Взгляд Гартли на природу психического. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляд Гартли на природу психического.



Истоками учения Гартли стали учения Ньютона, Декарта, Спинозы, Локка, Лейбница.

Учение Гартли называют основным детищем XVIII в.

Гартли пытался усовершенствовать систему Декарта на основе новых открытий XVIII в. Труды Ньютона привели Гартли к основной идеи – учение о вибрации, на котором в свою очередь базируется учение об ассоциациях. XVIII в. – это век бурного развития естествознания. В это время активно развивается нервно – мышечная физиология и произошло открытие раздражимости и непроизвольных движений. Психологический смыл данных явлений заключался в следующем:

1) они подрывали представления Декарта о тождестве психического и осознаваемого;

2) оказалось, что многие движения в организме могут осуществляться без вмешательства души => телесное явление нельзя однозначно относить к автоматизированным и осознаваемым.

Для создании учения о вибрации Гартли использовал психологический смыл именно данных явлений.

1. Учение о вибрации. Гартли говорит о том, что вибрации вызывают соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. У человека существует 2 круга вибраций: большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам (по сути это является рефлекторной дугой, которая определяет поведение человека). Внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. В свою очередь вибрация органов чувств запускает вибрацию соответствующих частей мозга, а вибрация частей мозга вызывает работу определенных мышц, а это запускает определенные движения тела. Т.о., большой круг регулирует поведение человека.

внешние воздействия → вибрация органов чувств → вибрация соответствующих частей мозга → работа определенных мышц → определенные движения тела (т.о. это рефлекс)

Малый круг вибрации расположен в белом веществе мозга. Малый круг является основой психической жизни, а также процессов обучения и познания. Вибрации в большом круге вызывают ответную вибрацию в малом круге и, исчезая в большом круге, она оставляет следы в малом => след памяти. Т.о., эти следы и являются основной памяти человека. Сила следа зависит от значимости того явления, которое оставило след. Слабые следы человек не осознает => они не являются осознанными.

Учение о вибрации является основой учения об ассоциациях и в целом для всего учения Гартли была характерна следующая установка: устремленность к поиску исходных психических элементов, реконструируя которые можно понять сложные элементы.

Согласно учению Гартли таких исходных элементов 3:

1. ощущение (Ярошевский отмечает, что лучше говорить не ощущение, а «чувствование»);

2. идея;

3. мышечное движение.

Гартли говорит, что все – таки самым первым, исходным элементом являются неосознаваемые ощущения. Второй элемент – идеи - определяют уровень сознания, в то время как ощущения и мышечное движение относятся к тем аспектам жизни, которые оказываются по мнению Гартли непсихическими.

Гартли заявлял, что все эти 3 элемента причастны к всеобщим законам ассоциаций.

2. Учение об ассоциациях. По мнению Гартли ассоциации являются объяснительным принципом всех психических явлений, а также принципом универсального начала внешнего и внутреннего поведения.

Основной вопрос Гартли: каким образом многообразные ощущения сливаются в ассоциации, как возникают целостные идеи и как ощущения совместно с идеями определяют и направляют мышечную активность организма.

Ответ: точно также как вибрации возникают, сливаются и сменяют друг друга по физическим законам, точно также протекают и сочетаются сенсорные, идеационные (от слова «идея) и мышечные процессы.

Детерминирующими факторами ассоциации являются смежность во времени и частота повторений.

Такие идеи Гартли позволили историкам психологии признать авторитет за Гартли в разработке двух идей, которые в настоящее время прочно вошли в психофизиологию:

1. орган чувств должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы, который включает воспринимающее устройство и мышечное движение;

2. следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходит в незаметной для внешнего восприятия форме.

В целом учение Гартли представляет собой вторую после Декарта попытку соединить ассоциации и рефлекс (третьей попыткой является учение Сеченова).

По мнению Гартли любые психические процессы, какого бы уровня сложности они не достигали, не возможны без физиологических => в законах работы мозга ключ к любым психическим проявлениям.

Гартли распространяет свое учении об ассоциациях не только на низшую психическую деятельность, но и на высшие области психической деятельности, в частности на такие 2 области как воля и абстрактное мышление.

Воля имеет социальное происхождение. По мнению Гартли слово и воля, слово и абстрактное мышление не разделимы между собой. При этом само слово в учении Гартли трактовалось как сложная ассоциация. Гартли говорит, что чувственные впечатления (ощущения), которые возникают в слуховом аппарате определенным образом ассоциируются (сочетаются) с речевыми мышцами, и чем больше раз это повторяет, тем крепче становится ассоциация.

Основной для образования ассоциация являются побудительные силы личности. В этих побудительных силах личности Гартли выделяет главные мотивационные факторы:

1. желания;

2. удовольствие;

3. неудовольствие.

Данные мотивационные факторы являются основной для образования ассоциаций => возникновение и исчезновение ассоциаций зависит от действий данных факторов.

Гартли говорит о том, что все поступки можно ассоциировать с какими – то чувствами => у человека формируются представления о добре и зле, а прекрасном и безобразном м т.д.

побудительные силы → желания, удовольствия, неудовольствия → ассоциации → действия

Гартли подчиняет всю свою ассоциативную концепцию задачам религиозного воспитания с тем, чтобы люди неотвратимо следовали религиозным канонам. Т.о. закрепляемая ассоциация с неотвратимостью приводит к определенному поведению.

Рассматривая далее учение Гартли, так или иначе, Гартли, разрабатывая проблему вибрации и проблему ассоциации, разрабатывал учении о рефлексе.

3. Учение о рефлексе. По мнению Гартли учение о вибрациях объясняет все первоначальные автоматические движения. Данные автоматические движения и есть в терминологии Гартли рефлекс. Рефлекс – акт перехода возбуждения рецептора через головной мозг к эффектору. А учение об ассоциациях объясняет произвольные и вторично автоматические движения.

Т.О., оценивая достижения Гартли необходимо отметить, что схема, которую предлагает Гартли, можно назвать междисциплинарной схемой объяснения поведения, которая включает в себя 3 направления:

1. психическое;

2. физиологическое;

3. физическое.

Это связано с тем, что он пытался построить схему поведения человека с помощью рефлекса + ассоциаций (если обращаться к терминологии Декарта, то в нервную машину включались еще и ассоциации).

 

Учение Беркли и Юма (их рассматривают в совокупность т.к. их идеи очень похожи.). Данное направление является идеалистическим, т.к. в их учение идеи ассоцианизма полностью утратили свой детерминистический смысл – ассоциация это не продукт закономерной связи вещей, а мнение о существовании такой связи.

Юм выделяет 3 закона ассоциаций:

1. по сходству;

2. по смежности в пространстве или во времени;

3. по причине и эффекту.

 

вторник, 11 ноября 2008 г.

Лекция 9

Мир представляет собой совокупность ощущений человека и реально существует только то, что человек осознает, что дано сознанию в виде непосредственно воспринимаемых феноменов. Ум человека пассивен и он отслеживает только те феномены, которые возникают в данный момент в сознании. Так как мир это совокупность ощущений, то единственным объектом познания должен быть опыт человека. Опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения.

По мнению Беркли вместо понятия «ассоциации» необходимо использовать понятие «суггестии». Суггестия – одна идея внушает (намекает) другую.

 

Ассоцианизму как направлению противостояла психология способностей, которая разрабатывалась в Германии и основателем которой считается Христиан Вольф, а также в Англии – Шотландская школа.

Психология способностей (Х. Вольф – 1679 – 1754). Задача данной школы – описание и классификация имеющихся способностей. При этом все способности, которые имеются у человека, являются врожденными. Исходя из такого принципа, Вольф предлагал всю психологию разделить на 2 типа: эмпирическую и рациональную. При этом в рамках эмпирической психологии ставилась проблема (задача) изучения фактов о жизни души. В рамках эмпирической психологии Вольф указывает на измерение психологии. По его мнению, например, величину внимания можно измерить следующим образом – продолжительность величины внимания - продолжительность аргументации, которую человек способен проследить. Предметом рациональной психологии становились рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души. Именно в рамках рациональной психологии Вольф выдвигает свою теорию способностей. Способности – это направления деятельности души, это «голые» возможности, которые возникают у человека сразу, при рождении и позже проявляются. Все способности Вольф предлагал разделять на 4 вида:

1. познавательные;

2. желательные;

3. способности внимания;

4. чувства/аффекты.

Из познавательного акта сначала возникают удовольствия/страдания, затем возникают суждения о достоинстве объекта и только потом «аппетит», т.е. стремление к объекту или отвращение.

познавательный акт → удовольствие/страдание → суждения о достоинстве объекта → «аппетит» (стремление к объекту)/отвращение

Т.о, психология способностей реализует индетерминистический подход к психической жизни, т.е. личность в данном случае рассматривается как пассивное существо.

Шотландская школа (ее представителями были профессора шотландских университетов; родоначальник Томас Рид – 1710 – 1798).Был подвергнут критике взгляд ассоцианизма на происхождение знания из чувственного опыта. Представители данной школы выдвигают идею, согласно которой человек рождается с запасом готовых принципов и истин. Эти принципы и истины, которую даются человеку при рождении, позволяют различать добро и зло, хорошее и плохое и как следствие определенным образом относиться к жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.014 с.)