Методы психологического исследования (методы опроса, тестирование, психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологического исследования (методы опроса, тестирование, психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности)



 

Для изучения психических процессов и пси­хологических особенностей личности, различных видов деятель­ности психология применяет определенные методы (приемы, спо­собы) исследования. Знакомство с ними имеет и практическое значение для непосредственных организаторов учебно-воспита­тельного процесса — учителей. Дело в том, что многие из этих методов пригодны не только для собственно-научного исследова­ния, но и для организации углубленного изучения детей в прак­тических учебно-воспитательных целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понима­ние индивидуально-психологических особенностей учащихся, свое­образия их личности, что является предпосылкой для нахождения наиболее целесообразных и эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия на школьников.

Методы психологического изучения должны быть объективны­ми, давать достоверный, надежный материал, свободный от иска­жений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Мето­ды эти позволяют не только описывать, регистрировать психиче­ские явления, но и научно объяснять их.

Основные методы психологии — наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие.

Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение имеют и методы психологического исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых, метод беседы, со школьником (равно как и о нем с хорошо знаю­щими его людьми — родителями, учителями, воспитателями, то­варищами), анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения школьника к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.

Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно проду­манные вопросы, на которые тот отвечает (устно — в случае бесе­ды или письменно при применении анкетного метода). Содержа­ние и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с при­менением магнитофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером вы­ражений), а также за поведением, выражением лица, мимикой испытуемых. Беседа должна быть живой и непринужденной, про­водиться в атмосфере доверия, доброжелательности и искренно­сти, в обстановке максимальной естественности, не насторажи­вающей школьников.

Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство это­го метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в срав­нении с беседой — отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможности варьировать характер вопросов в зави­симости от ответов. Здесь также важно правильно подобрать во­просы. Они должны быть четкими, ясными, понятными, не долж­ны внушать тот или иной ответ. Для обеспечения достоверности показателей ответы на один вопрос необходимо контролировать ответами на скрытоаналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимают во внимание, так как они не могут быть признаны достоверными). Анкетный метод обычно не применяют по отношению к младшим школьникам, так как они не в состоя­нии точно сформулировать письменный ответ.

Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частно­сти наблюдением за поведением школьников.

Б последние годы большую популярность в возрастной и педа­гогической психологии приобрел специфический вариант анкет­ного метода — так называемая социометрическая методика. Ее специально используют при изучении детских коллективов и групп — их направленности, внутриколлективных и внутригрупповых отношений, при изучении микрогрупп в коллективе, положе­ния в коллективе отдельных его членов (проблема популярности и непопулярности в коллективе, проблема лидерства, «вожачества»). Методика эта несложна. Например, каждый член коллекти­ва индивидуально письменно отвечает на следующие вопросы: «Назови по порядку трех человек в своем классе, с которыми ты хотел бы, и трех человек, с которыми ты не хотел бы: 1) сидеть за одной партой; 2) жить в лагере в одной палатке; 3) выполнять вместе общественные поручения; 4) кого ты пригласил и не при­гласил бы на свой день рождения; 5) к кому ты обратился бы за помощью в учебной работе (если бы такая нужда возникла) и к кому никогда не обратился бы; 6) хотел или не хотел бы иметь их звеньевыми». Статистическая обработка полученных ответов дает возможность выявить в составе коллектива наличие малых групп и их взаимоотношения, определить наиболее и наименее популярных в классе учеников — с одной стороны, своего рода "вожаков», с другой — учеников, которых коллектив не любит и не принимает, игнорирует.

Тесты. Широко применяют в современной психологии метод тестов (английское слово «тест» означает «проба», «испытание»). Тест — это особый вид экспериментального исследования, пред­ставляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обыч­но учитывают. Тесты применяют не только для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, но чаще для оценки уровня развития какого-либо психологического каче­ства у данного человека в сравнении со средним уровнем (уста­новленной нормой или стандартом). Тесты применяют при иссле­довании способностей, уровня умственного развития учащихся, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индиви­дуальных особенностей протекания психических процессов.

Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных техни­ческих приспособлений, требует самого простого оснащения (час-то это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки.

Тесты широко практикуются за рубежом. Буржуазная тестология подвергалась и подвергается очень серьезной критике как со стороны советских, так и со стороны прогрессивных зарубежных психологов прежде всего за неопределенность или прямую подмену предмета исследования. Легко показать, например, что тесты способностей, которые применяют буржуазные психологи, фактически направлены на исследование не способностей, а наличных знаний, уровня культуры. Вот здесь и кроется возмож­ность оправдания классового, расового, национального неравенст­ва в буржуазном обществе, потому что дети привилегированных слоев населения находятся в более благоприятных условиях и, естественно, у них уровень культуры, общеобразовательных зна­ний обычно выше, чем у детей представителей эксплуати­руемых классов. Делая ложный вывод о большей одаренности представителей состоятельных классов и «высших» рас, буржуаз­ные психологи служат классовым интересам буржуазии. Кроме этого, тесты зарубежных психологов отличаются рядом других серьезных недостатков. Например, тестовые исследования пред­полагают только оценку результата решения тестовой задачи. Процесс же достижения этого результата буржуазного тестолога не интересует. Но известно, что один и тот же результат может быть достигнут совершенно различными психологическими путя­ми. И анализ процесса поисков решения может дать очень важ­ные материалы для характеристики мышления человека, его спо­собностей. Разве все равно, например, как решена задача — ори­гинальным или стандартным способом, рациональным или неэко­номным путем?

Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учи­тывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, — настроения испытуемого, его са­мочувствия, отношения к тестированию. Неприемлемыми являют­ся и попытки с помощью тестов установить предел, «потолок» возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.

Тесты, которые применяют советские психологи, строятся на широкой научной основе, базируются на принципах, в корне от­личных от принципов буржуазной тестологии. Советские психологи добиваются, чтобы тесты были свободны от тех недостатков, на которые указано выше. Вот некоторые тесты, применяемые со­ветскими психологами: «Часовая стрелка часов передвинулась на 45 °. Сколько прошло времени?» (Исследуются пространствен­ные представления.) «Кирпич весит килограмм и еще плюс пол­кирпича. Сколько весит кирпич?» (Исследуется соотношение абстрактных и наглядно-образных сторон мышления.) А вот тест на оценку внимания и умственной работоспособности: ученику дают бланк с напечатанными в случайном порядке буквами (30 строк, по 60 букв в строке). Задание — вычеркнуть всюду букву «О», кроме тех случаев, где перед ней стоят буквы «Г» и «К». Учитывают время решения и количество ошибок. Психологический анализ процесса и продуктов творческой: деятельности. О психической жизни, об особенностях человека, и в частности ребенка, можно судить также косвенно — по про­дуктам его деятельности, т. е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические поделки, тема­тические альбомы, коллекции и т. д.

Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукт, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился опре­деленных результатов. Помимо содержательной стороны этих продуктов деятельности (тематика, сюжет, содержание), некото­рое значение для познания личности школьника имеет и их офор­мление, в частности стиль письменной речи, манера рисования и т. д. Все это позволяет раскрыть не только особенности твор­ческой деятельности, интересов и способностей ребенка, школь­ника, но и получить дополнительные данные о его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни.

 

Вопрос №4(1)

Кулагина стр.10-11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.009 с.)