Проблема материального субстрата психических явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема материального субстрата психических явлений.



Параллельно философии в период Античности очень активно развивались медицинские исследования. Концепции медиков с одной стороны формировались под прямым влиянием философских теорий и с другой стороны они откладывали отпечаток на картину мира философов. Результатом медицинский исследований и такого взаимодействия было выработано обобщение – живое тело находится в зависимости от внешней природы, а деятельность души от жизни тела. Существенным шагом вперед в медицине стало открытие нервной системы. Опыты в это время на человеке были запрещены, поэтому все исследования проводились на животных и в результате таких исследований была открыта НС, которая представлялась как каналы, которые существуют в организме, и по которым передается пневма, которая, в свою очередь, и обеспечивает жизнь организма.

Зарождается учение о темпераменте и школа Гиппократа. Подоплекой учения Гиппократа явилось представление о том, что в качестве основы органической жизни нельзя рассматривать единое материальное начало.

Учение о четырех жидкостях. Созданием данного учения была предпринята попытка объяснения естественных причин поведения человека. До Гиппократа сичталось, что в основе жизнедетальности лежит единое начало. Но в учении Гиппократа впервые были поставлены 2 проблемы:

1) Проблема индивидуальных различий между людьми. Гиппократ выдвигал гипотезу о том, что бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким признакам в определенные группы => закладывались зачатки научно типологии.

2) Проблема обоснованности различий между людьми.

Источники и причины различий между людьми Гиппократ, как медик, искал внутри организма => была предпринята попытка естественно – научного объяснения поведения человека.

Наряду с Гиппократом в период Античности, Алкмеон рассматривал проблему материального субстрата психики. Он выдвигает идею о том, что психика является продуктом мозга. В результате своих наблюдений и хирургический операций Алкмеон делает вывод, что мозг орган души. Между органами чувств и мозгом существует прямая связь => зарождение учения о психики как о продукте мозга. Гиппократ, соглашаясь с Алкмоеном, начинает трактовать мозг как орган психики, считая, что он большая железа.

Еще одним врачом, который внес большой вклад в открытие материального субстрата психики, был Гален. Он была врачом у гладиаторов => он расширил медицинские представления о человеке. Гален пытался объединить медицину, философию, психологи и биологию. По его мнению, органами души являются мозг, сердце и печень. Каждому органу он приписывает отдельные психические функции. Печень – это носитель вожделений. Сердце – носитель гнева и мужества. Мозг – носитель разума. Кроме того, Гален более детально начинает представлять НС. По его мнению, НС – это ветвистый ствол, который имеет окончания в органах тела и, т.о, она служит ощущению и движению. Опираясь на множество собственных наблюдений и экспериментов, а также на опыт других врачей, Гален приходит к выводу, что жизнедеятельность живого организма зависит от НС. Кроме того, что Гален начинает рассуждать о функционировании каждого органа, о роли НС в жизнедеятельности организма, получает и дальнейшее развитие учение о темпераменте. Его учение о темпераменте представляется как о пропорциях, в которых смешены несколько основных соков.

вторник, 30 сентября 2008 г.

Лекция 5

3) Еще она проблема, которая рассматривалась античными философами - проблема психических процессов и психического познания. Философы Античности заявляли, что деятельность органов чувств отделена от деятельности мышления. Этого положения придерживался Гераклит, который выделял несколько ступеней в процессе познания окружающего мира. По его мнению ощущения дают «темное», малодифференцированное знание. Соответственно, результатом мыслительной деятельности является «светлое», отчетливое знание. Гераклит говорил, что чувственное и разумное познание не противопоставляются, а гармонично дополняются друг друга.

* + про Аристотеля и как он рассматривал проблему познания.

Проблема познания рассматривалась также в двух известных школах Античности: школа Стоики и школа перипатетиков.

Школа Стоики. По мнению представителей данной школы, ощущение это непосредственное принятие предмета посредствам органов чувств. Продолжением ощущений является мышление. При этом в процессе познания чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они и различны. Кроме того, они выделили внутренние и внешние мышление. Внутренне мышление/разум – это способность следить за соотношением вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение. По их мнению, такое мышление образуется на основе восприятия. Внешнее мышление – речевое мышление, т.е. превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение. Достоинством работ данной школы является попытка обоснования способов переработки чувственных образов и их превращения в абстрактные понятия. Предлагалось 4 способа переработки чувственных образов:

1) Аналогия.

2) Композиция.

3) Отрицание.

4) Противопоставление.

Школа перипатетиков. В рамках данной школы особое внимание уделяется проблеме мышления и связи мышления и восприятия. Работы данной школы впервые позволили преодолеть расхождения между чувственными образами и понятиями. По их мнению, нельзя рассуждать без чувственных образов.

 

* + см. Аристотель

 

Подводя итоги периода Античности, необходимо отметить, что в периоде Античности выделяют 2 периода:

1. Период развития философии. Основные идеи, которые развиваются: идеи идеализма, развитие личности, культ красоты, культ познания.

2. Период кризиса, который был связан с рабовладением. Данный кризис породил новые ценности: уйти от проблем, найти выход из трудных ситуаций и т.д. => сформировалась новая потребность, связанная с заинтересованностью во внутренним мире человека, с интересом к самосознанию и новый взгляд на соотношение чувств и разума. Здесь следует отметить двух философов: Плотин и Августин. Плотин является представителем неоплатонизма и утверждал принцип абсолютно нематериальности души. Основная идея его учения заключалась в следующем: 1) душа человека происходит от мировой души, к которой она устремлен; 2) душа человека также направлена к чувственному миру; 3) душа человека стремится к познанию самого себя, т.е. обращенность души на себя => это положение в дальнейшем послужило началом учения о рефлексии. Т.о., в работах Плотина намечается тенденция к анализу внутреннего мира человека. Он считал, что душа человека проявляется в знании о самой себе. Т.о, психология впервые становится наукой о сознании, понимаемо как самосознание. Такие идеи Плотина оказали влияния на Августина. Августин является основоположником христианской философии => содержание его идей носит религиозный характер. В его работах рассматривается богатство внутреннего мира человека, сознание человека. Кроме того, его работах содержится очень важная мысль – центром интереса философов должна стать личность. Августин считал, что погружаясь в свое Я, человек должен выйти за пределы Я, за пределы своей личности и в результате человек должен выйти к познанию абсолютной истины. Августин подробно рассматривал проблему воли и, по его мнению, воля является важнейшей побудительной силой человека и основу души составляет воля => Августин становится основоположником учения, которое позже было названо волюнтаризм. По мнению Августина существует 2 вида воли:

1) Плотская -распространяется на примитивные действия человека и является причиной его греховных действий.

2) Духовная воля устремлена на жизнь в духовном состоянии.

Между этими двумя видами воли существует конфликт.

Т.О., подводя общий итог, можно сказать, что сведения о душе и ее процессах, накопленные античными мыслителями, послужили отправным пунктом и предпосылкой последующих учений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.007 с.)