Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в историю психологии↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ 1. Предмет и задачи ИП 2. Социальные факторы развития науки 3. Подходы к пониманию логики развития научных взглядов 4. Принципы ИП 5. Методы ИП 6. Источники ИП Предмет и задачи ИП. Необходимость знания ИП состоит в следующем: 1. Обеспечивает понимание различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития; 2. Обеспечивает понимание современной ситуации в психологической науке; 3. Обеспечивает формирование новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого. Предмет - не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на различных этапах развития науки, т.е. ИП описывает и объясняет как происходило открытие фактов и закономерностей. Основные задачи ИП: 1. Воссоздание исторической научной психологической мысли; 2. Анализ возникновения и дальнейшего развития научного знания о психике; 3. Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения; 4. Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологии, и в целом от запросов общества. 5. Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. Социальные факторы развития науки 2 тенденции, определяющие влияние социальных факторов на развитие науки: 1. Деформирующее влияние, т.е. социальные факторы тормозят развитие науки; 2. Стимулирующее влияние, т.е. общество формулирует запросы науке. Научно – социальные факторы: 1. Программа деятельности отдельного ученого часто выражает не запросы науки самой по себе, а те запросы, которые преломляются сквозь призму определенного научного сообщества; в=> в каждом из психологических направлений формируется своя стратегия научного поиска; 2. Способы общения ученых между собой; 3. Борьба научных школ.
Подходы к пониманию логики развития научных взглядов. 1-ый подход Э. Боринга, который использует понятие духа времени; он считал, что открытие не делается до тех пор, пока для него не готово время. Это связано с тем, что каждый исследователь находится под воздействием атмосферы мнений. Одним из вариантов этой концепции является продигмальная теория Т. Куна. Согласно данной теории социальные и культурные процессы порождают парадигмы – это признанные всеми научные достижения (Кун). Эти парадигмы в течении определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Но на определенном этапе внутри парадигмы могут возникать аномалии, т.е. факты, которые не совместимы с данной парадигмой => возникает кризис и происходит научная революция => появляется новая парадигма. 2-ой подход – это концепция/теория великих людей/теория героев, автором которой является Карлейль. Согласно данной теории гражданская и научная история делается великими людьми, т.е. подчеркивает роль личности ученого в становлении той или иной концепции. 3-ий подход – это описание ИП через понятие школы.
вторник, 9 сентября 2008 г. Лекция 2 3-й подход – описание истории психологии через понятие школы. Это подход Р. Вудворса. Данный подход реализовывался им применительно к психологии XX века. Согласно данной концепции существует 8 наиболее известных психологических школ: 1. структурная психология; 2. функциональная психология; 3. ассоцианизм (XVII – XIX вв.); 4. психоанализ; 5. персоналистическая психология; 6. гормическая психология; 7. бихевиоризм; 8. гештальт психология. Для формирования полного и адекватного представления об особенностях и детерминантах историко – психологического процесса необходимо учитывать все три подхода в совокупности. Принципы истории психологии. Самый первый предмет психологии – душа. Следующий предмет психологии – сознание (изучалось методом интроспекции). Затем – поведение. Последний предмет психологии, который активно разрабатывался в отечественной психологии – деятельность. Принципы истории психологии: 1. Принцип историзма. Данный принцип требует рассмотрения того или иного отрезка прошлого в системе существующих социокультурных условий и сопоставления полученных фактов с предшествующими знаниями. Нарушениями принципа историзма являются принципы презинтизма и антикваризма. Для презинтизма характерно установка на то, чтобы рассматривать прошлое науки с точки зрения современных представлений и, соответственно, выбраковывать то, что не соответствует современным тенденциям. Антикваризм предлагает смотреть на прошлое, не учитывая потребности современности, а предлагает как бы окунуться в ту историческую эпоху, в которой создавалась научная теория. Отступлением от принципа историзма является односторонность и схематичность при изображении событий прошлого. 2. Принцип единства логического и исторического. Согласно данному принципу необходимо не просто описывать определенный факт истории, а представить его теоретически, т.е. попытаться объяснить и выделить в этом знании нечто постоянное в целом для науки. Основное значение принципа единства логического и исторического состоит в следующем – предостерегает психологов от абсолютизации исторических истин и выявления их действительного значения для науки. 3. Выявление социально – политической направленности или идеологической сущности психического явления. 4. Принцип детерминизма. Данный принцип требует раскрытия способа причинного объяснения психических явлений. Ярошевский предлагает рассматривать следующие виды детерминизма: А) предмеханический; Б) механистический; В) биодетерминизм; Г) психодетерминизм; Д) социодетерминизм. Все эти виды детерминизма противостоят одному принципу – индетерминизм – это тенденция рассматривать возникновение всех психических явлений спонтанно.
Методы истории психологии. 1. Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция – это описание и критический анализ научных систем прошлого, а также конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом такого анализа является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета. 2. Изучение архивных материалов – это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т.д. 3. Метод интервьюирования («oral history» – устная история) – с помощью данного метода изучается творческие механизмы процесса рождения научного знания, генезис научных интересов и т.д. Пр. данного метода – беседы американского психолога Иванса с Юнгом. 4. Биографический и автобиографический методы. Данные методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Пр. А.Р. Лурия «Этапы пройденного пути. Научная автобиография». – М., 1982. 5. Анализ научных ссылок – это установление частоты цитирования научных трудов и целью этого является получение сведений о связях между научными направлениями (о переднем крае науки) и тенденциях ее развития. Значимость данного метода очень ограничена, поэтому данный метод должен использоваться только в совокупность с остальными методами.
Источники истории психологии. Выделяют 3 основных источника психологии:
1. Все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний: все труды психологов прошлого, философов, которые исследует психологические проблемы. 2. Общественная практика: медицина, педагогика, юридическая практика, материальное производство и т.д. 3. Другие науки: естествознание, языкознание, этнография, антропология и т.д.
ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ. Античная психология – это самый весомый период, он достаточно долго длился, но античная психология развивалась в недрах философии. В период античности ставятся основные проблемы, которые разрабатываются философами достаточно долгое время – учение о душе, учение о познании, проблема соотношения чувственного и рационального, проблема воли и характера и т.д. Период античности очень богат именами, которые известны всем – Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Плотин, Августин и т.д. В VI в. до н.э. появляется материалистическая философия. Вершиной античного материализма был атомистический материализм Демокрита. В дальнейшем учение Демокрита разрабатывал Эпикур, затем Лукреций, и потом школа Стоики. ГЕШТАЛЬТ – ПСИХОЛОГИЯ. Гештальт – психология относится к психологии сознания. Представителями и основателями данной школы являются 3 исследователя: 1) Макс Вертгеймер (1880 – 1944); 2) Вольфганг Кёлер (1887 – 1967); 3) Курт Коффка (1886 – 1941). К. Левин (1890 – 1947), несмотря на то, что не называется в качестве основателей гештальт – психологии, является человеком, который внес огромный вклад в становление гештальт – психологии ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ ИЛИ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ). Психоанализ получил свое название с именем метода, который был разработан Фрейдом для диагностики и лечения невроза. Глубинная психология это второе название данного направления и называется так по предмету своего исследования. Возникновение психоанализа как научного направления связано с самым концом XIX – началом XX в. Источником возникновения психоанализа являются работы психиатров и невропатологов (Шарко, Жане и т.д.); в частности благодаря поездке Фрейда в клинику Шарко он открывает роль гипноза в лечении истерии, и именно данная поездка продемонстрировала ему роль неосознанных мотивов в поступках человека => психическая жизнь человека определяется аффективными переживаниями, непреодолимыми влечениями, страстями, которые могут очень сильно искажать восприятие и мышление человека; часто человек не осознает свои побуждения, желания, влечения и т.д. Впервые о психоанализе Фрейд заговорил в 1896 г., а уже через год Фрейд начинает систематические наблюдения, которые фиксирует в дневнике, который вел до конца жизни. Причины распространения теория Фрейда: 1. Фрейд попытался создать взаимосвязанную теоретическую систему, в которой учитывалась сложность психической жизни человека; 2. в данной теоретической системе ставилась проблема движущих сил поведения человека; 3. предметом исследования была повседневная жизнь человека. 3 этапа существования школы психоанализа: 1. Использование Фрейдом метода лечения функциональных психических заболеваний. Первый метод, который Фрейд использовал для психотерапии, был метод гипноза. Опыты с гипнозом и изучение постгипнотического внушения позволили сделать вывод Фрейду о том, что чувства и стремления человека могут направлять его поведение даже когда они не осознаются им. Осознание может маскировать непостижимые для человека мотивы его поступков (опыт с женщиной и зонтиком, опыт с женщиной и ее приходом в назначенное в процессе гипноза время на сеанс). В дальнейшем Фрейд отказывается от метода гипноза и историки психологии выдвигают 2 гипотезы этого: 1) Фрейд не мог так удачно пользовать методом гипноза как Брейер; 2) Фрейд считал, что в процессе гипноза пациенту внушаются определенные команды, которые исходят от врача и эти команды блокируют некоторые спонтанные, свободные тенденции, проявления личности. Вместо метода гипноза Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций. По мнению Фрейда, течение и содержание свободных ассоциаций человека определенным образом детерминировано и именно в них содержится ключ к бессознательному. По мнению Фрейда, в процессе высказывания пациентом свободных ассоциация необходимо обращать внимание на те замешательства, которые испытывает человек. Именно в них нужно искать намек на события, которые вызвали психическую травму личности. 2. Создание теории личности. В качестве силы, которая движет душевную жизнь человека, Фрейд предлагает считать либидо. Либидозная энергия является основной развития личности, характера и т.п. По мнению Фрейда психика состоит из 3-х основных слоев: 1) сознательный слой; 2) предсознательный слой; 3) бессознательный слой; В каждым из этих слоев существуют свои основные структуры личности и таких структур личности, по мнению Фрейда, три: 1) ИД в бессознательном слое; ИД – энергетическая основа личности, в которой находится 2 врожденных бессознательных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти; данные инстинкты находятся в конфликте; 2) ЭГО располагается как в сознательном так и в предсознательном слое; 3) СУПЕР-ЭГО располагается в сознательном слое и формируется в процессе жизни; механизм формирования – идентификация с близким взрослым своего пола; в процессе такой идентификации у мальчиков формируется Эдипов комплекс, а у девочки – комплекс Электры; это некий комплекс амбивалентных чувств к человеку, который является предметом идентификации. Фрейд считал, что ЭГО представляет собой некую «арену борьбы» тех противоречивых тенденций, которые диктуются ИД и СУПЕР-ЭГО; в результате этой борьбы человек находится в постоянном внутреннем конфликте, что делает человека потенциальным невротиком. Человек может поддерживать свое психическое здоровье, используя различные механизмы психологических защит. Защитные механизмы, с точки зрения Фрейда, это некоторая совокупность действий личности, которые направлены на уменьшение или устранение внутреннего конфликта и устранения угрозы целостности личности. Наиболее ранними в своем появлении являются такие защитные механизмы как вытеснение, регрессия и уход; более поздними являются рационализация, сублимация и проекция. Т.о., структура личности, по мнению Фрейда, состоит из 3-х компонентов; основной развития личности является либидозная энергия. Этапы жизни человека отличаются способом фиксации либидо и способом удовлетворения инстинкта жизни. Создание Фрейдом своей теории личности привело его к идеи о стадиях психосексуального развития личности (критерием выделения стадий является доминирование определенной эрогенной зоны): 1) оральная; 2) анальная; 3) фаллическая; 4) латентная; 5) генитальная. 3. Фрейд пытался распространить психоаналитическую теорию на другие социальные явления. Основной развития человеческого общества также является либидозная энергия (вождь – племя – эдипов комплекс – табу, законы – функционирование).
Заслуги Фрейда: 1. психоаналитическая теория Фрейда до сих пор является одной из самых распространенных; 2. Фрейд вводит в научный оборот понятия, модели, связанные с неосознаваемой психической жизнью; 3. при излечении невроза Фрейд считал, что надо воздействовать не на организм, а на личность; 4. Фрейд изучал роль сексуальных переживаний и детских психических травм в формировании характера, что привело к развитию новых направлений исследования (в частности развитие сексологии); 5. при создании своей научной концепции Фрейд выдвигает на первый план жизненные вопросы, связанные со сложностью внутреннего мира человека, душевными конфликтами, последствия неудовлетворенных влечений и т.п. Недостатки: 1. пансексуализм; 2. материалом наблюдения Фреда были невротические личности; полученные данные Фрейд перенес на здоровых людей; 3. биологизаторских подход к рассмотрению движущих сил поведения человека.
вторник, 28 апреля 2009 г. Лекция 19 4 положения, заложенные в теории Фрейда и используемые его последователями: 1. психическое развитие понималось как мотивационное, личностное; 2. развитие рассматривается как адаптация к среде; 3. движущие силы психического развития являются врожденными и бессознательными; 4. основные механизмы развития личности также являются врожденными и закладывают основу личности и ее мотивы в раннем детстве. На волне критики теории Фреда возникают 2 школы: 1. Аналитическая психология К.Г. Юнга; 2. Индивидуальная психология А. Адлера.
1. Аналитическая психология К.Г. Юнга (1875 – 1961). Юнг был одним из первых учеников Фрейда, который отошел от классического психоанализа. Историки психологии выделяют 4 основных разногласия, которые существовали между Юнгом и Фрейдом: 1. по мнению Юнга бессознательным в личности может быть не только «низкое», но и «самое высокое»; 2. Юнг не соглашался в пансексуализмом Фрейда; по мнению Юнга либидо – обобщенная психическая энергия, которая может принимать разные формы; 3. Разногласие в толковании сновидений и ассоциаций; по мнению Фрейда символ – замещение вытесненных желаний; по мнению Юнга символ ничего не замещает, а отражает то психическое состояние, которое человек испытывает в данный момент; Юнг был против символической интерпретации сновидений, ассоциаций и т.д.; 4. Разногласие относительно психокоррекции; по мнению Фрейда зависимость пациента от психотерапевта должна быть постоянной; по мнению Юнга зависимость пациента от психотерапевта должна со временем уменьшается. Окончательный разрыв Юнга и Фрейда произошел в 1912 г., когда Юнг издал книгу «Символы и трансформации». Юнг исследовал европейскую, индийскую, китайскую и тибетскую культуры и их символику. Его исследования позволили сделать вывод о том, что анализ символов позволяет понять не только бессознательное человека (сновидения), но и мифы, сказки, искусство и т.п. Его исследования различных культур позволили сделать ему открытие – коллективное бессознательное => психика человека или личность человека включает в себя 3 уровня: 1. бессознательное; 2. коллективное бессознательное (играет определяющую роль в структуре личности); 3. индивидуальное бессознательное. Коллективное бессознательное – это память поколений, то «психологическое наследство», с которым ребенок рождается. Коллективное бессознательное всегда носит всеобщий характер, оказывает влияние на личность и определяет поведение человека с момента рождения. Коллективное бессознательное точно также как и психика состоит из нескольких уровней и самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого или опыта животных, которые были предками человека. Коллективное бессознательное проявляется у отдельного человека в виде архетипов. Архетипы – первичные образы, которые связаны с мифическими и сказочными темами. Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, творчестве, религии, определяют самосознание народа и т.п. Основные архетипы, которые называет Юнг, и которые находят в разных слоях психики человека: · эго; · персона; · тень; · самость; · анима/анимус. Юнг создает типологию личности, в которой выделяет 2 типа: 1. экстраверты; 2. интроверты. Данные типы делят сферы своего влияния. Развитие самости помимо линии экстраверсии – интроверсии также связано с проявление 4-х основных психических процессов: 1. мышление; 2. чувствование; 3. интуиция; 4. ощущение. Доминирование какого – то одного из данных 4-х процессов + интро – экстраверсия => 8 типов личности. Главным содержанием души, по мнению Юнга, являются бессознательные структуры, которые можно осознать. Личностный рост человека зависит как раз от осознания тех бессознательных структур, которые у него имеются. Одним из путей такого осознания является обращение к психотерапевту, который поможет осознать себя, вернуть себе целостность и пр.
Индивидуальная психология А. Адлера (1870 – 1937). Историки психологии утверждают, что теория Адлера мало связана с классическим психоанализом. Но существует одно положение, которое объединяет теории Фрейда, Юнга и Адлера: человек имеет внутреннюю присущую ему одному природу, которая определяет формирование его личности. Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о том, что бессознательные инстинкты доминируют в личности и поведении человека и тем самым противопоставляют человека обществу и отделяют от него. По мнению Адлера, основным фактором, детерминирующим поведение человека, является чувство общности с людьми, которое стимулирует и расширяет социальные контакты человека с другими людьми и ориентацию на других людей. В качестве заслуги в теории Адлера рассматривают введение проблемы социальных отношений и подчеркивание целостности и уникальности личности. В частности, по мнению Адлера, в развитии личности важной тенденцией является стремление к сохранению целостности индивидуальности личности, ее осознание и развитие. Теория личности Адлера строится на 6 основных положениях, которые определяют путь развития личности: 1. фиктивный финализм; причины и мотивы поступков человека определяются в большей степени надеждами на будущие, а в меньшей степени прошлым опытом человека; конечная цель, которую пытается достичь человек, может быть фикцией или некоторым идеалом и реально достигнуть эту цель нельзя, но все – таки эта фиктивная цель является реальным стимулом, который определяет стремления человека в настоящем времени; психически здоровый человек способен освободится от фиктивных целей; 2. стремление к превосходству; 3. чувство неполноценности и компенсации; 4. чувство общности (или общественный интерес); 5. стиль жизни; 6. творческое Я. Индивидуальная психология Ф. Адлера оказала влияние на гуманистическую психологию. Адлер ввел 2 понятие – чувство неполноценности и компенсация – эти понятия реально существующие феномены, которые вводит Адлер в психологию.
Неопсихоанализ. Теория Э. Фромма (1900 – 1980). В своей теории Фромм пытался объединить 2 точки зрения: 1. идеи К. Маркса: 1) роль социальной формации в развитии психики; 2) развитие психологического отчуждения при капитализме; 2. работы З. Фрейда: 1) идея о доминировании бессознательного в личности человека. Концепция К. Хорни. Хорни критиковала психоанализ Фрейда за: 1. либидозные тенденции; 2. агрессивные тенденции; 3. пансексуализм. Разногласия с психоанализом Фрейда: 1. на развитие личности человека доминирующее влияние оказывает не только социальное окружение, но и общество в целом; 2. развитие не предопределено только врожденными инстинктами; человек может изменяться и развиваться в течение жизни, что опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд; 3. есть четкая грань между нормой и патологией и => есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей; 4. доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире; 5. Фрейд считал, что ᴪ-ая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности - Ид и Супер–Эго, а с точки зрения Хорни, ᴪ-ая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а на приведение в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. 2 «образа Я». Основное понятие – базальная (коренная) тревога – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. В норме чувство тревоги заставляет человека стремиться к безопасности и самореализации, но часто поведение человека блокируется влиянием социума и культуры => возникает невротический конфликт. Причины развития тревоги: отчуждение родителей, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или чрезмерная опека, слишком большое восхищение ребенком. 2 вида тревоги: 1. Физиологическая тревога; связана со стремлением ребенка удовлетворить свои базальные потребности (в еде, питье, комфорте); ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят => испытывает тревогу; если окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит; если его потребности не удовлетворяются => тревога нарастает => общая невротизация человека; 3. психологическая; преодоление связано с развитием адекватного «образа Я». Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из 2-х частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т.е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «образов Я»: 1. Я реальное; 2. Я идеальное; 3. Я в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т.е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Т.о., и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным «образом Я». Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер – Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я». 3 защитных стратегии: 1. стремление к людям (уступчивый, зависимый тип); при повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его «образа. Я»; при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже; как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы; добившись признания или восхищения от других, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения; такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть; это постоянное напряжение и служит основой развития невроза; 2. стремление против людей (агрессивный тип, испытывающий потребность во власти, эксплуатации, доминировании); выражается в навязывании другим людям свой «образ Я»; развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти; знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования; 3. стремление от людей (устраненный тип, испытывающий потребность в личных достижениях, совершенстве, безупречности); дает возможность игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим «образом Я»; но и в этом случае развиваются невротические потребности: потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым; не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других; из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным; все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу. В норме все эти потребности гармонически сочетаются между собой, а при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса. Психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Заслуга: подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа. вторник, 12 мая 2009 г. Лекция 21 БИХЕВИОРИЗМ. Бихевиоризм возник во втором десятилетии XX в. Он возникает как реакция на не состоятельность ассоцианистской психологии и в основном данное направление было направленно против интроспекции как метода познания психики, сознания и т.д. 3 предпосылки возникновения бихевиоризма: 4. идеи философии неореализма (1910 г. Перри, Холт); содержание сознания отождествлялось с реально существующими объектами; 5. работы Павлова; 6. работы Торндайка (1874 – 1949). Эксперименты в спец. клетках с кошками Торндайка => вывод: интеллект животных сводится к нецеленаправленным импульсивным пробам и ошибкам, которые приводили к закреплению определенного движения. Т.о., наблюдения за действиями животных привели Торндайка к выводу о том, что поведение животного, формирование навыков связано с осуществлением проб и ошибок, которые приводят к определенным действиям и они закрепляются в процессе повторения. Данные, полученные на животных, были перенесены на человека и => поведение человека представляет собой результат научения. Торндайк выделил 3 закона научения (которые также были переведены с животных на человека): 1. закон упражнения – чем чаще повторяется определенное действие, тем прочнее оно закрепляется; 2. закон эффекта – роль награды и наказания в упрочнении либо ослаблении связи между действиями и результатом; 3. закон готовности – готовность физиологических механизмов проводить те или иные импульсы в организме (т.е. готовность организма к образованию и закреплению связи между действиями и результатом). Торндайк отмечал, что закон упражнения должны рассматриваться в совокупности с законом эффекта, т.е. эти законы необходимо объединить, т.к. эксперименты доказали, что никакое упражнение (никакое число повторений) не приводит к закреплению действия без награды или наказания. Кроме 3-х основных законов Торндайком также были выделены частные законы научения: 1. выполнение приобретенного действия в новой ситуации, которая содержит элементы, тождественные ситуации научения; 2. более легкое воспроизведение действий в том порядке, в котором они заучивались. Т.О., эксперименты Торндайка позволили сделать вывод о том, что поведение может стать объектом психологического исследования и поведение может исследоваться объективным методом. Кроме того сформулированный Торндайком закон эффекта поднимает проблему мотивацию поведения. Тот метод проб и ошибок, примененный Торндайком, получил широкое распространение в психологии и особенно в бихевиоризме. => во втором десятилетии XX в. возникает такое научное направление как бихевиоризм, основателем которого является Дж. Уотсон (1878 – 1958). По мнению Уотсона, предметом психологии должно стать поведение живого существа, которое адаптируется к окружающей его среде. Поведение – те объективно измеримые явления, которые не содержат никаких субъективных понятий => психологу из своего словаря надо выбросить все субъективные термины, которые могут интерпретироваться по – разному (влечения, желания, ощущения и т.п.). Каждому психическому явлению необходимо дать определение в терминах поведения. Уотсон предлагает схему «S → R». Также он считает, что основным методом изучения поведения должен стать эксперимент. Уотсон предлагает 2 формы поведения: 1. внешняя; 2. внутренняя форма; Отличие внутреннего поведения от внешнего заключается в одном – внутренние реакции точно такие же как внешние, только являются более слабыми и недоступными наблюдению извне. По мнению Уотсона, основной целью психологического исследования должно стать открытие средства, которое позволит контролировать поведение животного и человека и направлять в нужную сторону. Именно раздражители внешней среды являются основными детерминирующими факторами поведения животного и человека. Заслуга теоретических взглядов Уотсона: 1. утверждение объективного метода исследования – эксперимента; 2. Уотсон начала разрабатывать классическую теорию научения. Научение – процесс приобретения животным или человеком индивидуального опыта. Уотсон также занимался исследованием детей (написал книгу про психологическое воспитание детей) и утверждал, что наследственность не играет никакой роли в формировании личности ребенка и развитие можно направить по любому пути. Также Уотсон рассматривал вопрос награды и наказания в процессе научения. На дальнейшее развитие бихевиоризма оказали влияние работы Павлова => в США под влиянием работ Павлова складываются теории обуславливания (представители: Скиннер, Газри, Халл, Спенс). Данные теории объединены на основе интеграции идей Уотсона и Павлова, а также на том основании, что основной единицей измерения является условный рефлекс и все закономерности поведения можно описать при помощи явлений, открытых Павловым. НЕОБИХЕВИОРИЗМ. Представители: Э. Толмен (1886 – 1959), К. Халл (1884 – 1952). Необихевиористы предложили вернуть в психологию психические явления и дополнить классическую форму «S → R» средним звеном, которое предложили назвать промежуточной переменной, которая опосредует поведение организма. Понятие промежуточной переменной было введено Толменом в 1932 г. В качестве промежуточной переменной предлагалось рассматривать разные понятие – намерения, ожидания, знания и т.д. Толмен, рассматривая поведение, пришел к выводу о том, что поведение есть целостный процесс, а не цепочка отдельных реакций. При этом поведение как целостный процесс всегда направленно на достижение определенной цели. Поведение нельзя сводить к простой выработке двигательных навыков. Вознаграждение либо наказание оказывают сами по себе слабое воздействие на процесс научения. Постепенное освоение животным окружающей обстановки позв
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.017 с.) |