Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение о соотношении физического и психического.

Поиск

Основные фигуры ученых XVII в. – Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Джон Локк.

 

вторник, 7 октября 2008 г.

Лекция 6

Учение Декарта. Первая проблема, которую поднимает Декарта – проблема соотношения души и тела. По его мнению, душа и тело представляют собой 2 разные субстанции. Тело представляет собой систему, которая полностью организована по законам механики => все, что совершают телесные органы полностью подчиняются внешним раздражителям => душа, согласно взглядам Декарта, не может является организующим принципом тела, и тело всегда нуждается во внешнем толчке для своего движения. Душа состоит из явлений сознания и мысли. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание о собственных актах и состояниях, которые не видимы никому (какое только может быть у субъекта). Т.о., функция душа – дать человеку знания о своих состояниях и актах, при этом эти знания должны быть прямыми и достоверными, но достоверными только до той степени, в которой они могут быть у субъекта => единственный признак, по которому определятся душа – непосредственная осознаваемость собственных проявлений. Под мышлением Декарт понимал интеллектуальные процессы, чувства, ощущения и представления, т.е. все то, что осознается. По мнению Декарта душа человека едина и это единство достигается за счет сознания. Все психические процессы представляют собой результат рефлексии. И единственный, бесспорный объект интроспекции – личная мысль. Декарт: «Я мыслю => я существую». Т.к. Декарт поднимает проблему осознаваемости, то согласно его теории никаких бессознательных душевных явлений не существует. Мышление представляет собой единственный атрибут души, душа всегда знает о своем психическом содержании, никакой бессознательной психики не существует. Т.к. с точки зрения Декарта все психическое осознаваемо, он натолкнул многих ученых на идею бессознательного. Основное сочинение Декарта «Страсти души». По мнению Декарта, страсти это не только эмоции, но и представления, ощущения и т.д. Страсти или страдательные состояния души это все, что она испытывает, когда мозг сотрясают животные духи, который приносятся туда по нервным трубкам. Т.о., страсти зависят от деятельности души и тела => рождается двойной детерминизм – это попытка объяснить поведение личности человека при помощи двух субстанций.

Учение Гоббса и Спинозы. Основной, единственной, вечной субстанцией является природа. По мнению Гоббса главное, что определяет и психику и тело человека – движущаяся материя, а психические процессы, по его мнению, это призраки, которые никак не влияют на реальный ход вещей. По мнению Спинозы, психическое также реально как и физическое. Несмотря на такой различные подходы, Гоббса и Спинозу объединят ряд новаторских идей:

1. Идея неотделимости души от тела, т.е. они считают, что ложной является такая трактовка души, как самостоятельное начало.

2. Предметом психологического познания должны стать конкретные психические явления, а не душа.

3. Психические явления объяснимы универсальными законами природы. Такая идея привела к тому, что учение о душе становится составной частью учения о природе.

4. Законы психического и материального мира причинны, т.е. имеют объяснение.

Данные идеи стали методологической основной всего последующего знания о психической деятельности.

Учение Дж. Локка. Учение Локка противостояло рациональному подходу в объяснении психических явлений, представителями которого являются Декарт, Спиноза и Лейбниц. Локк представитель эмпиризма. Рационалисты считали, что из индивидуального опыта невозможно вывести абстрактные знания, а представители эмпиризма выступали за эту идею. Локк считал, что ничего нельзя понять в мире, кроме как через собственный опыт. Локк является автором идеи о человеке, как о чистой доске – табула расы. Человек рождается абсолютно с чистым, пустым сознание, и опыт заполняет это сознание, тем самым формируется личность. Т.о., Локк считал, что ничего врожденного в человеке нет. При этом опыт человека состоит из ощущений и рефлексии. Рассматривая проблему соотношения души и тела, Локк также как и Декарт, отождествлял понятия психики и сознания. По его мнению, психика – это все, что осознается. И снова проблема бессознательного не рассматривалась.

Учение Лейбница. Лейбницу принадлежит идея о бессознательном. Он впервые водит понятие бессознательного в психологию. Лейбниц выступает против отождествления психики и сознания и считал, что необходимо разделать психическое и его представленность на уровне сознания. Лейбниц также является автором 2-х понятий – перцепция и апперцепция. Идея о возникновении этих двух понятия идет от разделения психического, представленного на уровне сознания и на уровне бессознательного. По мнению Лейбница, перцепция – презентация какого – либо содержания. Апперцепция – это осознание содержания, которое включает внимание и память. Лейбниц пытался доказать, что представленность содержания в сознании обуславливается бессознательными актами => рождается психический детерминизм.

 

вторник, 14 октября 2008 г.

Лекция 7

Учение о рефлексии. Понятие о рефлексии впервые возникает в физике у Декарта. Декарт под рефлексом понимал отражение животных духов от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Учение опиралось на теорию кровообращения медика Гарвея. По мнению Декарта центром нервной машины является мозг и его структура составляют нервные трубки, которые отходят в разные стороны. Достоверные сведения в области медицины в то время отсутствовали, поэтому Декарт действие нервной системы представил точно также, как и действие кровообращения, т.е. НС состоит из нервных трубок, по которым проносят легкие воздухообразные частицы – животные духи. Внешний импульс приводит эти духи в движение и заносит их в мозг и автоматически отражаются в мышцах. Т.о., Декарт говорил, что реакция мышц это неотъемлемый компонент поведения. Нервная машина помогает живому существу взаимодействовать с окружающим миром. Т.о., несмотря на умозрительный характер, схема Декарта стала великим открытием в психологии, т.к. она открыла рефлекторную природу поведения без обращения к душе, как движущей силе поведения. Также Декарт заявил о том, что каждое живое существо обладает разными нервно – мышечными структурами, в результате чего можно наблюдать разные формы поведения. Такое представление выходило за рамки механистической картины мира. При этом Декарт не делал различий между мышечной сферой и психическими особенностями. Т.о., заслуга Декарта состоит в том, что понятие рефлекса с самого начала понималось как психофизиологическое явление.

Историки психологи говорят о том, что учение Декарта внесло 3 основных вклада в психологию:

1. Идея детерминизма.

2. Разработка психофизиологической проблемы.

3. Предвосхищение условно – рефлекторного учения.

Учение о сенсорно – ассоциативных процессах. До XVII в. считалось, что ощущение и возникающий в сознании чувственный образ представляют собой достоверное воспроизведение качеств вещей, т.е. все переживаемые запахи, цвета, вкусы и т.д. абсолютно совпадают с реальностью. Т.о, возникала проблемы между действительностью, какой ее изображает механика, и действительностью, которая непосредственно дана органам чувств. Такое несовпадение приводит к учению о двух категориях качеств:

1. Объективные/ первичные качества.

2. Вторичные, т.е. качества, которые несвойственны вещам самим по себе, а возникающие при их действии на органы чувств.

Такой позиции придерживались Декарт, Гоббс и Локк. Они разрабатывали причинную концепцию ощущений. По их мнению, ощущение есть эффект, который производит внешним предметом в телесном устройстве, т.е. ощущения всегда являются результатом чего – то. Ощущение призрачно по своему субъективному образ, но несмотря на это, оно реально как процесс в теле, который имеет внешнюю причину.

Учение о побудительных силах поведения человека. Особенностью подхода к личности в XVII в. является индивидуалистическая трактовка личности. Так Гоббс вводит понятие «естественного человека», т.е. каждый человек наделен от природы стремлением к самосохранению и стремлением к собственной выгоде => естественным состоянием человека является война всех против всех. Эта война вынуждает людей построить «искусственное» тело – государство.

При таком объяснении поведения основное значение отдавалось воле. У человека есть 2 формы проявления воли:

1. Стремление к чему – то.

2. Отвращение.

Эти 2 формы могут в человеке попеременно сменять друг друга даже по отношению к одному предмету – по мнению Гоббса это обдумывание и сдерживание. Поскольку поведение человека естественно, воля ограничивается стремлением.

Рассуждая о побудительных силах и воле Спиноза в учении о побудительных силах отождествляет волю и разум. По его мнению никакой свободы воли не может существовать. У некоторых людей возникает иллюзия свободы воли, но это только иллюзия, т.к. они не знают, что за этим стоит. Спиноза вводит 2 понятия:

1. Влечения – сущность человека

2. Желания – основной аффект, который включает 2 побудительные силы: удовольствие и неудовольствие. Удовольствие увеличивает способность тела к действию, неудовольствие – уменьшает.

По мнению Спинозы в жизни человека существует столько аффектов, сколько объектов, которые в принципе могу вызвать эмоции. Т.о., Спиноза вносит принцип материалистического детерминизма в психологию чувств, которые не просто упорядочивались, а рассматривались в качестве регуляторов человеческого поведения.

В XVII в. ставится психофизическая проблема. Данная проблема возникает с учения Декарта, который отнес душу и тело к разным областям бытия и пытался объяснить механизмы их взаимодействия. По мнению Декарта в организме есть специальный орган, который обеспечивает это взаимодействие. Этот орган шишковидная железа – эпифиз. Лейбниц и Спиноза отвергали идею взаимодействия души и тела. По их мнению душа не может определять движение тела, равно как и наоборот. Они входят в порядок природы, представляют собой равные явления и, следовательно, не могут определять друг друга. Последователь Лейбница Мальбранш обостряет данную идею и говорит, что настоящее взаимодействие души и тела невозможно, а видимость взаимодействия производится простым вмешательством Бога.

Лейбниц также утверждал, что душа и тело – это несовместимые реальности, независимые друг от друга сущности и зависимость психики от телесных воздействий это всего лишь иллюзия, т.к. душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически.

Однако Лейбниц и Мальбранш не могли не согласится с тем, что между действием тела и души существует предопределенная свыше гармония. Лейбниц даже сравнивал душу и тело с двумя часами, которые показывают одно и тоже время, но несмотря на то, что они показывают одно и тоже время, они при этом остаются разными часы; а одно и тоже время они показывают только по тому, что мы сами его выставили => идея психофизического параллелизма.

Идеи Лейбница, Спинозы и Мальбранша делали абсолютно бессмысленным изучение телесных основ психического. Но их идеи оказали большое влияние на учения Вундта и Герберта.

 

+ к экзамену учение Декарта.

Подводя итог XVII в. Ярошевский говорит о том, что существует 3 направления, которые были в дальнейшем развиты благодаря идеям XVII в.:

1. Развитие категории действия. Категория действия, как категория психологического познания приобрела научны статус только на рубеже XX столетия, но до этого она имела очень долгое преднаучное развитие, вехой которого является учение у рефлексии.

2. Начало разработки категории образа.

3. Развитие категории мотивов (учение об аффектах и страстях).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.008 с.)