метод познания природы. Приемы можно условно классифицировать на словесные, игровые и практические. I. Словесные приемы: 1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/. 2. Художественное слово. 3. Словесное пояснение /объяснение/. 4. Сравнение. II. Игровые приемы - делают наблюдение интересным, сосредотачивают внимание детей; закрепление. 1. Сюрпризный момент. 2. Игровая ситуация. 3. Имитация. 4. Приближение объекта к детям. 5. Игровое упражнение. III. Практические приемы способствуют применению и закреплению полученных в ходе наблюдения знаний. 1. Практические действия. 2. Практические задания.
Экологическая тропинка /оборудование, подбор объектов/
Экотропинка - это специально проложенный маршрут по естественным ландшафтам с целью изучения природы. Бывает двух видов: 1) на территории земельного участка д/с; 2) за ее пределами /в природном ландшафте/. Основным критерием выбора маршрута является как можно большее количество объектов, их разнообразие и доступность. Составляется план экотропы на бумаге. В начале тропы таблица - стенд; на каждой остановке таблички с фотографиями объекта. Вместе с детьми воспитатель придумывает название каждой остановки ("Березовая роща", "фитоогород",...). Необходимо составить паспорта тех объектов, которые есть на тропе и рекомендуем по использованию тропинки, выбрать "хозяина" тропинки, чтобы детям было интереснее общаться с природой. /Например, хозяин - лесовичок./ Экотропинка выполняет оздоровительную, познавательную, релаксационную функции.
Классификация и характеристика дидактических игр Использование природоохранных акций и экологических праздников В процессе воспитания детей
Экологическая акция - ряд конкретных действий, проводимых с целью Акции представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в достаточно длительный период (например, в течение месяца). К мероприятиям акции привлекаются как взрослые, так и дети. Акции, как правило, приурочены к определенным датам, например 22 марта - Всемирный день Воды. 7 апреля - Всемирный день Здоровья. 22 апреля - Всемирный день Земли. В новогодние праздники проводится акция "Зеленая елочка - живая иголочка". Ее цель: показать бессмысленность вырубки елей. В акцию входит ряд мероприятий: - Цикл наблюдений за елью на участке. - Создание плакатов в защиту елей. - Новогодний утренник у искусственной елки. - Украшение живой ели на участке. - Наблюдение за выброшенными елками. Цель экологических праздников - вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их содержание. Праздники посвящаются временам года, уборке урожая, отдельным датам. Например: "Здравствуй, лето!", "День Рождения Земли", "Праздник зубной щетки", "Праздник Воды" и т.д. Праздники готовятся на знакомом детям материале, но не чаще одного раза в 2 месяца. Содержание и методика ознакомления с животными во 2 младшей группе.
Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно определить в три группы: - внешний вид животного, его жизненные проявления - среда обитания, характер приспособленности к условиям жизни - приносимая польза. При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. В младшей группе нужно воспитывать интерес и бережное отношение к живым существа, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Ознакомление детей с животными и в целом с природой, осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия проводятся во всех возрастных группах, в младшей - 2 занятия в месяц. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся, начиная со второй младшей группы (с выходом за пределы участка детского сада - к водоему, на луг и т.д. На них малышей знакомят с природными явлениями (гнездование грачей и т.д.) Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь. Знания о животных дети получают разными методами: наглядными (через книгу и картинку, кинофильм); практическими (игровой метод, труд); словесными (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы). Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями: - его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно - наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становиться объектом длительного изучения - оно способствует непосредственному общению с животным. Наблюдение за домашними животными с малышами должны быть не длительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению. Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это? Щенок!». Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет». Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет и величина) и его проявлениях (движение, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом. Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?), учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?». Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов?». Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку». В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия. Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, место обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном. Среди приемов ознакомления детей с животными большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии. К рассказу предъявляют следующие требования: - содержание должно быть достоверно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном; - материал необходимо излагать доступно; - в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособленности к условиям жизни. Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей. Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей группы получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца -шерсть, собака стережет дом. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала. Постепенно, группа к группе, знания углубляются и расширяются. Интересной формой работы с детьми может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»). Наряду с наблюдениями и рассказами для расширения представлений о животных используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и т.д. При ознакомлении детей с животными используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению их интереса к животным. Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Дети помогают воспитателю в уходе за животными в уголке природы. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций. Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.
Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования
Содержание, методы и приемы ознакомления детей с "пятью помощниками" (на примере одного)
В средней группе даем детям знания, что про все, что происходит вокруг, дети узнают с помощью "пяти помощников", это глаза, уши, нос, язык, руки. Например, о помощнике "Нос" дети должны знать: у каждого человека есть нос. Носы бывают разные: большие и маленькие, длинные и курносые. Все они одинаково красивые и хорошие "помощники". Носом дышат и различают запахи. Нос имеет ноздри и крылья. Нос надо держать в чистоте, чтобы хорошо дышать и чувствовать запахи. Для того чтобы дать детям эти сведения, используем разнообразные методы и приемы: - рассматривание модели "Нос"; - самонаблюдение с помощью зеркала; - заполнение альбома "Про меня" (дети рисуют на портрете свой нос); - взаимонаблюдения, в процессе которых убеждаются, что носы бывают разные; - рассматривание фотографий, рисунков проводится с этой же целью; - дидактические игры "Узнай по запаху", "Найди такой же по запаху"; - опыты: дышать, зажав нос; "понюхать" ртом; - наблюдение в природе "Чем пахнет осень?"; - художественное слово (загадки про нос).
Методические приемы руководства за наблюдениями в природе
Наблюдение - основной метод познания природы. Приемы можно условно классифицировать на словесные, игровые и практические. I. Словесные приемы: 1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/. 2. Художественное слово. 3. Словесное пояснение /объяснение/. 4. Сравнение. II. Игровые приемы - делают наблюдение интересным, сосредотачивают внимание детей; закрепление. 1. Сюрпризный момент. 2. Игровая ситуация. 3. Имитация. 4. Приближение объекта к детям. 5. Игровое упражнение. III. Практические приемы способствуют применению и закреплению полученных в ходе наблюдения знаний. 1. Практические действия. 2. Практические задания.
Экологическая тропинка /оборудование, подбор объектов/
Экотропинка - это специально проложенный маршрут по естественным ландшафтам с целью изучения природы. Бывает двух видов: 1) на территории земельного участка д/с; 2) за ее пределами /в природном ландшафте/. Основным критерием выбора маршрута является как можно большее количество объектов, их разнообразие и доступность. Составляется план экотропы на бумаге. В начале тропы таблица - стенд; на каждой остановке таблички с фотографиями объекта. Вместе с детьми воспитатель придумывает название каждой остановки ("Березовая роща", "фитоогород",...). Необходимо составить паспорта тех объектов, которые есть на тропе и рекомендуем по использованию тропинки, выбрать "хозяина" тропинки, чтобы детям было интереснее общаться с природой. /Например, хозяин - лесовичок./ Экотропинка выполняет оздоровительную, познавательную, релаксационную функции.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.011 с.) |