Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главной частью структуры личности является Эго, которое стремится к сохранению целостности и индивидуальности личности. Т.о., в этом моменте Эриксон не соглашается с Фредом, которой утверждал, что главной частью структуры личности является бессознательное Ид. С точки зрения Эриксона среда, культура и социальное окружение ребенка имеют огромное значение для его развития (в отличии от концепции Фрейда, где влияние на развитие ребенка оказывает социальное окружение). Кроме того, в отличие от Фрейда, который утверждал, что основное в развитии личности происходит в раннем детстве, Эриксон говорил, что развитие личности происходит всю жизнь. Формирование личности определяют не только близкие люди, но и все общество. Процесс развития личности – формирование идентичности. Идентичность личности – центральное качество личности, которое сигнализирует человеку о его неразрывной связи с окружающим социальным миром. Параметры идентичности личности: 1. центрированность человека о себе; 2. отождествление с социальной группой и окружением; 3. определение ценностей человека и его социальной роли. При центрированности на себя, человек осознает себя, свою психосоциальную организацию и осуществляет контроль над собой. Центрированность личности зависит от структуры общества. Если общество измениться, то измениться и сама личность. Если человек не может изменить свою личность, а общество меняется, то у человека возникает невроз. Механизмом, позволяющим противостоять неврозу, является поддержание и сохранение целостности Эго. Эриксон выделил 8 основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует: 1. первая стадия (до 1 года); развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру или настороженности, закрытости; 2. вторая стадия (от 1 года до 3-х лет); развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих вследствие того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности; 3. третья стадия (от 3-х до 6 лет); развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение; 4. четвертая стадия (от 6 до 14 лет); развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности; школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации; от того, на сколько успешно ребенок учится, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учении, и зависит развитие этих качеств; 5. пятая стадия (от 14 до 20 лет) связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности; главным является общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т. е. выбор путей построения своей дальнейшей жизни => большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения; 6. шестая стадия (от 20 до 35 лет) связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно противоположно го пола; при отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции; 7. седьмая стадия (от 35 до 60 – 65 лет) связана со стремлением человека либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности (одна изи важнейших стадий); большое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых он может развиваться и сам; желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности; 8. восьмая стадия (после 60 – 65 лет); человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам; у него формируется чувство удовлетворения, осознание идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей; в противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется состоящей из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря; такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации. Эриксон изучал жизнь индейцев различных племен => результаты этих исследований стимулировали интерес Эриксона к изучению личностей, групп и этносов. В годы II Мировой ВойныЭриксон изучал американских подводников и личность Адольфа Гитлера => пытался соединить психологию индивида и психологию общества на основе синтеза теоретических представлений и результатов полевых наблюдений. Вывод: в любом историческом процессе доминирующее значение принадлежит психическим факторам и личности. Эриксон полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. В силу этого, анализируя развитие личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории. Утверждал, что личность, особенно выдающаяся, выступает в роли своеобразного индикатора исторического процесса, Эриксон подчеркивал, что особая роль в истории, которую играют лидеры, обусловливается способностью этих людей выводить разрешение различных индивидуальных кризисов за пределы собственной личности и умением возлагать преодоление их на все свое поколение.
Концепция К. Хорни. Хорни критиковала психоанализ Фрейда за: 1. либидозные тенденции; 2. агрессивные тенденции; 3. пансексуализм. Разногласия с психоанализом Фрейда: 1. на развитие личности человека доминирующее влияние оказывает не только социальное окружение, но и общество в целом; 2. развитие не предопределено только врожденными инстинктами; человек может изменяться и развиваться в течение жизни, что опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд; 3. есть четкая грань между нормой и патологией и => есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей; 4. доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире; 5. Фрейд считал, что ᴪ-ая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности - Ид и Супер–Эго, а с точки зрения Хорни, ᴪ-ая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а на приведение в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. 2 «образа Я». Основное понятие – базальная (коренная) тревога – чувство коренной тревоги, связанной с имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. В норме чувство тревоги заставляет человека стремиться к безопасности и самореализации, но часто поведение человека блокируется влиянием социума и культуры => возникает невротический конфликт. Причины развития тревоги: отчуждение родителей, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или чрезмерная опека, слишком большое восхищение ребенком. 2 вида тревоги: 1. Физиологическая тревога; связана со стремлением ребенка удовлетворить свои базальные потребности (в еде, питье, комфорте); ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят => испытывает тревогу; если окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит; если его потребности не удовлетворяются => тревога нарастает => общая невротизация человека; 3. психологическая; преодоление связано с развитием адекватного «образа Я». Введение понятия «образа Я» – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из 2-х частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т.е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «образов Я»: 1. Я реальное; 2. Я идеальное; 3. Я в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т.е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Т.о., и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным «образом Я». Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер – Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, а ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я». 3 защитных стратегии: 1. стремление к людям (уступчивый, зависимый тип); при повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его «образа. Я»; при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже; как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы; добившись признания или восхищения от других, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения; такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть; это постоянное напряжение и служит основой развития невроза; 2. стремление против людей (агрессивный тип, испытывающий потребность во власти, эксплуатации, доминировании); выражается в навязывании другим людям свой «образ Я»; развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти; знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования; 3. стремление от людей (устраненный тип, испытывающий потребность в личных достижениях, совершенстве, безупречности); дает возможность игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим «образом Я»; но и в этом случае развиваются невротические потребности: потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым; не надеясь завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть независимым от других; из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным; все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу. В норме все эти потребности гармонически сочетаются между собой, а при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса. Психотерапия помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Заслуга: подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа. вторник, 12 мая 2009 г. Лекция 21 БИХЕВИОРИЗМ. Бихевиоризм возник во втором десятилетии XX в. Он возникает как реакция на не состоятельность ассоцианистской психологии и в основном данное направление было направленно против интроспекции как метода познания психики, сознания и т.д. 3 предпосылки возникновения бихевиоризма: 4. идеи философии неореализма (1910 г. Перри, Холт); содержание сознания отождествлялось с реально существующими объектами; 5. работы Павлова; 6. работы Торндайка (1874 – 1949). Эксперименты в спец. клетках с кошками Торндайка => вывод: интеллект животных сводится к нецеленаправленным импульсивным пробам и ошибкам, которые приводили к закреплению определенного движения. Т.о., наблюдения за действиями животных привели Торндайка к выводу о том, что поведение животного, формирование навыков связано с осуществлением проб и ошибок, которые приводят к определенным действиям и они закрепляются в процессе повторения. Данные, полученные на животных, были перенесены на человека и => поведение человека представляет собой результат научения. Торндайк выделил 3 закона научения (которые также были переведены с животных на человека): 1. закон упражнения – чем чаще повторяется определенное действие, тем прочнее оно закрепляется; 2. закон эффекта – роль награды и наказания в упрочнении либо ослаблении связи между действиями и результатом; 3. закон готовности – готовность физиологических механизмов проводить те или иные импульсы в организме (т.е. готовность организма к образованию и закреплению связи между действиями и результатом). Торндайк отмечал, что закон упражнения должны рассматриваться в совокупности с законом эффекта, т.е. эти законы необходимо объединить, т.к. эксперименты доказали, что никакое упражнение (никакое число повторений) не приводит к закреплению действия без награды или наказания. Кроме 3-х основных законов Торндайком также были выделены частные законы научения: 1. выполнение приобретенного действия в новой ситуации, которая содержит элементы, тождественные ситуации научения; 2. более легкое воспроизведение действий в том порядке, в котором они заучивались. Т.О., эксперименты Торндайка позволили сделать вывод о том, что поведение может стать объектом психологического исследования и поведение может исследоваться объективным методом. Кроме того сформулированный Торндайком закон эффекта поднимает проблему мотивацию поведения. Тот метод проб и ошибок, примененный Торндайком, получил широкое распространение в психологии и особенно в бихевиоризме. => во втором десятилетии XX в. возникает такое научное направление как бихевиоризм, основателем которого является Дж. Уотсон (1878 – 1958). По мнению Уотсона, предметом психологии должно стать поведение живого существа, которое адаптируется к окружающей его среде. Поведение – те объективно измеримые явления, которые не содержат никаких субъективных понятий => психологу из своего словаря надо выбросить все субъективные термины, которые могут интерпретироваться по – разному (влечения, желания, ощущения и т.п.). Каждому психическому явлению необходимо дать определение в терминах поведения. Уотсон предлагает схему «S → R». Также он считает, что основным методом изучения поведения должен стать эксперимент. Уотсон предлагает 2 формы поведения: 1. внешняя; 2. внутренняя форма; Отличие внутреннего поведения от внешнего заключается в одном – внутренние реакции точно такие же как внешние, только являются более слабыми и недоступными наблюдению извне. По мнению Уотсона, основной целью психологического исследования должно стать открытие средства, которое позволит контролировать поведение животного и человека и направлять в нужную сторону. Именно раздражители внешней среды являются основными детерминирующими факторами поведения животного и человека. Заслуга теоретических взглядов Уотсона: 1. утверждение объективного метода исследования – эксперимента; 2. Уотсон начала разрабатывать классическую теорию научения. Научение – процесс приобретения животным или человеком индивидуального опыта. Уотсон также занимался исследованием детей (написал книгу про психологическое воспитание детей) и утверждал, что наследственность не играет никакой роли в формировании личности ребенка и развитие можно направить по любому пути. Также Уотсон рассматривал вопрос награды и наказания в процессе научения. На дальнейшее развитие бихевиоризма оказали влияние работы Павлова => в США под влиянием работ Павлова складываются теории обуславливания (представители: Скиннер, Газри, Халл, Спенс). Данные теории объединены на основе интеграции идей Уотсона и Павлова, а также на том основании, что основной единицей измерения является условный рефлекс и все закономерности поведения можно описать при помощи явлений, открытых Павловым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.014 с.) |