Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития отечественной истории психологии в XX В.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Точкой отсчета для выделения основных этапов развития отечественной психологии 1885 г. В этом году Бехтеревым была создана психологическая лаборатория в Казани. В конце XIX в. в России в целом активно начинает развиваться психологическое движение. Психологией начинает интересоваться российская интеллигенция и такая направленность на психологию выразилась в том, что начинают создаваться психологические романы, драмы, этюды и т.д. Кроме того направленность на психологию выразилась еще и в том, что в России создаются 2 философско – психологических общества: 1. Петербургское; 2. Московское. 3 фактора, обусловившие рост интереса к психологии в конце XIX в. в России: 1. влияние зарубежной психологии; 2. особенности русской ментальности, т.е. русского человека всегда тянуло к психологии, обдумыванию, анализу, поиску психологических закономерностей и т.п.; 3. особенность предреволюционной ситуации, т.е. психология была «отдушиной» в момент блокирования социальных потребностей человека и как раз можно было углубиться в самоанализ, поиск психологических закономерностей и т.п. В качестве факта признания психологии как самостоятельной науки в конце XIX в. выступили следующие достижения: 1. психология стала преподаваться в различных учебных заведениях; 2. в литературе происходила популяризация психологического знания; 3. начинается подготовка психологических кадров, но в рамках философии (в частности, теоретики психологии того времени обучались на философских либо историко – философских факультетах). В конце XIX в. большое распространение получила экспериментальная психология и это привело к тому, что в Санкт – Петербурге, в Харькове и в Киеве были открыты психологические лаборатории. В частности, утверждение экспериментального метода в России связывается с именем Лазурского, а развитие эмпирической психологии связывается с именем Челпанова и Ничаева. Первый этап развития отечественной истории психологии связывается с 20-ми – 30-ми гг. XX в. Это послереволюционный период, который был достаточно сложный для всех наук. В этот период в рамках психологии возникают новые прикладные дисциплины. 6 основных направлений: 1. психотехника; 2. психогигиена; 3. педология; 4. рефлексология; 5. реактология; 6. психоанализ (не возник в России, но получил широкое распространение). Эти 6 дисциплин были очень популярными в психологии, получили широкое распространение. Психотехника. В России основателем психотехники был Шпильрейн. В 1923 г. он организовал психотехническую лабораторию и в рамках данной лаборатории была создана секция психотехники. В рамках данной секции основными направлениями работы были профотбор, профориентация и исследование пропаганды. Основные прикладные исследования проводились в рамках психотехники. Наряду со Шпильрейном в России проблемами психотехники также занимались Платонов и Левитов. Педология. Российские исследователи, которые работали в рамках данного направления – Нечаев, Лазурский, Россолимо, Кащенко, Выготский (в некоторой степени). Объект педологии – ребенок, т.к. педология рассматривалась как наука о развитии ребенка. Педология в данный период активно развивалась т.к. после революции активно существовала такая идея как «мы все старое разрушим и новое построим», а педология была призвана «сформировать нового человека». Басов и Блонский также занимались вопросами педологии. Рефлексология или реактология. Данные направления называют поведенческая школа. Самые известные исследователи в рамках данной школы – Корнилов и Блонский. Решалась проблема соотношения рефлексологии и реактологии. В 30-е гг. данное направление было закрыто. Психоанализ. В начале 30-х гг. в России психоанализ получает большую популярность и начинает активно развиваться. Психоанализ начинает активно внедряться в практику и на этом фоне начинают разрабатываться проективные методы диагностики, в частности проективно – рисуночный метод диагностики ребенка. В этот период психоанализ активно поддерживает Троцкий и в 30-е гг., но на него начинаются гонения + в своих статьях Лурия пытался оправдать психоанализ в глазах политиков, но это совпадает с критикой психоанализа в России и все труды, которые были построены на основе психоаналитической теории, были уничтожены. Основной тенденцией того периода является прессинг абсолютно на все науки и в большей степени на психологию и это связано с тем, что после революции в обществе начинают появляться и укрепляться тоталитарные тенденции. Это сказалось на том, что ценность любой науки, любого исследования, любой теории определяются соответствием идеям марксизма – ленинизма. Такой идеологический прессинг в психологии существовал до 80-х гг. Первым, кто поплатился за несоответствие своих воззрений идеологическим воззрениям был Шпильрейн, которого в 1939 г. арестовывают и позже расстреливают. Практически в тот же самый период тоже самое происходит и с педологией и в частности педология была объявлена лженаукой и даже были организованы показательные выступления политиков, выступающих против педологии. До гонений педологию активно поддерживала Крупская и даже было создано общество педологов – марксистов (1929 г.), а в 1932 г. Крупская организовала дискуссию по проблемам педологии и по итогам этой дискуссии выходит ряд работ Блонского («Педология»), Выготского («Основы педология»), Басова («О некоторых задачах развития педологии»). В 1931 г. Басов умер. В 1936 г. полностью прекратились все исследования в рамках педологии и это было связано с постановлением ЦК партии. В этот период считалось, что педология не оправдала тех ожиданий, которые на нее были возложены. В частности, в 20-е – 30-е гг. были проведены исследования, результаты которых не соответствовали высокопоставленным указаниям, в частности исследования показали, что уровень интеллекта русских школьников ниже, чем у американских, уровень интеллекта детей из интеллигентных семей выше, чем из рабочих т.п.
Второй период – предвоенный период (30-е – 40-е гг.). В этот период активно работали Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев, Лурия и др. Прессинг идеологии продолжает существовать, но в этот период попытались адаптировать положения марксизма к психологии => 2 тенденции, которым можно было следовать: 1. прямой, грубый подход, т.е. полностью перенести идеи марксизма на психологию; 2. творческая переработка идей марксизма и применение их к психологическим знаниям. Как раз второй тенденции придерживались отечественные психологии => в советской психологии были созданы труды, которые положили основу методологии отечественной психологии (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Ананьев, Лурия, Узнадзе, Смирнов, Зинченко, Теплов). «Они выносили отечественную психологию на своих плечах». В предвоенный период разрабатываются следующие основные направления: 1. изучение материального субстрата психики и сенсорных процессов; прежде всего исследования Бехтерева, Павлова, Ананьева; 2. анализ содержательных характеристик психики на основе единства сознания и деятельности (данный принцип был разработан в школе Рубинштейна); 3. изучение высших психических функций (культурно – историческая концепция Выготский); 4. психологическое исследование деятельности и генезиса психики (концепция Леонтьева; стадии развития психики); 5. проблема установки (грузинская школа Узнадзе); 6. проблема психологии отношений (Лазусркий, Мясищев); 7. проблема психологии памяти (Смирнов, Зинченко); 8. проблема индивидуальности (Теплов). С 1938 по 1940 г. было опубликовано 160 научных работ, что демонстрирует масштаб развернутых психологических исследований. Выделяют 4 основных теоретических достижения предвоенного периода: 1. рассмотрение психики как свойство высокоорганизованной материи; 2. закрепилось положение об эволюционно – стадиальном характере развития психики (концепция Леонтьева; стадии развития психики); 3. признание человека как активного деятеля в окружающей среде; 4. признание культурно – исторической обусловленности процесса развития психики.
Третий этап – развитие психологии в годы Великов Отечественной Войны. Основная задача, которая стояла перед психологией и которая обусловила содержание исследований того времени – психологическое обеспечение нужд военного времени. Требования, которые предъявлялись к психологическим исследованиям того периода: 1. прикладная направленность исследования; 2. сокращение временных сроков исследований; 3. открытость и доступность результатов исследования для широкого круга ученых и практиков. Проблематика психологических исследований в годы ВОВ: 1. лечение различных травматических повреждений их последствий; 2. диагностика травм черепа и мозга; 3. инфекционные, токсические заболевания периферической ЦНС; 4. изучение посттравматических психических изменений; 5. экспертиза нервных и душевных болезней; и т.п. Прикладные исследования, проведенные в тот период, существенно позволили продвинуться вперед отечественной психологии. В частности, активно развивалась клиническая психология, которая существенно расширила свои знания. Достижения психологии в данный период: 1. были разработаны основы по восстановлению утраченных психических функций (Анохин и функциональная система, Бернштейн, Запорожец и др.; например было доказано, что нервная деятельность человека обладает высокой пластичностью, психические функции имеют представленность в коре головного мозга и т.д.); 2. оформление и развитие нейропсихологии (Лурия); 3. исследование личностных качеств бойца и командира (работы Теплова, в частности «Ум полководца»); 4. исследование в области изучения психических процессов (работы связанные с проблемой ощущений, работой органов чувств, проблема восприятия цвета т.п.). В период ВОВ идеологические нападки на психологические исследования продолжались, но в меньшей степени по сравнению с 20-ми – 30-ми гг.
четверг, 4 июня 2009 г. Лекция 25 Четвертый этап – 50-е гг. Характеризуется, прежде всего, возобновлением или новой волной идеологических гонений, нападок на психологию. Считается, что это 50-е гг. – самые «мрачные годы» в развитии отечественной психологии, что было обусловленно тем, что в 50-м году была проведена сессия, которая была посвящена Павлова. Учение Павлова в этот период рассматривалось в качестве эталона и в связи с этим все другие учения, все другие исследования были прекращены, а именно те, которые не вписывались в учение Павлова. В частности учение Анохина было объявлено как несоответствующее Павловскому. Влияние на психологию учение Павлова было большим, т.к. на сессии было предложено устранить все субъективные методы и заменить психологические методы физиологическими. В целом в данный период начинается новый этап прессинга на науки и ориентация на марксистко – ленинские идеи. В связи с тем, что учение Павлова рассматривалось как эталон, то в психологии возникла проблема: если Павлов – физиолог и его учение – физиологические => это определяет развитие психологии => как избежать сведение психического к физиологическому с одной стороны и с другой – не допустить полного обособления психического от физиологического.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.01 с.) |