Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема материального субстрата психических явлений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Параллельно философии в период Античности очень активно развивались медицинские исследования. Концепции медиков с одной стороны формировались под прямым влиянием философских теорий и с другой стороны они откладывали отпечаток на картину мира философов. Результатом медицинский исследований и такого взаимодействия было выработано обобщение – живое тело находится в зависимости от внешней природы, а деятельность души от жизни тела. Существенным шагом вперед в медицине стало открытие нервной системы. Опыты в это время на человеке были запрещены, поэтому все исследования проводились на животных и в результате таких исследований была открыта НС, которая представлялась как каналы, которые существуют в организме, и по которым передается пневма, которая, в свою очередь, и обеспечивает жизнь организма. Зарождается учение о темпераменте и школа Гиппократа. Подоплекой учения Гиппократа явилось представление о том, что в качестве основы органической жизни нельзя рассматривать единое материальное начало. Учение о четырех жидкостях. Созданием данного учения была предпринята попытка объяснения естественных причин поведения человека. До Гиппократа сичталось, что в основе жизнедетальности лежит единое начало. Но в учении Гиппократа впервые были поставлены 2 проблемы: 1) Проблема индивидуальных различий между людьми. Гиппократ выдвигал гипотезу о том, что бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким признакам в определенные группы => закладывались зачатки научно типологии. 2) Проблема обоснованности различий между людьми. Источники и причины различий между людьми Гиппократ, как медик, искал внутри организма => была предпринята попытка естественно – научного объяснения поведения человека. Наряду с Гиппократом в период Античности, Алкмеон рассматривал проблему материального субстрата психики. Он выдвигает идею о том, что психика является продуктом мозга. В результате своих наблюдений и хирургический операций Алкмеон делает вывод, что мозг орган души. Между органами чувств и мозгом существует прямая связь => зарождение учения о психики как о продукте мозга. Гиппократ, соглашаясь с Алкмоеном, начинает трактовать мозг как орган психики, считая, что он большая железа. Еще одним врачом, который внес большой вклад в открытие материального субстрата психики, был Гален. Он была врачом у гладиаторов => он расширил медицинские представления о человеке. Гален пытался объединить медицину, философию, психологи и биологию. По его мнению, органами души являются мозг, сердце и печень. Каждому органу он приписывает отдельные психические функции. Печень – это носитель вожделений. Сердце – носитель гнева и мужества. Мозг – носитель разума. Кроме того, Гален более детально начинает представлять НС. По его мнению, НС – это ветвистый ствол, который имеет окончания в органах тела и, т.о, она служит ощущению и движению. Опираясь на множество собственных наблюдений и экспериментов, а также на опыт других врачей, Гален приходит к выводу, что жизнедеятельность живого организма зависит от НС. Кроме того, что Гален начинает рассуждать о функционировании каждого органа, о роли НС в жизнедеятельности организма, получает и дальнейшее развитие учение о темпераменте. Его учение о темпераменте представляется как о пропорциях, в которых смешены несколько основных соков. вторник, 30 сентября 2008 г. Лекция 5 3) Еще она проблема, которая рассматривалась античными философами - проблема психических процессов и психического познания. Философы Античности заявляли, что деятельность органов чувств отделена от деятельности мышления. Этого положения придерживался Гераклит, который выделял несколько ступеней в процессе познания окружающего мира. По его мнению ощущения дают «темное», малодифференцированное знание. Соответственно, результатом мыслительной деятельности является «светлое», отчетливое знание. Гераклит говорил, что чувственное и разумное познание не противопоставляются, а гармонично дополняются друг друга. * + про Аристотеля и как он рассматривал проблему познания. Проблема познания рассматривалась также в двух известных школах Античности: школа Стоики и школа перипатетиков. Школа Стоики. По мнению представителей данной школы, ощущение это непосредственное принятие предмета посредствам органов чувств. Продолжением ощущений является мышление. При этом в процессе познания чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они и различны. Кроме того, они выделили внутренние и внешние мышление. Внутренне мышление/разум – это способность следить за соотношением вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение. По их мнению, такое мышление образуется на основе восприятия. Внешнее мышление – речевое мышление, т.е. превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение. Достоинством работ данной школы является попытка обоснования способов переработки чувственных образов и их превращения в абстрактные понятия. Предлагалось 4 способа переработки чувственных образов: 1) Аналогия. 2) Композиция. 3) Отрицание. 4) Противопоставление. Школа перипатетиков. В рамках данной школы особое внимание уделяется проблеме мышления и связи мышления и восприятия. Работы данной школы впервые позволили преодолеть расхождения между чувственными образами и понятиями. По их мнению, нельзя рассуждать без чувственных образов.
* + см. Аристотель
Подводя итоги периода Античности, необходимо отметить, что в периоде Античности выделяют 2 периода: 1. Период развития философии. Основные идеи, которые развиваются: идеи идеализма, развитие личности, культ красоты, культ познания. 2. Период кризиса, который был связан с рабовладением. Данный кризис породил новые ценности: уйти от проблем, найти выход из трудных ситуаций и т.д. => сформировалась новая потребность, связанная с заинтересованностью во внутренним мире человека, с интересом к самосознанию и новый взгляд на соотношение чувств и разума. Здесь следует отметить двух философов: Плотин и Августин. Плотин является представителем неоплатонизма и утверждал принцип абсолютно нематериальности души. Основная идея его учения заключалась в следующем: 1) душа человека происходит от мировой души, к которой она устремлен; 2) душа человека также направлена к чувственному миру; 3) душа человека стремится к познанию самого себя, т.е. обращенность души на себя => это положение в дальнейшем послужило началом учения о рефлексии. Т.о., в работах Плотина намечается тенденция к анализу внутреннего мира человека. Он считал, что душа человека проявляется в знании о самой себе. Т.о, психология впервые становится наукой о сознании, понимаемо как самосознание. Такие идеи Плотина оказали влияния на Августина. Августин является основоположником христианской философии => содержание его идей носит религиозный характер. В его работах рассматривается богатство внутреннего мира человека, сознание человека. Кроме того, его работах содержится очень важная мысль – центром интереса философов должна стать личность. Августин считал, что погружаясь в свое Я, человек должен выйти за пределы Я, за пределы своей личности и в результате человек должен выйти к познанию абсолютной истины. Августин подробно рассматривал проблему воли и, по его мнению, воля является важнейшей побудительной силой человека и основу души составляет воля => Августин становится основоположником учения, которое позже было названо волюнтаризм. По мнению Августина существует 2 вида воли: 1) Плотская -распространяется на примитивные действия человека и является причиной его греховных действий. 2) Духовная воля устремлена на жизнь в духовном состоянии. Между этими двумя видами воли существует конфликт. Т.О., подводя общий итог, можно сказать, что сведения о душе и ее процессах, накопленные античными мыслителями, послужили отправным пунктом и предпосылкой последующих учений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.011 с.) |