Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в историю психологии

Поиск

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ

1. Предмет и задачи ИП

2. Социальные факторы развития науки

3. Подходы к пониманию логики развития научных взглядов

4. Принципы ИП

5. Методы ИП

6. Источники ИП

Предмет и задачи ИП.

Необходимость знания ИП состоит в следующем:

1. Обеспечивает понимание различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития;

2. Обеспечивает понимание современной ситуации в психологической науке;

3. Обеспечивает формирование новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого.

Предмет - не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на различных этапах развития науки, т.е. ИП описывает и объясняет как происходило открытие фактов и закономерностей.

Основные задачи ИП:

1. Воссоздание исторической научной психологической мысли;

2. Анализ возникновения и дальнейшего развития научного знания о психике;

3. Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения;

4. Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологии, и в целом от запросов общества.

5. Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

Социальные факторы развития науки

2 тенденции, определяющие влияние социальных факторов на развитие науки:

1. Деформирующее влияние, т.е. социальные факторы тормозят развитие науки;

2. Стимулирующее влияние, т.е. общество формулирует запросы науке.

Научно – социальные факторы:

1. Программа деятельности отдельного ученого часто выражает не запросы науки самой по себе, а те запросы, которые преломляются сквозь призму определенного научного сообщества; в=> в каждом из психологических направлений формируется своя стратегия научного поиска;

2. Способы общения ученых между собой;

3. Борьба научных школ.

 

Подходы к пониманию логики развития научных взглядов.

1-ый подход Э. Боринга, который использует понятие духа времени; он считал, что открытие не делается до тех пор, пока для него не готово время. Это связано с тем, что каждый исследователь находится под воздействием атмосферы мнений. Одним из вариантов этой концепции является продигмальная теория Т. Куна. Согласно данной теории социальные и культурные процессы порождают парадигмы – это признанные всеми научные достижения (Кун). Эти парадигмы в течении определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Но на определенном этапе внутри парадигмы могут возникать аномалии, т.е. факты, которые не совместимы с данной парадигмой => возникает кризис и происходит научная революция => появляется новая парадигма.

2-ой подход – это концепция/теория великих людей/теория героев, автором которой является Карлейль. Согласно данной теории гражданская и научная история делается великими людьми, т.е. подчеркивает роль личности ученого в становлении той или иной концепции.

3-ий подход – это описание ИП через понятие школы.

 

вторник, 9 сентября 2008 г.

Лекция 2

3-й подход – описание истории психологии через понятие школы. Это подход Р. Вудворса. Данный подход реализовывался им применительно к психологии XX века. Согласно данной концепции существует 8 наиболее известных психологических школ:

1. структурная психология;

2. функциональная психология;

3. ассоцианизм (XVII – XIX вв.);

4. психоанализ;

5. персоналистическая психология;

6. гормическая психология;

7. бихевиоризм;

8. гештальт психология.

Для формирования полного и адекватного представления об особенностях и детерминантах историко – психологического процесса необходимо учитывать все три подхода в совокупности.

Принципы истории психологии.

Самый первый предмет психологии – душа.

Следующий предмет психологии – сознание (изучалось методом интроспекции).

Затем – поведение.

Последний предмет психологии, который активно разрабатывался в отечественной психологии – деятельность.

Принципы истории психологии:

1. Принцип историзма. Данный принцип требует рассмотрения того или иного отрезка прошлого в системе существующих социокультурных условий и сопоставления полученных фактов с предшествующими знаниями. Нарушениями принципа историзма являются принципы презинтизма и антикваризма. Для презинтизма характерно установка на то, чтобы рассматривать прошлое науки с точки зрения современных представлений и, соответственно, выбраковывать то, что не соответствует современным тенденциям. Антикваризм предлагает смотреть на прошлое, не учитывая потребности современности, а предлагает как бы окунуться в ту историческую эпоху, в которой создавалась научная теория. Отступлением от принципа историзма является односторонность и схематичность при изображении событий прошлого.

2. Принцип единства логического и исторического. Согласно данному принципу необходимо не просто описывать определенный факт истории, а представить его теоретически, т.е. попытаться объяснить и выделить в этом знании нечто постоянное в целом для науки. Основное значение принципа единства логического и исторического состоит в следующем – предостерегает психологов от абсолютизации исторических истин и выявления их действительного значения для науки.

3. Выявление социально – политической направленности или идеологической сущности психического явления.

4. Принцип детерминизма. Данный принцип требует раскрытия способа причинного объяснения психических явлений. Ярошевский предлагает рассматривать следующие виды детерминизма:

А) предмеханический;

Б) механистический;

В) биодетерминизм;

Г) психодетерминизм;

Д) социодетерминизм.

Все эти виды детерминизма противостоят одному принципу – индетерминизм – это тенденция рассматривать возникновение всех психических явлений спонтанно.

 

Методы истории психологии.

1. Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция – это описание и критический анализ научных систем прошлого, а также конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом такого анализа является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

2. Изучение архивных материалов – это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т.д.

3. Метод интервьюирования («oral history» – устная история) с помощью данного метода изучается творческие механизмы процесса рождения научного знания, генезис научных интересов и т.д. Пр. данного метода – беседы американского психолога Иванса с Юнгом.

4. Биографический и автобиографический методы. Данные методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Пр. А.Р. Лурия «Этапы пройденного пути. Научная автобиография». – М., 1982.

5. Анализ научных ссылок – это установление частоты цитирования научных трудов и целью этого является получение сведений о связях между научными направлениями (о переднем крае науки) и тенденциях ее развития. Значимость данного метода очень ограничена, поэтому данный метод должен использоваться только в совокупность с остальными методами.

 

Источники истории психологии.

Выделяют 3 основных источника психологии:

 

1. Все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний: все труды психологов прошлого, философов, которые исследует психологические проблемы.

2. Общественная практика: медицина, педагогика, юридическая практика, материальное производство и т.д.

3. Другие науки: естествознание, языкознание, этнография, антропология и т.д.

 

ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ.

Античная психология – это самый весомый период, он достаточно долго длился, но античная психология развивалась в недрах философии.

В период античности ставятся основные проблемы, которые разрабатываются философами достаточно долгое время – учение о душе, учение о познании, проблема соотношения чувственного и рационального, проблема воли и характера и т.д.

Период античности очень богат именами, которые известны всем – Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Плотин, Августин и т.д.

В VI в. до н.э. появляется материалистическая философия. Вершиной античного материализма был атомистический материализм Демокрита. В дальнейшем учение Демокрита разрабатывал Эпикур, затем Лукреций, и потом школа Стоики.

ГЕШТАЛЬТ – ПСИХОЛОГИЯ.

Гештальт – психология относится к психологии сознания. Представителями и основателями данной школы являются 3 исследователя:

1) Макс Вертгеймер (1880 – 1944);

2) Вольфганг Кёлер (1887 – 1967);

3) Курт Коффка (1886 – 1941).

К. Левин (1890 – 1947), несмотря на то, что не называется в качестве основателей гештальт – психологии, является человеком, который внес огромный вклад в становление гештальт – психологии

ПСИХОАНАЛИЗ

(ФРЕЙДИЗМ ИЛИ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

Психоанализ получил свое название с именем метода, который был разработан Фрейдом для диагностики и лечения невроза. Глубинная психология это второе название данного направления и называется так по предмету своего исследования.

Возникновение психоанализа как научного направления связано с самым концом XIX – началом XX в.

Источником возникновения психоанализа являются работы психиатров и невропатологов (Шарко, Жане и т.д.); в частности благодаря поездке Фрейда в клинику Шарко он открывает роль гипноза в лечении истерии, и именно данная поездка продемонстрировала ему роль неосознанных мотивов в поступках человека => психическая жизнь человека определяется аффективными переживаниями, непреодолимыми влечениями, страстями, которые могут очень сильно искажать восприятие и мышление человека; часто человек не осознает свои побуждения, желания, влечения и т.д.

Впервые о психоанализе Фрейд заговорил в 1896 г., а уже через год Фрейд начинает систематические наблюдения, которые фиксирует в дневнике, который вел до конца жизни.

Причины распространения теория Фрейда:

1. Фрейд попытался создать взаимосвязанную теоретическую систему, в которой учитывалась сложность психической жизни человека;

2. в данной теоретической системе ставилась проблема движущих сил поведения человека;

3. предметом исследования была повседневная жизнь человека.

3 этапа существования школы психоанализа:

1. Использование Фрейдом метода лечения функциональных психических заболеваний. Первый метод, который Фрейд использовал для психотерапии, был метод гипноза. Опыты с гипнозом и изучение постгипнотического внушения позволили сделать вывод Фрейду о том, что чувства и стремления человека могут направлять его поведение даже когда они не осознаются им. Осознание может маскировать непостижимые для человека мотивы его поступков (опыт с женщиной и зонтиком, опыт с женщиной и ее приходом в назначенное в процессе гипноза время на сеанс). В дальнейшем Фрейд отказывается от метода гипноза и историки психологии выдвигают 2 гипотезы этого:

1) Фрейд не мог так удачно пользовать методом гипноза как Брейер;

2) Фрейд считал, что в процессе гипноза пациенту внушаются определенные команды, которые исходят от врача и эти команды блокируют некоторые спонтанные, свободные тенденции, проявления личности.

Вместо метода гипноза Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций. По мнению Фрейда, течение и содержание свободных ассоциаций человека определенным образом детерминировано и именно в них содержится ключ к бессознательному. По мнению Фрейда, в процессе высказывания пациентом свободных ассоциация необходимо обращать внимание на те замешательства, которые испытывает человек. Именно в них нужно искать намек на события, которые вызвали психическую травму личности.

2. Создание теории личности. В качестве силы, которая движет душевную жизнь человека, Фрейд предлагает считать либидо. Либидозная энергия является основной развития личности, характера и т.п. По мнению Фрейда психика состоит из 3-х основных слоев:

1) сознательный слой;

2) предсознательный слой;

3) бессознательный слой;

В каждым из этих слоев существуют свои основные структуры личности и таких структур личности, по мнению Фрейда, три:

1) ИД в бессознательном слое; ИД – энергетическая основа личности, в которой находится 2 врожденных бессознательных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти; данные инстинкты находятся в конфликте;

2) ЭГО располагается как в сознательном так и в предсознательном слое;

3) СУПЕР-ЭГО располагается в сознательном слое и формируется в процессе жизни; механизм формирования – идентификация с близким взрослым своего пола; в процессе такой идентификации у мальчиков формируется Эдипов комплекс, а у девочки – комплекс Электры; это некий комплекс амбивалентных чувств к человеку, который является предметом идентификации.

Фрейд считал, что ЭГО представляет собой некую «арену борьбы» тех противоречивых тенденций, которые диктуются ИД и СУПЕР-ЭГО; в результате этой борьбы человек находится в постоянном внутреннем конфликте, что делает человека потенциальным невротиком. Человек может поддерживать свое психическое здоровье, используя различные механизмы психологических защит. Защитные механизмы, с точки зрения Фрейда, это некоторая совокупность действий личности, которые направлены на уменьшение или устранение внутреннего конфликта и устранения угрозы целостности личности. Наиболее ранними в своем появлении являются такие защитные механизмы как вытеснение, регрессия и уход; более поздними являются рационализация, сублимация и проекция.

Т.о., структура личности, по мнению Фрейда, состоит из 3-х компонентов; основной развития личности является либидозная энергия. Этапы жизни человека отличаются способом фиксации либидо и способом удовлетворения инстинкта жизни.

Создание Фрейдом своей теории личности привело его к идеи о стадиях психосексуального развития личности (критерием выделения стадий является доминирование определенной эрогенной зоны):

1) оральная;

2) анальная;

3) фаллическая;

4) латентная;

5) генитальная.

3. Фрейд пытался распространить психоаналитическую теорию на другие социальные явления. Основной развития человеческого общества также является либидозная энергия (вождь – племя – эдипов комплекс – табу, законы – функционирование).

 

 

Заслуги Фрейда:

1. психоаналитическая теория Фрейда до сих пор является одной из самых распространенных;

2. Фрейд вводит в научный оборот понятия, модели, связанные с неосознаваемой психической жизнью;

3. при излечении невроза Фрейд считал, что надо воздействовать не на организм, а на личность;

4. Фрейд изучал роль сексуальных переживаний и детских психических травм в формировании характера, что привело к развитию новых направлений исследования (в частности развитие сексологии);

5. при создании своей научной концепции Фрейд выдвигает на первый план жизненные вопросы, связанные со сложностью внутреннего мира человека, душевными конфликтами, последствия неудовлетворенных влечений и т.п.

Недостатки:

1. пансексуализм;

2. материалом наблюдения Фреда были невротические личности; полученные данные Фрейд перенес на здоровых людей;

3. биологизаторских подход к рассмотрению движущих сил поведения человека.

 

вторник, 28 апреля 2009 г.

Лекция 19

4 положения, заложенные в теории Фрейда и используемые его последователями:

1. психическое развитие понималось как мотивационное, личностное;

2. развитие рассматривается как адаптация к среде;

3. движущие силы психического развития являются врожденными и бессознательными;

4. основные механизмы развития личности также являются врожденными и закладывают основу личности и ее мотивы в раннем детстве.

На волне критики теории Фреда возникают 2 школы:

1. Аналитическая психология К.Г. Юнга;

2. Индивидуальная психология А. Адлера.

 

1. Аналитическая психология К.Г. Юнга (1875 – 1961).

Юнг был одним из первых учеников Фрейда, который отошел от классического психоанализа.

Историки психологии выделяют 4 основных разногласия, которые существовали между Юнгом и Фрейдом:

1. по мнению Юнга бессознательным в личности может быть не только «низкое», но и «самое высокое»;

2. Юнг не соглашался в пансексуализмом Фрейда; по мнению Юнга либидо – обобщенная психическая энергия, которая может принимать разные формы;

3. Разногласие в толковании сновидений и ассоциаций; по мнению Фрейда символ – замещение вытесненных желаний; по мнению Юнга символ ничего не замещает, а отражает то психическое состояние, которое человек испытывает в данный момент; Юнг был против символической интерпретации сновидений, ассоциаций и т.д.;

4. Разногласие относительно психокоррекции; по мнению Фрейда зависимость пациента от психотерапевта должна быть постоянной; по мнению Юнга зависимость пациента от психотерапевта должна со временем уменьшается.

Окончательный разрыв Юнга и Фрейда произошел в 1912 г., когда Юнг издал книгу «Символы и трансформации».

Юнг исследовал европейскую, индийскую, китайскую и тибетскую культуры и их символику. Его исследования позволили сделать вывод о том, что анализ символов позволяет понять не только бессознательное человека (сновидения), но и мифы, сказки, искусство и т.п.

Его исследования различных культур позволили сделать ему открытие – коллективное бессознательное => психика человека или личность человека включает в себя 3 уровня:

1. бессознательное;

2. коллективное бессознательное (играет определяющую роль в структуре личности);

3. индивидуальное бессознательное.

Коллективное бессознательное – это память поколений, то «психологическое наследство», с которым ребенок рождается.

Коллективное бессознательное всегда носит всеобщий характер, оказывает влияние на личность и определяет поведение человека с момента рождения.

Коллективное бессознательное точно также как и психика состоит из нескольких уровней и самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого или опыта животных, которые были предками человека.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельного человека в виде архетипов.

Архетипы – первичные образы, которые связаны с мифическими и сказочными темами. Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, творчестве, религии, определяют самосознание народа и т.п.

Основные архетипы, которые называет Юнг, и которые находят в разных слоях психики человека:

· эго;

· персона;

· тень;

· самость;

· анима/анимус.

Юнг создает типологию личности, в которой выделяет 2 типа:

1. экстраверты;

2. интроверты.

Данные типы делят сферы своего влияния.

Развитие самости помимо линии экстраверсии – интроверсии также связано с проявление 4-х основных психических процессов:

1. мышление;

2. чувствование;

3. интуиция;

4. ощущение.

Доминирование какого – то одного из данных 4-х процессов + интро – экстраверсия => 8 типов личности.

Главным содержанием души, по мнению Юнга, являются бессознательные структуры, которые можно осознать. Личностный рост человека зависит как раз от осознания тех бессознательных структур, которые у него имеются. Одним из путей такого осознания является обращение к психотерапевту, который поможет осознать себя, вернуть себе целостность и пр.

 

Индивидуальная психология А. Адлера (1870 – 1937).

Историки психологии утверждают, что теория Адлера мало связана с классическим психоанализом. Но существует одно положение, которое объединяет теории Фрейда, Юнга и Адлера: человек имеет внутреннюю присущую ему одному природу, которая определяет формирование его личности.

Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о том, что бессознательные инстинкты доминируют в личности и поведении человека и тем самым противопоставляют человека обществу и отделяют от него.

По мнению Адлера, основным фактором, детерминирующим поведение человека, является чувство общности с людьми, которое стимулирует и расширяет социальные контакты человека с другими людьми и ориентацию на других людей.

В качестве заслуги в теории Адлера рассматривают введение проблемы социальных отношений и подчеркивание целостности и уникальности личности.

В частности, по мнению Адлера, в развитии личности важной тенденцией является стремление к сохранению целостности индивидуальности личности, ее осознание и развитие.

Теория личности Адлера строится на 6 основных положениях, которые определяют путь развития личности:

1. фиктивный финализм; причины и мотивы поступков человека определяются в большей степени надеждами на будущие, а в меньшей степени прошлым опытом человека; конечная цель, которую пытается достичь человек, может быть фикцией или некоторым идеалом и реально достигнуть эту цель нельзя, но все – таки эта фиктивная цель является реальным стимулом, который определяет стремления человека в настоящем времени; психически здоровый человек способен освободится от фиктивных целей;

2. стремление к превосходству;

3. чувство неполноценности и компенсации;

4. чувство общности (или общественный интерес);

5. стиль жизни;

6. творческое Я.

Индивидуальная психология Ф. Адлера оказала влияние на гуманистическую психологию. Адлер ввел 2 понятие – чувство неполноценности и компенсация – эти понятия реально существующие феномены, которые вводит Адлер в психологию.

 

Неопсихоанализ.

Теория Э. Фромма (1900 – 1980).

В своей теории Фромм пытался объединить 2 точки зрения:

1. идеи К. Маркса:

1) роль социальной формации в развитии психики;

2) развитие психологического отчуждения при капитализме;

2. работы З. Фрейда:

1) идея о доминировании бессознательного в личности человека.

Концепция К. Хорни.

Хорни критиковала психоанализ Фрейда за:

1. либидозные тенденции;

2. агрессивные тенденции;

3. пансексуализм.

Разногласия с психоанализом Фрейда:

1. на развитие личности человека доминирующее влияние оказывает не только социальное окружение, но и общество в целом;

2. развитие не предопределено только врожденными инстинктами; человек может изменяться и развиваться в течение жизни, что опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд;

3. есть четкая грань между нормой и патологией и => есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей;

4. доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире;

5. Фрейд считал, что ᴪ-ая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности - Ид и Супер–Эго, а с точки зрения Хорни, ᴪ-ая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а на приведение в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. 2 «образа Я».

Основное понятие – базальная (коренная) тревога – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире.

В норме чувство тревоги заставляет человека стремиться к безопасности и самореализации, но часто поведение человека блокируется влиянием социума и культуры => возникает невротический конфликт.

Причины развития тревоги: отчуждение родителей, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или чрезмерная опека, слишком большое восхищение ребенком.

2 вида тревоги:

1. Физиологическая тревога; связана со стремлением ребенка удовлетворить свои базальные потребности (в еде, питье, комфорте); ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят => испытывает тревогу; если окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит; если его потребности не удовлетворяются => тревога нарастает => общая невротизация человека;

3. психологическая; преодоление связано с развитием адекватного «образа Я».

Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из 2-х частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т.е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «образов Я»:

1. Я реальное;

2. Я идеальное;

3. Я в глазах других людей.

В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т.е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам.

Т.о., и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным «образом Я».

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер – Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я».

3 защитных стратегии:

1. стремление к людям (уступчивый, зависимый тип); при повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его «образа. Я»; при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже; как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы; добившись признания или восхищения от других, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения; такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть; это постоянное напряжение и служит основой развития невроза;

2. стремление против людей (агрессивный тип, испытывающий потребность во власти, эксплуатации, доминировании); выражается в навязывании другим людям свой «образ Я»; развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти; знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования;

3. стремление от людей (устраненный тип, испытывающий потребность в личных достижениях, совершенстве, безупречности); дает возможность игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим «образом Я»; но и в этом случае развиваются невротические потребности: потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым; не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других; из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным; все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

В норме все эти потребности гармонически сочетаются между собой, а при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

Заслуга: подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

вторник, 12 мая 2009 г.

Лекция 21

БИХЕВИОРИЗМ.

Бихевиоризм возник во втором десятилетии XX в. Он возникает как реакция на не состоятельность ассоцианистской психологии и в основном данное направление было направленно против интроспекции как метода познания психики, сознания и т.д.

3 предпосылки возникновения бихевиоризма:

4. идеи философии неореализма (1910 г. Перри, Холт); содержание сознания отождествлялось с реально существующими объектами;

5. работы Павлова;

6. работы Торндайка (1874 – 1949).

Эксперименты в спец. клетках с кошками Торндайка => вывод: интеллект животных сводится к нецеленаправленным импульсивным пробам и ошибкам, которые приводили к закреплению определенного движения.

Т.о., наблюдения за действиями животных привели Торндайка к выводу о том, что поведение животного, формирование навыков связано с осуществлением проб и ошибок, которые приводят к определенным действиям и они закрепляются в процессе повторения.

Данные, полученные на животных, были перенесены на человека и => поведение человека представляет собой результат научения.

Торндайк выделил 3 закона научения (которые также были переведены с животных на человека):

1. закон упражнения – чем чаще повторяется определенное действие, тем прочнее оно закрепляется;

2. закон эффекта – роль награды и наказания в упрочнении либо ослаблении связи между действиями и результатом;

3. закон готовности – готовность физиологических механизмов проводить те или иные импульсы в организме (т.е. готовность организма к образованию и закреплению связи между действиями и результатом).

Торндайк отмечал, что закон упражнения должны рассматриваться в совокупности с законом эффекта, т.е. эти законы необходимо объединить, т.к. эксперименты доказали, что никакое упражнение (никакое число повторений) не приводит к закреплению действия без награды или наказания.

Кроме 3-х основных законов Торндайком также были выделены частные законы научения:

1. выполнение приобретенного действия в новой ситуации, которая содержит элементы, тождественные ситуации научения;

2. более легкое воспроизведение действий в том порядке, в котором они заучивались.

Т.О., эксперименты Торндайка позволили сделать вывод о том, что поведение может стать объектом психологического исследования и поведение может исследоваться объективным методом. Кроме того сформулированный Торндайком закон эффекта поднимает проблему мотивацию поведения. Тот метод проб и ошибок, примененный Торндайком, получил широкое распространение в психологии и особенно в бихевиоризме.

=> во втором десятилетии XX в. возникает такое научное направление как бихевиоризм, основателем которого является Дж. Уотсон (1878 – 1958).

По мнению Уотсона, предметом психологии должно стать поведение живого существа, которое адаптируется к окружающей его среде. Поведение – те объективно измеримые явления, которые не содержат никаких субъективных понятий => психологу из своего словаря надо выбросить все субъективные термины, которые могут интерпретироваться по – разному (влечения, желания, ощущения и т.п.). Каждому психическому явлению необходимо дать определение в терминах поведения.

Уотсон предлагает схему «S → R». Также он считает, что основным методом изучения поведения должен стать эксперимент.

Уотсон предлагает 2 формы поведения:

1. внешняя;

2. внутренняя форма;

Отличие внутреннего поведения от внешнего заключается в одном – внутренние реакции точно такие же как внешние, только являются более слабыми и недоступными наблюдению извне.

По мнению Уотсона, основной целью психологического исследования должно стать открытие средства, которое позволит контролировать поведение животного и человека и направлять в нужную сторону. Именно раздражители внешней среды являются основными детерминирующими факторами поведения животного и человека.

Заслуга теоретических взглядов Уотсона:

1. утверждение объективного метода исследования – эксперимента;

2. Уотсон начала разрабатывать классическую теорию научения. Научение – процесс приобретения животным или человеком индивидуального опыта. Уотсон также занимался исследованием детей (написал книгу про психологическое воспитание детей) и утверждал, что наследственность не играет никакой роли в формировании личности ребенка и развитие можно направить по любому пути. Также Уотсон рассматривал вопрос награды и наказания в процессе научения.

На дальнейшее развитие бихевиоризма оказали влияние работы Павлова => в США под влиянием работ Павлова складываются теории обуславливания (представители: Скиннер, Газри, Халл, Спенс). Данные теории объединены на основе интеграции идей Уотсона и Павлова, а также на том основании, что основной единицей измерения является условный рефлекс и все закономерности поведения можно описать при помощи явлений, открытых Павловым.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ.

Представители: Э. Толмен (1886 – 1959), К. Халл (1884 – 1952).

Необихевиористы предложили вернуть в психологию психические явления и дополнить классическую форму «S → R» средним звеном, которое предложили назвать промежуточной переменной, которая опосредует поведение организма.

Понятие промежуточной переменной было введено Толменом в 1932 г.

В качестве промежуточной переменной предлагалось рассматривать разные понятие – намерения, ожидания, знания и т.д.

Толмен, рассматривая поведение, пришел к выводу о том, что поведение есть целостный процесс, а не цепочка отдельных реакций. При этом поведение как целостный процесс всегда направленно на достижение определенной цели. Поведение нельзя сводить к простой выработке двигательных навыков. Вознаграждение либо наказание оказывают сами по себе слабое воздействие на процесс научения.

Постепенное освоение животным окружающей обстановки позв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.017 с.)