Характер. Акцентуация характера. Способности и задатки. Одаренность. Талант. Гениальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер. Акцентуация характера. Способности и задатки. Одаренность. Талант. Гениальность.



Характер

В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно; чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо; мужество формируется и проявляется в процессе совершения мужественных поступков.

Характер не является врождённым и неизменным свойством, он формируется после рождения человека. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека и происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности она поддерживает и культивирует, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость – в ситуации общения и т.д. Существует достаточно много классификаций черт характера. Чаще всего встречается два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и т.д.), эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.) и интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.) черты. В другом случае черты характера можно классифицировать на группы:

• черты, образующие психический склад личности (принципиальность, убеждённость, активность и др.);

• черты, в которых выражается отношение человека к другим людям (честность, лживость, справедливость, общительность, замкнутость, вежливость, откровенность, скрытность и др.);

• черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, заносчивость, самоуверенность, самокритичность, застенчивость, обидчивость и др.);

• черты, выражающие отношение человека к труду (инициативность, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность, др.).

Совокупность черт характера, определяющих отношение человека к окружающему, находит свое выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах. Считается, что люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, обладают «сильным» характером.

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера или их сочетаний называется акцентуацией характера. Акцентуированными считают черты характера, которые особенно сильно выражены у человека на фоне его остальных черт характера и в той или иной форме встречаются практически у всех людей. Акцентуированными могут стать любые черты характера: деловые, коммуникативные, мотивационные, инструментальные, первичные и вторичные.

Знания в области психологии личности, включающие знания об индивидуально-психологических процессах, состояниях и свойствах личности, обеспечивают успешность решения многих задач, к которым относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа; организация семейной жизни, полноценного развития детей, о чём пойдёт речь в следующих темах.

Способности, виды и уровни развития способностей

Почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов? Почему один человек легко достигает то, на что другой тратит массу усилий и времени? Речь идёт о способностях человека, которые являются очень важным индивидуально-психологическим свойством личности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Способный к чему-либо человек – тот, кто хорошо умеет делать соответствующее дело, причем так, что это получает высокую оценку со стороны большинства окружающих людей.

Существует много видов способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности (социально обусловленные), имеющие общественно историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врождёнными задатками. Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные способности. К общим способностям принято относить те, которые свойственны для большинства людей и определяют их успехи в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные, сценические и др. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся в том, что общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей. К примеру, если человек имеет с рождения определённый рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет. Успешность человека в музыке определяется наличием таких задатков, как музыкальный слух и память. Однако сами по себе природные задатки ещё не определяют успешной деятельности человека в будущем, их надо развивать, а это может произойти только в процессе обучения и практики.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: одарённость, талант, гениальность. Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей. Быть одаренным означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов. Талант – высокий уровень развития специальных способностей, проявляющийся в творческих достижениях. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике талант проявляется, как правило, в раннем возрасте. Гениальность – высший уровень развития способностей, выражающийся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гениальный человек достигает таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Для него характерны чрезвычайная творческая продуктивность и решительное преодоление устаревших норм и традиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.004 с.)