Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития отечественной истории психологии в XX В.

Поиск

Точкой отсчета для выделения основных этапов развития отечественной психологии 1885 г. В этом году Бехтеревым была создана психологическая лаборатория в Казани.

В конце XIX в. в России в целом активно начинает развиваться психологическое движение. Психологией начинает интересоваться российская интеллигенция и такая направленность на психологию выразилась в том, что начинают создаваться психологические романы, драмы, этюды и т.д.

Кроме того направленность на психологию выразилась еще и в том, что в России создаются 2 философско – психологических общества:

1. Петербургское;

2. Московское.

3 фактора, обусловившие рост интереса к психологии в конце XIX в. в России:

1. влияние зарубежной психологии;

2. особенности русской ментальности, т.е. русского человека всегда тянуло к психологии, обдумыванию, анализу, поиску психологических закономерностей и т.п.;

3. особенность предреволюционной ситуации, т.е. психология была «отдушиной» в момент блокирования социальных потребностей человека и как раз можно было углубиться в самоанализ, поиск психологических закономерностей и т.п.

В качестве факта признания психологии как самостоятельной науки в конце XIX в. выступили следующие достижения:

1. психология стала преподаваться в различных учебных заведениях;

2. в литературе происходила популяризация психологического знания;

3. начинается подготовка психологических кадров, но в рамках философии (в частности, теоретики психологии того времени обучались на философских либо историко – философских факультетах).

В конце XIX в. большое распространение получила экспериментальная психология и это привело к тому, что в Санкт – Петербурге, в Харькове и в Киеве были открыты психологические лаборатории. В частности, утверждение экспериментального метода в России связывается с именем Лазурского, а развитие эмпирической психологии связывается с именем Челпанова и Ничаева.

Первый этап развития отечественной истории психологии связывается с 20-ми – 30-ми гг. XX в.

Это послереволюционный период, который был достаточно сложный для всех наук. В этот период в рамках психологии возникают новые прикладные дисциплины.

6 основных направлений:

1. психотехника;

2. психогигиена;

3. педология;

4. рефлексология;

5. реактология;

6. психоанализ (не возник в России, но получил широкое распространение).

Эти 6 дисциплин были очень популярными в психологии, получили широкое распространение.

Психотехника. В России основателем психотехники был Шпильрейн. В 1923 г. он организовал психотехническую лабораторию и в рамках данной лаборатории была создана секция психотехники. В рамках данной секции основными направлениями работы были профотбор, профориентация и исследование пропаганды. Основные прикладные исследования проводились в рамках психотехники. Наряду со Шпильрейном в России проблемами психотехники также занимались Платонов и Левитов.

Педология. Российские исследователи, которые работали в рамках данного направления – Нечаев, Лазурский, Россолимо, Кащенко, Выготский (в некоторой степени). Объект педологии – ребенок, т.к. педология рассматривалась как наука о развитии ребенка. Педология в данный период активно развивалась т.к. после революции активно существовала такая идея как «мы все старое разрушим и новое построим», а педология была призвана «сформировать нового человека». Басов и Блонский также занимались вопросами педологии.

Рефлексология или реактология. Данные направления называют поведенческая школа. Самые известные исследователи в рамках данной школы – Корнилов и Блонский. Решалась проблема соотношения рефлексологии и реактологии. В 30-е гг. данное направление было закрыто.

Психоанализ. В начале 30-х гг. в России психоанализ получает большую популярность и начинает активно развиваться. Психоанализ начинает активно внедряться в практику и на этом фоне начинают разрабатываться проективные методы диагностики, в частности проективно – рисуночный метод диагностики ребенка. В этот период психоанализ активно поддерживает Троцкий и в 30-е гг., но на него начинаются гонения + в своих статьях Лурия пытался оправдать психоанализ в глазах политиков, но это совпадает с критикой психоанализа в России и все труды, которые были построены на основе психоаналитической теории, были уничтожены.

Основной тенденцией того периода является прессинг абсолютно на все науки и в большей степени на психологию и это связано с тем, что после революции в обществе начинают появляться и укрепляться тоталитарные тенденции. Это сказалось на том, что ценность любой науки, любого исследования, любой теории определяются соответствием идеям марксизма – ленинизма. Такой идеологический прессинг в психологии существовал до 80-х гг.

Первым, кто поплатился за несоответствие своих воззрений идеологическим воззрениям был Шпильрейн, которого в 1939 г. арестовывают и позже расстреливают.

Практически в тот же самый период тоже самое происходит и с педологией и в частности педология была объявлена лженаукой и даже были организованы показательные выступления политиков, выступающих против педологии.

До гонений педологию активно поддерживала Крупская и даже было создано общество педологов – марксистов (1929 г.), а в 1932 г. Крупская организовала дискуссию по проблемам педологии и по итогам этой дискуссии выходит ряд работ Блонского («Педология»), Выготского («Основы педология»), Басова («О некоторых задачах развития педологии»).

В 1931 г. Басов умер.

В 1936 г. полностью прекратились все исследования в рамках педологии и это было связано с постановлением ЦК партии. В этот период считалось, что педология не оправдала тех ожиданий, которые на нее были возложены. В частности, в 20-е – 30-е гг. были проведены исследования, результаты которых не соответствовали высокопоставленным указаниям, в частности исследования показали, что уровень интеллекта русских школьников ниже, чем у американских, уровень интеллекта детей из интеллигентных семей выше, чем из рабочих т.п.

 

Второй периодпредвоенный период (30-е – 40-е гг.).

В этот период активно работали Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев, Лурия и др. Прессинг идеологии продолжает существовать, но в этот период попытались адаптировать положения марксизма к психологии =>

2 тенденции, которым можно было следовать:

1. прямой, грубый подход, т.е. полностью перенести идеи марксизма на психологию;

2. творческая переработка идей марксизма и применение их к психологическим знаниям.

Как раз второй тенденции придерживались отечественные психологии => в советской психологии были созданы труды, которые положили основу методологии отечественной психологии (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Ананьев, Лурия, Узнадзе, Смирнов, Зинченко, Теплов). «Они выносили отечественную психологию на своих плечах».

В предвоенный период разрабатываются следующие основные направления:

1. изучение материального субстрата психики и сенсорных процессов; прежде всего исследования Бехтерева, Павлова, Ананьева;

2. анализ содержательных характеристик психики на основе единства сознания и деятельности (данный принцип был разработан в школе Рубинштейна);

3. изучение высших психических функций (культурно – историческая концепция Выготский);

4. психологическое исследование деятельности и генезиса психики (концепция Леонтьева; стадии развития психики);

5. проблема установки (грузинская школа Узнадзе);

6. проблема психологии отношений (Лазусркий, Мясищев);

7. проблема психологии памяти (Смирнов, Зинченко);

8. проблема индивидуальности (Теплов).

С 1938 по 1940 г. было опубликовано 160 научных работ, что демонстрирует масштаб развернутых психологических исследований.

Выделяют 4 основных теоретических достижения предвоенного периода:

1. рассмотрение психики как свойство высокоорганизованной материи;

2. закрепилось положение об эволюционно – стадиальном характере развития психики (концепция Леонтьева; стадии развития психики);

3. признание человека как активного деятеля в окружающей среде;

4. признание культурно – исторической обусловленности процесса развития психики.

 

Третий этап – развитие психологии в годы Великов Отечественной Войны.

Основная задача, которая стояла перед психологией и которая обусловила содержание исследований того времени – психологическое обеспечение нужд военного времени.

Требования, которые предъявлялись к психологическим исследованиям того периода:

1. прикладная направленность исследования;

2. сокращение временных сроков исследований;

3. открытость и доступность результатов исследования для широкого круга ученых и практиков.

Проблематика психологических исследований в годы ВОВ:

1. лечение различных травматических повреждений их последствий;

2. диагностика травм черепа и мозга;

3. инфекционные, токсические заболевания периферической ЦНС;

4. изучение посттравматических психических изменений;

5. экспертиза нервных и душевных болезней;

и т.п.

Прикладные исследования, проведенные в тот период, существенно позволили продвинуться вперед отечественной психологии. В частности, активно развивалась клиническая психология, которая существенно расширила свои знания.

Достижения психологии в данный период:

1. были разработаны основы по восстановлению утраченных психических функций (Анохин и функциональная система, Бернштейн, Запорожец и др.; например было доказано, что нервная деятельность человека обладает высокой пластичностью, психические функции имеют представленность в коре головного мозга и т.д.);

2. оформление и развитие нейропсихологии (Лурия);

3. исследование личностных качеств бойца и командира (работы Теплова, в частности «Ум полководца»);

4. исследование в области изучения психических процессов (работы связанные с проблемой ощущений, работой органов чувств, проблема восприятия цвета т.п.).

В период ВОВ идеологические нападки на психологические исследования продолжались, но в меньшей степени по сравнению с 20-ми – 30-ми гг.

 

четверг, 4 июня 2009 г.

Лекция 25

Четвертый этап – 50-е гг.

Характеризуется, прежде всего, возобновлением или новой волной идеологических гонений, нападок на психологию.

Считается, что это 50-е гг. – самые «мрачные годы» в развитии отечественной психологии, что было обусловленно тем, что в 50-м году была проведена сессия, которая была посвящена Павлова. Учение Павлова в этот период рассматривалось в качестве эталона и в связи с этим все другие учения, все другие исследования были прекращены, а именно те, которые не вписывались в учение Павлова. В частности учение Анохина было объявлено как несоответствующее Павловскому.

Влияние на психологию учение Павлова было большим, т.к. на сессии было предложено устранить все субъективные методы и заменить психологические методы физиологическими.

В целом в данный период начинается новый этап прессинга на науки и ориентация на марксистко – ленинские идеи.

В связи с тем, что учение Павлова рассматривалось как эталон, то в психологии возникла проблема: если Павлов – физиолог и его учение – физиологические => это определяет развитие психологии => как избежать сведение психического к физиологическому с одной стороны и с другой – не допустить полного обособления психического от физиологического.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.007 с.)