Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер. Акцентуация характера. Способности и задатки. Одаренность. Талант. Гениальность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характер В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно; чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо; мужество формируется и проявляется в процессе совершения мужественных поступков. Характер не является врождённым и неизменным свойством, он формируется после рождения человека. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека и происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности она поддерживает и культивирует, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость – в ситуации общения и т.д. Существует достаточно много классификаций черт характера. Чаще всего встречается два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и т.д.), эмоциональные (порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.) и интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.) черты. В другом случае черты характера можно классифицировать на группы: • черты, образующие психический склад личности (принципиальность, убеждённость, активность и др.); • черты, в которых выражается отношение человека к другим людям (честность, лживость, справедливость, общительность, замкнутость, вежливость, откровенность, скрытность и др.); • черты, выражающие отношение человека к самому себе (скромность, заносчивость, самоуверенность, самокритичность, застенчивость, обидчивость и др.); • черты, выражающие отношение человека к труду (инициативность, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность, др.). Совокупность черт характера, определяющих отношение человека к окружающему, находит свое выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах. Считается, что люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, обладают «сильным» характером. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера или их сочетаний называется акцентуацией характера. Акцентуированными считают черты характера, которые особенно сильно выражены у человека на фоне его остальных черт характера и в той или иной форме встречаются практически у всех людей. Акцентуированными могут стать любые черты характера: деловые, коммуникативные, мотивационные, инструментальные, первичные и вторичные. Знания в области психологии личности, включающие знания об индивидуально-психологических процессах, состояниях и свойствах личности, обеспечивают успешность решения многих задач, к которым относятся: организация совместной деятельности, сотрудничества, общения людей; предупреждение и разрешение конфликтов; управление коллективом; стимулирование и обеспечение собственного личностно-профессионального роста, развитие творческого потенциала, становление карьеры и формирование своего имиджа; организация семейной жизни, полноценного развития детей, о чём пойдёт речь в следующих темах. Способности, виды и уровни развития способностей Почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов? Почему один человек легко достигает то, на что другой тратит массу усилий и времени? Речь идёт о способностях человека, которые являются очень важным индивидуально-психологическим свойством личности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Способный к чему-либо человек – тот, кто хорошо умеет делать соответствующее дело, причем так, что это получает высокую оценку со стороны большинства окружающих людей. Существует много видов способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности (социально обусловленные), имеющие общественно историческое происхождение. Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врождёнными задатками. Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные способности. К общим способностям принято относить те, которые свойственны для большинства людей и определяют их успехи в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные, сценические и др. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся в том, что общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей. К примеру, если человек имеет с рождения определённый рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет. Успешность человека в музыке определяется наличием таких задатков, как музыкальный слух и память. Однако сами по себе природные задатки ещё не определяют успешной деятельности человека в будущем, их надо развивать, а это может произойти только в процессе обучения и практики. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: одарённость, талант, гениальность. Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей. Быть одаренным означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов. Талант – высокий уровень развития специальных способностей, проявляющийся в творческих достижениях. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике талант проявляется, как правило, в раннем возрасте. Гениальность – высший уровень развития способностей, выражающийся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гениальный человек достигает таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Для него характерны чрезвычайная творческая продуктивность и решительное преодоление устаревших норм и традиций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.009 с.) |