Психологическая мысль древнего востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая мысль древнего востока.



3 основные цивилизации Древнего Востока: китайская, египетская, индийская.

В рамках данных 3-х цивилизация начинают разрабатывать психологические идеи.

Особенностью социальных условий данных цивилизаций явился относительно высокий уровень производственной деятельности, материальной культуры, а также господство в данных цивилизациях религиозных идеологии, которая питала науку. Главная идея – миф о бессмертии души => душа могла покидать тело, странствовать и т.д. Но не смотря на религиозную идеологию, появляются ростки естественнонаучного знания о психической деятельности – живое тело находится в прямой зависимости от внешней природы, а деятельность души – от жизни тела, т.е. ставится проблема соотношения души и тела. Еще одна важная идея ученых того времени – это взгляд на слово и на речь человека – слово представляет собой двойник вещи и владение словом подразумевало владение вещью, также слово воспринималось как средство магического воздействия на предметы. Однако в других источниках утверждалось, что язык повторяет то, что замыслило сердце. Т.О., слово – это порождение языка, которое повторяет то, что производится телесным органом, куда стекаются сообщения от органов чувств. Такой подход начинает определять способ причинного объяснения психической деятельности. Основным полем для развития причинного понимания психической деятельности являлись медицинские знания. Жизни Медицинские исследования проводились, однако религия запрещала анатомировать тело => существовала фантастическая схема человеческого тела, которая передавалась из поколения в поколение. Древнегреческие исследователи уделяли большое внимание кровообращению и основой жизненности они считали 2 начала: кровь и воздух. В китайской и индийской медицине главное значение предавалось сердцу => возникла сердцецентрическое учение. Значительно позже с развитием медицины на Древнем Востоке появляется мозгоцентрическое учение, т.е. главное значение придается мозгу. Также на Древнем Востоке появляются учения о темпераменте человека (т.е. еще до Гиппократа). Как указывают историки психологии, на Древнем Востоке зародилось первое стихийное материалистическое представление о темпераменте и данное учение решало проблему индивидуальных различий людей. За основу темперамента индийские и китайские врачи принимали 3 элемента:

1. Воздухоподобное начало (китайцы его называли «ци»);

2. Желчь (иногда указывали кровь);

3. Слизь.

Соответственно людей разделяли на типы в соответствии с преобладанием того или иного элемента.

Выделили следующие типы:

1. Если преобладает желчь (кровь), то человек сильный и храбрый.

2. С преобладанием воздухоподобного начала – человек неуравновешенный, подвижный, меняет настроение; такой человек по манере поведения похож на обезьяну.

3. При преобладании слизи, человек медлительный и малоподвижный.

В средине I-го тысячелетия до н.э. новые социальные запросы обуславливают появление новых философских школ. Данные школы были очень сильно связаны с религией, но не смотря на это, они ставят фундаментальные проблемы человеческого существования (проблема отношения человека к миру, к совершенствованию и т.д.).

Во II-м тысячелетии до н.э. в Индии появляются тексты – Веды – наиболее известные священные описания индуизма; считается, что у них нет авторов, они были явно услышаны. В Ведах ставится проблема Души как этическая проблема человека. Душа обсуждается с точки зрения правил поведения, усовершенствования личности и достижения блаженства.

В VI в. до н.э. складываются религиозные учения – буддизм и джайнизм. Данные направления возникают как попытка объяснить отношение душевного явления к телесному. Основная идея джайнизма – тело является источником несвободы Души и закрепощает Душу человека. Буддизм вообще отрицал Душу как особую сущность; Душа представляет собой поток неповторимых мгновений и сменяющих друг друга состояний.

Несколько позже в Индийской философии возникают 3 школы. Они точно также как буддизм и джайнизм направлены на то, чтобы исследовать Душу человека с точки зрения этических законов и проблем:

1. Школа Веданта.

2. Школа Йоги.

3. Школа Миманса.

 

вторник, 16 сентября 2008 г.

Лекция 3

Школа Веданта впервые ставит проблему Я человека и определяет Я – вводится такое понятие как «Настоящее Я» - это не тело, а особое интуитивное сознание. В этом «Настоящем Я» субъект и объект, внешнее и внутренне не различаются. Вводятся также 2 понятия «Атман» и «Брахман». В учении данной школы душа обозначается как «Атман», которая подобна «Брахману». «Брахман» - это бесконечное космическое сознание и основа мира. Индивидуальная душа, т.е. душа каждого человека, отличается от «Атмана» и это отличие обусловлено тем, что ее божественная природа скрыта за потоком чувственных восприятий и телесных стремлений, НО путем познания и строгой моральной дисциплины душа избавляет от них (т.е. от чувственных восприятий и телесных стремлений) и становится идентичной «Брахману».

Школа Йоги возникает как философская школа, в которой разрабатывает учение о душе. Душа также обозначается термином «Атман». Задачей каждой го человека в процессе жизни научиться общаться с «Атман». Для этого человеку необходимо подключить все формы психической деятельности. Для этого общения предлагается ряд телесно – ориентированных приемов или систему психических актов: сосредоточенность, размышление, медитирование.

Школа Меманса («меманса» – решение некоторой проблемы путем рассуждений и критического исследования). Основными предметами изучения в данной школе была карма и ритуалы.

Объединяет эти 3 школы то, что они направлены на исследование души человека с точки зрения этических законов и проблем.

В середине 1-го тысячелетия до н.э. в Китае появляется школы и наиболее известными являются 3 школы, которые также отличаются этической направленностью:

1. Лао – цзы.

2. Конфуций.

3. Мо – цзы.

Школа Лао – цзы. Этому философу приписывает учение о Дао – путь, дорога. Человеку предписывается определенные способ поведения с рождения, который назначен мировым процессом. И только следуя этому пути, человек может понять жизни, понять мировой процесс.

Школа Конфуция. Он впервые поставил проблему врожденного и приобретенного: все знания и психические качества являются врожденными. Человек по своей природе добрый и его только портят внешние обстоятельства => задачей человека является противостояние внешним воздействиям, обстоятельствам. Для этого человеку необходимо стремиться к самопознанию, самоуглублению, которые ведут к усовершенствованию человека.

Школа Мо – цзы. Он был последователем Конфуция и, соответственно, придерживался той же точки зрения. Мо –цзы критикует положение о предопределенности судьбы, т.е. положение школы Лао – цзы, и несмотря на то, что был последователем Конфуция, также критиковал самоуглубление. Он считал, что самоуглубление не является путем развития личности и основной движущей силой развития личности является активность человека по отношению к собственной жизни.

В Древней индийской философии была сделана первая попытка исследования умственной деятельности и была поставлена проблема соотношения мышления и ощущения. При этом в основе многих древних индийских учений существует неразрывная связь между органом познания и его объектом: «… познающее может появиться только совместно с внеположенным ему познаваемым». Предлагают 2 формы восприятия: определенное и неопределенное восприятие. Неопределенное восприятие – это чисто сенсорное восприятие; оно дает непосредственное впечатление о предметах при его контакте с органом чувств. Определенное восприятие – это то, которое выражаем в своей речи, определяем образ.

В Индийской философии основное внимание уделялось восприятию как таковому, т.е. основная проблема была проблема психического образа. Они рассматривали такие явления как иллюзии восприятия, галлюцинации, сновидения и сверхчувственное восприятие. Сновидения – это своего рода те же галлюцинации, которые представляют оживления подсознательных впечатлений, которые вызваны прежними восприятиями.

Т.к. религиозные взгляды того времени накладывали табу на все философские размышления о человеке => возникают материалистические школы, которые пытались объяснить психически процессы человека более материалистично =>

Очень известная материалистическая школа в Древней Индии – школа Чарваки.

В Китае представителем материализма был – Ван Чун.

Учение Ван Чун было связано с достижениями естествознания и медицины того периода и оно отражало взгляды передовых социальных групп. Он выступал против врожденности знания и по его мнению основными средствами познания человеческой психики должны стать закономерности природы.

Т.О., зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от изучения организма как части природы и эти представления пробивались сквозь мистико – религиозную догматику.

 

 

ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ.

Античная психология – это самый весомый период, он достаточно долго длился, но античная психология развивалась в недрах философии.

В период античности ставятся основные проблемы, которые разрабатываются философами достаточно долгое время – учение о душе, учение о познании, проблема соотношения чувственного и рационального, проблема воли и характера и т.д.

Период античности очень богат именами, которые известны всем – Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Плотин, Августин и т.д.

В VI в. до н.э. появляется материалистическая философия. Вершиной античного материализма был атомистический материализм Демокрита. В дальнейшем учение Демокрита разрабатывал Эпикур, затем Лукреций, и потом школа Стоики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.013 с.)