Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение о соотношении физического и психического.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные фигуры ученых XVII в. – Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Джон Локк.
вторник, 7 октября 2008 г. Лекция 6 Учение Декарта. Первая проблема, которую поднимает Декарта – проблема соотношения души и тела. По его мнению, душа и тело представляют собой 2 разные субстанции. Тело представляет собой систему, которая полностью организована по законам механики => все, что совершают телесные органы полностью подчиняются внешним раздражителям => душа, согласно взглядам Декарта, не может является организующим принципом тела, и тело всегда нуждается во внешнем толчке для своего движения. Душа состоит из явлений сознания и мысли. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание о собственных актах и состояниях, которые не видимы никому (какое только может быть у субъекта). Т.о., функция душа – дать человеку знания о своих состояниях и актах, при этом эти знания должны быть прямыми и достоверными, но достоверными только до той степени, в которой они могут быть у субъекта => единственный признак, по которому определятся душа – непосредственная осознаваемость собственных проявлений. Под мышлением Декарт понимал интеллектуальные процессы, чувства, ощущения и представления, т.е. все то, что осознается. По мнению Декарта душа человека едина и это единство достигается за счет сознания. Все психические процессы представляют собой результат рефлексии. И единственный, бесспорный объект интроспекции – личная мысль. Декарт: «Я мыслю => я существую». Т.к. Декарт поднимает проблему осознаваемости, то согласно его теории никаких бессознательных душевных явлений не существует. Мышление представляет собой единственный атрибут души, душа всегда знает о своем психическом содержании, никакой бессознательной психики не существует. Т.к. с точки зрения Декарта все психическое осознаваемо, он натолкнул многих ученых на идею бессознательного. Основное сочинение Декарта «Страсти души». По мнению Декарта, страсти это не только эмоции, но и представления, ощущения и т.д. Страсти или страдательные состояния души это все, что она испытывает, когда мозг сотрясают животные духи, который приносятся туда по нервным трубкам. Т.о., страсти зависят от деятельности души и тела => рождается двойной детерминизм – это попытка объяснить поведение личности человека при помощи двух субстанций. Учение Гоббса и Спинозы. Основной, единственной, вечной субстанцией является природа. По мнению Гоббса главное, что определяет и психику и тело человека – движущаяся материя, а психические процессы, по его мнению, это призраки, которые никак не влияют на реальный ход вещей. По мнению Спинозы, психическое также реально как и физическое. Несмотря на такой различные подходы, Гоббса и Спинозу объединят ряд новаторских идей: 1. Идея неотделимости души от тела, т.е. они считают, что ложной является такая трактовка души, как самостоятельное начало. 2. Предметом психологического познания должны стать конкретные психические явления, а не душа. 3. Психические явления объяснимы универсальными законами природы. Такая идея привела к тому, что учение о душе становится составной частью учения о природе. 4. Законы психического и материального мира причинны, т.е. имеют объяснение. Данные идеи стали методологической основной всего последующего знания о психической деятельности. Учение Дж. Локка. Учение Локка противостояло рациональному подходу в объяснении психических явлений, представителями которого являются Декарт, Спиноза и Лейбниц. Локк представитель эмпиризма. Рационалисты считали, что из индивидуального опыта невозможно вывести абстрактные знания, а представители эмпиризма выступали за эту идею. Локк считал, что ничего нельзя понять в мире, кроме как через собственный опыт. Локк является автором идеи о человеке, как о чистой доске – табула расы. Человек рождается абсолютно с чистым, пустым сознание, и опыт заполняет это сознание, тем самым формируется личность. Т.о., Локк считал, что ничего врожденного в человеке нет. При этом опыт человека состоит из ощущений и рефлексии. Рассматривая проблему соотношения души и тела, Локк также как и Декарт, отождествлял понятия психики и сознания. По его мнению, психика – это все, что осознается. И снова проблема бессознательного не рассматривалась. Учение Лейбница. Лейбницу принадлежит идея о бессознательном. Он впервые водит понятие бессознательного в психологию. Лейбниц выступает против отождествления психики и сознания и считал, что необходимо разделать психическое и его представленность на уровне сознания. Лейбниц также является автором 2-х понятий – перцепция и апперцепция. Идея о возникновении этих двух понятия идет от разделения психического, представленного на уровне сознания и на уровне бессознательного. По мнению Лейбница, перцепция – презентация какого – либо содержания. Апперцепция – это осознание содержания, которое включает внимание и память. Лейбниц пытался доказать, что представленность содержания в сознании обуславливается бессознательными актами => рождается психический детерминизм.
вторник, 14 октября 2008 г. Лекция 7 Учение о рефлексии. Понятие о рефлексии впервые возникает в физике у Декарта. Декарт под рефлексом понимал отражение животных духов от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. Учение опиралось на теорию кровообращения медика Гарвея. По мнению Декарта центром нервной машины является мозг и его структура составляют нервные трубки, которые отходят в разные стороны. Достоверные сведения в области медицины в то время отсутствовали, поэтому Декарт действие нервной системы представил точно также, как и действие кровообращения, т.е. НС состоит из нервных трубок, по которым проносят легкие воздухообразные частицы – животные духи. Внешний импульс приводит эти духи в движение и заносит их в мозг и автоматически отражаются в мышцах. Т.о., Декарт говорил, что реакция мышц это неотъемлемый компонент поведения. Нервная машина помогает живому существу взаимодействовать с окружающим миром. Т.о., несмотря на умозрительный характер, схема Декарта стала великим открытием в психологии, т.к. она открыла рефлекторную природу поведения без обращения к душе, как движущей силе поведения. Также Декарт заявил о том, что каждое живое существо обладает разными нервно – мышечными структурами, в результате чего можно наблюдать разные формы поведения. Такое представление выходило за рамки механистической картины мира. При этом Декарт не делал различий между мышечной сферой и психическими особенностями. Т.о., заслуга Декарта состоит в том, что понятие рефлекса с самого начала понималось как психофизиологическое явление. Историки психологи говорят о том, что учение Декарта внесло 3 основных вклада в психологию: 1. Идея детерминизма. 2. Разработка психофизиологической проблемы. 3. Предвосхищение условно – рефлекторного учения. Учение о сенсорно – ассоциативных процессах. До XVII в. считалось, что ощущение и возникающий в сознании чувственный образ представляют собой достоверное воспроизведение качеств вещей, т.е. все переживаемые запахи, цвета, вкусы и т.д. абсолютно совпадают с реальностью. Т.о, возникала проблемы между действительностью, какой ее изображает механика, и действительностью, которая непосредственно дана органам чувств. Такое несовпадение приводит к учению о двух категориях качеств: 1. Объективные/ первичные качества. 2. Вторичные, т.е. качества, которые несвойственны вещам самим по себе, а возникающие при их действии на органы чувств. Такой позиции придерживались Декарт, Гоббс и Локк. Они разрабатывали причинную концепцию ощущений. По их мнению, ощущение есть эффект, который производит внешним предметом в телесном устройстве, т.е. ощущения всегда являются результатом чего – то. Ощущение призрачно по своему субъективному образ, но несмотря на это, оно реально как процесс в теле, который имеет внешнюю причину. Учение о побудительных силах поведения человека. Особенностью подхода к личности в XVII в. является индивидуалистическая трактовка личности. Так Гоббс вводит понятие «естественного человека», т.е. каждый человек наделен от природы стремлением к самосохранению и стремлением к собственной выгоде => естественным состоянием человека является война всех против всех. Эта война вынуждает людей построить «искусственное» тело – государство. При таком объяснении поведения основное значение отдавалось воле. У человека есть 2 формы проявления воли: 1. Стремление к чему – то. 2. Отвращение. Эти 2 формы могут в человеке попеременно сменять друг друга даже по отношению к одному предмету – по мнению Гоббса это обдумывание и сдерживание. Поскольку поведение человека естественно, воля ограничивается стремлением. Рассуждая о побудительных силах и воле Спиноза в учении о побудительных силах отождествляет волю и разум. По его мнению никакой свободы воли не может существовать. У некоторых людей возникает иллюзия свободы воли, но это только иллюзия, т.к. они не знают, что за этим стоит. Спиноза вводит 2 понятия: 1. Влечения – сущность человека 2. Желания – основной аффект, который включает 2 побудительные силы: удовольствие и неудовольствие. Удовольствие увеличивает способность тела к действию, неудовольствие – уменьшает. По мнению Спинозы в жизни человека существует столько аффектов, сколько объектов, которые в принципе могу вызвать эмоции. Т.о., Спиноза вносит принцип материалистического детерминизма в психологию чувств, которые не просто упорядочивались, а рассматривались в качестве регуляторов человеческого поведения. В XVII в. ставится психофизическая проблема. Данная проблема возникает с учения Декарта, который отнес душу и тело к разным областям бытия и пытался объяснить механизмы их взаимодействия. По мнению Декарта в организме есть специальный орган, который обеспечивает это взаимодействие. Этот орган шишковидная железа – эпифиз. Лейбниц и Спиноза отвергали идею взаимодействия души и тела. По их мнению душа не может определять движение тела, равно как и наоборот. Они входят в порядок природы, представляют собой равные явления и, следовательно, не могут определять друг друга. Последователь Лейбница Мальбранш обостряет данную идею и говорит, что настоящее взаимодействие души и тела невозможно, а видимость взаимодействия производится простым вмешательством Бога. Лейбниц также утверждал, что душа и тело – это несовместимые реальности, независимые друг от друга сущности и зависимость психики от телесных воздействий это всего лишь иллюзия, т.к. душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако Лейбниц и Мальбранш не могли не согласится с тем, что между действием тела и души существует предопределенная свыше гармония. Лейбниц даже сравнивал душу и тело с двумя часами, которые показывают одно и тоже время, но несмотря на то, что они показывают одно и тоже время, они при этом остаются разными часы; а одно и тоже время они показывают только по тому, что мы сами его выставили => идея психофизического параллелизма. Идеи Лейбница, Спинозы и Мальбранша делали абсолютно бессмысленным изучение телесных основ психического. Но их идеи оказали большое влияние на учения Вундта и Герберта.
+ к экзамену учение Декарта. Подводя итог XVII в. Ярошевский говорит о том, что существует 3 направления, которые были в дальнейшем развиты благодаря идеям XVII в.: 1. Развитие категории действия. Категория действия, как категория психологического познания приобрела научны статус только на рубеже XX столетия, но до этого она имела очень долгое преднаучное развитие, вехой которого является учение у рефлексии. 2. Начало разработки категории образа. 3. Развитие категории мотивов (учение об аффектах и страстях).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.008 с.) |