Проблема психологического поля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема психологического поля.



Левин во всех своих работах подчеркивал связь квазипотребностей в определенными предметами, каждый из которых обладает определенной валентностью.

Человек с его такими заряженными системами (т.е. с его квазипотребностями) и окружающая ситуация (или психологическое окружение) составляют единый континуум. => Левин предлагает говорить о жизненном пространстве – личность и среда в их взаимоотношениях.

Пример, связанный с психологическим полем – «Ханна садится на камень».

Эксперимент: испытуемые приглашались в комнату якобы для диагностики у них интеллекта, памяти и т.п. В этой комнате находились различные предметы: колокольчик, книга, занавеска на окне, гирлянды и т.п. Экспериментатор под любым предлогом выходил из комнаты и наблюдал за испытуемыми. Испытуемый начинал трогать предметы (звонить в колокольчик, отшторить и зашторить занавеску, закрывать – открывать книгу и т.п.).

Эксперименты Левина: 1) в автобусе перед вами стоит человек в черном пальто, к которому прицепилась белая нитка => и вне зависимости от того, что человек не знаком, вам хочется снять эту белую нитку; 2) испытуемого приглашали в кабинет, якобы ради исследования памяти; в данном кабинете был накрыт стол, с различной вкусной едой; экспериментатор предлагал испытуемому подождать пока начнется эксперимент и в это время покушать; некоторые испытуемые начинали возмущаться и говорили, что они сюда пришли не для того, чтобы кушать, а другие – радовались тому, что появилась помимо участия в эксперименте у них появилась возможность и вкусно покушать.

В результате данных экспериментов К. Левин ввел 2 понятия:

1. стать над полем;

2. власть поля.

В дальнейшем понятие жизненного пространства было дополнено Левином категорией временной перспективой. По мнению Левина психологическое поле, которое существует в данный момент, включает в себя представление о будущем и прошлом. Временная перспектива это и есть включение будущего и прошлого, идеального и реального плана жизни в план данного момента.

Кроме проблем личности К. Левин рассматривал проблему уровня притязаний (ученица Левина –Дембо в последствии совместно с Рубинштейном создала методику) и проблему целееполагания.

 

вторник, 14 апреля 2009 г.

Лекция 17

Генетическая психология Ж. Пиаже (1896 – 1980).

Интерес Пиаже с юности к биологии и математике, а также впоследствии знакомство с исследованиями К.Г. Юнга и техникой психоанализа привели к тому, что в своих трудах он стремится соединить экспериментальный метод, которые был свойственен естественным наукам, с методом беседы, который был принят в психоанализе и => Пиаже создает метод для изучения мышления детей, который получил название метод клинической беседы.

В 1919 г. Пиаже приглашают для работы над шкалами измерения интеллекта. При работе Пиаже наблюдает за тем, какие ошибки совершают дети при выполнении тестов Бине. Его наблюдения привели к идеи о том, что развитие интеллекта выступает как основа психического развития. Результаты экспериментов Пиаже доказывали, что на восприятие, память и речь ребенка влияет уровень понимания и интеллекта. Этапы психического развития согласно Пиаже и есть этапы развития интеллекта.

Этапы развития интеллекта это те этапы, через которые постепенно проходит ребенок и в результате чего у него формируется более адекватная схема ситуации. Но, согласно Пиаже, строение интеллекта представляет собой естественное развитие в ходе эволюции более просто организованных органических структур. Несмотря на это структура интеллекта является результатом взаимодействия организма с постоянно меняющимися внешними условиями. Такое постоянное изменение требует со стороны человека совершения новых действий и таким образом происходит а адаптация организма к среде. Через данный механизм адаптации к внешней среде Пиаже подходит к проблеме интеллекта и говорит о том, что именно интеллект является стержнем развития психики т.к. понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к миру (т.е. внешние условия изменились => к ним надо адаптироваться => надо совершать новые действия => нужно представлять себе как совершать эти действия => надо сформировать адекватную схему окружающего => нужно понимать как это сделать). Т.к. любой процесс адаптации представляет собой не пассивный, а активный процесс взаимодействия человека и окружающего мира, то активность это необходимое условие развития. Процесс адаптации и формирование адекватной схемы ситуации происходит у ребенка постепенно и при этом ребенок использует 2 механизма:

1. ассимиляция (жестки схемы, которые ребенок пытается вписать в ситуацию);

2. аккомодации (гибкие схемы).

С точки зрения Пиаже сам процесс развития ребенка представляет собой чередование ассимиляции и аккомодации.

Как указывал Пиаже, данные понятия являются заменой существовавшего понятия ассоциации.

Понятие ассимиляции и аккомодации выражают пристрастно – действенное отношение организма к окружающему миру в ходе формирования новых умений, знаний, навыков и т.д.

Исследование этапов развития мышления у Пиаже проходило постепенно => в работах Пиаже выделяют 2 основных этапа исследования развития мышления ребенка:

1. 20-е гг. XX в. – Пиаже развитие мышления рассматривал через изучение речи детей. Свои исследования Пиаже построил на гипотезе о том, что мышление и речь связанны между собой. Пиаже для проверки своей гипотезы начинает задавать детям различные вопросы (например, «откуда дует ветер?», «откуда берется дождь?») и, анализируя ответы на эти вопросы, он приходит к выводу о том, что процесс развития мышления есть процесс эктериоризации. Т.е. на первых этапах развития ребенка мышление является внутренним, аутестическое; затем проходит стадию эгоцентризма и => мышление становится внешним, реалистическим. За такое положение Пиаже критиковали Выготский и Штерн. В частности Штерн указывал, что аутестическое мышление является более сложным, чем реалистическим, поэтому никак не может предшествовать внешнему мышлению, а Выготский указывал, что речь сначала внешняя, а уже потом формируется внутренняя речь. Но, несмотря на критику, Пиаже сделал открытия, которые имели большое значение для понимания того, как происходит формирование интеллекта детей. Особенности детского мышления, которые были открыты Ж. Пиаже:

1) эгоцентризм (т.е. неумение встать на место другого человека, занять его точку зрения; эксперимент: ребенку задавали вопрос: «Сколько у тебя братьев?»; ребенок отвечал: «Два»; тогда ребенка спрашивали: «А сколько братьев у твоего старшего брата?», и ребенок терялся и не мог ответить);

2) синкретизм (нерасчлененность);

3) трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее;

4) артифициализм – искусственность, созданность мира;

5) анимизм (одушевленность);

6) нечувствительность к противоречиям.

2. 30-е гг. XX в. – если на первом этапе Пиаже развитие мышление изучал через развитие речи, то второй этап исследований связан с изучением операциональной стороны мышления. Для этого Пиаже разрабатывает специальные эксперименты. На основе этих экспериментов Пиаже делает вывод о том, что психическое развитие ребенка связанно с интериоризацией. Первые мыслительные операции ребенка являются внешними, сенсомоторными и затем они переходят во внутренний план и становятся логическими и мыслительными. Эксперименты Пиаже приводят его к выводу о том, что главным свойством мыслительных операций является их обратимость (пример с арифметическими действиями – любое арифметическое действие может быть прочитано как слева направо, так и справа налево). Для исследования перехода от внешних операций к внутренним и формирования обратимости Пиаже проводил эксперименты с детьми 5 – 7 лет. Эти эксперименты были связаны со способностью понимания сохранения веса, числа и объема предметов (эксперименты с колбаской и колобком из пластилина – из одного и того же количества пластилина экспериментатор на глазах у ребенка сначала скатал колбаску, а затем колобок и спросили: «В какой фигуре пластилина больше?» и ребенок отвечал в колбаске). Вывод, который делает Пиаже в результате данных экспериментов – до 7 лет дети находятся на предоперациональной стадии, у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они не обратимы; к 7 годам дети начинают правильно решать задачи, но логическое мышление связанно с конкретными проблемами; в подростковом возрасте у детей начинается формироваться как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.

Т.о., периодизация интеллекта Пиаже включает 3 стадии:

1) Стадия сенсомоторного интеллекта.

2) Стадия конкретных операций.

3) Стадия формальных операций.

На каждой стадии согласно Пиаже существует 2 этапа:

1) появление необратимой операции данного уровня;

2) развитие обратимости.

При изучении развития интеллекта и выделении этапов его развития Пиаже не отрицал полностью роль научения, но недооценивал роль среды и влияние взрослого на психическое развитие ребенка. Из работ Пиаже следует, что только логическое мышление развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром, другие формы мышления остаются в том виде, который был характерен для ранних периодов психического развития ребенка.

Многолетние исследования Пиаже приводят его к мысли о том, что все психические процессы (перцептивные и интеллектуальные) представляют собой специфическую деятельность (данное положение реализовано в отечественной психологии в деятельностном подходе).

Научные достижения Пиаже:

1. Ж. Пиаже провел исследования и выразил своеобразие детского мышления и тем самым доказал тот факт, что мышление ребенка существенно отличается от мышления взрослого;

2. разработанные Пиаже методы исследования интеллекта стали диагностическими;

3. несмотря на много фактов относительно развития детского мышления, выявленные Пиаже закономерности остались непоколебимыми.

 

вторник, 21 апреля 2009 г.

Лекция 18

ПСИХОАНАЛИЗ

(ФРЕЙДИЗМ ИЛИ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

Психоанализ получил свое название с именем метода, который был разработан Фрейдом для диагностики и лечения невроза. Глубинная психология это второе название данного направления и называется так по предмету своего исследования.

Возникновение психоанализа как научного направления связано с самым концом XIX – началом XX в.

Источником возникновения психоанализа являются работы психиатров и невропатологов (Шарко, Жане и т.д.); в частности благодаря поездке Фрейда в клинику Шарко он открывает роль гипноза в лечении истерии, и именно данная поездка продемонстрировала ему роль неосознанных мотивов в поступках человека => психическая жизнь человека определяется аффективными переживаниями, непреодолимыми влечениями, страстями, которые могут очень сильно искажать восприятие и мышление человека; часто человек не осознает свои побуждения, желания, влечения и т.д.

Впервые о психоанализе Фрейд заговорил в 1896 г., а уже через год Фрейд начинает систематические наблюдения, которые фиксирует в дневнике, который вел до конца жизни.

Причины распространения теория Фрейда:

1. Фрейд попытался создать взаимосвязанную теоретическую систему, в которой учитывалась сложность психической жизни человека;

2. в данной теоретической системе ставилась проблема движущих сил поведения человека;

3. предметом исследования была повседневная жизнь человека.

3 этапа существования школы психоанализа:

1. Использование Фрейдом метода лечения функциональных психических заболеваний. Первый метод, который Фрейд использовал для психотерапии, был метод гипноза. Опыты с гипнозом и изучение постгипнотического внушения позволили сделать вывод Фрейду о том, что чувства и стремления человека могут направлять его поведение даже когда они не осознаются им. Осознание может маскировать непостижимые для человека мотивы его поступков (опыт с женщиной и зонтиком, опыт с женщиной и ее приходом в назначенное в процессе гипноза время на сеанс). В дальнейшем Фрейд отказывается от метода гипноза и историки психологии выдвигают 2 гипотезы этого:

1) Фрейд не мог так удачно пользовать методом гипноза как Брейер;

2) Фрейд считал, что в процессе гипноза пациенту внушаются определенные команды, которые исходят от врача и эти команды блокируют некоторые спонтанные, свободные тенденции, проявления личности.

Вместо метода гипноза Фрейд предлагает метод свободных ассоциаций. По мнению Фрейда, течение и содержание свободных ассоциаций человека определенным образом детерминировано и именно в них содержится ключ к бессознательному. По мнению Фрейда, в процессе высказывания пациентом свободных ассоциация необходимо обращать внимание на те замешательства, которые испытывает человек. Именно в них нужно искать намек на события, которые вызвали психическую травму личности.

2. Создание теории личности. В качестве силы, которая движет душевную жизнь человека, Фрейд предлагает считать либидо. Либидозная энергия является основной развития личности, характера и т.п. По мнению Фрейда психика состоит из 3-х основных слоев:

1) сознательный слой;

2) предсознательный слой;

3) бессознательный слой;

В каждым из этих слоев существуют свои основные структуры личности и таких структур личности, по мнению Фрейда, три:

1) ИД в бессознательном слое; ИД – энергетическая основа личности, в которой находится 2 врожденных бессознательных инстинкта: инстинкт жизни и инстинкт смерти; данные инстинкты находятся в конфликте;

2) ЭГО располагается как в сознательном так и в предсознательном слое;

3) СУПЕР-ЭГО располагается в сознательном слое и формируется в процессе жизни; механизм формирования – идентификация с близким взрослым своего пола; в процессе такой идентификации у мальчиков формируется Эдипов комплекс, а у девочки – комплекс Электры; это некий комплекс амбивалентных чувств к человеку, который является предметом идентификации.

Фрейд считал, что ЭГО представляет собой некую «арену борьбы» тех противоречивых тенденций, которые диктуются ИД и СУПЕР-ЭГО; в результате этой борьбы человек находится в постоянном внутреннем конфликте, что делает человека потенциальным невротиком. Человек может поддерживать свое психическое здоровье, используя различные механизмы психологических защит. Защитные механизмы, с точки зрения Фрейда, это некоторая совокупность действий личности, которые направлены на уменьшение или устранение внутреннего конфликта и устранения угрозы целостности личности. Наиболее ранними в своем появлении являются такие защитные механизмы как вытеснение, регрессия и уход; более поздними являются рационализация, сублимация и проекция.

Т.о., структура личности, по мнению Фрейда, состоит из 3-х компонентов; основной развития личности является либидозная энергия. Этапы жизни человека отличаются способом фиксации либидо и способом удовлетворения инстинкта жизни.

Создание Фрейдом своей теории личности привело его к идеи о стадиях психосексуального развития личности (критерием выделения стадий является доминирование определенной эрогенной зоны):

1) оральная;

2) анальная;

3) фаллическая;

4) латентная;

5) генитальная.

3. Фрейд пытался распространить психоаналитическую теорию на другие социальные явления. Основной развития человеческого общества также является либидозная энергия (вождь – племя – эдипов комплекс – табу, законы – функционирование).

 

 

Заслуги Фрейда:

1. психоаналитическая теория Фрейда до сих пор является одной из самых распространенных;

2. Фрейд вводит в научный оборот понятия, модели, связанные с неосознаваемой психической жизнью;

3. при излечении невроза Фрейд считал, что надо воздействовать не на организм, а на личность;

4. Фрейд изучал роль сексуальных переживаний и детских психических травм в формировании характера, что привело к развитию новых направлений исследования (в частности развитие сексологии);

5. при создании своей научной концепции Фрейд выдвигает на первый план жизненные вопросы, связанные со сложностью внутреннего мира человека, душевными конфликтами, последствия неудовлетворенных влечений и т.п.

Недостатки:

1. пансексуализм;

2. материалом наблюдения Фреда были невротические личности; полученные данные Фрейд перенес на здоровых людей;

3. биологизаторских подход к рассмотрению движущих сил поведения человека.

 

вторник, 28 апреля 2009 г.

Лекция 19

4 положения, заложенные в теории Фрейда и используемые его последователями:

1. психическое развитие понималось как мотивационное, личностное;

2. развитие рассматривается как адаптация к среде;

3. движущие силы психического развития являются врожденными и бессознательными;

4. основные механизмы развития личности также являются врожденными и закладывают основу личности и ее мотивы в раннем детстве.

На волне критики теории Фреда возникают 2 школы:

1. Аналитическая психология К.Г. Юнга;

2. Индивидуальная психология А. Адлера.

 

1. Аналитическая психология К.Г. Юнга (1875 – 1961).

Юнг был одним из первых учеников Фрейда, который отошел от классического психоанализа.

Историки психологии выделяют 4 основных разногласия, которые существовали между Юнгом и Фрейдом:

1. по мнению Юнга бессознательным в личности может быть не только «низкое», но и «самое высокое»;

2. Юнг не соглашался в пансексуализмом Фрейда; по мнению Юнга либидо – обобщенная психическая энергия, которая может принимать разные формы;

3. Разногласие в толковании сновидений и ассоциаций; по мнению Фрейда символ – замещение вытесненных желаний; по мнению Юнга символ ничего не замещает, а отражает то психическое состояние, которое человек испытывает в данный момент; Юнг был против символической интерпретации сновидений, ассоциаций и т.д.;

4. Разногласие относительно психокоррекции; по мнению Фрейда зависимость пациента от психотерапевта должна быть постоянной; по мнению Юнга зависимость пациента от психотерапевта должна со временем уменьшается.

Окончательный разрыв Юнга и Фрейда произошел в 1912 г., когда Юнг издал книгу «Символы и трансформации».

Юнг исследовал европейскую, индийскую, китайскую и тибетскую культуры и их символику. Его исследования позволили сделать вывод о том, что анализ символов позволяет понять не только бессознательное человека (сновидения), но и мифы, сказки, искусство и т.п.

Его исследования различных культур позволили сделать ему открытие – коллективное бессознательное => психика человека или личность человека включает в себя 3 уровня:

1. бессознательное;

2. коллективное бессознательное (играет определяющую роль в структуре личности);

3. индивидуальное бессознательное.

Коллективное бессознательное – это память поколений, то «психологическое наследство», с которым ребенок рождается.

Коллективное бессознательное всегда носит всеобщий характер, оказывает влияние на личность и определяет поведение человека с момента рождения.

Коллективное бессознательное точно также как и психика состоит из нескольких уровней и самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого или опыта животных, которые были предками человека.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельного человека в виде архетипов.

Архетипы – первичные образы, которые связаны с мифическими и сказочными темами. Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, творчестве, религии, определяют самосознание народа и т.п.

Основные архетипы, которые называет Юнг, и которые находят в разных слоях психики человека:

· эго;

· персона;

· тень;

· самость;

· анима/анимус.

Юнг создает типологию личности, в которой выделяет 2 типа:

1. экстраверты;

2. интроверты.

Данные типы делят сферы своего влияния.

Развитие самости помимо линии экстраверсии – интроверсии также связано с проявление 4-х основных психических процессов:

1. мышление;

2. чувствование;

3. интуиция;

4. ощущение.

Доминирование какого – то одного из данных 4-х процессов + интро – экстраверсия => 8 типов личности.

Главным содержанием души, по мнению Юнга, являются бессознательные структуры, которые можно осознать. Личностный рост человека зависит как раз от осознания тех бессознательных структур, которые у него имеются. Одним из путей такого осознания является обращение к психотерапевту, который поможет осознать себя, вернуть себе целостность и пр.

 

Индивидуальная психология А. Адлера (1870 – 1937).

Историки психологии утверждают, что теория Адлера мало связана с классическим психоанализом. Но существует одно положение, которое объединяет теории Фрейда, Юнга и Адлера: человек имеет внутреннюю присущую ему одному природу, которая определяет формирование его личности.

Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о том, что бессознательные инстинкты доминируют в личности и поведении человека и тем самым противопоставляют человека обществу и отделяют от него.

По мнению Адлера, основным фактором, детерминирующим поведение человека, является чувство общности с людьми, которое стимулирует и расширяет социальные контакты человека с другими людьми и ориентацию на других людей.

В качестве заслуги в теории Адлера рассматривают введение проблемы социальных отношений и подчеркивание целостности и уникальности личности.

В частности, по мнению Адлера, в развитии личности важной тенденцией является стремление к сохранению целостности индивидуальности личности, ее осознание и развитие.

Теория личности Адлера строится на 6 основных положениях, которые определяют путь развития личности:

1. фиктивный финализм; причины и мотивы поступков человека определяются в большей степени надеждами на будущие, а в меньшей степени прошлым опытом человека; конечная цель, которую пытается достичь человек, может быть фикцией или некоторым идеалом и реально достигнуть эту цель нельзя, но все – таки эта фиктивная цель является реальным стимулом, который определяет стремления человека в настоящем времени; психически здоровый человек способен освободится от фиктивных целей;

2. стремление к превосходству;

3. чувство неполноценности и компенсации;

4. чувство общности (или общественный интерес);

5. стиль жизни;

6. творческое Я.

Индивидуальная психология Ф. Адлера оказала влияние на гуманистическую психологию. Адлер ввел 2 понятие – чувство неполноценности и компенсация – эти понятия реально существующие феномены, которые вводит Адлер в психологию.

 

Неопсихоанализ.

Теория Э. Фромма (1900 – 1980).

В своей теории Фромм пытался объединить 2 точки зрения:

1. идеи К. Маркса:

1) роль социальной формации в развитии психики;

2) развитие психологического отчуждения при капитализме;

2. работы З. Фрейда:

1) идея о доминировании бессознательного в личности человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.107 с.)