Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи возрастной психологии↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание Предмет и задачи возрастной психологии. 4 Методы психологического исследования(наблюдение, эксперимент) 6 Методы психологического исследования (методы опроса, тестирование, психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности) 10 Биологизаторский подход к пониманию проблемы психического развития. 13 Социологизаторский подход к пониманию проблемы психического развития. 14 Взгляд отечественных психологов на проблему психического развития. 14 Социальна ситуация в контексте возрастного развития. 16 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития. 16 Новообразования в психическом развитии ребенка. 19 Движущие силы психического развития. 20 Возрастная периодизация психического развития. 23 Общая характеристика младшего школьного возраста. 25 Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. 28 Общая характеристика учебной деятельности младшего школьника. 29 Общая характеристика познавательной сферы младшего школьника. 33 Темперамент как индивидуально-типологическая особенность личности. Психологическая характеристика темпераментов. 36 Учет темпераментов детей в учебно - воспитательном процессе. 39 Характер и его формирование в учебно-воспитательном процессе. 41 Развитие способностей детей в процессе обучения. 46 Нравственное развитие в младшем школьном возрасте. 49 Самосознание младшего школьника. 53 Общая характеристика подросткового возраста. 58 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. 60 Интеллектуальная сфера подростка. 67 Особенности личности подростка. 69 Самосознание в подростковом возрасте. 71 Определение понятия «трудные дети». 76 Причины появления «трудных» детей и подростков. 77 Школьники с делинквентвым поведением(побеги детей из дома, нанесение татуировок) 77 Школьники с делинквентвым поведением(распитие спиртных напитков, аутоагрессия) 78 Предмет, задачи и методы педагогической психологии. 80 Общая характеристика учебной деятельности. 81 Формирование учебной деятельности в условиях организации учебно-воспитательного процесса. 85 Познавательные потребности и мотивы учебной деятельности. 87 Пути формирования мотивов учебной деятельности. 89 Теория поэтапного формирования умственных действий. 91 Типы учения (по Гальперину П. Я.) 92 Понятие о профессиональной компетентности учителя. Составляющие профессиональной компетентности. 93 Общая характеристика познавательной деятельности. 94 Педагогическая деятельность учителя как составляющая профессиональной компетенции 98 Педагогическое общение учителя: общая характеристика. 99 Компетентность учителя при организации педагогического общения. 100 Рассуждающе-методичный стиль деятельности учителя. 100 Рассуждающе-импровизационный стиль деятельности учителя. 101 Эмоционально-методичный стиль деятельности учителя. 101 Эмоционально-импровизационный стиль деятельности учителя. 102 Результаты труда учителя: обученность и обучаемость школьников. 103 Результаты труда учителя: воспитанность и воспитуемость. 105 Пути формирования нравственного сознания. 106 Управление восприятием учащихся на уроке. 107 Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. 109 Работа учителя по развитию памяти детей. 112 Работа учителя по развитию мышления. 113 Управление восприятием учащихся на уроке. 115 Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. 117
Первая часть вопросов Вопрос №1(1) Кулагина стр.4-6 Вопрос №2(1) Крутецкий стр.15-20 Вопрос №3(1) Крутецкий стр.20-23 Вопрос №4(1) Кулагина стр.10-11 Биологизаторский подход к пониманию проблемы психического развития
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его* темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. В рамках бпологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных — он имеет крупную голову, жабры и хвост; в 2 месяца начинает приобретать человеческий вид, на его ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица. Э. Геккелем в XIX веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем — начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Вопрос №5(1) Кулагина стр.11 Вопрос №6(1) Кулагина стр.11-14 Вопрос №7(1) Социальна ситуация в контексте возрастного развития
Для того чтобы построить ответ на данный вопрос необходимо: 1. открыть вопрос №11; 2. посмотреть на него; 3. прочитать его. При ответе необходимо рассказать про ССР(понятие, и что-нибудь от себя) и из таблицы по каждому возрастному этапу раскрыть ССР. И вам будет счастье!!! Вопрос №8(1) Дубровина стр.321-323 Вопрос №9(1) Новообразования в психическом развитии ребенка
Для того чтобы построить ответ на данный вопрос необходимо: 1. открыть вопрос №11; 2. посмотреть на него; 3. прочитать его. При ответе необходимо рассказать про психические новообразования(понятие, и что-нибудь от себя) и из таблицы по каждому возрастному этапу раскрыть психические новообразования. И вам будет два раза - счастье!!! И еще можете добавить вот это: Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возраст- -ном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Младший школьный возраст является сензитивным для: - формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; - развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; - раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; - усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста. Вопрос №10(1) Дубровина стр.338-342 Вопрос №11(1) Лекции в тетради Группа. Относят те, в которых интенсивно развивается мотивационно – потребностная сфера. Группа. Относят те, в которых интенсивно развивается Операционно – техническая или интеллектуальная сфера. Вопрос №12(1) Дубровина стр.354-359 Вопрос №13(1) Мухина стр.257 Вопрос №14(1) Мухина стр.327-332 Вопрос №15(1) Кулагина стр.127-132 Вопрос №16(1) Дубровина стр.225-229 Вопрос №17(1) Распечатки Вопрос №18(1) Дубровина стр.237-247 Вопрос №19(1) Распечатки Вопрос №20(1) Мухина стр.318-322 Вопрос №21(1) Мухина стр.288-322 Вопрос №22(1) Мухина стр.347-350 Вопрос №23(1) Мухина стр.350-358 Вопрос №24(1) Кулагина стр.158-161 Вопрос №25(1) Мухина стр.398-408 Вопрос №26(1) Мухина стр.408-421 Вопрос №27(1) Распечатки Вопрос №28(1) Распечатки Вопрос №29(1) Распечатки Школьники с делинквентвым поведением(побеги детей из дома, нанесение татуировок) Вопрос раскрыт не полностью про действия учителя с детьми, которые наносят татуировки скажите что-нибудь от себя, что смогли, то и нашли. Этот вопрос связан с освещением четырех проблем: · побеги детей из дома и бродяжничество; · злоупотребление спиртными напитками; · аутоагрессивное поведение; · нанесение татуировок. Первая проблема (побеги из дома) была чрезвычайно острой в послереволюционное время, послевоенный период (малолетние дети и подростки, лишенные своих семей, бродяжничали). Эта проблема вновь возникла в последнее десятилетие. Толкнуть подростка к побегу из дома может склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления, может быть реакция на неблагополучную среду воспитания. Чаще всего побег из дома совершают подростки в 10 - 13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые сердитые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам, принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей, незнание и не учет родителями трудностей их детей в школе. Последняя причина вызывается отставанием подростка в учебе, пренебрежительным отношением к нему товарищей. Выход из этого положения подросток обычно ищет в нарочито вызывающем поведении в классе, что приводит к дисциплинарным взысканиям, испорченным отношением с учителями и т.д. Благоприятный выход из таких ситуаций во многом бывает, связан с помощью школьнику со стороны его родителей. Необходимо разобраться в происходящем вокруг ребенка. Надо, чтобы подросток почувствовал, что он не одинок, что родители его любят и понимают, одобряют, готовы помочь. Следует постараться приобрести себе союзников в лице учителей и одноклассников школьника, рассказать о положительных сторонах личности ребенка, испытываемых им трудностях в жизни и попросить помощи педагогического коллектива. Если это не поможет, то предпринять более решительные меры, вплоть до перевода школьника в другое учебное заведение. Побеги могут совершаться и под влиянием товарищей. Необходимо сделать для подростка привлекательным пребывание в семье и ученическом коллективе. Подростки могут покинуть дом и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому подчас добавляется тяга к путешествиям. Н: Марк Твен «Том Сойер». В таких случаях подростком выбирается и изучается маршрут побега, заготавливаются вещи, продовольствие, поиск попутчиков. Это связано с повышенной активностью ребенка. Для предотвращения побегов надо подростков вовлекать в интересную и напряженную деятельность, в которой они могли бы проявить свою энергию, выдумку, настойчивость. В последние годы в России появилось заметное количество подростков- бомжей. Недавно стало известно, что они похищаются членами преступных организаций и используются для рабского труда. Школам надо не терять из поля зрения никаких оставивших ее бывших учеников и оказать им своевременную помощь. Делинквентность поведения может выражаться в аутоагрессии, т.е. в покушении на целостность своего организма, самоповреждение. Чаще это поверхностные раны в безобидных местах. Совершается в состоянии аффекта. Поводы разнообразны: ссора, обида, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, отсутствие близких людей и т.д. Вопрос №30(1) Распечатки Вторая часть вопросов. Вопрос №1(2) Талызина стр.17, 24 Лекции в тетради Вопрос №2(2) Дубровина стр.367-384 Учебные действия Выполнение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия3. Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала (например, изображение заданных образцов тем или иным способом: графически, в виде моделей или словесных описаний и т.д.). Другие характерны для работы с определенным учебного предметом, третьи - для воспроизведения лишь отдельных частных образцов. Усвоению каждого фундаментального понятия при изучении того или иного учебного предмета соответствует определенная система учебных действий. Так, для полноценного усвоения грамматических понятий о строении слов и значении морфем младшие школьники должны: 1) изменить исходное слово и получить его вариантные формы или родственные слова; 2) сравнить значение исходного слова и новых слов; 3) сопоставить формы исходного слова и выделить морфемы; 4) установить функциональное значение морфем данного слова и т.д. Если школьник по разным причинам не овладеет всей системой этих учебных действий, он с большой вероятностью будет испытывать трудности при усвоении грамматики родного языка. В школьной практике нередко приходится сталкиваться с недостаточным или нерациональным использованием таких учебных действий, которые являются общими для усвоения различных учебных предметов, т.е. с общими приемами учебной работы школьников. К числу наиболее распространенных относится прием заучивания учебного материала. Младшие школьники, как правило, используют прием буквального запоминания. Это во многом связано с особенностями учебного материала, который нередко действительно требует точного заучивания: многочисленные стихотворения, правила, таблица умножения и пр. Поэтому для младшего школьника задание выучить материал зачастую означает запомнить дословно. К дословному воспроизведению побуждает ребенка и недостаточно обширный словарный запас, ограничивающий возможности передать мысль своими словами, а также все еще большие резервы непосредственной памяти. Однако по мере усложнения учебного материала на первое место выдвигается задача не запомнить буквально,. а понять, выделить основную мысль, уловить последовательность и логику изложения и т.д. Это требует от ученика новых приемов работы: умения произвести смысловую группировку материала, выделить опорные пункты, составить план и т.п. Действие контроля Для того чтобы установить правильность учебных действий, необходимо соотнести ход их выполнения и результат с заданным образцом, т.е. осуществить контроль. Первоначально контроль за выполнением учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия. Сравнение результата с заданным образцом является основным моментом действия контроля. Так, при разучивании стихотворения таким образцом выступает напечатанный в книге текст, при выписывании букв - пропись и т.д. 'Действию сравнения с образцом необходимо научить ребенка. Просто показать образец и сказать: «Смотри, делай так же и сравнивай» - нередко бывает недостаточно. Необходимо выделить в образце опорные точки, т.е. задать ориентировочную основу действия2. В овладении действием контроля большую помощь могут оказать ребенку родители. На первых этапах школьной жизни первоклассника они нередко практически полностью берут контроль за его домашней подготовкой к урокам на себя: проверяют у школьника тетради с домашним заданием, заставляют отвечать устные уроки, собирают портфель, следят за соблюдением режима и пр. Учитель должен подсказать родителям, что основная их задача состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно контролировать себя в учебных занятиях (а затем и не только в них). Оценка. Оценка и отметка Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует их конечной цели. Оценка «сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная задача. Проблеме оценки учитель должен уделять особое внимание, так как оценка имеет существеннейшее значение для развития личности младшего школьника. Оценка не тождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка - это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах. В школьной практике процесс оценивания обычно выступает в форме развернутого суждения, в котором учитель обосновывает отметку, или в свернутой форме, как прямое выставление отметки. В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя: он проверяет работу школьника, сравнивает ее с образцом, находит ошибки, указывает на них, высказывает суждение о результатах учебной деятельности и т.д. Ученик же, как \ правило, освобожден от этого, и его собственная оценочная активность не формируется. Поэтому младшие школьники нередко затрудняются судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку. В большинстве случаев дети этого возраста не видят связи между отметкой и собственными знаниями и умениями. Таким образом, если ребенок не участвует в оценивании результатов своей учебной деятельности, связь между отметкой и освоением содержания учебной деятельности остается для него закрытой. Отметка, лишенная своего основания (содержательной оценки), приобретает для ребенка самостоятельное, самодовлеющее значение. В младших классах (особенно среди девочек) нередко наблюдается «коллекционирование» отметок: подсчитывается, сколько получено «пятерок», «четверок» и т.д. Как говорилось выше, отметка становится для младших школьников важнейшим мотивом учебной деятельности. По существу, многие дети учатся ради отметок. Усиление мотивационной роли отметки происходит в ущерб развитию собственно познавательных мотивов. Это убедительно доказывает целый ряд экспериментов. Так, одной группе учеников было предложено в качестве игры самостоятельно выбирать и решать задания разной сложности. В другой группе выбор и решение аналогичных заданий проводился на отметку. Оказалось, что дети, которым за решение ставили отметки, выбирали более легкие задания, кроме того, они испытывали более сильный страх перед неудачей. Таким образом, отметка тормозит интеллектуальную активность и способствует развитию мотивации избегания. Становясь сильным фактором внешней мотивации, отметка вытесняет истинный познавательный интерес ребенка. Школьная отметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности формируется у ребенка постепенно, в процессе усвоения образцов учебных действий и последовательного перехода действия оценивания от учителя к учащимся. Формирование у младших школьников оценки, умения анализировать содержание собственных действий и их основания с точки зрения их соответствия требуемому результату (наряду с контролем) являются важным условием развития рефлексии. Вопрос №3(2) Дубровина стр.367-370 Вопрос №4(2) Дубровина стр.370-374 Вопрос №5(2) Дубровина стр. 372-373 Вопрос №6(2) Лекции в тетради Вопрос №7(2) Лекции в тетради Тип учения. Отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система указаний и ориентиров по сравнению с той, которую необходимо учитывать для правильного выполнения действия. Объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом проб и ошибок и на тех участках действия, для которых у учащихся нет нужных указаний и ориентиров учащиеся действуют в слепую, часто ошибается и лишь в результате многочисленных проб осваивается данное действие. Тип учения. Отличается тем, что ученику в готовом виде дается полное ООД для каждого конкретного случая. Учитель выясняет, какие указания нужны для правильного выполнения действия самому слабому ученику и составляет ООД. Здесь уже нет слепых проб. Ошибки могут быть только по невнимательности, действие формируется быстрее. Тип учения. Отличается тем, что ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД Составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.
Вопрос №8(2) Лекции в тетради Понятие о профессиональной компетентности учителя. Составляющие профессиональной компетентности
Вопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуаций жизни школы: · Текущая аттестация и присвоение учителем категорий для дифференцированной оплаты их труда; · Аттестация учебного заведения; · Обоснованное планирование индивидуального и коллективного профессионального самообразования учителей школы; · Консультация учителей по поводу затруднений в их работе; определение причин и оказание квалифицированной помощи; · Оценка работы передовых учителей; · Проведение конкурсов «Учитель года» и т. д.. Во всех ситуациях необходимы критерии для сопоставления эффективности, результативности учителей, оценки их компетентности. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. И там где его место занимает недостаточно профессионально подготовленные люди в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают обычно невосполнимы. Это требует от общества создание таких условий, чтобы среди учителей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу не каждому человеку. При анализе такой многомерной реальности как труд учителя используют 3 базовые категории психологии: 1. деятельность; 2. общение; 3. личность. Несколько упрощая можно сказать, что педагогическая деятельность – это «технология» труда учителя. Педагогическое общение – это климат и атмосфера этого труда. Личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя этих 3-х сторон. Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Т. о. обученность (обучаемость) и воспитанность (воспитуемость) школьников составляют еще 2 стороны труда учителя. Профессионально компетентным является такой труд учителя в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя и достигаю высокие результаты в обученности и воспитанности школьников. Можно выделить объективные и субъективные характеристики в каждой из указанных сторон проффесиональной компетентности: а) профессиональные психолого-педагогические знания (сведения из педагогики, психологии) о сущности труда учителя, закономерностях обучения, об особенностях психического развития учащихся. б) профессиональные психолого-педагогические умения; в) психологические особенности личности (свойства и качества, касающиеся как познавательной, так и мотивационной сферы). Сведем сказанное в таблицу.
Удельный вес отдельных составляющих профессиональной компетентности неодинаков. Одни из них являются приоритетными. К ним относится результаты труда учителя с точки зрения психического развития учащихся. Процессуальные характеристики труда учителя является средством достижения результата. Внутри процесса труда учителя приоритетная роль принадлежит личности (его ценностным ориентациям, идеалам и т.д.). внутри модулей наиболее значимыми для анализа компетентности являются психологические свойства и качества, которые дополняются знаниями и умениями. Вопрос №9(2) Распечатки Вопрос №10(2) Личная беседа Вопрос №11(2) Лекции в тетради Средства общения вербальные невербальные Стили общения Психологические качества. 1. Педагогический такт (чувство разумной меры; выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка, как главной ценности); 2. Чувство юмора (высмеивать можно только то, что заслуживает осмеяния, но не унижать личность; юмор учителя должен проявляться в безобидной форме); 3. Педагогическая эмпатия (способность понять, что чувствует другой человек в данной ситуации). Вопрос №12(2) Смотри вопрос №11 Вопрос №13(2) Распечатки Вопрос №14(2) Распечатки Вопрос №15(2) Распечатки Вопрос №16(2). Распечатки Вопрос №17(2) Распечатки Результаты труда учителя: обученность и обучаемость школьников. Обученность и обучаемость образуют четвертый блок профессиональной компетентности учителя, в котором фиксируются результаты его труда, т. е. качественные изменения в психическом развитии учащихся, происшедшие под влиянием педагогической деятельности, педагогического общения, личности учителя. Оценивание учителем результатов своего труда требует новых граней его компетентности, прежде всею диагностического мышления и диагностического мастерства. Сейчас психодиагностическую функцию учителя принято рассматривать не как побочную, а как лежащую в самой основе педагогической профессии, ибо, чтобы развивать личность и индивидуальность учащихся, надо, прежде всего уметь их изучать. В школе достаточно широко используется термин «обучаемость», реже «обученность». Содержание каждою из этих понятий лучше выявляется при их сопоставлении. Обученность - по те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всею предыдущего хода обучения. Из чего же она складывается? Обученность включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучили. Обученность — это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта. все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником. Обучаемость — это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы ею развития, будущие возможности. Обучаемость — это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обученность — это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость — характеристика его потенциального развития. Начиная работу с учеником (классом), учителю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости учеников, поставить на этой основе обучающие и развивающие задачи и затем, после завершения определенного этапа работы (например, в конце учебного года), вновь оценить состояние обученности и обучаемости учащихся и изменения в них. Раскроем подробнее содержание названных выше компонентов обученности. 1. Знания (образы предметов, явлений материального мира, действий человека с этими предметами) — это первый итог обучения. В школе этому компоненту обученности придают центральное значение, для психологов же порой характерен недоучет их роли. 2. Состояние тex видов активной деятельности (учебной, мыслительной, мнемической и др.) ученика которые обеспечили усвоение. Учителю, изучающему состояние знаний у ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, а важно определить, чего именно в знаниях данного ученика не хватает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний. К ним относятся: 1) виды знаний (знания фактов, понятий и терминов, знания законов и теорий, знания о способа4 деятельности и методах познания и др.); 2) этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание); 3) уровни усвоения знаний (репродуктивный, состоящий в воспроизведении образцов, и продуктивный поиск новых способов решения); 4) качества знаний и их группы: а) научность, системность, систематичность, обобщенность, осознанность; б) гибкость, мобильность, оперативность; в) действенность, направленность на практическое использование; г) полнота, объем, прочность (см. работы И. Я. Лернера). Изучая знания школьника, можно выявить, например, что ученик владеет только фактами, преобладает уровень буквального запоминания, а не понимания и применения, что хотя знания полные и прочные, но негибкие и т. д. Обратимся к психологическим показателям обучаемости. Как отмечалось выше, обучаемость — это восприимчивость, готовность к переходу на новые уровни обученности, т. е. к овладению новыми знаниями, способами их добывания, к. переходу на новые уровни умственного развития. Имеются различные подходы к обучаемости. Одним из наиболее продуктивных является, на наш взгляд, такой, при котором обучаемость трактуется как понятие, весьма близкое к понятию «зона ближайшего развития». Так, Б. В. Зейгарник писала: «Наиболее существенным критерием умственного развития детей является диапазон их потенциальных возможностей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Это качество было названо обучаемостью». Психологическими показателями обучаемости являются: · активность ориентировки в новых условиях; · инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям; · настойчивость в достижении учебной цели, умение работать в ситуациях помех, препятствии, монотонной деятельности, «трудных» задач и др.; · восприимчивость к помощи другого человека и чувствительность к подсказке, готовность принять помощь другого человека и отсутствие сопротивления. При этом уровень обучаемости определяется характером дозированной помощи: общее подкрепление («это вы можете»), наводящие вопросы («на какое правило эта задача?»), показ начала действия, показ всего действия до конца и др. В целом, чем меньше дозированной помощи нужно ученику для решения, тем выше уровень его обучаемости; суммарным показателем обучаемости, по 3. И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления: количество конкретного материала, на основе которого достигае
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.021 с.) |