Вопрос 4. Приёмы ознакомления с формой предметов в младшем и среднем дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Приёмы ознакомления с формой предметов в младшем и среднем дошкольном возрасте



1. Теоретические вопросы: Значение знаний о форме дошкольниками. Особенности восприятия формы дошкольниками. Приёмы ознакомления с геометрическими фигурами. Закрепление знаний о форме предметов. Исследования учёных по данному вопросу.

2.Практическое задание: Придумать сказку (стихотворение) по ознакомлению детей с формой предметов.

3.Основные понятия: форма, восприятие, геометрические фигуры.

4.Основные исследователи: Метлина Л.С. Столяр А.А

 

Теоретические вопросы.

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.

Значение развития у дошкольников представлений о форме:

- расширяются и углубляются знания об окружающей действительности;

- развиваются умственные операции: анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла); синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»); абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»); обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб – это четырёхугольники»); классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.

- расширяется и обогащается словарь;

- развивается сенсорика и мелкая моторика;

- способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.

- подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.;

- развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.

Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребёнка (А.М.Леушина, Л.А.Венгер, Т.Игнатова, А.М.Пышкало, А.А.Столяр). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом.

Этапы восприятия формы

1. (3-4 года) Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).

2. (4-5 лет) Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств).

3. (5-6 лет) Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур.

Этапы восприятия геометрических фигур

1. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, треугольник – крышей и т.п.).

2. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр – как стакан, шар похож на мячик и т.п.).

3. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т.д.).

Во второй младшей группе знакомство с геометрической формой целесообразно начинать с сопоставления шара и куба. Воспитатель показывает и называет шар, производит разнообразные действия с ним: катает его по столу, между ладонями, перекатывает из руки в руку. Затем предлагает детям произвести с шаром такие же действия. Аналогично детей знакомят с кубом. Далее воспитатель может предложить игру-соревнование «Прокати в ворота», с целью помочь детям выделить отличительные признаки куба и шара.

После ознакомления с формой геометрических тел следует приступить к изучению круга, квадрата, треугольника, которое проводится по определённому плану:

- обследование фигуры по контуру и её называние;

- выделение и подсчёт углов, вершин и сторон;

- нахождение фигуры определённого цвета и размера среди множества таких же фигур, находящихся в различных пространственных положениях;

- поиск предметов изучаемой формы;

- сопоставление с другими фигурами.

Круг рассматривается как проекция шара на плоскость. Воспитатель предлагает нарисовать шар, и дети изображают его в виде круга. Затем сообщается название этой формы, отмечается её своеобразие (отсутствие углов), а также происходит обследование детьми модели круга осязательно-двигательным и зрительным способами. Предлагает детям обвести круг пальчиком. Часто дети обводят несколько раз. С этой целью можно провести игру «Путешествие мышки». Любое обведение фигуры по контуру должно заканчиваться проведением рукой по всей поверхности фигуры для того, чтобы у детей оформилось целостное восприятие фигуры. Важно подвести детей к пониманию того, что данная фигура независимо от цвета и величины является кругом. Для этого педагог предлагает рассмотреть и сравнить большие и маленькие круги, различные по цвету, и сделать вывод, что все они не имеют углов.

Обязательной является работа по нахождению данной формы в окружающей обстановке. Педагог просит показать круглые предметы, помогает детям составить и проговорить словосочетания, например «круглое солнце, круглый пирог, круглая тарелка, круглые обручи».

Квадрат – это проекция куба на плоскость, поэтому после актуализации знаний о кубе, обследовании его осязательно-двигательным и зрительными способами нужно обратить внимание детей на то, что сторона куба – квадрат. Далее происходит обследование модели квадрата. Педагог называет форму и рассказывает о её своеобразии. При первом знакомстве с квадратом следует показать его стороны, углы и вершины (при показе стороны надо проводить пальцем вдоль её протяжённости, при показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла). Чтобы дети легче смогли увидеть углы, нужно наложить круг на квадрат. На данном этапе можно ограничиться сообщением, что углов, вершин и сторон в квадрате много. Дальнейшая работа по изучению квадрата аналогична работе по изучению круга.

Для того чтобы дети получили общее представление о треугольнике, необходимо организовать рассмотрение и ощупывание этих фигур, различающихся не только по цвету и величине, но и имеющих разную конфигурацию. Дети рассматривают и изучают контуры всех фигур и под руководством взрослого определяют: у треугольников равное количество углов, вершин и сторон. Около каждого угла одной фигуры кладут картинки (изображения куклы, домика, пирамидки). Воспитатель поясняет, что у каждого угла и вершины – своя картинка. Потом эти картинки передвигают к углам другого треугольника. Педагог поясняет, что каждой картинке достался свой угол, вершина и лишних углов, вершин не осталось. Значит, у всех треугольников одинаковое количество углов и вершин. Таким же способом можно сравнить количество углов, вершин и сторон треугольника и квадрата.

Для закрепления знаний о геометрических фигурах детям предлагаются следующие задания: «Возьми круг в правую, а квадрат в левую руку», «Положи все круги на нижнюю полоску карточки, а квадраты на верхнюю», «Положи треугольник около предметов такой же формы». Полезны также игры: «Найди такую же фигуру» (дети находят фигуру такой же формы, как в руках у воспитателя), «Найди свой домик» (домики обозначаются значками разной формы), «Подбери колёса к машине» (дети выбирают круги из набора разных фигур), «Домино», «Выкладывание орнамента» и др.

В средней группе начинается знакомство с прямоугольником. Дети обследуют его уже известными им способами. Воспитатель называет фигуру и организует работу по подсчёту количества её сторон, углов и вершин. Дети сравнивают прямоугольник с квадратом и делают вывод: и делают вывод: у прямоугольника сторон, углов и вершин столько, сколько у квадрата, - по четыре, но не все стороны одинаковы по длине, а только две.

Для того чтобы научить детей группировать фигуры по разным признакам, воспитатель может провести игру «Сортировка». Раскладывает фигуры, отличающиеся по цвету, размеру и форме, вразнобивку. Обращает внимание детей на множество фигур, предлагает найти фигуры разной формы, показать их, назвать. Поясняет, что все эти фигуры можно распределить в свои домики по-разному. Сначала воспитатель предлагает разложить фигуры по цвету. Домиками могут служить кубики разных цветов. Предлагает посчитать фигуры в каждом домике, сравнить их по количеству. Спрашивает, почему в одном домике оказались фигуры разного названия и размера. Дети должны выделить признак цвета. Аналогично дети группируют фигуры по размеру и форме.

Для закрепления знаний по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера воспитатель организует упражнение «Разложи по размеру».

Для упражнений детей в различении и назывании фигур проводятся игровые упражнения и дидактические игры «Чего не стало?» или «Что изменилось?». Дети говорят, какую фигуру спрятали или заменили. Игра «Чудесный мешочек» проводится в разных вариантах. Дети на ощупь определяют форму фигуры или достают заданную фигуру. Игра «Найди свой домик» позволяет развивать устойчивость в восприятии формы. Домиками служат выложенные из шнуров квадраты, треугольники и др. Также проводятся упражнения «Найди пару», «Подбери ключ к замочку» и др.

Для того чтобы дети упражнялись в сопоставлении геометрических фигур с предметами сходной формы, проводятся игровые упражнения: «Найди предмет такой же формы», «Найди то, что я скажу» и др. Дети самостоятельно отыскивают в групповой комнате, в книжке, на участке игрушки или предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник. Воспитатель может предложить детям дорисовать знакомую геометрическую фигуру, чтобы получился определённый предмет. Дети также могут составлять реальные предметные или сюжетные сооружения как из одних, так и из разных геометрических фигур.

Для закрепления знаний и увеличения интереса воспитатель может использовать художественное слово и придумать сказку о геометрических фигурах, например, «Полезный прямоугольник», в которой хорошо были бы видны их свойства:

Прямоугольник всё время завидовал Квадрату. «Я такой неуклюжий. Поднимусь во весь рост, то становлюсь длинным и толстым. А если лягу на бок, то буду низким и толстым. А ты всегда остаёшься одинаковым, - жаловался он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и сидя, и лёжа!» «Да уж, - с гордостью говорил важный Квадрат, - у меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, то блин-блином». И квадрат перевалился на бок, но его рост и ширина от этого не изменились.

А однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шёл наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то человек обратился за помощью именно к нему. «Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой дом?» – спросил он у Квадрата. Человек залез сначала на одну сторону Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев. Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и залез на другую сторону. Но, как известно, все стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей раз Человек не увидел ничего из-за деревьев. «Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. – Помогите мне хотя бы через речку перебраться!» Квадрат подошёл к речке и попытался дотянуться до другого берега, но… Плюхх! Плюхнулся в воду.

«Может, я смогу помочь вам?» – предложил Человеку скромный Прямоугольник. Он встал во весь свой рост. Человек забрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и, наконец, понял, куда надо идти. Тогда Прямоугольник лёг на бок и стал мостом. Человек перебрался по Прямоугольнику через речку, помог ему подняться и, горячо поблагодарив, отправился домой.

А Квадрат, который после вынужденного купания сушился на берегу, сказал Прямоугольнику: «Вы, оказывается, полезная фигура!» «Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две – короткие. Иногда это очень удобно».

 

 

Вопрос 5. Организация работы по формированию элементарных математических представлений в дошкольном образовательном учреждении

1. Теоретические вопросы: Разделы по математике. Формы работы по ФЭМП в разных возрастных группах. Количество, длительность игр и занятий. Размещение детей в процессе занятия по ФЭМП. Количество программных задач на одном занятии в разных группах. Дробная подача программного материала. Закрепление математических знаний. Роль слова, образца, показа в работе по ФЭМП.

2. Практическое задание: Раскрыть данный вопрос на примере любой задачи раздела «Количество и счёт».

3. Основные понятия: разделы, формы работы по математике, дробная подача материала, математические знания.

4. Основные исследователи: Метлина Л.С., Леушина А. М.

Содержание обучения отражается в разделе «Развитие элементарных математических представлений» «Программы воспитания и обучения в детском саду». Знакомство детей с математикой можно начинать с 1-ой младшей группы (от 1,5 – 3 лет), но в программе данной группы раздел по математике не выделен. Задачи математического характера берутся из раздела «Ознакомление детей с окружающим». В данном возрасте детей можно познакомить с понятиями «один, много, мало», с размерами «большой – маленький», с простейшими пространственными ориентировками: здесь, там.

Начиная со 2-ой младшей группы по всем программам вводится раздел по развитию элементарных математических представлений у детей и состоит из 5 частей:

- «количество и счёт»: представления о множестве, числе, счёте, арифметических действиях, текстовых задачах;

- «величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объёме, массе, времени).

- «форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объёмных), их свойствах и отношениях;

- «ориентировка в пространстве»: ориентировка на своём теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении;

- «ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

Формы работы по математическому развитию дошкольников различны:

Форма Задачи Время Охват детей Ведущая роль
Занятие Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (в соответствие с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) Педагог-дефектолог или воспитатель
Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить знания, умения и навыки На занятии или вне занятий Группа, подгруппа, один ребёнок Воспитатель и дети
Индивидуальная работа Уточнить знания, умения и навыки, устранить пробелы На занятии и вне занятий Один ребёнок Воспитатель
Досуг (математический утренник, праздник, викторина) Увлечь математикой, подвести итоги 1 – 2 раза в году Группа или несколько групп Воспитатель и другие специалисты
Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать знания, умения и навыки Во время режимных процессов, повседневной деятельности Группа, подгруппа, один ребёнок Дети и воспитатель

 

По многим программам развития в д/у знакомство детей с элементами математики в младшей и средней группах вынесено в повседневную деятельность (во время питания, одевания), либо это подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые математические игры. В средней группе часто проводятся игровые занятия или небольшие математические развлечения. Начиная со старшей группы, по всем программам, занятие проводится как организованная форма обучения.

Организованная работа по математике (игры и занятия) проводится только в утренние часы в сочетании с музыкальным, физкультурным занятием, а также со всеми видами занятий по изодеятельности. Наилучшие дни проведения занятий по математике – вторник, среда, четверг.

В разных возрастных группах длительность занятий и их количество разное:

 

1 младшая группа 1 занятие в месяц 8 - 10 мин
2 младшая группа   1 занятие в неделю 10 - 15 мин
Средняя группа 15 – 20 мин
Старшая группа 20 – 25 мин
Подготовительная группа 1 – 2 занятия в неделю 25 – 35 мин

 

Важно продумать размещение детей во время игр и занятий по математике. В младшей и средней группах дети часто сидят на коврике в любом положении, которое может меняться; также могут сидеть на стульчиках за столом и без него. В старших группах столы используются чаще. За столами дети могут как сидеть, так и стоять (в зависимости от выполняемой операции). Их можно расставить следующим образом: полукругом, в виде букв П, Г, Т, в шахматном порядке, ёлочкой и пр. Важно, при размещении детей помнить, что воспитателя или ребёнка, вызванного к образцу, должны видеть все дети. На протяжении занятия положение детей может неоднократно меняться (сидеть, стоять, переходить от предмета к предмету и пр.).

Обычно в середине занятия проводится физкультминутка. В подготовительной группе возможны 2 физкультминутки. Физкультминутка должна быть максимально подвижной. Для её проведения необходимо подготовить место. Вместо физкультинутки можно провести математическую игру (игра «Наоборот»).

В разных группах в игре или в занятиях мы даём разное количество программных задач: младшие группы – 1-2 задачи, средние - 2-3 задачи, старшие и подготовительные – 3-7 задач. Для того, чтобы занятие было интересным, нужно сочетать на одном занятии разные задачи из разных разделов по математике, но обязательно в каждом занятии должна быть задача из раздела «количество и счёт».

На занятиях по математике берутся задачи разной степени сложности, но даже самая простая задача дробится на несколько мелких задач: на 3-4, иногда на 10-12 задач. Все эти задачи считаются новыми до тех пор, пока они не будут изучены на всех этих последовательно проведённых занятиях. Такая подача материала называется дробной. Например, в подготовительной группе дети знакомятся с делением предметов на 2, 4 и 8 равных частей:

- На 1 занятии дети сгибают предмет на 2 части путём сгибания, знакомятся с половинкой.

- На 2 – делят лист бумаги на 2 части путём разрезания, знакомятся с дробью ½ и 1.

- На 3 – делят предмет на 4 части, знакомятся с дробями ¼, 2/4, ¾, сравнивают дроби между собой в целом.

- На 4 – делят предметы одинаковой формы на 4 части разными способами, приходят к выводу, что число не зависит от полученной формы.

- На 5 – делят предметы разной формы на 2 и 4 части, упражняются в сравнении дробей, закрепляют независимость дроби от формы предмета.

- На 6 – подводим детей к тому, что дробь не зависит от размера.

- На 7 и 8 – делят предмет на 2, 4 и 8 равные части, сравнивают дроби между собой, подходя к выводу: чем на меньшее число разделён предмет, тем дробь больше и наоборот.

- На 9 и 10 – делят на 2, 4 и 8 частей несгибаемые предметы с помощью условной мерки.

- На 11 и 12 – делят на 2, 4 и 8 равных частей нарисованные в тетради в клетку отрезки.

После этих 12 занятий следует закрепление данной задачи через игровой материал. В данном случае задача будет считаться пройденной.

Важно обеспечивать повторяемость программного материала. Сначала к повторению задачи возвращаются через 2 недели, а затем ещё через 3-4 недели. Важно, чтобы каждая задача была в поле зрения воспитателя на протяжении всего учебного года.

Повторяемость программных задач можно обеспечить путём комплексного соединения задач из разных разделов математики (например, предлагаем положить 6 больших треугольников с правой стороны карточки). Основное закрепление знаний происходит через дидактические игры и упражнения, а также в повседневной деятельности.

Большую роль в работе по формированию элементарных математических представлений играет слово. Только с помощью слова можно отобразить всё многообразие связей между количеством предметов и их пространственными признаками (формой, цветом, размером, пространственными ориентировками). Например, воспитатель предлагает детям на карточку положить в середину 3 маленьких красных квадрата, а в левый верхний угол 1 большой синий круг. Чтобы дети усвоили математические понятия «количество», «цифра», «число», «форма», «величина», «пространство» и др., воспитатель должен как можно чаще употреблять их в речи. Каждое понятие следует наполнять конкретным содержанием, для того чтобы ребёнок его осмыслил. Воспитателю важно не только научить детей правильно выполнять математическое задание, но и рассказывать о том, как это задание выполнено.

Не менее важную роль играет показ воспитателя. Несмотря на то, что знания даются детям с опорой на их опыт, невозможно при этом избежать показа каких-либо действий с предметами. К показу предъявляются требования: чёткость и расчленённость; согласованность действия и слова; точность, краткость, выразительность речи.

Большую роль играет и образец. Его роль не зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а зависит лишь от новизны программной задачи. Образец рассматривается в три этапа:

На первом этапе, при рассмотрении новой программной задачи, воспитатель показывает образец и разнообразные действия с ним. Во время самостоятельной работы детей по данной задаче образец не убирается, а остаётся до конца выполнения задания.

На втором этапе, когда дети имеют определённые навыки действий с образцом, образец вносится в начале занятия и рассматривается частично. Во время самостоятельной работы детей он убирается и вносится только в конце занятия, для проверки знаний.

На третьем этапе, когда дети овладели способами действий с образцом, в начале занятия образец не выставляется. Дети выполняют задание по указанию воспитателя. Образец вносится в конце занятия для контроля действий детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.052 с.)