Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика учебного предмета↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: · Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: учебник по обучению грамоте и чтению / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков; под ред. М. Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. · Агаркова, Н. Г. Азбука: тетрадь по письму № 1, 2, 3 / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. · Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: методическое пособие / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. · Лаврова, Н. М. Азбука. Пишу и проверяю себя. 1 класс: тетрадь № 1, 2 / Н. М. Лаврова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. · Лаврова, Н. М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: методическое пособие / Н. М. Лаврова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: · Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; · федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на ____ / _____ учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _____ от __.__.20__ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20__ / 20__ учебный год»; · учебный план образовательного учреждения на _____/____ учебный год; · локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы). Общая характеристика учебного предмета Цели и задачи курса Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи. Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов, перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются общеучебные умения, навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение. В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизнесения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях. Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и соответственно в «Тетради по письму» обусловлена позиционным (слоговым) принципом русской графики и принятыми в ней правилами обозначения твердости – мягкости согласных и передачей на письме звука [й’]. Гласные звуки ([а], [о], [у], [э], [ы], [и]) и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как они образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения. После гласных изучаются сонорные звуки, что обусловлено тем, что они противопоставлены только по признаку твердости – мягкости и не имеют пары по глухости-звонкости (а звук [й’] не имеет пары и по твердости–мягкости). На примере именно этой подгруппы согласных букв вводится понятие позиционного принципа графики, который гласит, что узнать значение буквы можно только по ее окружению. Это можно показать с помощью изученных ранее букв, обозначающих гласные звуки, а именно с помощью букв а, о, у, э, ы, обозначающих твердость предшествующих согласных, и буквы и, показывающей их мягкость. Кроме того, изучение звука [й’] в этой группе позволяет познакомить детей с двумя функциями букв е, ё, ю, я: 1) обозначать два звука – [й’] и гласный, 2) обозначать гласный звук и указывать при этом на мягкость предшествующего согласного. Дети знакомятся также с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных. На следующем этапе, при изучении парных звонких и глухих согласных, дети имеют возможность закрепить правила обозначения твердости – мягкости согласных и звука [й’] на письме на достаточно обширном словесном материале. Затем они упражняются в звуковом анализе и чтении слов с разделительными ь и ъ и лишь потом изучают непарные по глухости – звонкости шумные согласные звуки и знакомятся с некоторыми традиционными правилами написания сочетаний шипящих и ц с различными гласными. При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю. А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки. Помимо специально созданных текстов для чтения в «Азбуку» включены произведения других жанров: стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, дразнилки, приговорки, считалки, то есть то, что отвечает возрастным потребностям шестилетнего ребенка и способствует формированию у него познавательного интереса. Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизнесения шестилетних детей на уроках грамоты достигается путем использования в «Азбуке» следующих приемов: а) наращивания и б) реконструирования слов. Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: ша – груша – грушка – грушевый (сок); бы – был – были – былина – былинный; пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки», но и, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения. Чтение слов в таких цепочках реализуется сразу на двух уровнях: а) слоговом нараспев и б) орфоэпическом, то есть с учетом ударения. В этом заключается технология овладения первоначальным чтением. Используется также прием реконструирования слов, что позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места лишь одного звука в слове приводит к полному изменению его значения, например: ива – нива, сон – слон, батон – бутон, зайка – лайка, игра – игла. Особой задачей для шестилетних учащихся является усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв были разработаны элементы-шаблоны для их конструирования. Ребенок имеет возможность на уровне практического действия – руками – самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы. Параллельно с обучением чтению в 1 классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухо-артикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере достижения автоматизма становится графическим навыком. Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова. Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов: 1) подготовительного, 2) основного (звукобуквенного) и 3) заключительного. На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами, графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями. На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, 2, 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях. На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4 классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык. В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизнесения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции; во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в восстанавливающие буквы; в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях. Содержание учебного предмета Чтение (10 ч) Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки. Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели. Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть. Первичное представление о словах как структурных единицах языка. Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв. Письмо (12 ч) Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Чтение (80 ч) Гласные звуки Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг. Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции. Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком. Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква – это лишь знак («одежда») для звука, речи. Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста. Письмо (88 ч) Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями. Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв. Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента. Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными. Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет. Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма. Чтение (2 ч) Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень их слогового прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной. Формирование умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название. Формирование умения находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало (с чего все начиналось), б) главная часть (что произошло с героями), в) заключение (чем все завершилось). Формирование умения передать отношение автора и свое (то есть читающего ученика) к описанным в тексте событиям. Письмо (15 ч) Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. 4. Описание места учебного предмета в учебном плане Программа и материал УМК «Русский язык: обучение грамоте» рассчитаны на 23 недели: 5 часов в неделю – письмо (115 часов в год), 4 часа в неделю – чтение (92 часа в год), что соответствует БУП в 1 классах (1–4). Личностные УУД 1. Самоопределение (система заданий, помогающая младшему школьнику определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет. Задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»). 2. Смыслообразование (тексты, в которых обсуждаются серьезные проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей). 3. Нравственно-этическая ориентация: · навыки сотрудничества в разных ситуациях; · этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость). Познавательные УУД Логические. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: · сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; · анализ парных звонких–глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладание шума и чередование звонких–глухих; · обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й’] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ; · обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков; · выяснение общих черт непарных согласных. Подведение под понятие: · формирование понятия «звук» через анализ моделей; · поэтапное формирование понятия «парный звонкий–глухой согласный» через систему сопоставлений; · формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; · формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов. Установление причинно-следственных связей: · между разным звучанием мягкого и твердого согласного и использованием при этом разных букв для гласного звука; · между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; · между обнаружением связи слов в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст. Регулятивные УУД · целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу); · планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, составлять план и последовательность действий); · осуществление учебных действий (выполнять учебные действия); · прогнозирование (предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи); · контроль и самоконтроль (сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату); · коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения); · оценка (выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели); · саморегуляция. Коммуникативные УУД · инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь); · планирование учебного сотрудничества (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности); · взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию); · у правление коммуникацией (определять общую цель и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль, аргументировать свою позицию). Планируемые предметные результаты освоения курса к концу подготовительного периода3. Обучающиеся научатся: · на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст; · называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита; · составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; · правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их. Планируемые предметные результаты освоения курса к концу основного периода4. Обучающиеся научатся: · различать звуки и буквы русского языка; · различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды; · определять на слух ударные и безударные гласные; · делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью; · определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; · акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику; · обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), создавать звуковую схему – модель слова; · читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически; · обозначать звуки буквами и условными значками; · читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически; · перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот; · правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; · писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; · выполнять три вида соединения букв в слогах и словах; · при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; · конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов; · определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения; · членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически; · правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте. Планируемые предметные результаты освоения курса к концу заключительного периода5. Обучающиеся научатся: · пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита; · правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями; · читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; · применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания; · отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; · пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения); · озаглавливать прослушанный текст; · осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме; · применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’]; · связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя; · выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: - чк-, - чн-, - чт-, а также с сочетаниями букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением; · анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов. Целевая ориентация реализации настоящей рабочей Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Интернет-ресурсы: · Электронная версия газеты «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php · Я иду на урок начальной школы: обучение грамоте. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/ urok/index.php?SubjectID= 150010 · Уроки обучения грамоте. – Режим доступа: http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/ prepodavanie_ v_nachalnoj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/10 · Учительская. – Режим доступа: http://www.nachalka.com · Азбука 1 класс. Методическое пособие. – Режим доступа: http://www. akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=111 · Методическая копилка. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/resource. aspx?cat_no=201360 ·Медиатека. Обучение грамоте. Раздел «Начальные классы». – Режим доступа: http:// pedso-vet.su/load/273 · Мы и образование. – Режим доступа:http://www.alleng.ru/index.htm · Журнал «Начальная школа». – Режим доступа: http://n-shkola.ru · Обучение грамоте. 1 класс. Буквы, звуки, русский алфавит. – Режим доступа: http:// nachal-ka.info · Лукошко сказок. – Режим доступа: http://lukoshko.net · Детская литература. – Режим доступа: http://wet.by.ru/kds · Русская литература. – Режим доступа: http://www.fplib.ru/about · Стихи и песни для детей. – Режим доступа: http://lel.khv.ru/poems/poems.phtml · Слушаем сказки Мудрейкина. – Режим доступа: http://www.metodika.ru/?id=29 Информационно-коммуникативные средства: · Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс. – Режим доступа: http://www. mno-ga.net/all_for_kids/146304-uroki-kirilla-i-mefodiya-obuchenie-gramote-1-klass-2008-rus.html · Мультимедийный учебно-методический комплекс «Начальная школа. Медиатеки и уроки Кирилла и Мефодия». Технические средства обучения: · магнитная доска; · персональный компьютер; · мультимедийный проектор; · экспозиционный экран. Учебно-практическое оборудование: · аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт; · укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.). Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Перспективная начальная школа» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: · Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: учебник по обучению грамоте и чтению / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков; под ред. М. Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. · Агаркова, Н. Г. Азбука: тетрадь по письму № 1, 2, 3 / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. · Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс: методическое пособие / Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. · Лаврова, Н. М. Азбука. Пишу и проверяю себя. 1 класс: тетрадь № 1, 2 / Н. М. Лаврова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. · Лаврова, Н. М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: методическое пособие / Н. М. Лаврова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: · Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; · федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на ____ / _____ учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № _____ от __.__.20__ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20__ / 20__ учебный год»; · учебный план образовательного учреждения на _____/____ учебный год; · локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы). Общая характеристика учебного предмета Цели и задачи курса Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи. Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов, перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются общеучебные умения, навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение. В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизнесения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях. Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и соответственно в «Тетради по письму» обусловлена позиционным (слоговым) принципом русской графики и принятыми в ней правилами обозначения твердости – мягкости согласных и передачей на письме звука [й’]. Гласные звуки ([а], [о], [у], [э], [ы], [и]) и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как они образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения. После гласных изучаются сонорные звуки, что обусловлено тем, что они противопоставлены только по признаку твердости – мягкости и не имеют пары по глухости-звонкости (а звук [й’] не имеет пары и по твердости–мягкости). На примере именно этой подгруппы согласных букв вводится понятие позиционного принципа графики, который гласит, что узнать значение буквы можно только по ее окружению. Это можно показать с помощью изученных ранее букв, обозначающих гласные звуки, а именно с помощью букв а, о, у, э, ы, обозначающих твердость предшествующих согласных, и буквы и, показывающей их мягкость. Кроме того, изучение звука [й’] в этой группе позволяет познакомить детей с двумя функциями букв е, ё, ю, я: 1) обозначать два звука – [й’] и гласный, 2) обозначать гласный звук и указывать при этом на мягкость предшествующего согласного. Дети знакомятся также с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных. На следующем этапе, при изучении парных звонких и глухих согласных, дети имеют возможность закрепить правила обозначения твердости – мягкости согласных и звука [й’] на письме на достаточно обширном словесном материале. Затем они упражняются в звуковом анализе и чтении слов с разделительными ь и ъ и лишь потом изучают непарные по глухости – звонкости шумные согласные звуки и знакомятся с некоторыми традиционными правилами написания сочетаний шипящих и ц с различными гласными. При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю. А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки. Помимо специально созданных текстов для чтения в «Азбуку» включены произведения других жанров: стихи, загадки, пословицы, поговорки, скорого
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.011 с.) |