![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические приемы руководства за наблюдениями в природеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Содержание, методы и приемы ознакомления детей с "пятью помощниками" (на примере одного)
В средней группе даем детям знания, что про все, что происходит вокруг, дети узнают с помощью "пяти помощников", это глаза, уши, нос, язык, руки. Например, о помощнике "Нос" дети должны знать: у каждого человека есть нос. Носы бывают разные: большие и маленькие, длинные и курносые. Все они одинаково красивые и хорошие "помощники". Носом дышат и различают запахи. Нос имеет ноздри и крылья. Нос надо держать в чистоте, чтобы хорошо дышать и чувствовать запахи. Для того чтобы дать детям эти сведения, используем разнообразные методы и приемы: - рассматривание модели "Нос"; - самонаблюдение с помощью зеркала; - заполнение альбома "Про меня" (дети рисуют на портрете свой нос); - взаимонаблюдения, в процессе которых убеждаются, что носы бывают разные; - рассматривание фотографий, рисунков проводится с этой же целью; - дидактические игры "Узнай по запаху", "Найди такой же по запаху"; - опыты: дышать, зажав нос; "понюхать" ртом; - наблюдение в природе "Чем пахнет осень?"; - художественное слово (загадки про нос).
Методические приемы руководства за наблюдениями в природе
Наблюдение - основной метод познания природы. Приемы можно условно классифицировать на словесные, игровые и практические. I. Словесные приемы: 1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/. 2. Художественное слово. 3. Словесное пояснение /объяснение/. 4. Сравнение. II. Игровые приемы - делают наблюдение интересным, сосредотачивают внимание детей; закрепление. 1. Сюрпризный момент. 2. Игровая ситуация. 3. Имитация. 4. Приближение объекта к детям. 5. Игровое упражнение. III. Практические приемы способствуют применению и закреплению полученных в ходе наблюдения знаний. 1. Практические действия. 2. Практические задания.
Экологическая тропинка /оборудование, подбор объектов/
Экотропинка - это специально проложенный маршрут по естественным ландшафтам с целью изучения природы. Бывает двух видов: 1) на территории земельного участка д/с; 2) за ее пределами /в природном ландшафте/.
Основным критерием выбора маршрута является как можно большее количество объектов, их разнообразие и доступность. Составляется план экотропы на бумаге. В начале тропы таблица - стенд; на каждой остановке таблички с фотографиями объекта. Вместе с детьми воспитатель придумывает название каждой остановки ("Березовая роща", "фитоогород",...). Необходимо составить паспорта тех объектов, которые есть на тропе и рекомендуем по использованию тропинки, выбрать "хозяина" тропинки, чтобы детям было интереснее общаться с природой. /Например, хозяин - лесовичок./ Экотропинка выполняет оздоровительную, познавательную, релаксационную функции.
Классификация и характеристика дидактических игр Использование природоохранных акций и экологических праздников В процессе воспитания детей
Экологическая акция - ряд конкретных действий, проводимых с целью Акции представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в достаточно длительный период (например, в течение месяца). К мероприятиям акции привлекаются как взрослые, так и дети. Акции, как правило, приурочены к определенным датам, например 22 марта - Всемирный день Воды. 7 апреля - Всемирный день Здоровья. 22 апреля - Всемирный день Земли. В новогодние праздники проводится акция "Зеленая елочка - живая иголочка". Ее цель: показать бессмысленность вырубки елей. В акцию входит ряд мероприятий: - Цикл наблюдений за елью на участке. - Создание плакатов в защиту елей. - Новогодний утренник у искусственной елки. - Украшение живой ели на участке. - Наблюдение за выброшенными елками. Цель экологических праздников - вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их содержание. Праздники посвящаются временам года, уборке урожая, отдельным датам. Например: "Здравствуй, лето!", "День Рождения Земли", "Праздник зубной щетки", "Праздник Воды" и т.д. Праздники готовятся на знакомом детям материале, но не чаще одного раза в 2 месяца.
Содержание и методика ознакомления с животными во 2 младшей группе.
Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно определить в три группы: - внешний вид животного, его жизненные проявления - среда обитания, характер приспособленности к условиям жизни - приносимая польза. При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. В младшей группе нужно воспитывать интерес и бережное отношение к живым существа, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Ознакомление детей с животными и в целом с природой, осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Занятия проводятся во всех возрастных группах, в младшей - 2 занятия в месяц. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся, начиная со второй младшей группы (с выходом за пределы участка детского сада - к водоему, на луг и т.д. На них малышей знакомят с природными явлениями (гнездование грачей и т.д.) Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь. Знания о животных дети получают разными методами: наглядными (через книгу и картинку, кинофильм); практическими (игровой метод, труд); словесными (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы). Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями: - его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно - наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становиться объектом длительного изучения - оно способствует непосредственному общению с животным. Наблюдение за домашними животными с малышами должны быть не длительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению. Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это? Щенок!». Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет».
Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет и величина) и его проявлениях (движение, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом. Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?), учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?». Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов?». Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку». В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия. Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, место обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном.
Среди приемов ознакомления детей с животными большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии. К рассказу предъявляют следующие требования: - содержание должно быть достоверно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном; - материал необходимо излагать доступно; - в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособленности к условиям жизни. Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей. Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей группы получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца -шерсть, собака стережет дом. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала. Постепенно, группа к группе, знания углубляются и расширяются. Интересной формой работы с детьми может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»). Наряду с наблюдениями и рассказами для расширения представлений о животных используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и т.д. При ознакомлении детей с животными используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению их интереса к животным. Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Дети помогают воспитателю в уходе за животными в уголке природы. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций. Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.
Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования
Содержание, методы и приемы ознакомления детей с "пятью помощниками" (на примере одного)
В средней группе даем детям знания, что про все, что происходит вокруг, дети узнают с помощью "пяти помощников", это глаза, уши, нос, язык, руки. Например, о помощнике "Нос" дети должны знать: у каждого человека есть нос. Носы бывают разные: большие и маленькие, длинные и курносые. Все они одинаково красивые и хорошие "помощники". Носом дышат и различают запахи. Нос имеет ноздри и крылья. Нос надо держать в чистоте, чтобы хорошо дышать и чувствовать запахи. Для того чтобы дать детям эти сведения, используем разнообразные методы и приемы: - рассматривание модели "Нос"; - самонаблюдение с помощью зеркала; - заполнение альбома "Про меня" (дети рисуют на портрете свой нос); - взаимонаблюдения, в процессе которых убеждаются, что носы бывают разные; - рассматривание фотографий, рисунков проводится с этой же целью; - дидактические игры "Узнай по запаху", "Найди такой же по запаху"; - опыты: дышать, зажав нос; "понюхать" ртом; - наблюдение в природе "Чем пахнет осень?"; - художественное слово (загадки про нос).
Методические приемы руководства за наблюдениями в природе
Наблюдение - основной метод познания природы. Приемы можно условно классифицировать на словесные, игровые и практические. I. Словесные приемы: 1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/. 2. Художественное слово. 3. Словесное пояснение /объяснение/. 4. Сравнение. II. Игровые приемы - делают наблюдение интересным, сосредотачивают внимание детей; закрепление. 1. Сюрпризный момент. 2. Игровая ситуация. 3. Имитация. 4. Приближение объекта к детям. 5. Игровое упражнение. III. Практические приемы способствуют применению и закреплению полученных в ходе наблюдения знаний. 1. Практические действия. 2. Практические задания.
Экологическая тропинка /оборудование, подбор объектов/
Экотропинка - это специально проложенный маршрут по естественным ландшафтам с целью изучения природы. Бывает двух видов: 1) на территории земельного участка д/с; 2) за ее пределами /в природном ландшафте/. Основным критерием выбора маршрута является как можно большее количество объектов, их разнообразие и доступность. Составляется план экотропы на бумаге. В начале тропы таблица - стенд; на каждой остановке таблички с фотографиями объекта. Вместе с детьми воспитатель придумывает название каждой остановки ("Березовая роща", "фитоогород",...). Необходимо составить паспорта тех объектов, которые есть на тропе и рекомендуем по использованию тропинки, выбрать "хозяина" тропинки, чтобы детям было интереснее общаться с природой. /Например, хозяин - лесовичок./ Экотропинка выполняет оздоровительную, познавательную, релаксационную функции.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 2496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.21.42 (0.067 с.) |