Методы исследования трайтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования трайтов.



По мнению Олпорта, черты личности можно обнаружить только в процессе наблюдения за человеком. При этом наблюдать за человеком надо в процессе индивидуальной его жизни, чтобы демонстрировались именно свойственные ему черты. Наблюдать следует 2 – 3 психологам. Затем им необходимо собраться и обсудить свои наблюдения и чем больше людей говорят о выделении определенной черты тем вероятнее, что данная черта действительно присуща данному человеку.

Олпорт выступал против тестирования, говоря о том, что любой тест может измерить только одну черту и то приблизительно.

 

А. Маслоу (1908 – 1970).

Концепция Маслоу появляется как итог его детального знакомства с основными психологическими концепциями. Теория Маслоу также появляется как альтернатива психоанализу и в частности он не соглашался в рассмотрении психологического развития как адаптации к окружающей среде.

Каждый человек обладает потребностями в общении, в любви, уважении. Такая социальность заключена в самом человеке, в его природе.

Стремление к саморазвитию – самое ценное в психической жизни, которое не может быть описано, изучено с позиции поведенческой психологии. => Бихеовиоризм обязательно должен быть дополнен психологией сознания и тогда возможно будет исследовать личность в целом, всесторонне изучать личность.

Центральное понятие теории Маслоу – самоактуализация.

Стремление человека к самоактуализации, самовыражению есть основной источник поведения, поступков и деятельности человека.

Исследовать человеческую природу можно только изучая лучших представителей. => Маслоу провел исследование, в котором изучалась группа из 18 человек: 9 современников и 9 исторических личностей, путем биографического метода.

Результат исследования – иерархия потребностей.

Первоначально Маслоу считал, что потребности находятся в жесткой иерархии и удовлетворение более высших потребностей может происходить только после удовлетворения элементарных.

В последствии сам Маслоу отказался от детской иерархи и объединил все потребности в 2 класса:

1. потребности нужды или дефицита;

2. потребности развития или самоактуализации.

Самоактуализация – процесс, который не имеет конца; это способ проживания, работы и отношения с миром.

В процессе самоактуализации существуют наиболее значимые моменты, которые могут изменить отношение человека к миру, к самому себе, к другим людям. Эти значимые моменты стимулируют личностный рост человека. Такие значимые момент Маслоу называет пик – переживания (мгновенные) и плато – переживания (длительные).

Маслоу описывает не только самоактуализацию, но и самоактуализирующуюся личность.

Черты самоактуализирующейся личности (см. тетрадь).

Невротики – люди, которые обладают не развитой либо неосознанной потребностью в самоактуализации.

Т.О., самоактулиазция – всегда гуманистическая потребность, т.е. потребность всегда приносить людям добро. Человек обязан быть тем, кем он может стать, обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности.

К. Роджерс (1902 – 1987).

см. Ярошевский или Ждан.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называл «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном счете к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией. Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией «творческого Я» Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности. У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом группы встречи, являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

 

вторник, 26 мая 2009 г.

Лекция 23

Логотерапия В. Франкла (1905 – 1997).

Самая известная книга – «Человек в поисках смысла».

Теория Франкла состоит из 3-х основных частей:

1. учение о стремлении к смыслу;

2. учение о смысле жизни;

3. учение о свободе воли.

Теория Франкла отличается от многих психологических направлений трактовкой базисных мотивов поведения человека.

По мнению Франкла основная движущая сила поведения человека – борьба за смысл жизни. Стремление человека к сознанию смысла жизни – врожденное стремление => в процессе своей жизни человеку необходимо обнаружить смысл своего существования – логос.

По мнению Франкла присутствие в человеческой жизни поиска смысла жизни – признак человеческого бытия, т.е. то, что свойственно только человеку.

Отсутствие или потеря человеком смысла жизни – экзистенциальный вакуум => человек не осознает содержание своего существования, испытывает скуку, может придаваться пороку, испытывает тяжелые внутренние переживания, которые схожи с кризисом пожилого человека.

Такое отсутствие смысла жизни либо невозможность его реализовать может приводить человека к неврозу.

Источник экзистенциального вакуума – современный социальный мир.

Смысл жизни человек всегда ищет в окружающем его мире; невозможно найти смысл жизни внутри самого себя. При этом, несмотря на то, что смысл жизни человек ищет в окружающем его мире, смысл жизни человека очень индивидуален и составляет сущность каждого конкретного человека.

Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей. Т.к. человек реализует свои возможности, что связано с переживанием смысла жизни, то смысл жизни делает каждого человека ответственным за свою жизнь.

Такое понимание смысла жизни делает понятным то, что Франкл утверждал, что смысл жизни это не самоактуализация, а самотрансценденция, т.е. выход в другое.

3 пути, которые позволяют достигнуть смысл жизни:

1. достижение смысла путем совершения деятельности; жизни человека – это процесс творчества;

2. поиск смысла в заботе о других людях и в любви к другим людям; «чем больше человек забывает себя, тем в большей степени он становится человеком и самим собой»;

3. путь выработки четких позиций в отношении к различным жизненным ситуациям.

В центре концепции Франкла находится понятие ценности.

Ценности – понятия, которые несут в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций.

Все ценности позволяют сделать жизни человека осмысленной.

В рамках своей концепции Франкл выделяет 3 класса ценностей:

1. ценности творчества (например, труд как ценность);

2. ценности переживания (пример: любовь);

3. ценности отношения; этот класс ценностей сознательно формируется человеком по отношению к тем ситуациям, которые человек не способен изменить.

Разрабатывая свое учение о смысле жизни, Франкл говорит о том, что когда человек ищет и реализует смысл жизни, можно выделить 3 уровня существования человека:

1. биологический;

2. психологический;

3. ноэтический или духовный; именно в этом уровне заключены смыслы и ценности, которые определяют содержание более низких уровней (1 и 2).

В соответствии со своими представлениями Франкл разработал психотерапию, которая получила название логотерапия.

Задача логотерапии – помощь пациенту в поиске скрытого смысла своего существования.

В процессе данной терапии человек видит все потенциальные смыслы своего существования, и выбирает тот смысл, который согласуется с его совестью.

В процессе логотерапии человек должен не просто найти смысл жизни, но и реализовать его, т.к. в этом случае человек реализует самого себя.

Франкл говорил том, что логотерапия может применяться не только по отношению к больным людям, но и по отношению к здоровым и в этом случае логотерапия выступает как некоторое профилактическое средство, что позволяет мобилизовать некоторые ресурсы человека, найти новые выходы из трудных ситуаций, найти силы и т.п. Поиск и реализация смысла своего существования позволяют человеку справится с такими болезнями как алкоголизм, наркомания, суицидальные намерения и т.п.

В целом в рамках логотерапии существуют свои логотерапевтические техники, а также методики, которые позволяют диагностировать экзистенциальный вакуум.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Возникла в середине 60-х гг. в США.

Основатели: Джордж Миллер (создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать первые методы изучении познавательных процессов), Улирик Найссер (1967 г. выпустил книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения данного направления).

Основания для появления когнитивного направления:

1. в середине XX в. в психологии вновь возникает интерес к проблеме сознания;

2. учение Толмена и его идея когнитивных карт, которая позже была более полна реализованная в когнитивной психологии;

3. гештальт – психология, в которой подчеркивалась важная роль восприятия в процессе научения и запоминания, а также понятие организации, структуры, связи;

4. генетическая психология Ж. Пиаже, а именно определение стадий когнитивного развития ребенка;

5. (!) информационный подход (самое главное, что было взято и перенесено в когнитивную психологию).

В рамках когнитивной психологии выделяются 2 основных течения:

1. вычислительный вариант; в рамках данного течения, все познавательные процессы рассматривались очень механистически, как простая переработка информации (по аналогии с работой ЭВМ; роль субъекта в этом процессе полностью нивелировалась);

2. умеренный подход; представитель – У. Найссер; в рамках данного течения аналогия с ЭВМ продолжается, но особенность заключается в подчеркивании активной роли познающего субъекта.

С точки зрения когнитивной психологии, человеческий организм – система, которая активно ищет сведения и перерабатывает информацию. При этом информация может поступать как из окружающего мира, так и из организма человека, т.е. внешняя и внутренняя информация. При этом когда человек получает информацию различного рода, он способен оказывать различное воздействие на нее:

1) человек способен перекодировать информацию в различную форму;

2) человек способен осуществлять отбор необходимой информации;

3) человек способен игнорировать, тормозить, исключать информацию из системы.

Основная область исследования когнитивной психологии касалась познавательных процессов – внимание, память, мышление, процесс решения задач, воображение, проблема языка и речи. Кроме того когнитивные психологии также рассматривали эмоционально – волевую и мотивационную сферу личности. Также когнитивные психологии нашли себе применение к социальной психологии. В рамках социальной психологии Фестингер разработал концепцию когнитивного диссонанса.

Познание – процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и дальнейшему использованию. В данном определении заключается понимания когнитивными психологами всех познавательных процессов.

В рамках когнитивной психологии было проведено очень большое количество экспериментов, связанных и с познавательными и с социальными процессами => вывод: познавательная активность имеет уровневую организацию и состоит из блоков, которые включают переработку, хранение и использование информации => созданы структурные модели памяти, ощущения, восприятия, внимания, мышления и т.д.

Когнитивные психологи выделили свойства, которые присущи любой познавательной активности:

1. избирательность, которая определяется опытом познающего субъекта;

2. определяемость средой (т.е. предметами физического мира, опытом, культурой и т.д.);

3. неполнота познавательных схем, их постоянная корректировка в процесс столкновения с действительностью.

Когнитивных психологов хвалят за то, что они проводили исследования не только в лабораторных условиях, но и в реальных жизненных ситуациях.

 

На экзамене и на ГОСах необходимо вспомнить любую структурную модель любого познавательного процесса.

 

вторник, 2 июня 2009 г.

Лекция 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.026 с.)