Концепция личности К. Левина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция личности К. Левина.



Теория К. Левина выходит за пределы так называемой психологии сознания. В учении К. Левина было 2 периода:

1) Берлинский; здесь Левин рассматривал проблему личности, проблему квзипотребностей;

2) Американский; в данный период Левин обратился к психологии межличностных отношений.

Концепция личности К. Левина по – другому называется динамическая теория (концепция) личности. Такое название было обусловленно тем, что с точки зрения Левина деятельность и поведение человека определяются внутренними потребностями и мотивами. Считается, что концепция личности Левина позднее вылилась в направление менталистской психологии. Принято считать, что на теорию Левина оказало влияние 3 положения гештальт – психологии:

1. образ мира или явления создается не путем синтеза отдельных элементов, а сразу, т.е. гештальт это не сумма частей, а целостная система;

2. образ создается в данный момент, т.е. прошлый опыт не играет в роли в создании этого гештальта;

3. принцип изоморфизма, т.е. тождество закономерностей в разных науках.

Исторической заслугой теории К. Левина является разработка проблемы мотивов и потребностей, которые изучались при помощи объективного метода – метода эксперимента.

 

вторник, 7 апреля 2009 г.

Лекция 16

В рамках динамической теории личности К. Левин пытался изучить структуру личности и для обозначения структуры личности использовал наглядно – пространственную систему. Личность К. Левин изображал в виде круга. Этот круг включен в эллипс. Эллипс представляет собой психологическое окружение. Внутри круг разделен на области, и эти области представляют собой клетки. При этом расположение клеток внутри этого круга отражает те отношения, в которых находятся разные интересы, потребности, мотивы, стремления, переживания личности (см. рис).

 

 

 

 


Существуют сформировавшаяся и несформировавшаяся личность (например, личность ребенка). У сформировавшейся личности есть определенное ядро, которое мало поддается внешнему воздействию, влиянию (например, человек давно и устойчиво интересуется коллекционированием марок => это составляет ядро личности; если у человека возник какой – то интерес и затем быстро исчез => это не ядро). У ребенка схема личности (круг) имеет малодифференцированный характер, но по мере обогащения интересов ребенка, стремлений, желаний происходит большее дробление частей круга.

При рассмотрении проблемы личности первое понятие, которое использовал Левин для рассмотрения особенностей личности, было понятие потребности – учение о потребности. По мнению Левина потребность – движущая сила человеческой деятельности, человеческого поведения. Потребность – динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого – либо намерения или действия. Обозначение потребности как квазипотребности для Левина означало подчеркивание социальной обусловленности потребности. Социальная обусловленность потребности для Левина обозначала, что потребность возникла в данный момент. Квазипотребности как любая потребность стремится к своему удовлетворению. Удовлетворение квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения.

Исходя из того, что у человека существуют квазипотребности, которые стремятся к своему удовлетворению и которые возникают в результате возникновения намерения => квазипотребность – некая напряженная система, которая возникает в определенной ситуации, обеспечивая деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).

Доказательством данного положения послужили опыты ученицы Левина - Овсянкиной. Эксперимент: испытуемым предлагалось выполнить определенное нетрудное задание (например, сложить пазлы и т.п.) => когда человек уже увлекся выполнением заданием у него его забирали без объяснения причин и предлагали выполнить другое задание, которое абсолютно не было похоже на предыдущее; когда испытуемый увлекся выполнением другого задания, экспериментатор намеренно первое задание каким – либо образом пытался скрыть, например, спрятать задание в шкаф или прикрыть его газетой и т.п.; когда испытуемый завершал выполнение второго задания, экспериментатор делал вид что чем – то занят (отворачивался к окну и что – то разглядывал, читал документы и т.п.) и испытуемые по завершению выполнения второго задания демонстрировали стремление к возврату и завершению первого заданию (86% испытуемых пытались завершить первое задание – открывали ящик, где лежит задание, доставали его из – под газеты и т.п.)=> вывод: квазипотребность существует; она появляется в момент возникновения намерения выполнить задание и стремится к своему удовлетворению.

Квазипотребность определяет и мимическую деятельность человека. Для подтверждения этого положения Левин придумал эксперименты с законченными и незаконченными заданиями, такие эксперименты провела Б.В. Зейгарник => Зейгарник сделала вывод, что незавершенные действия воспроизводятся на 90% лучше, чем завершенные (когда действие завершено – квазипотребность удовлетворяется; когда действие не завершено, то квазипотребность не удовлетворена и действия, направленные на завершение задания, являются удовлетворением квазипотребности).

ВЫВОД: детерминирующим фактором психической деятельности является динамическое состояние или напряжение.

Понятие квазипотребности выдвинуло перед К. Левином 2 проблемы:

1. проблема удовлетворения квазипотребностей;

2. проблема психологического поля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.005 с.)