Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.



Главной частью структуры личности является Эго, которое стремится к сохранению целостности и индивидуальности личности. Т.о., в этом моменте Эриксон не соглашается с Фредом, которой утверждал, что главной частью структуры личности является бессознательное Ид.

С точки зрения Эриксона среда, культура и социальное окружение ребенка имеют огромное значение для его развития (в отличии от концепции Фрейда, где влияние на развитие ребенка оказывает социальное окружение).

Кроме того, в отличие от Фрейда, который утверждал, что основное в развитии личности происходит в раннем детстве, Эриксон говорил, что развитие личности происходит всю жизнь. Формирование личности определяют не только близкие люди, но и все общество.

Процесс развития личности – формирование идентичности.

Идентичность личности – центральное качество личности, которое сигнализирует человеку о его неразрывной связи с окружающим социальным миром.

Параметры идентичности личности:

1. центрированность человека о себе;

2. отождествление с социальной группой и окружением;

3. определение ценностей человека и его социальной роли.

При центрированности на себя, человек осознает себя, свою психосоциальную организацию и осуществляет контроль над собой.

Центрированность личности зависит от структуры общества. Если общество измениться, то измениться и сама личность. Если человек не может изменить свою личность, а общество меняется, то у человека возникает невроз. Механизмом, позволяющим противостоять неврозу, является поддержание и сохранение целостности Эго.

Эриксон выделил 8 основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует:

1. первая стадия (до 1 года); развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру или настороженности, закрытости;

2. вторая стадия (от 1 года до 3-х лет); развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих вследствие того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности;

3. третья стадия (от 3-х до 6 лет); развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение;

4. четвертая стадия (от 6 до 14 лет); развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности; школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации; от того, на сколько успешно ребенок учится, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учении, и зависит развитие этих качеств;

5. пятая стадия (от 14 до 20 лет) связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности; главным является общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т. е. выбор путей построения своей дальнейшей жизни => большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения;

6. шестая стадия (от 20 до 35 лет) связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположно го пола; при отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции;

7. седьмая стадия (от 35 до 60 – 65 лет) связана со стремлением человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности (одна изи важнейших стадий); большое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых он может развиваться и сам; желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности;

8. восьмая стадия (после 60 – 65 лет); человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам; у него формируется чувство удовлетворения, осознание идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей; в противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется состоящей из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря; такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации.

Эриксон изучал жизнь индейцев различных племен => результаты этих исследований стимулировали интерес Эриксона к изучению личностей, групп и этносов.

В годы II Мировой ВойныЭриксон изучал американских подводников и личность Адольфа Гитлера => пытался соединить психологию индивида и психологию общества на основе синтеза теоретических представлений и результатов полевых наблюдений.

Вывод: в любом историческом процессе доминирующее значение принадлежит психическим факторам и личности. Эриксон полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. В силу этого, анализируя развитие личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории. Утверждал, что личность, особенно выдающаяся, выступает в роли своеобразного индикатора исторического процесса, Эриксон подчеркивал, что особая роль в истории, которую играют лидеры, обусловливается способностью этих людей выводить разрешение различных индивидуальных кризисов за пределы собственной личности и умением возлагать преодоление их на все свое поколение.

 

Концепция К. Хорни.

Хорни критиковала психоанализ Фрейда за:

1. либидозные тенденции;

2. агрессивные тенденции;

3. пансексуализм.

Разногласия с психоанализом Фрейда:

1. на развитие личности человека доминирующее влияние оказывает не только социальное окружение, но и общество в целом;

2. развитие не предопределено только врожденными инстинктами; человек может изменяться и развиваться в течение жизни, что опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд;

3. есть четкая грань между нормой и патологией и => есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей;

4. доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире;

5. Фрейд считал, что ᴪ-ая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности - Ид и Супер–Эго, а с точки зрения Хорни, ᴪ-ая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а на приведение в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. 2 «образа Я».

Основное понятие – базальная (коренная) тревога – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире.

В норме чувство тревоги заставляет человека стремиться к безопасности и самореализации, но часто поведение человека блокируется влиянием социума и культуры => возникает невротический конфликт.

Причины развития тревоги: отчуждение родителей, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или чрезмерная опека, слишком большое восхищение ребенком.

2 вида тревоги:

1. Физиологическая тревога; связана со стремлением ребенка удовлетворить свои базальные потребности (в еде, питье, комфорте); ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят => испытывает тревогу; если окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит; если его потребности не удовлетворяются => тревога нарастает => общая невротизация человека;

3. психологическая; преодоление связано с развитием адекватного «образа Я».

Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из 2-х частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т.е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «образов Я»:

1. Я реальное;

2. Я идеальное;

3. Я в глазах других людей.

В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т.е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам.

Т.о., и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным «образом Я».

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер – Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я».

3 защитных стратегии:

1. стремление к людям (уступчивый, зависимый тип); при повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его «образа. Я»; при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже; как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы; добившись признания или восхищения от других, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения; такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть; это постоянное напряжение и служит основой развития невроза;

2. стремление против людей (агрессивный тип, испытывающий потребность во власти, эксплуатации, доминировании); выражается в навязывании другим людям свой «образ Я»; развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти; знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования;

3. стремление от людей (устраненный тип, испытывающий потребность в личных достижениях, совершенстве, безупречности); дает возможность игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим «образом Я»; но и в этом случае развиваются невротические потребности: потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым; не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других; из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным; все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

В норме все эти потребности гармонически сочетаются между собой, а при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

Заслуга: подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

вторник, 12 мая 2009 г.

Лекция 21

БИХЕВИОРИЗМ.

Бихевиоризм возник во втором десятилетии XX в. Он возникает как реакция на не состоятельность ассоцианистской психологии и в основном данное направление было направленно против интроспекции как метода познания психики, сознания и т.д.

3 предпосылки возникновения бихевиоризма:

4. идеи философии неореализма (1910 г. Перри, Холт); содержание сознания отождествлялось с реально существующими объектами;

5. работы Павлова;

6. работы Торндайка (1874 – 1949).

Эксперименты в спец. клетках с кошками Торндайка => вывод: интеллект животных сводится к нецеленаправленным импульсивным пробам и ошибкам, которые приводили к закреплению определенного движения.

Т.о., наблюдения за действиями животных привели Торндайка к выводу о том, что поведение животного, формирование навыков связано с осуществлением проб и ошибок, которые приводят к определенным действиям и они закрепляются в процессе повторения.

Данные, полученные на животных, были перенесены на человека и => поведение человека представляет собой результат научения.

Торндайк выделил 3 закона научения (которые также были переведены с животных на человека):

1. закон упражнения – чем чаще повторяется определенное действие, тем прочнее оно закрепляется;

2. закон эффекта – роль награды и наказания в упрочнении либо ослаблении связи между действиями и результатом;

3. закон готовности – готовность физиологических механизмов проводить те или иные импульсы в организме (т.е. готовность организма к образованию и закреплению связи между действиями и результатом).

Торндайк отмечал, что закон упражнения должны рассматриваться в совокупности с законом эффекта, т.е. эти законы необходимо объединить, т.к. эксперименты доказали, что никакое упражнение (никакое число повторений) не приводит к закреплению действия без награды или наказания.

Кроме 3-х основных законов Торндайком также были выделены частные законы научения:

1. выполнение приобретенного действия в новой ситуации, которая содержит элементы, тождественные ситуации научения;

2. более легкое воспроизведение действий в том порядке, в котором они заучивались.

Т.О., эксперименты Торндайка позволили сделать вывод о том, что поведение может стать объектом психологического исследования и поведение может исследоваться объективным методом. Кроме того сформулированный Торндайком закон эффекта поднимает проблему мотивацию поведения. Тот метод проб и ошибок, примененный Торндайком, получил широкое распространение в психологии и особенно в бихевиоризме.

=> во втором десятилетии XX в. возникает такое научное направление как бихевиоризм, основателем которого является Дж. Уотсон (1878 – 1958).

По мнению Уотсона, предметом психологии должно стать поведение живого существа, которое адаптируется к окружающей его среде. Поведение – те объективно измеримые явления, которые не содержат никаких субъективных понятий => психологу из своего словаря надо выбросить все субъективные термины, которые могут интерпретироваться по – разному (влечения, желания, ощущения и т.п.). Каждому психическому явлению необходимо дать определение в терминах поведения.

Уотсон предлагает схему «S → R». Также он считает, что основным методом изучения поведения должен стать эксперимент.

Уотсон предлагает 2 формы поведения:

1. внешняя;

2. внутренняя форма;

Отличие внутреннего поведения от внешнего заключается в одном – внутренние реакции точно такие же как внешние, только являются более слабыми и недоступными наблюдению извне.

По мнению Уотсона, основной целью психологического исследования должно стать открытие средства, которое позволит контролировать поведение животного и человека и направлять в нужную сторону. Именно раздражители внешней среды являются основными детерминирующими факторами поведения животного и человека.

Заслуга теоретических взглядов Уотсона:

1. утверждение объективного метода исследования – эксперимента;

2. Уотсон начала разрабатывать классическую теорию научения. Научение – процесс приобретения животным или человеком индивидуального опыта. Уотсон также занимался исследованием детей (написал книгу про психологическое воспитание детей) и утверждал, что наследственность не играет никакой роли в формировании личности ребенка и развитие можно направить по любому пути. Также Уотсон рассматривал вопрос награды и наказания в процессе научения.

На дальнейшее развитие бихевиоризма оказали влияние работы Павлова => в США под влиянием работ Павлова складываются теории обуславливания (представители: Скиннер, Газри, Халл, Спенс). Данные теории объединены на основе интеграции идей Уотсона и Павлова, а также на том основании, что основной единицей измерения является условный рефлекс и все закономерности поведения можно описать при помощи явлений, открытых Павловым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.03 с.)