Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности учителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Индивидуальный стиль деятельности учителя - это набор наиболее эффективных приемов построения деятельности, которые позволяют усилить положительные стороны темперамента и ослабить негативные. В основу различения стиля и груде учителя положены следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя па процесс или результат своею труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этою был выделен ряд индивидуальных стилей: · Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС); · Эмоционально-методический стиль (ЭМС); · Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС); · Рассуждающе-методический стиль (РМС).
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).
Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном — сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается. пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный, хотя и важный, оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала. контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся и частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке. Вопрос №17(2) Распечатки Результаты труда учителя: обученность и обучаемость школьников. Обученность и обучаемость образуют четвертый блок профессиональной компетентности учителя, в котором фиксируются результаты его труда, т. е. качественные изменения в психическом развитии учащихся, происшедшие под влиянием педагогической деятельности, педагогического общения, личности учителя. Оценивание учителем результатов своего труда требует новых граней его компетентности, прежде всею диагностического мышления и диагностического мастерства. Сейчас психодиагностическую функцию учителя принято рассматривать не как побочную, а как лежащую в самой основе педагогической профессии, ибо, чтобы развивать личность и индивидуальность учащихся, надо, прежде всего уметь их изучать. В школе достаточно широко используется термин «обучаемость», реже «обученность». Содержание каждою из этих понятий лучше выявляется при их сопоставлении. Обученность - по те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всею предыдущего хода обучения. Из чего же она складывается? Обученность включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучили. Обученность — это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта. все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником. Обучаемость — это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы ею развития, будущие возможности. Обучаемость — это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обученность — это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость — характеристика его потенциального развития. Начиная работу с учеником (классом), учителю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости учеников, поставить на этой основе обучающие и развивающие задачи и затем, после завершения определенного этапа работы (например, в конце учебного года), вновь оценить состояние обученности и обучаемости учащихся и изменения в них. Раскроем подробнее содержание названных выше компонентов обученности. 1. Знания (образы предметов, явлений материального мира, действий человека с этими предметами) — это первый итог обучения. В школе этому компоненту обученности придают центральное значение, для психологов же порой характерен недоучет их роли. 2. Состояние тex видов активной деятельности (учебной, мыслительной, мнемической и др.) ученика которые обеспечили усвоение. Учителю, изучающему состояние знаний у ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, а важно определить, чего именно в знаниях данного ученика не хватает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний. К ним относятся: 1) виды знаний (знания фактов, понятий и терминов, знания законов и теорий, знания о способа4 деятельности и методах познания и др.); 2) этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание); 3) уровни усвоения знаний (репродуктивный, состоящий в воспроизведении образцов, и продуктивный поиск новых способов решения); 4) качества знаний и их группы: а) научность, системность, систематичность, обобщенность, осознанность; б) гибкость, мобильность, оперативность; в) действенность, направленность на практическое использование; г) полнота, объем, прочность (см. работы И. Я. Лернера). Изучая знания школьника, можно выявить, например, что ученик владеет только фактами, преобладает уровень буквального запоминания, а не понимания и применения, что хотя знания полные и прочные, но негибкие и т. д. Обратимся к психологическим показателям обучаемости. Как отмечалось выше, обучаемость — это восприимчивость, готовность к переходу на новые уровни обученности, т. е. к овладению новыми знаниями, способами их добывания, к. переходу на новые уровни умственного развития. Имеются различные подходы к обучаемости. Одним из наиболее продуктивных является, на наш взгляд, такой, при котором обучаемость трактуется как понятие, весьма близкое к понятию «зона ближайшего развития». Так, Б. В. Зейгарник писала: «Наиболее существенным критерием умственного развития детей является диапазон их потенциальных возможностей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Это качество было названо обучаемостью». Психологическими показателями обучаемости являются: · активность ориентировки в новых условиях; · инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям; · настойчивость в достижении учебной цели, умение работать в ситуациях помех, препятствии, монотонной деятельности, «трудных» задач и др.; · восприимчивость к помощи другого человека и чувствительность к подсказке, готовность принять помощь другого человека и отсутствие сопротивления. При этом уровень обучаемости определяется характером дозированной помощи: общее подкрепление («это вы можете»), наводящие вопросы («на какое правило эта задача?»), показ начала действия, показ всего действия до конца и др. В целом, чем меньше дозированной помощи нужно ученику для решения, тем выше уровень его обучаемости; суммарным показателем обучаемости, по 3. И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления: количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, количество «шагов» для её самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность, выносливость. Таким образом, для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать «в уме», осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения. Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем её количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности. Обучаемость является, по-видимому, психологически более весомым результатом труда учителя, чем обученность. У учащихся возможны индивидуальные варианты соотношения обученности и обучаемости. Так обученность может быть низкой (например, у педагогически запущенных детей), а обучаемость достаточно высокой. У других обученность достаточно высока (вследствие прилежания), а обучаемость низкая. Обучаемость обеспечивается разными путями: один ученик учится за счет хороших способностей, но быстро устает; другой понимает материал с большим трудом, но зато более работоспособен. Необходимые педагогические умения и позиции реализуются при наличии ряда психологических качеств учителя: его мотивации к психологической диагностике учащихся в самом процессе обучения (например, в холе опроса), специфического диагностического мышления и диагностических способностей, прогнозирования возможностей учащихся. Суть диагностического мышления учителя состоит в том, чтобы увязать воедино все проявления ученика, увидеть между ними причинно-следственные отношения, наметить пути развития и коррекции. Вопрос №18(2) Распечатки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.21.119 (0.012 с.) |