Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологического исследования(наблюдение, эксперимент)

Поиск

Для изучения психических процессов и пси­хологических особенностей личности, различных видов деятель­ности психология применяет определенные методы (приемы, спо­собы) исследования. Знакомство с ними имеет и практическое значение для непосредственных организаторов учебно-воспита­тельного процесса — учителей. Дело в том, что многие из этих методов пригодны не только для собственно-научного исследова­ния, но и для организации углубленного изучения детей в прак­тических учебно-воспитательных целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понима­ние индивидуально-психологических особенностей учащихся, свое­образия их личности, что является предпосылкой для нахождения наиболее целесообразных и эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия на школьников.

Методы психологического изучения должны быть объективны­ми, давать достоверный, надежный материал, свободный от иска­жений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Мето­ды эти позволяют не только описывать, регистрировать психиче­ские явления, но и научно объяснять их.

Основные методы психологии — наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие.

Наблюдение. Наблюдение как метод изучения психики челове­ка широко применяется в психологии.

Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Толь­ко в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психоло­гически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика.

Метод, наблюдения и предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря, по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процес­сов (восприятия, памяти, мышления, воображения), о психическом состоянии школьника, о чертах его личности, темперамента, ха­рактера. Характерная особенность методанаблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных—жизненных условиях. Таким образом, и изучение школьников производится не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в процессе ее.

Каким же должно быть наблюдение, чтобы не превратиться в пассивное созерцание, а отвечать своему назначению?

Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать,иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. От­сюда следует, что психологическое наблюдение обязательно про­водится по определенному плану, схеме или программе, что обес­печивает наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или про­граммы теряется основная линия наблюдения, в результате чего можно упустить главное и существенное в психической деятельно­сти человека.

Наблюдение следует проводить систематически,а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дли­тельнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблю­датель, тем легче ему будет отделить типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Длительное наблюде­ние применяется, например, при изучении возрастных особенно­стей детей, в частности особенностей развития их речи и мышле­ния, эмоциональных проявлений, интересов, черт характера и спо­собностей. Результаты такого длительного наблюдения фиксиру­ют в дневнике, где анализируют процесс психического развития ребенка (часто за несколько лет) или оформляют в виде психоло­гических характеристик.

Суждения о личности человека, школьника должны опираться на объективно выраженные показатели, точные, проверенные фак­ты, которые следует сопоставлять друг с другом. Недопустимы предвзятость и пристрастность при истолковании, объяснении и оценке этих показателей, поспешность в определении психических особенностей ребенка, школьника на основании поверхностного анализа незначительного числа фактов, первых впечатлений, без­отчетной симпатии или антипатии.

Чтобы наблюдение дало полноценные результаты, необходимо принять во внимание многообразие проявлений психики человека, наблюдать эти проявления в различных условиях. Решить, напри­мер, выдержанный ли тот или иной ученик, можно с уверенностью лишь в том случае, если наблюдать его поведение не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах. Психолог тщательно учитывает ситуацию, обстановку, в которой школьник совершает определенные поступки, а также его состояние. Ока­завшись в необычной ситуации, ученик может проявить совершен­но несвойственные ему черты. Надо учитывать и такие моменты, как состояние здоровья, самочувствие, степень утомления ребен­ка,— это также может влиять на его психические проявления.

Наблюдая поведение детей, совершенно необходимо правильно разбираться в мотивах (побудительных причинах) их действий и поступков. Надо иметь в виду, что внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам и, следовательно, могут быть проявлением различных черт личности. Так, если ученик на со­брании прямо и открыто осудил неблаговидный поступок своего товарища, то это не всегда есть следствие его высокой принципи­альности и честности — это может быть, например, проявлением «детского карьеризма», выражением желания получить одобрение со стороны учителя, отличиться в его глазах, или стремлением уйти от наказания, переложив вину на другого, или даже своеоб­разным способом сведения личных счетов. В зависимости от мо­тива один и тот же поступок получит различную нравственную оценку.

Эксперимент. Очень важную роль в психологических исследо­ваниях играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор, т. е. человек, который проводит опыт, также осуществляет наблюде­ние за психическими явлениями, процессами у испытуемого (че­ловека, с которым проводится опыт). Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его пси­хических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого.

Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Экспериментатор по своему усмотрению может варьировать (изменять, пробовать разные варианты) условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частно­сти, дает возможность находить наиболее рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее бы­стрым, прочным и точным.

В психологии применяют два типа эксперимента: лаборатор­ный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводят в специально организо­ванных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических при­способлений. Часто, хотя и не всегда, его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях (лабораториях) с применением сложной аппаратуры.

Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистри­рующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций человека, скорость фор­мирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо полу­чить точные и надежные показа­тели протекания психических яв­лений при строго определенных условиях.

Примером лабораторного экс­перимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экране (типа телевизион­ного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет.

Более ограниченное применение имеет пока лабораторный эк­сперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь очень сложен и многогранен объект иссле­дования, с другой — известная искусственность лабораторной си­туации представляет немалые трудности. Например, исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут харак­терны для этой же личности в естественно-жизненных обстоя­тельствах. Применяется, например, экспериментальная методика для исследования самооценки и уверенности в своих силах. Уча­щимся предлагают ряд карточек с задачами, располагающимися по возрастающей степени трудности. Испытуемые должны сами выбрать себе задачу по силам (как они считают). Им предостав­ляют возможность сделать несколько новых выборов, после того как они попробуют решить выбранные ими задачи. Анализируя, какие задачи и в какой последовательности выбирал каждый школьник и сумел ли он их решить, исследователь определяет уровень самооценки школьника, степень его уверенности или не­уверенности в своих силах, устойчивость самооценки, а также соответствие (адекватность)' самооценки школьника его фактиче­ским возможностям.

Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всесто­роннему изучению психической деятельности людей. Успехи сов­ременной научной психологии были бы невозможны без примене­ния этого метода. Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее сущест­венный недостаток этого метода — его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. И действительно, одно дело, когда уче­ник запоминает важный и интересный для него учебный матери­ал, другое дело, когда ему предлагают запомнить эксперимен­тальный материал, непосредственно не представляющий для ребенка реального интереса, да еще в необычных условиях. По­этому лабораторное исследование психической деятельности дол­жно быть тщательно организовано и по возможности сочетаться с другими, более естественными методами.

Указанные недостатки лабораторного эксперимента до извест­ной степени устраняются при организации естественного экспери­мента, который проводится в обычных, естественных условиях по­ведения и деятельности человека.

Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точ­ность эксперимента. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые (в частности, дети, школьники) не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, — это обеспечивает естественность их поведения. Такой естественной экспериментальной обстановкой, предназначенной для изучения психической деятельности школьников, могут быть игры, специ­ально организованные уроки, общественные поручения, выполне­ние домашних заданий. При организации естественного экспери­мента также возможно применение технических средств (но при условии, что испытуемый не знает об этом). Можно записывать урок с помощью системы магнитофонов, которые должны быть замаскированы и не видны учащимся. Возможна киносъемка уро­ка с помощью специально установленных, но невидимых учащим­ся киноаппаратов.

Для правильного и успешного проведения естественного экспе­римента необходимо соблюдать все те требования, которые предъ­являются к лабораторному эксперименту. В соответствии с зада­чей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

Если перед исследователем стоит задача изучить такие особен­ности детей, как сообразительность, находчивость, смелость, то, организуя с этой целью игру детей, экспериментатор включает в нее соответствующие требования, правила и создает для детей такие затруднения, которые выявляют степень развития у детей этих психических качеств. Желая выявить отношение ученика к себе и товарищам, экспериментатор подбирает (или создает) ва­риант коллективной спортивной игры, обращая внимание на то, как испытуемый школьник относится к своим успехам и неудачам в игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, как относится к товарищам по команде и соперникам, как, восприни­мает похвалу и упреки, какую роль (руководителя или рядового игрока) предпочитает, кому приписывает победу, как относится к побежденному.

Анализ решения учащимися на уроке специально подобран­ных задач дает возможность изучить возрастные и индивидуаль­ные особенности мышления, установить уровни развития обоб­щенного и причинно-следственного мышления.


Вопрос №3(1)

Крутецкий стр.20-23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.009 с.)