Характер и его формирование в учебно-воспитательном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер и его формирование в учебно-воспитательном процессе



 

Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различ­ные отношения выражаются в поведении, в поступках че­ловека.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеоб­разное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «чер­та», «печать», «признак». Характер человека как бы накла­дывает определенный отпечаток на его поведение, на вза­имоотношения с другими людьми, является определен­ным признаком его личности.

Характер - это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных осо­бенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Писатель С. Шуртаков в одной из своих книг пишет: «Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таким не приметен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, а останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь. Вспомнишь о нем через ме­сяц, через год - и радостно тебе станет: хорошо, что где-то есть такой чудесный человек!»

Известно, что между поведением человека и его харак­тером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности харак­тера человека. Человек всегда так или иначе ведет себя -совершает определенные действия, поступки по отноше­нию к окружающему миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверен­ности в себе и пр.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от по­сторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная муд­рость гласит: «Каков характер, таковы и поступки». Са­мым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность ха­рактера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре. «Человек отражается в своих поступках», - писал Ф. Шиллер. «Че­ловек есть не что иное, как ряд его поступков», - утверж­дал Г. Гегель.

Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно проникнуть в мотивы (а это так не просто!), которыми руко­водствуются люди, избирая тот или иной способ поведе­ния, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и преж­де всего к людям, к обществу, к самому себе.

Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его по­ведение.

Черты характера

Черты характера выражают отношение человека к дру­гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея­тельности.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуаци­ях, в которых реализуется его отношение к действитель­ности.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, кото­рые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторо­нам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и об­щего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккурат­ность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; тре­бовательность к себе и заносчивость; чувство собственно­го достоинства и высокомерие и т.д.

Эти черты характера, или особенности личности, яв­ляются моральными качествами и выступают либо добро­детелями, либо пороками человека. Главная наша добро­детель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.

Вторая группа - волевые черты характера. Они выража­ются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с опреде­ленными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо «человек с ха­рактером», тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дис­циплинированности, мужества, смелости.

Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различ­ных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть ра­зумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Ха­рактер каждого человека - это своеобразное сочетание раз­личных черт, объединяемых в человеческой личности.

В истории психологии делалось немало попыток клас­сифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при харак­теристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других -скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общи­тельными и т.п.

Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индиви­дуальной жизни особенности нервной системы.

И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной си­стемы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет со­бой слаженную, уравновешенную систему нервных про­цессов.

Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера.

Для понимания нервно-физиологической основы харак­тера большое значение имеет учение И.П. Павлова о вто­рой сигнальной системе. Вторая сигнальная система являет­ся физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. «В нормально раз­витом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигналь­ная система есть высший регулятор человеческого поведе­ния». Конечно, говоря о физиологических основах характе­ра, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. «Фи­зиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, напри­мер, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера име­ет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число обществен­ных наук».

Формируясь под влиянием окружающей среды, жизнен­ного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исто­рический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. На­пример, смел тот, для кого такая форма поведения посто­янна, типична. Конечно, он тоже может иногда испыты­вать чувство страха, но трусом его не назовешь.

Чтобы узнать характер человека, требуется время и по­стоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что не зна­ешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как посту­пит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Характер человека может быть определенным или не­определенным, цельным или противоречивым.

Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цель­ный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.

Характер, как и сама личность, - очень сложное явле­ние, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и фор­мируется в течение всей жизни человека.

Формирование характера у младших школьников

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи­тания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формиро­вании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в пер­вую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домаш­нее воспитание имеет решающее значение для формиро­вания характера ребенка.

Характер формируется в деятельности. Характер ребен­ка приобретет свое качественное своеобразие в последо­вательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде.

Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко под­черкивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику по­ведения», закреплять правильные формы поведения.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный об­раз поведения, определенные отношения к действитель­ности.

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициатив­ности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

С поступлением в школу начинается новый этап фор­мирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяю­щих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника орга­низованность, систематичность, целеустремленность, на­стойчивость, аккуратность, дисциплинированность, тру­долюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с то­варищами. У него развивается сознание долга и ответствен­ности перед коллективом класса, школы, чувство товари­щества, коллективизм.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требо­ваний.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствую­щего образованию устойчивых привычек поведения и дея­тельности.

«Характер детей складывается и формируется в реаль­ных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педа­гогический процесс, как деятельность учителя-воспитате­ля, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал С.Л. Рубинштейн. - Всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нрав­ственные нормы, минуя собственную деятельность ребен­ка по овладению ими, подрывает, как это отлично пони­мал еще Ушинский, самые основы здорового умственно­го и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».

Формируя личное поведение ребенка, педагог форми­рует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

Мотив, действенный для данного человека, - это буду­щая черта его характера в ее генезисе (потенциально по край­ней мере). Поэтому особенности мотивационной сферы ре­бенка должны находиться в центре внимания учителя.

Внешне один и тот же поступок, одно и то же отноше­ние детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно пресле­дуют, приобретает совсем различный и в отношении пе­дагогической своей ценности иногда прямо противополож­ный смысл.

Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведе­ния своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-вос­питательный процесс, чтобы помочь ребенку сформиро­вать позитивные мотивы учения и отношений с одно­классниками.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей дея­тельности.

Вопрос №19(1)

Распечатки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.024 с.)