Психологические качества учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические качества учителя.



Важной характеристикой педагогической деятельности являются психологические качества самого учителя.

Педагогическая эрудиция — запас современных знаний, которые учитель гибко применяет при решении педагогических задач.

Педагогическое целеполагание — потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации. Педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения учениками.

В ходе анализа педагогических ситуаций развертывается и педагогическое мышление учителя как процесс выявление внешне не заданных, скрытых свойств педагогической действительности в ходе сравнения и классификации ситуаций, обнаружения в них причинно-следственных связей.

Вариантом практического педагогического мышления является диагностическое мышление учителя — анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.

Педагогическая интуиция — это быстрое, одномоментное принятие учителем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Если учитель на последующих этапах может ввернуть обоснование этого решения, то можно говорить об интуиции более высокого уровня; если же он не может объяснить своего решения, то имеет место эмпирическая, житейская интуиция. Интуитивный способ педагогического мышления необходимо учителю, ибо, многообразие и неповторимость педагогических ситуаций, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают точный расчет невозможным и интуитивное предвосхищение действий, педагогическое чутье оказывается точнее логических выкладок, заменяет учителю логические рассуждения, позволяет быстро увидеть правильное решение.

Важной чертой педагогического мышления является педагогическая импровизация — нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применения при их минимальном разрыве.

Процесс педагогической импровизации состоит из четырех этапов. Первый этап — педагогическое озарение. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Такое мгновение прихода педагогической идеи при условии сиюминутной ее реализации и является началом импровизации. Второй этап — мгновенное осмысление педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации. На этом этапе принимается решение: быть или не бытьимпровизации? Рождение идеи возникает интуитивно, а путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап - публичное воплощение, или реализация, педагогической идеи. Здесь осуществляется зримый процесс импровизации, ее видимая, так сказать, надводная часть; прямо на глазах у зрителей (школьников, учителей, родителей) рождается субъективно или объективно новое. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность импровизации. Какие бы блестящие идеи ни приходили в голову учителю, какое бы многообразие вариантов он мгновенно ни просчитывал, в них не будет большого смысла, если он не сумеет это публично педагогически значимо воплотить. Четвертый этап: осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения педагогической идеи, моментальное решение о продолжении импровизации, если по ее ходу рождается новая идея или завершение ее плавным переходом к запланированному ранее.

В ходе изучения учителем учащихся и самого себя совершенствуется также и ряд других профессионально важных психологических качеств.

Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух — понимание учителем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ученика по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека словно книгу.

Педагогический оптимизм – подход учителя к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способности увидеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться.

Педагогическая находчивость — умение гибко перестроить трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность.

Педагогическое предвидение, прогнозирование — умение предвосхищать поведение и реакцию учащихся до начала или до завершения педагогической ситуации, предусматривать их и свои затруднения.

Педагогическая рефлексия — обращенность сознания учителя на самого себя, учет представлений учащихся о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика. Иными словами, педагогическая рефлексия — это способность учителя мысленно представить себе сложившуюся у ученика картину ситуации и на этой основе уточнить представление о себе. Рефлексия означает осознание учителем себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях учителю важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, a не к разрушению ее постоянными сомнениями и колебаниями. Педагогическая рефлексия — это самостоятельное обращение учителя к самоанализу без того, чтобы от него это потребовала администрация школы.

Вопрос №10(2)

Личная беседа

Педагогическая деятельность учителя как составляющая профессиональной компетенции

 

Чтобы много не печатать я лучше сосавлю план ответа, который мне посоветовала Марина Алексеевна. Во-первых нужно рассказать о компетентности учителя: дать определение и что-нибудь ещё (этот материал находится в вопросе №8), во-вторых нужно рассказать о педагогической деятельности: то же понятие, цели и задачи, остальное, в принципе, не очень нужно (это можно найти в вопросе №9), в-третьих сделать какой-нибудь вывод, можно от себя, а можно взять вот этот:

т.о. компетентность учителя состоит в том, чтобы не упускать общих педагогических задач и умело конкретизировать их в зависимости от условий. Кроме того, учитель имеет дело с педагогическими задачами, направленными на разные стороны психического развития учащихся (обучающие, развивающие, воспитательные). Профессионализм учителя и здесь состоит в том, чтобы не упускать все эти задачи, хотя на практике обучающие задачи учителю ставить легче, чем развивающие и воспитательные. Это связано с тем, что при постановке обучающих зада, достаточно знать свой учебный предмет, а при постановке развивающей задачи надо уметь оперировать показателями психического развития учащихся и уметь выявлять их состояние у учеников.

Вопрос №11(2)

Лекции в тетради

Педагогическое общение учителя: общая характеристика

 

Структура педагогического общения.

1. Коммуникативные задачи;

2. Способы общения (выразительные средства, стили общения, роли и маски в общении);

3. Самоанализ учителем хода и результатов общения.

Вывод: Профессионально компетентным является такое общение в котором сочетаются и реализуются все структурные компоненты, если хотя бы один из компонентов выделяется особо или не реализуется, то мы имеем дело деформацией педагогического общения.

Содержание коммуникативных задач:

1. взаимообмен информацией;

2. взаимопознание;

3. мобилизация резервов всех участников общения;

4. взаимодействие и организация совместной деятельности участников;

5. разумная педагогическая самопрезентация личности учителя.

Средства общения

       
   


вербальные невербальные

Стили общения

Психологические качества.

1. Педагогический такт (чувство разумной меры; выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка, как главной ценности);

2. Чувство юмора (высмеивать можно только то, что заслуживает осмеяния, но не унижать личность; юмор учителя должен проявляться в безобидной форме);

3. Педагогическая эмпатия (способность понять, что чувствует другой человек в данной ситуации).

Вопрос №12(2)

Смотри вопрос №11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.011 с.)