Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как социальный тип.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социология понимает общество как продукт взаимной деятельности и связи людей. И потому она интересуется самим человеком как особым существом в мире. Его особенности отражаются в понятиях: человек, индивид, личность. Понятие человек характеризует всеобщие, присущие только людям качества и способностей, т.е. то, что их отличает в природе. Индивид – это конкретный человек или отдельный представитель человечества. Личность – это особенности индивидуального и исторического развития индивида. Каждый человек – индивид, имеющий свое особое лицо. Индивид является личностью, т.к. в отношениях с другими он выполняет определенные функции, реализует социально значимые свойства и качества. На формирование личности влияют: 1) Биологическая наследственность. Но это сырой материал, из которого потом лепятся индивид и личность. Из биологической наследственности не может быть личности, т.к. ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но она создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго быть под водой, биологические потребности), определяет разнообразные темпераменты, характеры, способности, т.е. в итоге индивидуальность. 2) Физическое окружение (климат, географические и природные ресурсы). Оно влияет на культурные особенности социальной группы. 3) Культура или определенный культурный опыт всего человечества. И вместе с тем общность, группа имеет еще свой опыт, свои культурные образцы. Для личности в условиях мусульманской культуры характерны иные черты, чем в христианской стране. 4) Субъективный, уникальный, личностный опыт. Именно через него преломляется все остальное и создаются личностные типы. Социология изучает процесс формирования личности, ее взаимосвязи с обществом, социальное поведение. В нем основа понимания жизни индивида, группы, общества. В социологии имеется ряд теорий личности Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: социальный статус и социальная роль. Социальный статус – это позиция человека в социальной системе. Она предполагает права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов, но один из них является главным, определяет его положение в обществе. Часто это должность (директор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежда, жаргон), так и во внутренней позиции (установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.п.). Статусы бывают предписанные (навязанные вне усилий и заслуг индивида, определенные семьей, местом рождения, национальностью) и приобретенные (достигнутые) усилиями самого человека (писатель, генеральный директор). Также выделяются естественный статус – устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, зрелость, старость). Выделяется и профессионально-должностной статус как базисный – социальное, экономическое, производственно-техническое положение индивида (банкир, инженер, адвокат и т.п.). Социальная роль – это совокупность действий, которое должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность ролей есть ролевой набор. Социальная роль рассматривается в двух аспектах – ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли это то, что ожидают от нас другие. Если индивид не исполняет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам, родитель должен заботиться о детях. Ролевые требования воплощаются в социальных нормах каждого статуса. Каждый человек выполняет несколько ролей и в разных ситуациях. Но это не всегда совместимо. Такие случаи несовместимости называются ролевым конфликтом. Ролевому конфликту предшествует ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств. Марксистская теория личности анализирует, главным образом, взаимодействие личности и общества. Личность при этом рассматривается как: 1) целостность социальных качеств человека; 2) продукт исторического развития, результат активной деятельности и общения человека в социальной системе; 3) как субъект социальных отношений, свойства которого формируются в процессе деятельности и характеризуются автономностью, определенной независимостью от общества и способного своей активностью изменять условия и среду обитания. Социология выявляет и зависимость личности от различных структур общества, воздействие этих структур на личность, т.е. рассматривает ее как объект общественных отношений. В таком случае свойства личности определяются характером социально-экономического строя, класса, группы, национальной принадлежностью, совокупностью условий жизни. Каждый человек проходит процесс социализации или усвоения индивидуальных образцов поведения, социальных норм, ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания. В социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т.д. Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Психологический механизм социализации – это имитация, идентификация, чувство вины и стыда. Имитация – осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Понятие Я, осознание себя отдельным человеческим существом приходит к ребенку в 1, 5 года. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности, группе. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, их ценности, нормы как свои собственные. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. В процессе социализации личность достигает социальной зрелости, обретает интегральный (главный) социальный статус. Всякая социологическая теория стремится определить отношение общества и человека. В одних теориях общество сводится к индивидам, в других – индивид рассматривается как часть, как «молекула» общества. Но человек и общество взаимосвязаны. Нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Человек как личность проявляет себя в процессе труда, в обществе, где индивиды взаимодействуют. Отношения между человеком и обществом являются сложными. Это сложность воздействия человека на общество и общества на человека. Личность формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются: - творчество (ее способность изменять внешний мир, а также внутренняя потребность в творчестве); - социальность (включенность в социальные коллективы и общественный характер); - субъективность (индивидуальность); - целостность, обеспечивающая единство поведения в различных ситуациях. В зависимости от влияния общества на личность может быть составлена социальная типология личности, характеризующая ее образ жизни. Каждому обществу соответствует базисный (или несколько базисных) личностных типов. В условиях административно-командной системы личность была объектом воздействия на нее. В результате у нее сформировались такие социально-типические черты как общественная пассивность, конформизм, боязнь выступить против господствующей точки зрения и т.п. Для нынешнего российского общества типичная личность – легко идущая на контакты, готовая к сотрудничеству и агрессии (умеющая постоять за себя), с практической сметкой. Логика социальной жизни в том, что идет непрерывный процесс превращения личности из объекта в субъект общественных отношений. Человек не только элемент социальной структуры, но и сам есть сложнейшая социальная система со своеобразной структурой. Изменение общественных отношений связано и со сменой типов социальной ориентации личности. Еще в 1950 –х гг. американский социолог Давид Рисмен (род. 1909) разграничил три типа таких ориентаций: - традиционно ориентированный – приверженный обычаям, устоявшимся образцам поведения; - извне ориентированный – подверженный влиянию других, моды, СМИ, социальных институтов; - изнутри ориентированный – на свои индивидуальные цели, интересы, самостоятельность, автономность. Такая типология позволяет оценивать общество (по распространенности ориентации) и выделить некоторые социальные типы личности: - фанатик, догматик, традиционалист (традиционно ориентированный); - конформист (извне ориентированный); - бунтарь (эскапист – от анг. eskape – бежать, уходить) – изнутри ориентированный (от действительности в мир иллюзий). В обществе перемен появляются и становятся массовыми новые типы личности: - «флюгер» – ориентации неустойчивы, главное – «держать нос по ветру»; – «маргинал» – люди между (в промежуточном положении) разными социальными, культурными, этническими группами, с неполноценным статусом, отсутствием четких ориентиров и установок, с агрессивным поведением. То есть нестабильность общества порождает дезориентацию человека, а это мешает ему активно участвовать в реформах, он не заинтересован в них, препятствует им.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.007 с.) |