![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в историю психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ 1. Предмет и задачи ИП 2. Социальные факторы развития науки 3. Подходы к пониманию логики развития научных взглядов 4. Принципы ИП 5. Методы ИП 6. Источники ИП Предмет и задачи ИП. Необходимость знания ИП состоит в следующем: 1. Обеспечивает понимание различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития; 2. Обеспечивает понимание современной ситуации в психологической науке; 3. Обеспечивает формирование новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого. Предмет - не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на различных этапах развития науки, т.е. ИП описывает и объясняет как происходило открытие фактов и закономерностей. Основные задачи ИП: 1. Воссоздание исторической научной психологической мысли; 2. Анализ возникновения и дальнейшего развития научного знания о психике; 3. Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения; 4. Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологии, и в целом от запросов общества. 5. Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. Социальные факторы развития науки 2 тенденции, определяющие влияние социальных факторов на развитие науки: 1. Деформирующее влияние, т.е. социальные факторы тормозят развитие науки; 2. Стимулирующее влияние, т.е. общество формулирует запросы науке. Научно – социальные факторы: 1. Программа деятельности отдельного ученого часто выражает не запросы науки самой по себе, а те запросы, которые преломляются сквозь призму определенного научного сообщества; в=> в каждом из психологических направлений формируется своя стратегия научного поиска; 2. Способы общения ученых между собой; 3. Борьба научных школ.
Подходы к пониманию логики развития научных взглядов. 1-ый подход Э. Боринга, который использует понятие духа времени; он считал, что открытие не делается до тех пор, пока для него не готово время. Это связано с тем, что каждый исследователь находится под воздействием атмосферы мнений. Одним из вариантов этой концепции является продигмальная теория Т. Куна. Согласно данной теории социальные и культурные процессы порождают парадигмы – это признанные всеми научные достижения (Кун). Эти парадигмы в течении определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Но на определенном этапе внутри парадигмы могут возникать аномалии, т.е. факты, которые не совместимы с данной парадигмой => возникает кризис и происходит научная революция => появляется новая парадигма. 2-ой подход – это концепция/теория великих людей/теория героев, автором которой является Карлейль. Согласно данной теории гражданская и научная история делается великими людьми, т.е. подчеркивает роль личности ученого в становлении той или иной концепции. 3-ий подход – это описание ИП через понятие школы.
вторник, 9 сентября 2008 г. Лекция 2 3-й подход – описание истории психологии через понятие школы. Это подход Р. Вудворса. Данный подход реализовывался им применительно к психологии XX века. Согласно данной концепции существует 8 наиболее известных психологических школ: 1. структурная психология; 2. функциональная психология; 3. ассоцианизм (XVII – XIX вв.); 4. психоанализ; 5. персоналистическая психология; 6. гормическая психология; 7. бихевиоризм; 8. гештальт психология. Для формирования полного и адекватного представления об особенностях и детерминантах историко – психологического процесса необходимо учитывать все три подхода в совокупности. Принципы истории психологии. Самый первый предмет психологии – душа. Следующий предмет психологии – сознание (изучалось методом интроспекции). Затем – поведение. Последний предмет психологии, который активно разрабатывался в отечественной психологии – деятельность. Принципы истории психологии: 1. Принцип историзма. Данный принцип требует рассмотрения того или иного отрезка прошлого в системе существующих социокультурных условий и сопоставления полученных фактов с предшествующими знаниями. Нарушениями принципа историзма являются принципы презинтизма и антикваризма. Для презинтизма характерно установка на то, чтобы рассматривать прошлое науки с точки зрения современных представлений и, соответственно, выбраковывать то, что не соответствует современным тенденциям. Антикваризм предлагает смотреть на прошлое, не учитывая потребности современности, а предлагает как бы окунуться в ту историческую эпоху, в которой создавалась научная теория. Отступлением от принципа историзма является односторонность и схематичность при изображении событий прошлого. 2. Принцип единства логического и исторического. Согласно данному принципу необходимо не просто описывать определенный факт истории, а представить его теоретически, т.е. попытаться объяснить и выделить в этом знании нечто постоянное в целом для науки. Основное значение принципа единства логического и исторического состоит в следующем – предостерегает психологов от абсолютизации исторических истин и выявления их действительного значения для науки. 3. Выявление социально – политической направленности или идеологической сущности психического явления. 4. Принцип детерминизма. Данный принцип требует раскрытия способа причинного объяснения психических явлений. Ярошевский предлагает рассматривать следующие виды детерминизма: А) предмеханический; Б) механистический; В) биодетерминизм; Г) психодетерминизм; Д) социодетерминизм. Все эти виды детерминизма противостоят одному принципу – индетерминизм – это тенденция рассматривать возникновение всех психических явлений спонтанно.
Методы истории психологии. 1. Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция – это описание и критический анализ научных систем прошлого, а также конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом такого анализа является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета. 2. Изучение архивных материалов – это поиск, комментирование, снабжение сносками, примечаниями и т.д. 3. Метод интервьюирования («oral history» – устная история) – с помощью данного метода изучается творческие механизмы процесса рождения научного знания, генезис научных интересов и т.д. Пр. данного метода – беседы американского психолога Иванса с Юнгом. 4. Биографический и автобиографический методы. Данные методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Пр. А.Р. Лурия «Этапы пройденного пути. Научная автобиография». – М., 1982. 5. Анализ научных ссылок – это установление частоты цитирования научных трудов и целью этого является получение сведений о связях между научными направлениями (о переднем крае науки) и тенденциях ее развития. Значимость данного метода очень ограничена, поэтому данный метод должен использоваться только в совокупность с остальными методами.
Источники истории психологии. Выделяют 3 основных источника психологии:
1. Все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний: все труды психологов прошлого, философов, которые исследует психологические проблемы. 2. Общественная практика: медицина, педагогика, юридическая практика, материальное производство и т.д. 3. Другие науки: естествознание, языкознание, этнография, антропология и т.д.
ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ. Античная психология – это самый весомый период, он достаточно долго длился, но античная психология развивалась в недрах философии. В период античности ставятся основные проблемы, которые разрабатываются философами достаточно долгое время – учение о душе, учение о познании, проблема соотношения чувственного и рационального, проблема воли и характера и т.д. Период античности очень богат именами, которые известны всем – Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Плотин, Августин и т.д. В VI в. до н.э. появляется материалистическая философия. Вершиной античного материализма был атомистический материализм Демокрита. В дальнейшем учение Демокрита разрабатывал Эпикур, затем Лукреций, и потом школа Стоики. ГЕШТАЛЬТ – ПСИХОЛОГИЯ. Гештальт – психология относится к психологии сознания. Представителями и основателями данной школы являются 3 исследователя: 1) Макс Вертгеймер (1880 – 1944); 2) Вольфганг Кёлер (1887 – 1967); 3) Курт Коффка (1886 – 1941). К. Левин (1890 – 1947), несмотря на то, что не называется в качестве основателей гештальт – психологии, является человеком, который внес огромный вклад в становление гештальт – психологии ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ ИЛИ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ). Психоанализ получил свое название с именем метода, который был разработан Фрейдом для диагностики и лечения невроза. Глубинная психология это второе название данного направления и называется так по предмету своего исследования. Возникновение психоанализа как научного направления связано с самым концом XIX – началом XX в. Источником возникновения психоанализа являются работы психиатров и невропатологов (Шарко, Жане и т.д.); в частности благодаря поездке Фрейда в клинику Шарко он открывает роль гипноза в лечении истерии, и именно данная поездка продемонстрировала ему роль неосознанных мотивов в поступках человека => психическая жизнь человека определяется аффективными переживаниями, непреодолимыми влечениями, страстями, которые могут очень сильно искажать восприятие и мышление человека; часто человек не осознает свои побуждения, желания, влечения и т.д. Впервые о психоанализе Фрейд заговорил в 1896 г., а уже через год Фрейд начинает систематические наблюдения, которые фиксирует в дневнике, который вел до конца жизни. Причины распространения теория Фрейда: 1. Фрейд попытался создать взаимосвязанную теоретическую систему, в которой учитывалась сложность психической жизни человека; 2. в данной теоретической системе ставилась проблема движущих сил поведения человека; 3. предметом исследования была повседневная жизнь человека. 3 этапа существования школы психоанализа: 1. Использование Фрейдом метода лечения функциональных психических заболеваний. Первый метод, который Фрейд использовал для психотерапии, был метод гипноза. Опыты с гипнозом и изучение постгипнотического внушения позволили сделать вывод Фрейду о том, что чувства и стремления человека могут направлять его поведение даже когда они не осознаются им. Осознание может маскировать непостижимые для человека мотивы его поступков (опыт с женщиной и зонтиком, опыт с женщиной и ее приходом в назначенное в процессе гипноза время на сеанс). В дальнейшем Фрейд отказывается от метода гипноза и историки психологии выдвигают 2 гипотезы этого: 1) Фрейд не мог так удачно пользовать методом гипноза как Брейер; 2) Фрейд считал, что в процессе гипноза пациенту внушаются определенные команды, которые исходят от врача и эти команды блокируют некоторые спонтанные, свободные тенденции, проявления личности. Вместо метода гипноза Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций. По мнению Фрейда, течение и содержание свободных ассоциаций человека определенным образом детерминировано и именно в них содержится ключ к бессознательному. По мнению Фрейда, в процессе высказывания пациентом свободных ассоциация необходимо обращать внимание на те замешательства, которые испытывает человек. Именно в них нужно искать намек на события, которые вызвали психическую травму личности. 2. Создание теории личности. В качестве силы, которая движет душевную жизнь человека, Фрейд предлагает считать либидо. Либидозная энергия является основной развития личности, характера и т.п. По мнению Фрейда психика состоит из 3-х основных слоев: 1) сознательный слой; 2) предсознательный слой; 3) бессознательный слой; В каждым из этих слоев существуют свои основные структуры личности и таких структур личности, по мнению Фрейда, три: 1) ИД в бессознательном слое; ИД – энергетическая основа личности, в которой находится 2 врожденных бессознательных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти; данные инстинкты находятся в конфликте; 2) ЭГО располагается как в сознательном так и в предсознательном слое; 3) СУПЕР-ЭГО располагается в сознательном слое и формируется в процессе жизни; механизм формирования – идентификация с близким взрослым своего пола; в процессе такой идентификации у мальчиков формируется Эдипов комплекс, а у девочки – комплекс Электры; это некий комплекс амбивалентных чувств к человеку, который является предметом идентификации. Фрейд считал, что ЭГО представляет собой некую «арену борьбы» тех противоречивых тенденций, которые диктуются ИД и СУПЕР-ЭГО; в результате этой борьбы человек находится в постоянном внутреннем конфликте, что делает человека потенциальным невротиком. Человек может поддерживать свое психическое здоровье, используя различные механизмы психологических защит. Защитные механизмы, с точки зрения Фрейда, это некоторая совокупность действий личности, которые направлены на уменьшение или устранение внутреннего конфликта и устранения угрозы целостности личности. Наиболее ранними в своем появлении являются такие защитные механизмы как вытеснение, регрессия и уход; более поздними являются рационализация, сублимация и проекция. Т.о., структура личности, по мнению Фрейда, состоит из 3-х компонентов; основной развития личности является либидозная энергия. Этапы жизни человека отличаются способом фиксации либидо и способом удовлетворения инстинкта жизни. Создание Фрейдом своей теории личности привело его к идеи о стадиях психосексуального развития личности (критерием выделения стадий является доминирование определенной эрогенной зоны): 1) оральная; 2) анальная; 3) фаллическая; 4) латентная; 5) генитальная. 3. Фрейд пытался распространить психоаналитическую теорию на другие социальные явления. Основной развития человеческого общества также является либидозная энергия (вождь – племя – эдипов комплекс – табу, законы – функционирование).
Заслуги Фрейда: 1. психоаналитическая теория Фрейда до сих пор является одной из самых распространенных; 2. Фрейд вводит в научный оборот понятия, модели, связанные с неосознаваемой психической жизнью; 3. при излечении невроза Фрейд считал, что надо воздействовать не на организм, а на личность; 4. Фрейд изучал роль сексуальных переживаний и детских психических травм в формировании характера, что привело к развитию новых направлений исследования (в частности развитие сексологии); 5. при создании своей научной концепции Фрейд выдвигает на первый план жизненные вопросы, связанные со сложностью внутреннего мира человека, душевными конфликтами, последствия неудовлетворенных влечений и т.п. Недостатки: 1. пансексуализм; 2. материалом наблюдения Фреда были невротические личности; полученные данные Фрейд перенес на здоровых людей; 3. биологизаторских подход к рассмотрению движущих сил поведения человека.
вторник, 28 апреля 2009 г. Лекция 19 4 положения, заложенные в теории Фрейда и используемые его последователями: 1. психическое развитие понималось как мотивационное, личностное; 2. развитие рассматривается как адаптация к среде; 3. движущие силы психического развития являются врожденными и бессознательными; 4. основные механизмы развития личности также являются врожденными и закладывают основу личности и ее мотивы в раннем детстве. На волне критики теории Фреда возникают 2 школы: 1. Аналитическая психология К.Г. Юнга; 2. Индивидуальная психология А. Адлера.
1. Аналитическая психология К.Г. Юнга (1875 – 1961). Юнг был одним из первых учеников Фрейда, который отошел от классического психоанализа. Историки психологии выделяют 4 основных разногласия, которые существовали между Юнгом и Фрейдом: 1. по мнению Юнга бессознательным в личности может быть не только «низкое», но и «самое высокое»; 2. Юнг не соглашался в пансексуализмом Фрейда; по мнению Юнга либидо – обобщенная психическая энергия, которая может принимать разные формы; 3. Разногласие в толковании сновидений и ассоциаций; по мнению Фрейда символ – замещение вытесненных желаний; по мнению Юнга символ ничего не замещает, а отражает то психическое состояние, которое человек испытывает в данный момент; Юнг был против символической интерпретации сновидений, ассоциаций и т.д.; 4. Разногласие относительно психокоррекции; по мнению Фрейда зависимость пациента от психотерапевта должна быть постоянной; по мнению Юнга зависимость пациента от психотерапевта должна со временем уменьшается. Окончательный разрыв Юнга и Фрейда произошел в 1912 г., когда Юнг издал книгу «Символы и трансформации». Юнг исследовал европейскую, индийскую, китайскую и тибетскую культуры и их символику. Его исследования позволили сделать вывод о том, что анализ символов позволяет понять не только бессознательное человека (сновидения), но и мифы, сказки, искусство и т.п. Его исследования различных культур позволили сделать ему открытие – коллективное бессознательное => психика человека или личность человека включает в себя 3 уровня: 1. бессознательное; 2. коллективное бессознательное (играет определяющую роль в структуре личности); 3. индивидуальное бессознательное. Коллективное бессознательное – это память поколений, то «психологическое наследство», с которым ребенок рождается. Коллективное бессознательное всегда носит всеобщий характер, оказывает влияние на личность и определяет поведение человека с момента рождения. Коллективное бессознательное точно также как и психика состоит из нескольких уровней и самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого или опыта животных, которые были предками человека. Коллективное бессознательное проявляется у отдельного человека в виде архетипов. Архетипы – первичные образы, которые связаны с мифическими и сказочными темами. Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, творчестве, религии, определяют самосознание народа и т.п. Основные архетипы, которые называет Юнг, и которые находят в разных слоях психики человека: · эго; · персона; · тень; · самость; · анима/анимус. Юнг создает типологию личности, в которой выделяет 2 типа: 1. экстраверты; 2. интроверты. Данные типы делят сферы своего влияния. Развитие самости помимо линии экстраверсии – интроверсии также связано с проявление 4-х основных психических процессов: 1. мышление; 2. чувствование; 3. интуиция; 4. ощущение. Доминирование какого – то одного из данных 4-х процессов + интро – экстраверсия => 8 типов личности. Главным содержанием души, по мнению Юнга, являются бессознательные структуры, которые можно осознать. Личностный рост человека зависит как раз от осознания тех бессознательных структур, которые у него имеются. Одним из путей такого осознания является обращение к психотерапевту, который поможет осознать себя, вернуть себе целостность и пр.
Индивидуальная психология А. Адлера (1870 – 1937). Историки психологии утверждают, что теория Адлера мало связана с классическим психоанализом. Но существует одно положение, которое объединяет теории Фрейда, Юнга и Адлера: человек имеет внутреннюю присущую ему одному природу, которая определяет формирование его личности. Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о том, что бессознательные инстинкты доминируют в личности и поведении человека и тем самым противопоставляют человека обществу и отделяют от него. По мнению Адлера, основным фактором, детерминирующим поведение человека, является чувство общности с людьми, которое стимулирует и расширяет социальные контакты человека с другими людьми и ориентацию на других людей. В качестве заслуги в теории Адлера рассматривают введение проблемы социальных отношений и подчеркивание целостности и уникальности личности. В частности, по мнению Адлера, в развитии личности важной тенденцией является стремление к сохранению целостности индивидуальности личности, ее осознание и развитие. Теория личности Адлера строится на 6 основных положениях, которые определяют путь развития личности: 1. фиктивный финализм; причины и мотивы поступков человека определяются в большей степени надеждами на будущие, а в меньшей степени прошлым опытом человека; конечная цель, которую пытается достичь человек, может быть фикцией или некоторым идеалом и реально достигнуть эту цель нельзя, но все – таки эта фиктивная цель является реальным стимулом, который определяет стремления человека в настоящем времени; психически здоровый человек способен освободится от фиктивных целей; 2. стремление к превосходству; 3. чувство неполноценности и компенсации; 4. чувство общности (или общественный интерес); 5. стиль жизни; 6. творческое Я. Индивидуальная психология Ф. Адлера оказала влияние на гуманистическую психологию. Адлер ввел 2 понятие – чувство неполноценности и компенсация – эти понятия реально существующие феномены, которые вводит Адлер в психологию.
Неопсихоанализ. Теория Э. Фромма (1900 – 1980). В своей теории Фромм пытался объединить 2 точки зрения: 1. идеи К. Маркса: 1) роль социальной формации в развитии психики; 2) развитие психологического отчуждения при капитализме; 2. работы З. Фрейда: 1) идея о доминировании бессознательного в личности человека. Концепция К. Хорни. Хорни критиковала психоанализ Фрейда за: 1. либидозные тенденции; 2. агрессивные тенденции; 3. пансексуализм. Разногласия с психоанализом Фрейда: 1. на развитие личности человека доминирующее влияние оказывает не только социальное окружение, но и общество в целом; 2. развитие не предопределено только врожденными инстинктами; человек может изменяться и развиваться в течение жизни, что опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд; 3. есть четкая грань между нормой и патологией и => есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей; 4. доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире; 5. Фрейд считал, что ᴪ-ая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности - Ид и Супер–Эго, а с точки зрения Хорни, ᴪ-ая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а на приведение в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. 2 «образа Я». Основное понятие – базальная (коренная) тревога – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. В норме чувство тревоги заставляет человека стремиться к безопасности и самореализации, но часто поведение человека блокируется влиянием социума и культуры => возникает невротический конфликт. Причины развития тревоги: отчуждение родителей, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или чрезмерная опека, слишком большое восхищение ребенком. 2 вида тревоги: 1. Физиологическая тревога; связана со стремлением ребенка удовлетворить свои базальные потребности (в еде, питье, комфорте); ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят => испытывает тревогу; если окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит; если его потребности не удовлетворяются => тревога нарастает => общая невротизация человека; 3. психологическая; преодоление связано с развитием адекватного «образа Я». Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из 2-х частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т.е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «образов Я»: 1. Я реальное; 2. Я идеальное; 3. Я в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т.е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Т.о., и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным «образом Я». Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер – Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я». 3 защитных стратегии: 1. стремление к людям (уступчивый, зависимый тип); при повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его «образа. Я»; при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже; как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы; добившись признания или восхищения от других, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения; такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть; это постоянное напряжение и служит основой развития невроза; 2. стремление против людей (агрессивный тип, испытывающий потребность во власти, эксплуатации, доминировании); выражается в навязывании другим людям свой «образ Я»; развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти; знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования; 3. стремление от людей (устраненный тип, испытывающий потребность в личных достижениях, совершенстве, безупречности); дает возможность игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим «образом Я»; но и в этом случае развиваются невротические потребности: потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым; не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других; из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным; все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу. В норме все эти потребности гармонически сочетаются между собой, а при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса. Психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Заслуга: подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа. вторник, 12 мая 2009 г. Лекция 21 БИХЕВИОРИЗМ. Бихевиоризм возник во втором десятилетии XX в. Он возникает как реакция на не состоятельность ассоцианистской психологии и в основном данное направление было направленно против интроспекции как метода познания психики, сознания и т.д. 3 предпосылки возникновения бихевиоризма: 4. идеи философии неореализма (1910 г. Перри, Холт); содержание сознания отождествлялось с реально существующими объектами; 5. работы Павлова; 6. работы Торндайка (1874 – 1949). Эксперименты в спец. клетках с кошками Торндайка => вывод: интеллект животных сводится к нецеленаправленным импульсивным пробам и ошибкам, которые приводили к закреплению определенного движения. Т.о., наблюдения за действиями животных привели Торндайка к выводу о том, что поведение животного, формирование навыков связано с осуществлением проб и ошибок, которые приводят к определенным действиям и они закрепляются в процессе повторения. Данные, полученные на животных, были перенесены на человека и => поведение человека представляет собой результат научения. Торндайк выделил 3 закона научения (которые также были переведены с животных на человека): 1. закон упражнения – чем чаще повторяется определенное действие, тем прочнее оно закрепляется; 2. закон эффекта – роль награды и наказания в упрочнении либо ослаблении связи между действиями и результатом; 3. закон готовности – готовность физиологических механизмов проводить те или иные импульсы в организме (т.е. готовность организма к образованию и закреплению связи между действиями и результатом). Торндайк отмечал, что закон упражнения должны рассматриваться в совокупности с законом эффекта, т.е. эти законы необходимо объединить, т.к. эксперименты доказали, что никакое упражнение (никакое число повторений) не приводит к закреплению действия без награды или наказания. Кроме 3-х основных законов Торндайком также были выделены частные законы научения: 1. выполнение приобретенного действия в новой ситуации, которая содержит элементы, тождественные ситуации научения; 2. более легкое воспроизведение действий в том порядке, в котором они заучивались. Т.О., эксперименты Торндайка позволили сделать вывод о том, что поведение может стать объектом психологического исследования и поведение может исследоваться объективным методом. Кроме того сформулированный Торндайком закон эффекта поднимает проблему мотивацию поведения. Тот метод проб и ошибок, примененный Торндайком, получил широкое распространение в психологии и особенно в бихевиоризме. => во втором десятилетии XX в. возникает такое научное направление как бихевиоризм, основателем которого является Дж. Уотсон (1878 – 1958). По мнению Уотсона, предметом психологии должно стать поведение живого существа, которое адаптируется к окружающей его среде. Поведение – те объективно измеримые явления, которые не содержат никаких субъективных понятий => психологу из своего словаря надо выбросить все субъективные термины, которые могут интерпретироваться по – разному (влечения, желания, ощущения и т.п.). Каждому психическому явлению необходимо дать определение в терминах поведения. Уотсон предлагает схему «S → R». Также он считает, что основным методом изучения поведения должен стать эксперимент. Уотсон предлагает 2 формы поведения: 1. внешняя; 2. внутренняя форма; Отличие внутреннего поведения от внешнего заключается в одном – внутренние реакции точно такие же как внешние, только являются более слабыми и недоступными наблюдению извне. По мнению Уотсона, основной целью психологического исследования должно стать открытие средства, которое позволит контролировать поведение животного и человека и направлять в нужную сторону. Именно раздражители внешней среды являются основными детерминирующими факторами поведения животного и человека. Заслуга теоретических взглядов Уотсона: 1. утверждение объективного метода исследования – эксперимента; 2. Уотсон начала разрабатывать классическую теорию научения. Научение – процесс приобретения животным или человеком индивидуального опыта. Уотсон также занимался исследованием детей (написал книгу про психологическое воспитание детей) и утверждал, что наследственность не играет никакой роли в формировании личности ребенка и развитие можно направить по любому пути. Также Уотсон рассматривал вопрос награды и наказания в процессе научения. На дальнейшее развитие бихевиоризма оказали влияние работы Павлова => в США под влиянием работ Павлова складываются теории обуславливания (представители: Скиннер, Газри, Халл, Спенс). Данные теории объединены на основе интеграции идей Уотсона и Павлова, а также на том основании, что основной единицей измерения является условный рефлекс и все закономерности поведения можно описать при помощи явлений, открытых Павловым. НЕОБИХЕВИОРИЗМ. Представители: Э. Толмен (1886 – 1959), К. Халл (1884 – 1952). Необихевиористы предложили вернуть в психологию психические явления и дополнить классическую форму «S → R» средним звеном, которое предложили назвать промежуточной переменной, которая опосредует поведение организма. Понятие промежуточной переменной было введено Толменом в 1932 г. В качестве промежуточной переменной предлагалось рассматривать разные понятие – намерения, ожидания, знания и т.д. Толмен, рассматривая поведение, пришел к выводу о том, что поведение есть целостный процесс, а не цепочка отдельных реакций. При этом поведение как целостный процесс всегда направленно на достижение определенной цели. Поведение нельзя сводить к простой выработке двигательных навыков. Вознаграждение либо наказание оказывают сами по себе слабое воздействие на процесс научения. Постепенное освоение животным окружающей обстановки позв
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.120 (0.022 с.) |