Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические учения конца XIX В. Начала XX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В конце XIX в. начале XX в. возникает несколько школ под эгидой психологи — идеалистические школы сознания: 1. теория элементов сознания Вундта и Титченера; 2. теория актов сознания Брентано; 3. Вюрцбургская школа; 4. теория потоков сознания Джеймса; а также 5. описательная психология Дильтейя; 6. школа гештальт — психологии. Особенности формирования данных школ: · многие представители научной психологии данного периода находились на противоположных (разных) теоретических позициях; · представители данных научных школ ставили разные цели; · данные школы использовали разные методы исследования. Сознание, как предмет научного исследования, был слишком сложным для того периода науки. Данный факт стал научной причиной особенностей разработки проблемы сознания. Многие ученые данного периода продолжали рассматривать психологию как часть философии => категориальный аппарат философии продолжал использоваться. Несмотря на это, происходило бурное развитие капиталистического общества => предъявлялись требования именно к практической психологии. Характерным для всех теорий являлось ограничение предмета психологического исследования и данное ограничение связано с тем, что исследовалось только то, что переживалось и осознавалось человеком. Несмотря на то, что все школы рассматриваются в рамках интроспективной психологии сознания они выделяют: разные характеристики сознания разную структуру сознания, различное содержание сознания, по — разному определяют степень активности сознания. Каждую из теорий можно охарактеризовать с точки зрения 3-х пар противоположностей: 1. атомистическая теория сознания или целостная теория; 2. сознание — активная или пассивная; 3. сенсуалистическая теория или интеллектуалистическая теория. * все школы до гештальт — психологии (т.е. 5 школ) необходимо определить на какой противоположности из пары базируется школа. Теория элементов сознания Вундта и Титченера. Титченер был учеником Вундта и => продолжал рассматривать его идеи. По мнению Вундта предмета психологии отличается от предмета других наук и это различие заключается в следующем — другие естественные науки изучают опыт безотносительно к субъекту, а психология должна заниматься любым опытом человека и отношением человека к различным объектам. Титченер рассматривает следующий аспект: опыт человека является нейтральным, независимым, и он ценен во всех аспектах сам по себе, но с другой стороны для объяснения опыта необходимо апеллировать к НС человека. В связи с этим и Вундт и Титченер являются сторонниками физиологического объяснения психических явлений. Т.к. психология сознания рассматривала с точки зрения опыта человека, то основной задачей психологии должно стать разложение опыта (или сознания) на отдельные элементы, установление отношений между этими элементами и определение законов образования связей между элементами. Т.о. теория Вундта по — другому называется структурная психология. С точки зрения Вундта элементы сознания — это ощущения и простые чувствования. В качестве простых чувствований может быть удовольствие - неудовлльствие, напряженность — расслабленность. Титченер добавляет к элементам сознания образы и аффекты. Все другие психические явления являются результатом соединения данных простых элементов, но на вопрос как происходит их слияние, т.е. как образуются более сложные психические явления, они не дали ответа. Они считали, что момент слияния элементов сознания является изначальным, прирожденным свойством сознания и в доказательство они приводят пример соединения химических веществ. Момент слияния психических элементов Вундт и Титченер назвали психическим синтезом. Также, Вундт и Титченер отмечают, что в любом элементе сознания присутствует акт творчества. В качестве достоинств данной теории можно ответить следующее: 1) проблема сознания стала сугубо психологической; 2) в рамках данной теории была сделана попытка структурировать сознания; 3) предпринята попытка объяснить активный характер сознания. В качестве недостатка историки психологии отмечают противоположность понятий. Теория актов сознания Брентано. Брентано, когда разрабатывал свою теорию, обратил внимание на эмпирические формы поведения человека. Он приводит такой пример: когда человек хочет что - то услышать он вслушивается Т.о. сознание человека всегда направлено на построение, на активное осуществление психических действий, т.е. Брентано подчеркивает активный характер психики человека. В связи с этим предметом психологии должно стать не содержание сознания, не опыт, а особая психическая активность, которая состоит из отдельных умственных действий. Умственные дейстивия, согласно Брентано, это единицы психики, которые очень динамичны. По мнению Брентано у человека не может существовать каких — либо бессодержательных, пустых актов сознания и каждый акт сознания направлен на какой — либо предмет или объект, который может быть в реальном мире, либо во внутреннем мире человека. Брентано пытался классифицировать психические явления и => выделил 3 психических явления: 1) представления — объекты, которые возникают в сознании как образы, но при этом в них не подчеркивается какое — либо отношение к образу; 2) суждение — утверждение объекта как истинного или его отрицание как ложного; 3) аффективные движения — формируют образ предмета и вызывают чувства, или степень отношения к нему.
Вюрцбургская школа (Майер, Кюльпе, Марбе, Ах (или Аш), Орт, Месер, Бюлер). В качестве цели данной школы выступали экспериментальные исследования проблем мышления. Результаты исследований, которые получали представители данной школы, интерпретировались с точки зрения концепции структурной психологии (Вундта), т.е. они пытались найти элементы мышления или характерные для мышления элементы сознания. Основным методом был метод интроспекции. Данный метод был превращен в метод систематического экспериментального самонаблюдения за процесса собственного мышления: испытуемые должны были дать полный отчет о содержании своего сознания при решении задачи; и компетентные психологи в своих отчетах сообщали о том, что они переживают особые состояния и эти особые состояния имели только познавательное значение и были лишены сенсорного содержания. Орт, Марбе и Майер данные не сенсорные элементы (т.е. особые состояния, которые имеют только познавательное значение) называют состояниями сознания. Ах в этих состояниях сознания выделяет особую группу переживаний — осознование. Главным содержанием данных переживаний являются различные отношения: пространственные, временные, логические, причинные и т.д. Майер предлагал назвать несенсорные содержания сознания мыслями. Бюлер попытался классифицировать мысли. Самым большим достижением Вюрцбургской школы было введение в психологию мышления методики решения задач. Каждая методика решения задач была моделью определенной стороны мыслительной деятельности. Несмотря на это, вопросы причинности мыслительной деятельности и ее мотивации не были решены в рамках данной школы и это было связано с ограниченностью метода интроспекции. Еще один метод, который предлагался в данной школе — это метод реконструкции мыслительной деятельности. Данный метод связан с экспериментами загипнотизируемых испытуемых, когда инструкция и сам вопрос задачи давался испытуемым в состоянии гипноза По результатам экспериментом выявилась неосознаваемая направленность и избирательность мыслительного процесса => мышление человека всегда избирательно. Ах вводит термин — детерминирующая тенденция — ход мыслительного процесса человека направляется задачей и придает мышлению целенаправленный характер. Т.о. достоинство данной школы это введение методик, а недостаток — использование метода интроспекции.
вторник, 2 декабря 2008 г. Лекция 12 Теория потока сознания Джеймса. Возникает в противовес структурной психологии Вундта. На развитие идей Джеймса повлияла физика. Именно с именем Джеймса связано развитие функционализма в Америке. Именно Джеймс сделал психологию одной из самых популярных наук в Америке. Кроме того, Джеймс является создателем первой американской психологической лаборатории и президентом американской психологической ассоциации. По мнению Джеймса, основным вопросом исследования является сознание, но при этом он пытался рассматриваться сознание как некоторое целое. В 1890 г. выходит книга Джеймса «Принципы психологии». В этой книге Джеймс впервые выступает в противовес вундовскому пониманию сознания: Джеймс начинается рассматриваться психическую жизнь как непрерывный, постоянно меняющийся поток сознания. Этот непрерывный поток сознания составляет опыт каждого человека. Каждое ощущение человека – это продукт анализа данного опыта. Джеймс пытался проанализировать сознание человека и выделил 4 основные характеристики: 1. сознание постоянно изменяется, и явления сознания не повторяются дважды, т.е. динамизм или постоянная изменчивость сознания; 2. сознание всегда переживается как личностное или как неотъемлемо принадлежащее мне; 3. сознание всегда выступает как непрерывное целое; это основная идеяДжеймса; при этом в сознании можно выделить переходные и устойчивые состояния: 1) переходные состояния; когда переживаются некоторые отношения между предметами; эти переживания настолько мимолетны, что не поддаются самонаблюдению; 2) устойчивые состояния; обратные 1) 4. избирательность сознания выражается в том, что человек обращает внимание на то, что ему интересно, практически полезно и т.д.; другими словами в сознание приходит принятие, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. Исходя из данных 4–х особенностей, Джеймс сформулировал задачу психологии: описать и объяснить динамические состояния, изучить их причины, условия и непосредственные результаты. Джеймс отдавал приоритет изучению работы сознания, а не его структуры. Анализируя отношения между внешним миром, сознанием и деятельностью, Джеймс приходит к выводу, что все психические явления проявляются обязательно в каких – либо реакциях организма. По мнению Джеймса, психические явления/процессы не могут быть адекватно изучены без физической среды. Для объяснения взаимодействия организма и окружающей среды Джеймс обратился к идеи рефлекса. При этом в его концепции понятие рефлекса носило более психологический характер, чем физиологический. За это Джеймса критиковали. Рассматривая работу сознания Джеймс задался вопросом как же происходит возникновение процессов сознание. По его мнению, возникновение процессов сознания осуществляется в 3 этапа: 1. ощущение – это тот процесс, когда нервные токи входят в мозг, но не вызывают никаких ассоциаций; такие ощущения существуют только в самые первые дни жизни ребенка, а у взрослого человека они сливаются с восприятием; 2. внимание, память, понятия, ассоциации, воображение, различения, рассуждения; данному этапу Джеймс уделял особое внимание; он считал, что это есть различные состояния сознания и изучать данные состояния сознания можно изучить с помощью метода интроспекции; 3. движения (выражение эмоции, различные импульсивные действия, инстинкты и произвольные действия). Идея Джеймса о целостности сознания нашла и в теории личности. Личность представляет собой интегративное целое. По мнению Джеймса, самосознание, личность и Я представляются собой некоторый единый комплекс, т.к. личность и Я составляют 2 стороны самосознания. По мнению Джеймса, личность включается в себя: 1) познаваемый элемент – эмпирическое Я; данный элемент осознается человеком как личность; 3 стороны личности: физическая, социальная, духовная. 2) познающий элемент – чистое Я. Т.о. заслугойДжеймса является выделение структуры личности, где основной является взаимодействие личности с другими людьми. По мнению Джеймса, уникальность и неповторимость личности определятся не характеристикой познавательных процессов, а благодаря желаниям и эмоциям человека. При этом наибольшую роль играют самооценка, самоуважение, стремление быть успешным, недовольство собой и т.д. => по мнению Джеймса самооценка зависит не от успеха деятельности, а от соотношения самоуважения и притязаний => вводит следующую формулу:
Идея непрерывного потока сознания отразились и в понимании личности, так, по мнению Джеймса, Я человека образуется из последовательности восприятия самого себя на протяжении времени. В каждый момент осознания своего Я, оно разное, но в каждый последующий момент включается прежнее восприятие своего Я => формируется целостность личности. Джеймс совместно с датским ученым Ланге разработал одну из самых известных теорий эмоций (теория Джеймса – Ланге). Данная теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Недостатки: · психологический смысл рефлекса; · ограниченность метода интроспекции.
Описательная (понимающая) психология Дильтейя. Теория Джеймса выдвинула противоречие в психологии: с одной стороны существовало стремление выявить элементы сознания, а с другой – стремление к целостному пониманию психической жизни. Попытка преодолеть данное ограничение привела к идеи о существовании двух психологий: 1. психология объяснительная или экспериментальная; задача – изучить сенсорные, процессы, ассоциации, элементы сознания и их причинную связь; 2. понимающая или описательная психология; задача – описать целостные психические явления и состояния с помощью метода интроспекции. Данное положение о двух психологиях и было разработано немецким философом Дильтеем (1833 - 1911 гг.). По его мнению, в качестве предмета описательной (понимающей, аналитической) психологии выступают непосредственно переживаемые, целостные явления личности и полнота душевной жизни. При этом, по мнению Дильтейя, для того, чтобы понять полноту душевной жизни и целостность личности, можно использовать такой метод как понимание, который отождествляется с переживанием. Понимание (переживание) – интуитивное самопостижение субъектом своего духовного мира и внутренних состояний. С точки зрения Дильтейя описательная психология должна описывать эту «понимаемую в переживании внутреннюю реальность». Также Дильтей пытался ведлдить некоторые структурные элементы духовной жизни. В качестве таких элементов выступают представления, чувства и волевые действия. Эти элементы образуют некоторую целостность, т.е. существуют в подчиненной форме, и Дильтей, не отрицая роль органов чувств, указывает, что ощущения можно объяснить только в структуре целостных душевных явлений. По его мнению, целостность психической жизни – это инмоменто присущее человеку явление. Эта идея целостности была перенесена на восприятие окружающего мира. Идея целостности сама по себе не была новой для психологии, но новым в концепции Дильтея явилась попытка вынести целостность не из органической, а из исторической жизни. Историческая жизни – это только человеческая форма жизнедеятельности и ее отличают в воплощении проживаний в творениях культуры. Объяснительная психология должна выйти за пределы внутреннего опыта и найти вовне причины и условия психической деятельности. Здесь необходимо использовать методы естественных наук. Объяснительная психология должна изучать душевную жизнь не только путем эксперимента, но и изучать людей в исторической действительности, т.е. влияние исторического процесса на развитие личности. Т.о. по мнению Дильтейя, объяснительная психология должна выявлять закономерности психической жизни, описывать их, выдвигать научные гипотезы и доказывать их правильность. В рамках данной концепции соотносилась структура личности с духовными ценностями, создаваемыми народом и с формами культуры. Данная идея нашла свое отражение в работах двух исследователей – Шпрангера и Штерна.
вторник, 9 декабря 2008 г. Лекция 13 Шпрангер и Штерн считали, что задачей психологии должно стать исследование личности и ее внутренней психической структуры. Шпрангер является основателем персоналистической психологии. Понятие личности Шпрангер трактует очень широко и все свою теорию называет структурной теорией личности. По мнению Шпрангера структура личности зависит от целей и духовных ценностей человека. В свою очередь эти цели и духовные ценности зависят от общества, в котором живет человек. Т.о., личность каждого человека зависит от некоторых духовных ценностей, которые в свою очередь зависят от общества => структура личность зависит от общества, в котором существует человек. Своеобразие и направленность каждого человека также зависит от духовных ценностей. При этом, по мнению Шпрангера, общества не социум, а совокупность различных областей духовной культуры. Шпрангер пытался выделить различные области духовной культуры и выделил 6 таких областей, которые в свою очередь детерминируют определенный тип личности: 1. наука => тип личности – теоретический; 2. эстетика => тип личности – эстетический; 3. экономика => тип личности – экономический; 4. религия => тип личности – религиозный; 5. политика => тип личности – политический; 6. область отношений с другими людьми => тип личности – социальный. Штерн полностью принимал идею Дельтейя о разделении психологии и поддерживал характеристики этих психологий. Но, по мнению Штерна, задача описательной психологии должна быть шире и => задача описательной психологии – выяснять посредством интроспекции личностную значимость этих явлений и связей. Также Штерн подчеркивает роль и личности и понимание личности и => задача объяснительной психологии – раскрыть посредством эксперимента закономерные отношения явлений и феноменов. Т.о., в связи с тем, что главной задачей психологии стало исследование личности => по мнению Штерна психология – это наука о личности, которая имеет различные переживания. По мнению Штерна человеческая личность представляет собой высшую модальность, т.е. по мнению Штерна существует 3 модальности, среди которых личность занимает самую высокую: 1. жизненность или биосфера индивида; 2. уровень переживаний; 3. система культурных, моральных, социальных и религиозных ценностей. По мнению Шетрна высший уровень модальности личность усваивает путем интроспекции. При этом в качестве стержня личности выступает характер. Именно Штерну принадлежит введение в психологию понятия «черта личности». Черта личности представляет собой постоянные и целенаправленные акты личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.011 с.) |