Объект и предмет психологии. Этапы развития психологии. Связь психологии с другими науками. Структура современной психологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет психологии. Этапы развития психологии. Связь психологии с другими науками. Структура современной психологии.



Память, ее общая характеристика, свойства и функции.

Память: понятие, виды и законы

Память  это основа личности. Именно благодаря памяти человек способен нормально ориентироваться в окружающей его действительности, иначе, лишенный памяти, он, по выражению И. М. Сеченова, «вечно находился бы в положении новорожденного». Память  форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Существуют следующие процессы памяти: запоминание  процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, информации; сохранение  процесс активной переработки материала и запечатления его; под забыванием в психологии понимают процесс, при котором не удаётся извлечь из памяти материал, который был когда-то запомнен и который нужно отыскать; воспроизведение может выступать в трех формах  узнавание, припоминание и воспоминание  это процессы восстановления в памяти ранее воспринятого. Воспроизведение может происходить при отсутствии ранее воспринятого объекта, узнавание  при повторной встрече с ним, припоминание  поиск требуемого материала в долговременной памяти. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения выделяют несколько видов памяти. По наличию целевой установки: непроизвольная (автоматическое запоминание и воспроизведение информации) и произвольная (запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определённых волевых усилий); по степени осмысленности: механическая и смысловая; по времени хранения: кратковременная (хранение в среднем 20 секунд  память кассира, дающего сдачу с предъявленной ему суммы), оперативная (хранение от нескольких секунд до нескольких дней), долговременная (хранение в течение практически неограниченного срока); по материалу, сохраняемому в памяти: когнитивная (сохранение знаний), эмоциональная (память на бывшие когда-либо переживания, особенно проявляется в человеческих отношениях). В жизни каждого человека эмоциональная память играет важную роль сигнала, либо побуждающего к действию (если это в прошлом опыте было связано с положительными чувствами), либо удерживающего (если в памяти сохранились связанные с действием тяжелые отрицательные переживания); личностная память (сохранение преемственности целей, поступков, отношений и убеждений); по модальности сохраняемых образов: словесно-логическая (быстрое и точное запоминание смысла событий, текста, логики какого-либо доказательства) и образная (осязательная, обонятельная, вкусовая, зрительная  сохранение и воспроизведение образов; слуховая  сохранение и воспроизведение звуков; двигательная  запоминание и воспроизведение движений и их систем).

Память нужно постоянно тренировать, развивать. Лучше запоминается то, что связано с целью деятельности, ее содержанием. При запоминании большую роль играет интерес к тому, что надо запомнить. Увлечённый своей работой человек запоминает лучше всё, что связано с его профессией, значительно прочнее и быстрее человека, который тяготится своей работой.

В течение дня память работает неравномерно. Лучше всего результаты между 8 и 12 часами дня. Потом наступает спад, который длится примерно до 17 часов. Затем память снова улучшается, и к 19 часам наступает вечерний пик эффективности, максимальная память в 21 час, в это время в памяти сохраняется всё, что Вы не могли запомнить в течение дня. Психологами установлено, что через полчаса забывается 40% полученной новой информации, на следующий день  34%, через месяц  21%. Значит, с учётом этого надо и повторять: первый раз  сразу же после запоминания, второй  примерно через полчаса, третий  через день, четвертый  через две-три недели. Повторять материал, если рассчитываете на долгосрочный результат, лучше перед сном, и тогда утром будете помнить практически всё.

В памяти важны три качества: быстрота запоминания, его прочность и быстрота припоминания. В связи с этим интересными представляются законы памяти, предложенные профессором Е. Жариковым.

1) «Думайте». Непременно пытайтесь во всем найти смысл. С книгой лучше работать с карандашом или делать конспект. «Что приобретается при чтении посредством пера – превращается в плоть и кровь»,  полагал Сенека.

2) «Интересуйтесь». Оцените, что даст полученная информация, и если польза действительно ожидается, то читать станет интереснее.

3) Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и в конце ряда информации, и хуже запоминается середина ряда.

4) «Будьте готовы», т.е. требуется определенный настрой (установка) на работу.

5) «Не топчите следы». Лучший способ забыть только что выученное – попытаться тут же запомнить нечто похожее. Зная это, не учите физику после математики, а историю после литературы.

6) «Оглянитесь вокруг». Представив обстановку, в которой происходило событие, вы сможете припомнить и его, потому что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Например, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому он появился.

7) «Учите от А до Я». Разбейте текст на информативные единицы и учите по частям. Затем части соедините. Информация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненные осколки.

8) Закон повторения. Для лучшего сохранения необходимо повторять материал.

 

Объект и предмет психологии. Этапы развития психологии. Связь психологии с другими науками. Структура современной психологии.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, КАТЕГОРИИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

1 Причины введения курса.

2 Предмет и задачи психологии.

3 Этапы развития психологии.

4 Связь психологии с другими науками.

1 Причины введения курса

Изменения в политике и обществе, в экономике и культуре в начале ХХI века в Беларуси, как и в других европейских странах, отразились на ценностях, ориентациях, нормах и правилах поведения людей. В такие периоды мало что или почти ничего не меняется в темпераменте, способностях людей, но мировоззрение человека меняется. Изменение внешних условий привело современную молодежь к усилению тенденций индивидуализма, к переориентации с общественного на личное, к большей самостоятельности. Это затруднило социализацию молодежи, т.е. процесс вхождения человека в окружающий мир и нахождения той группы, с которой человек идентифицируется, считая ее своей. Но социализация не приходит сама собой. Чтобы держать свою судьбу в собственных руках, нужно обладать соответствующими научными знаниями в области педагогики и психологии. Значит, изучение основ педагогики и психологии – это требование реальной жизни. Кроме того, содержание этого курса, по сути, является основой культуры человека в любой области его деятельности. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни, в людях, их отношениях, в самом себе. Это возможно, если человек руководствуется не обывательскими представлениями, а научными – из области педагогических и психологических знаний.

Нельзя отрицать тот факт, что в последние годы оживилась деятельность разного рода графологов, астрологов, знахарей, предсказателей и т.д., что в условиях нестабильности ведет к манипуляциям с психологией человека, особенно молодого. На пути подобного рода манипуляций может встать психолого-педагогическое знание. В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «упрощенной психологии», педагогики для массового читателя, воплощающихся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и т.д. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. В эпоху глобализации очевидной стала необходимость развивать способности, помогающие оценивать явления с позиции другого человека, других культур, иных социально-экономических формаций. Это возможно при условии знания педагогики и психологии.

В нашей стране идет процесс гуманитаризации высшего образования. В качестве обязательных для изучения введен ряд новых дисциплин и в их числе «Основы психологии и педагогики». Изучение этой дисциплины направлено на формирование элементарной психолого-педагогической культуры, развитие социально-коммуникативных компетенций, гуманных отношений между людьми, т.е. курс «Основы психологии и педагогики» должен содействовать гуманитарному развитию студентов. Одна из целей гуманитаризации образования – это развитие творческого потенциала молодого человека. Педагогика и психология в этом незаменимы, т.к. с их помощью человек глубже познает себя, свои возможности, методы оптимального использования своих способностей. Психология и педагогика – это знания о жизни. Они должны войти в систему практического мышления образованного человека, его внутренних установок и привычек поведения на фундаменте гуманизма. А психология и педагогика помогают в этом.

Педагогика и психология помогут специалисту, предоставив объективные обобщенные модели наиболее рационального поведения в профессионально значимых ситуациях. Успех в жизни и профессиональной деятельности человека в немалой степени зависит от понимания им роли психологических и педагогических факторов. Например, это знание психологических особенностей труда; умение психологически обоснованно определять способы личного поведения в различных ситуациях, возникающих в трудовом коллективе; это владение элементами психологической техники управления и работы с подчиненными; умение педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам.

Педагогика и психология оказывают неоценимую услугу тем людям, которые сами не смогли найти оптимальный вариант взаимодействия со своими близкими, имеют проблемы в формировании собственной личности, хотели бы развить свои способности, но исчерпали видимые возможности. Педагогические и психологические знания позволяют родителям лучше понять своего ребенка, его поведение и переживания, причины его радостей и тревог. Не менее значимыми являются и проблемы способностей, определяющих возможности ребенка, а также закономерности познания ребенком мира и тех сложностей, что встают на этом пути.

Педагогика и психология помогают осознать уникальность любого человека. Особенно важно понять и принять индивидуальность и самостоятельность близких нам людей, а также невозможность при всем нашем желании переделать их по собственному образцу. У каждого человека есть сильные и слабые стороны, которые надо сознавать и уметь уравновешивать. В этом неоценима помощь педагогики и психологии.

В настоящее время нельзя не учитывать усилившееся влияние на молодых людей неформальной среды. В этой среде человек принимается таковым, какой он есть, здесь есть общие интересы, но нет общей деятельности, как, например, в студенческой группе. Поэтому неформальная среда имеет и негативное влияние, например, вовлечение в секты, потребление наркотиков, огромное воздействие компьютерных сайтов и т.д. Противовес этим негативным воздействиям может быть кроме всего прочего и в знании педагогики и психологии.

Таким образом, необходимость изучения основ педагогики и психологии диктуется потребностями современного общества в целом и отдельного человека в частности. Это касается всех видов деятельности: семейно-бытовой, общественной, профессиональной. Нельзя цивилизованно строить жизнь, труд, отношения с людьми, воспитывать своих детей, развивать и совершенствовать себя самого, не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии и педагогике.

Предмет и задачи психологии

Термин «психология» был предложен ещё в 1590 г. немецким учёным Гоклениусом, но широко употребляться в Европе стал после выхода в свет книг немецкого психолога Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас вызывают затруднения у психологов. Однако возникновение научной психологии связывают обычно с 1879 г. – годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832- 1920 гг.) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории. В современной трактовке психология – это наука о появлении, развитии и закономерностях психической жизни человека.

Человек является объектом исследования многих наук. Одна наука не в состоянии познать человека. Поэтому, изучая человека, каждая из наук делает это избирательно под особым углом зрения и вычленяет интересующую её грань, носящую название «предмет исследования». Предмет психологии – факты и закономерности психической жизни человека, особенности её развития и функционирования.

Психология имеет два значения: как наука и как совокупность особенностей поведения и внутреннего мира человека. Есть житейская психология и есть научная психология. Житейская психология весьма конкретна, т.е. приурочена к конкретным людям, конкретным событиям. Научная психология – это система обобщённых знаний, полученных в результате исследования многих людей в разных условиях. Житейская психология интуитивна. Научная психология рациональна, т.к. опирается на осознанные результаты. Житейская психология характеризуется ограниченностью знаний. Научная психология постоянно расширяет объём знаний. Житейская психология основана на субъективном опыте данного человека. Научная психология использует знания, полученные экспериментальным путём, базируется на строгих, полученных в ходе исследований и неоднократно проверенных фактах.

Научная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир. Наиболее высокого уровня развития психика достигает у человека. Но прежде психика прошла долгий путь развития, начиная с простейшего раздражения – реакции любого живого существа на жизненно важные стимулы. Следующий этап развития психики – чувствительность – способность к ощущениям, затем – перцептивный этап (лат. perteptio – восприятие), при котором появляется способность отражать целостный образ предмета. На последующих стадиях развития психика развила способность не только отражать образ чего-то, но и связи между предметами. И, наконец, появление сознания. Оно возникло вместе с мышлением, речью в процессе трудовой деятельности человека, в его общении с другими людьми. Сознание бывает индивидуальное, групповое, общественное. Индивидуальное и групповое сознание изучаются психологией, общественное сознание изучают общественные науки.

Объект психологии составляют психические явления: психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение, чувства, воля и т.д.), психические состояния (апатия, утомлённость, тревога и т.д.), психические свойства (темперамент, характер, способности и т.д.), психические образования (умения, знания, навыки, привычки и т.д.). Мы можем определить задачи психологии: изучение сущности психических явлений; управление психическими явлениями; использование полученных знаний на практике, в личной, общественной, профессиональной сферах жизни; организация психологической службы.

Этапы развития психологии

Прежде чем стать научной в современном понимании психология прошла многовековой путь развития. В древности около 2 тыс. лет тому назад психология представляла собой знание о душе. Именно душа считалась источником всего того, что невозможно было объяснить.

Следующий этап в становлении психологии связан с эпохой Просвещения (ХVII ст.), когда широкое развитие получили естественные науки, а психология сосредотачивает внимание на изучении сознания человека, его способностей мыслить, чувствовать. В этот период психология развивается в рамках философии. Основной метод психологии этого периода – самонаблюдение (интроспекция).

Как самостоятельная наука психология формируется с ХIХ ст., когда немецкий учёный Вильгельм Вундт организовал в Лейпциге в 1879 г. лабораторию физиологической психологии. В ХХ ст. психология сосредотачивается на изучении поведения человека, её задача при этом – наблюдение за поведением, реакциями человека. С середины ХХ ст. наблюдается дифференциация психологии, порождающая многочисленные отрасли психологии. Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки. Общая психология является фундаментом для всех других направлений; это теоретико-экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия.

Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения им воспитания. Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и её особенностей. Её предметом является изучение психологических особенностей каждого возрастного периода. Иными словами, возрастная психология исследует развитие психики человека от рождения до смерти. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, закономерности поведения и деятельности людей в условиях межличностного взаимодействия в социальных группах, психологическую совместимость людей. Существует такая отрасль психологии, как психодиагностика. Эта отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения психологических особенностей человека.

Следует отметить некоторые отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов деятельности. Так, например, инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и техники. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает методы психотерапии. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Особое место среди отраслей психологии занимает парапсихология (греч. para – рядом), изучающая психические явления, не поддающиеся объяснениям современной науки. Парапсихология, в частности, исследует восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а

Связь психологии с другими науками

С момента своего возникновения психология являлась на протяжении нескольких столетий одним из разделов философии. Возможность математической обработки полученного психологами материала стало одним из важнейших факторов превращения психологии в объективную науку. Кроме того, психология использует математику в качестве метода психического развития (например, логического мышления). Таким образом, психологию многое связывает с математикой.

Ещё со времён античности возникла связь психологии с педагогикой. Многие психические явления не даются человеку от рождения, а формируются в процессе образования, обучения и воспитания. Именно психология подсказывает педагогике, что человеку дано от природы, а что приобретается под влиянием внешних условий: окружающей среды и воспитания. Развитие способностей человека, его возможностей – это задача и психологии, и педагогики.

Психология тесно связана с историей общества и его культурой, языкознанием, т.к. в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Социология помогает углубленному пониманию психики человека, т.к. именно социальная среда – один из важнейших факторов формирования различных психических свойств личности, её поведения. В процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой проявляются его способности, корректируется поведение.

Психику человека невозможно понять без знания его природной сущности, поэтому психология тесно связана с биологией человека, предполагает знакомство с функционированием и строением центральной нервной системы. Анализ исторического пути развития психологии показывает, что её уникальность и ценность как науки заключается в её межпредметном характере, в том, что она строится как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, т.к. в её проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека.

Для психологии исключительно важны методы психологического исследования. Основные из них: наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование (англ. test – короткое испытание). Самонаблюдение – один из первых психологических методов. Достоинством интроспекции является способность непосредственного, прямого наблюдения за переживаниями, поведением человека. Существенный недостаток этого метода – высокая степень субъективизма, невозможность проверить результат. Гораздо более объективно наблюдение со стороны, когда исследователь наблюдает других людей. Наиболее объективным методом психологии является эксперимент. Различают лабораторный и естественный виды экспериментов. Лабораторный эксперимент отличается наличием специальных приборов. Достоинством этого метода является его высокая точность. Достоинство естественного эксперимента – привычная для человека обстановка и деятельность в привычной обстановке. Различают также лонгитюдные (англ. longitude – долгота) и «срезовые» исследования. Лонгитюдный метод позволяет изучить человека в течение длительного периода времени. Срезовый эксперимент позволяет сэкономить время, т.к. помогает изучить динамику становления определённой функции, взяв разных людей разного возраста. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. Формирующий (обучающий) эксперимент выявляет закономерности, условия, методы развития определённых качеств, свойств путём их активного формирования.

Анкетирование используется в психологии для получения данных от большой группы людей. Применяются открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формулируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемые выбирают один из вариантов предложенных ответов. Интервью проводится с каждым испытуемым персонально. Здесь нет большого количества информации, как при анкетировании, но данные интервью фиксируют реакцию отвечающего, отмечают неточный или осознанно неверный ответ и т.д. На рубеже ХIХ – ХХ вв. в психологии появился новый метод – тестирование. Этот метод был разработан английским учёным Ф. Гальтоном. Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека. В психоаналитике был разработан также метод изучения продуктов творческой деятельности, например, рисунков, рассказов. Основным недостатком при анализе данных, полученных в этих тестах, является отсутствие объективного критерия, который бы мог однозначно расшифровать ответы. Поэтому этот метод требует большого опыта и знаний.

Психология как наука, её принципы, методы исследований прошли длительный путь исследования. Изменялся и предмет психологии. В начале ХХI в. наблюдается попытка объединения всего лучшего, что накопили разные психологические школы в разное время. Следовательно, психология обновляется и развивается.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.015 с.)