Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования трайтов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По мнению Олпорта, черты личности можно обнаружить только в процессе наблюдения за человеком. При этом наблюдать за человеком надо в процессе индивидуальной его жизни, чтобы демонстрировались именно свойственные ему черты. Наблюдать следует 2 – 3 психологам. Затем им необходимо собраться и обсудить свои наблюдения и чем больше людей говорят о выделении определенной черты тем вероятнее, что данная черта действительно присуща данному человеку. Олпорт выступал против тестирования, говоря о том, что любой тест может измерить только одну черту и то приблизительно.
А. Маслоу (1908 – 1970). Концепция Маслоу появляется как итог его детального знакомства с основными психологическими концепциями. Теория Маслоу также появляется как альтернатива психоанализу и в частности он не соглашался в рассмотрении психологического развития как адаптации к окружающей среде. Каждый человек обладает потребностями в общении, в любви, уважении. Такая социальность заключена в самом человеке, в его природе. Стремление к саморазвитию – самое ценное в психической жизни, которое не может быть описано, изучено с позиции поведенческой психологии. => Бихеовиоризм обязательно должен быть дополнен психологией сознания и тогда возможно будет исследовать личность в целом, всесторонне изучать личность. Центральное понятие теории Маслоу – самоактуализация. Стремление человека к самоактуализации, самовыражению есть основной источник поведения, поступков и деятельности человека. Исследовать человеческую природу можно только изучая лучших представителей. => Маслоу провел исследование, в котором изучалась группа из 18 человек: 9 современников и 9 исторических личностей, путем биографического метода. Результат исследования – иерархия потребностей. Первоначально Маслоу считал, что потребности находятся в жесткой иерархии и удовлетворение более высших потребностей может происходить только после удовлетворения элементарных. В последствии сам Маслоу отказался от детской иерархи и объединил все потребности в 2 класса: 1. потребности нужды или дефицита; 2. потребности развития или самоактуализации. Самоактуализация – процесс, который не имеет конца; это способ проживания, работы и отношения с миром. В процессе самоактуализации существуют наиболее значимые моменты, которые могут изменить отношение человека к миру, к самому себе, к другим людям. Эти значимые моменты стимулируют личностный рост человека. Такие значимые момент Маслоу называет пик – переживания (мгновенные) и плато – переживания (длительные). Маслоу описывает не только самоактуализацию, но и самоактуализирующуюся личность. Черты самоактуализирующейся личности (см. тетрадь). Невротики – люди, которые обладают не развитой либо неосознанной потребностью в самоактуализации. Т.О., самоактулиазция – всегда гуманистическая потребность, т.е. потребность всегда приносить людям добро. Человек обязан быть тем, кем он может стать, обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности. К. Роджерс (1902 – 1987). см. Ярошевский или Ждан. В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называл «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном счете к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией. Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией «творческого Я» Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчеркивал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности. У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или в групповой терапии – как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом группы встречи, являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.
вторник, 26 мая 2009 г. Лекция 23 Логотерапия В. Франкла (1905 – 1997). Самая известная книга – «Человек в поисках смысла». Теория Франкла состоит из 3-х основных частей: 1. учение о стремлении к смыслу; 2. учение о смысле жизни; 3. учение о свободе воли. Теория Франкла отличается от многих психологических направлений трактовкой базисных мотивов поведения человека. По мнению Франкла основная движущая сила поведения человека – борьба за смысл жизни. Стремление человека к сознанию смысла жизни – врожденное стремление => в процессе своей жизни человеку необходимо обнаружить смысл своего существования – логос. По мнению Франкла присутствие в человеческой жизни поиска смысла жизни – признак человеческого бытия, т.е. то, что свойственно только человеку. Отсутствие или потеря человеком смысла жизни – экзистенциальный вакуум => человек не осознает содержание своего существования, испытывает скуку, может придаваться пороку, испытывает тяжелые внутренние переживания, которые схожи с кризисом пожилого человека. Такое отсутствие смысла жизни либо невозможность его реализовать может приводить человека к неврозу. Источник экзистенциального вакуума – современный социальный мир. Смысл жизни человек всегда ищет в окружающем его мире; невозможно найти смысл жизни внутри самого себя. При этом, несмотря на то, что смысл жизни человек ищет в окружающем его мире, смысл жизни человека очень индивидуален и составляет сущность каждого конкретного человека. Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей. Т.к. человек реализует свои возможности, что связано с переживанием смысла жизни, то смысл жизни делает каждого человека ответственным за свою жизнь. Такое понимание смысла жизни делает понятным то, что Франкл утверждал, что смысл жизни это не самоактуализация, а самотрансценденция, т.е. выход в другое. 3 пути, которые позволяют достигнуть смысл жизни: 1. достижение смысла путем совершения деятельности; жизни человека – это процесс творчества; 2. поиск смысла в заботе о других людях и в любви к другим людям; «чем больше человек забывает себя, тем в большей степени он становится человеком и самим собой»; 3. путь выработки четких позиций в отношении к различным жизненным ситуациям. В центре концепции Франкла находится понятие ценности. Ценности – понятия, которые несут в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Все ценности позволяют сделать жизни человека осмысленной. В рамках своей концепции Франкл выделяет 3 класса ценностей: 1. ценности творчества (например, труд как ценность); 2. ценности переживания (пример: любовь); 3. ценности отношения; этот класс ценностей сознательно формируется человеком по отношению к тем ситуациям, которые человек не способен изменить. Разрабатывая свое учение о смысле жизни, Франкл говорит о том, что когда человек ищет и реализует смысл жизни, можно выделить 3 уровня существования человека: 1. биологический; 2. психологический; 3. ноэтический или духовный; именно в этом уровне заключены смыслы и ценности, которые определяют содержание более низких уровней (1 и 2). В соответствии со своими представлениями Франкл разработал психотерапию, которая получила название логотерапия. Задача логотерапии – помощь пациенту в поиске скрытого смысла своего существования. В процессе данной терапии человек видит все потенциальные смыслы своего существования, и выбирает тот смысл, который согласуется с его совестью. В процессе логотерапии человек должен не просто найти смысл жизни, но и реализовать его, т.к. в этом случае человек реализует самого себя. Франкл говорил том, что логотерапия может применяться не только по отношению к больным людям, но и по отношению к здоровым и в этом случае логотерапия выступает как некоторое профилактическое средство, что позволяет мобилизовать некоторые ресурсы человека, найти новые выходы из трудных ситуаций, найти силы и т.п. Поиск и реализация смысла своего существования позволяют человеку справится с такими болезнями как алкоголизм, наркомания, суицидальные намерения и т.п. В целом в рамках логотерапии существуют свои логотерапевтические техники, а также методики, которые позволяют диагностировать экзистенциальный вакуум. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Возникла в середине 60-х гг. в США. Основатели: Джордж Миллер (создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать первые методы изучении познавательных процессов), Улирик Найссер (1967 г. выпустил книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения данного направления). Основания для появления когнитивного направления: 1. в середине XX в. в психологии вновь возникает интерес к проблеме сознания; 2. учение Толмена и его идея когнитивных карт, которая позже была более полна реализованная в когнитивной психологии; 3. гештальт – психология, в которой подчеркивалась важная роль восприятия в процессе научения и запоминания, а также понятие организации, структуры, связи; 4. генетическая психология Ж. Пиаже, а именно определение стадий когнитивного развития ребенка; 5. (!) информационный подход (самое главное, что было взято и перенесено в когнитивную психологию). В рамках когнитивной психологии выделяются 2 основных течения: 1. вычислительный вариант; в рамках данного течения, все познавательные процессы рассматривались очень механистически, как простая переработка информации (по аналогии с работой ЭВМ; роль субъекта в этом процессе полностью нивелировалась); 2. умеренный подход; представитель – У. Найссер; в рамках данного течения аналогия с ЭВМ продолжается, но особенность заключается в подчеркивании активной роли познающего субъекта. С точки зрения когнитивной психологии, человеческий организм – система, которая активно ищет сведения и перерабатывает информацию. При этом информация может поступать как из окружающего мира, так и из организма человека, т.е. внешняя и внутренняя информация. При этом когда человек получает информацию различного рода, он способен оказывать различное воздействие на нее: 1) человек способен перекодировать информацию в различную форму; 2) человек способен осуществлять отбор необходимой информации; 3) человек способен игнорировать, тормозить, исключать информацию из системы. Основная область исследования когнитивной психологии касалась познавательных процессов – внимание, память, мышление, процесс решения задач, воображение, проблема языка и речи. Кроме того когнитивные психологии также рассматривали эмоционально – волевую и мотивационную сферу личности. Также когнитивные психологии нашли себе применение к социальной психологии. В рамках социальной психологии Фестингер разработал концепцию когнитивного диссонанса. Познание – процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и дальнейшему использованию. В данном определении заключается понимания когнитивными психологами всех познавательных процессов. В рамках когнитивной психологии было проведено очень большое количество экспериментов, связанных и с познавательными и с социальными процессами => вывод: познавательная активность имеет уровневую организацию и состоит из блоков, которые включают переработку, хранение и использование информации => созданы структурные модели памяти, ощущения, восприятия, внимания, мышления и т.д. Когнитивные психологи выделили свойства, которые присущи любой познавательной активности: 1. избирательность, которая определяется опытом познающего субъекта; 2. определяемость средой (т.е. предметами физического мира, опытом, культурой и т.д.); 3. неполнота познавательных схем, их постоянная корректировка в процесс столкновения с действительностью. Когнитивных психологов хвалят за то, что они проводили исследования не только в лабораторных условиях, но и в реальных жизненных ситуациях.
На экзамене и на ГОСах необходимо вспомнить любую структурную модель любого познавательного процесса.
вторник, 2 июня 2009 г. Лекция 24
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.013 с.) |