Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Музыкально-дидактические пособия и музыкально-дидактические игры в детском садуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Теоретические вопросы. Музыкально-дидактические игры и пособий в музыкальном развитии детей. Их влияние на развитие музыкально- сенсорных способностей дошкольников. Назвать виды музыкально-дидактических игр, возможности их использования на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Показать отличие музыкально-дидактических игр и пособий. 2.Практическое задание: привести примеры использования музыкально-дидактических игр и пособий (по выбору):»Солнышко и тучка», «Песня, танец, марш», «Музыкально-ритмическое лото», «Где мои детки» и др. 3.Основные понятия: музыкально-дидактическая игра,дидактическая задача,игровая цель,игровые правила,игровые действия. 4.Основные исследователи: Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина, Н.Г.Кононова, Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина и др. Теоретические вопросы. Музыкально-дидактические игры и пособий в музыкальном развитии детей. Их влияние на развитие музыкально- сенсорных способностей дошкольников. Содержание музыкального воспитания в д/с предусматривает воспитание у детей восприятия музыки, интереса, любви к ней, развития эмоциональной отзывчивости, приобщение к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение, игра на д.м.и.). Всё это развивает у ребёнка общую музыкальность, творческие способности. Получая определённые знания и умения, у ребёнка формируется музыкальный вкус, т.е. сначала избирательное, потом оценочное отношение к музыке. Однако полноценное восприятие музыки ребенком возможно лишь тогда, когда он понимает о чем «рассказывает» музыка, способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, встречавшимся ему в жизни. Ребенок не только воспринимает звуки, красоту их сочетаний, но стремится сопоставить их с чем-то реальным. Восприятие музыки - сложный процесс. Он требует от ребенка внимания, памяти, воображения, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому в современной педагогике применяют музыкально-дидактические игры и пособия. Они являются средствами обучения и вызывают у детей зрительные, слуховые представления о музыке и двигательную активность, т.е. воздействуют на ребенка комплексно, дня лучшего усвоения учебного материала. Они являются вспомогательными, «внемузыкальными» (термин Б.М.Теплова) средствами, которые в простой, доступной для детей форме дают представления о музыке, развивают музыкальные и творческие способности ребят, повышается интерес к музыке. Дидактические пособия и игры способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей (элементарные представления о свойствах музыкального звука: высота, тембр, динамика, ритм), которые являются средством активизации слухового внимания детей, накопления ориентировок в языке музыки. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных музыкальных знаний в жизненной практике. Данный раздел разработан и исследован педагогами: Л.Н.Комиссаровой, Э.П.Костиной, Н.Г.Кононовой, Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой и др. Назвать виды музыкально-дидактических игр, возможности их использования на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Музыкально-дидактические игры и пособий в музыкальном развитии детей. - это средство обучения, выполненное в наглядно-образной форме, которая содержит элемент игры. Они изготавливаются руками воспитателей. Это различные картинки, карточки с графическим изображением, рисунки, фишки, фланелеграф, музыкальные волчки, лесенки и т.д., которые акцентируют внимание детей на средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика, тембр, высота, характер музыки, жанровые особенности, форма музыкального произведения) развивают гармонический и мелодический, ладо-высотный слух (мажор, минор). Например: «Солнышко и тучка»- на определение характера музыки, «Песня-танец-марш» - на закрепление жанров музыки, «Сколько нас поёт» - на развитие гармонического слуха и т.д. Методика применения пособий. Пособия используются в основном на музыкальных занятиях, где педагог знакомит детей с пособием в различных видах деятельности (чаще в слушании, пении, игре на д.м.и.), объясняет задания, которые дети выполняют под музыку, как индивидуально, так и всей группой. Систематическое применение пособий вызывает интерес к музыке и к самим заданиям. Однако использование пособий на каждом занятии необязательно. Если дети быстро овладевают пособием, то оно в дальнейшем не используется. Планируются музыкально-дидактические пособия на занятиях старшей и подготовительной группы и рассчитаны на 3 квартала (летом используют знакомые пособия на закрепление полученных навыков). Одно пособие используется от 2 до 4 занятий в месяц. Музыкально-дидактические игры Музыкально-дидактическая игра - средство обучения, которое имеет дидактическую задачу, игровую цель, правила, сюжет или игровое действие (сюжет чаше в мл. гр.). Такая структурамузыкально – дидактических игр, отличает их от других видов игр и упражнений. 1) Дидактическая задача - игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. 2) Игровая цель - закончить игру первым, характерна для всех возрастных групп. Добиться цели в игре помогает точное выполнение правил. 3) Игровые правила - Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жёстче, тем игра становится напряжённее, острее. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. 4) Игровые действия - Они составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра, они являются как бы рисунком сюжета игры. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, т.е. загадывание и отгадывание присутствует в каждой игре. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально-дидактические игры разучиваются на 2-3 х музыкальных занятиях, затем изготавливаются руками воспитателей и выносятся в музыкальный уголок для самостоятельной деятельности детей. Отличие музыкально-дидактических игр и пособий: - пособия имеют только элемент игры, а музыкально-дидактические игры более масштабны по содержанию; - пособия используются только на музыкальных занятиях, с целью приобретения того или иного навыка, музыкально-дидактическая игра применяется во всех видах музыкальной деятельности и формах организации. Музыкально-дидактические игры делятся на 3 вида: 1 - Игры с использованием образных игрушек. 2 - Подвижные игры. 3 - Настольно- печатные игры. Игры с использованием образной игрушки широко Подвижные игры. Это игры, в которых музыкальная задача решается средствами музыки и движения. Это умение передавать несложные ритмы хлопками, соизмерять силу звука в пении и движении, например игра «Тихо-громко» Е.Тиличеевой I мл.гр., изменять тембр голоса в игре «Чей домик?» Е.Тиличеевой 2 мл.гр. (кошка и котята в своих домиках), различать голоса сверстников по тембру в игре «Узнай по голосу» Е.Тиличеевой стар.гр. Настольно-печатные музыкально-дидактические игры. Эта наиболее многочисленная группа игр получила широкое применение на практике. В основу этих игр положены задачи формирования у детей восприятия 4-х свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска, динамические оттенки). Отсюда выделены 4 вида музыкально-дидактических игр. В каждой возрастной группе идёт последовательное усложнение музыкально-сенсорных задач. Возможности использования музыкально - дидактических игр на музыкальном занятии. Применение музыкально-дидактических игр на занятии даёт возможность провести его наиболее содержательно. Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных игрушек, которые в игровой форме развивают у детей представления о звуковысотности, динамике и тембровой окраске звучания. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолъно - печатные игры, которые используются в разныхвидах музыкальной деятельности: слушании, пении, ритмике, в игре на детских музкальных инструмнтах. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности: Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности, поэтому воспитатель использует музыкально-дидактические игры, которые запланированы музыкальным руководителем и предварительно выучены на музыкальном занятии. Музыкально-дидактическая игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «Матрешки», «Колобок», «Знакомые песни», с подгруппой — «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Колобок». Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практическое задание: привести примеры использования музыкально-дидактических игр и пособий. Руководство музыкально – дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях: 1 - подготовка к проведению дидактической игры; 2 - проведение игры; 3 - анализ проведения игры. Бубенчики. Старшая группа. Цель: Развивать звуковысотный слух. Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия): соль — ми — до. Знать песню «Бубенчики» Е. Тиличеевой. Игровой материал. Большие карточки поколичеству играющих детей с изображением бубенчиков разного цвета: красного – высокий звук, синего – средний звук, зеленого – низкий звук и фишки. Для игры используется металлофон и ширма. Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4-6 человек). Ведущий раздаёт карточки с изображением бубенчиков, исполняет знакомую песню «Бубенчики», играя на металлофоне, напоминает звучание каждого из них и предлагает детям спеть песню вместе: Бубенчики висят, Качаются звенят, Мы слышим нежный звон: Динь-динь, дан-дан, дон-дон. Затем проигрывает каждый звук отдельно и спрашивает: «Какой бубенчик звучит?» Дети узнают звучание бубенчиков и закрывают их изображение фишками. Выигрывает тот ребенок, который первым закроет карточки. Подготовительная группа. Ритмическое лото. Подготовительная группа. Цель. Упражнять детей в различении ритмических рисунков песен Е. Тиличеевой из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной: а) «Мы идем с флажками»; б) «Небо синее»; в) «Смелый пилот»; г) «Снегири» (песни исполняются на одном звуке, знать их содержание). Игровой материал: комплекты из 4четырёх карточек для каждого ребёнка с изображением ритмических рисунков вышеназванных песен. Для игры необходим металлофон или использование «звучащих жестов» - хлопки, притопы, щелчки и т.д. Ход игры. Воспитатель проигрывает или прохлопывает ритм знакомых песен, а дети по ритмическому рисунку узнают их, поднимают нужную карточку с ритмическим рисунком и отвечают на вопрос ведущего «Какая это песня?» Выигрывает тот, кто первым правильно и чётко определит ритмические рисунки знакомых песен. Угадай на чём играю. Средняя группа. Цель. Развивать тембровый слух. Упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов: триолы, барабана, бубна, цитры, треугольника, металлофона. Игровой материал: Цветные фишки и карточки по типу лото разделенные на шесть квадратов, в которых даётся контурное изображение перечисленных музыкальных инструментов. Для игры необходимы все вышеперечисленные музыкальные инструменты и ширма. Ход игры.Играет подгруппа детей. Ведущий напоминает звучание и название каждого музыкального инструмента, затем воспроизводит звуки на каком-либо из них за ширмой и задаёт вопрос «Какой инструмент звучит?» Дети узнают инструмент и закрывают его фишкой. Побеждает ребёнок, который первым заполнит карточку. Вывод: Музыкально-дидактические игры и пособия способствуют музыкально-сенсорному развитию ребёнка. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, динамике, тембру, отмечать ритмический рисунок. У ребят развиваются творческие способности, повышается интерес к музыке, желание чаще её слушать.
Вопрос 4. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников 1. Теоретические вопросы. Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности. Источники, влияющие на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности, её виды, наиболее ярко проявляющиеся у детей. Условия для развития музыкальной самостоятельной деятельности. Охарактеризовать косвенный характер педагогического руководства данной деятельностью. Создание условий в группе для побуждения детей к самостоятельному музицированию. 2. Практическое задание: назвать примеры косвенных методов руководства музыкальной самостоятельной деятельностью детей со стороны воспитателя. 3.Основные понятия: самостоятельная музыкальная деятельность, источники возникновения детского музицирования, виды музицирования. 4. Основные исследователи: Н.А.Ветлугина, В.Н.Кенеман, А.Н.Зимина, О.П.Радынова. Теоретические вопросы. Самостоятельная музыкальная деятельность детей. Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности. Подготовить ребёнка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной. В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают лёгкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурами, куклами). Детское музицирование характеризуется тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке - сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить. Для характеристики детской музыкальной деятельности важно отметить источники её возникновения, понять, откуда они черпают свои музыкальные впечатления. Источники возникновения детского музицирования: - Музыкальные занятия, где дети разучивают репертуар песен, игр, - Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники и развлечения. Это яркие страницы жизни ребёнка. Часто сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют. - Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них - это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т. д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование. Детские музыкальные передачи, концерты, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребёнка желание повторять полюбившиеся ему песни. Виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детскогомузицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Основные виды детского музицирования: - Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, линию поведения и интонации взрослых. - В «концерте дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей - «артистов», для своих товарищей -«зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. - Значительным для музыкального развития дошкольников являются музыкальные игры, в которых отмечаются творческие проявления детей, элементы самообучения и закрепления музыкального материала. - В сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад», мальчики поют песню «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют. Девочки, укачивая кукол, поют песню «Баю-баю» М. Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. - В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к различению основных свойств музыкального звука: высота, динамика, ритм, тембр. - В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют простейшие песенки и попевки на металлофонах, гармониках, баянах, триолах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах и других инструментах. Иногда по своей инициативе дети организуют «оркестр». - В самостоятельной практике детей может иметь место слушание музыки. Воспитатель по их просьбе используя аудотехнику, даёт возможность послушать знакомую вокальную и инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики. Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. Условия для формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей. Создание внешних условий, определенной материальной среды является важным условием возникновения самостоятельной музыкальной деятельности детей. «Музыкальный уголок» помещается в наиболее отдалённом месте группы. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок — нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях. Роль воспитателя. В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто из них интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д. Планируя приёмы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью, воспитатель намечает следующие моменты: - внесение нового оборудования для музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.), в каком порядке целесообразно это сделать; - намечает за кем необходимо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; - наблюдает, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. - планируя приёмы руководства, использует формулировки, с учётом задач воспитания на данный момент: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно. Практическое задание: В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным: во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье; во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе; в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Вывод: Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагога, дает необходимые советы, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.182 (0.01 с.) |