Классический этап развития социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический этап развития социологии



Конт, Спенсер, другие представители натурализма в социологии источники социальных изменений видели за пределами общества и человека, среди естественных факторов воздействия на них. В противоположность им немецкие ученые Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) источники этих изменений находили в самом обществе, в основных закономерностях его развития и в человеке. При этом Маркс и Энгельс тоже исходили из натуралистических установок позитивизма, рассматривали социальные явления как факты и строили обществоведение по образцу естественных наук.

Материалистическое учение об обществе Маркса и Энгельса опирается на следующие принципы:

1) признания закономерности общественного развития, т.е. действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существующих связей и отношений между процессами и явлениями;

2) экономического детерминизма. Маркс и Энгельс выделяли из многообразия социальных отношений главные определяющие. Таковыми они считали экономические или способ производства материальных благ, как единство производительных сил и производственных отношений. Именно способ производства влияет на общественные отношения, формирует идеологию, политику, мораль и т.п.;

3) прогресса, т.е. поступательного развития общества по закону смены общественно-экономических формаций;

4) признания своеобразия развития общественных процессов или развития общества как естественно - исторического процесса. Естественно-исторический процесс столь же закономерен, как и природные процессы. Он не только не зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание;

5) социального детерминизма - естественно - исторический процесс есть и результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как, проходя через сознание людей, тем самым объясняется механизм взаимодействия общества и личности. По Марксу, человек не только объект социального действия, но и его субъект, способный активно изменять условия своей жизни. Надо их сделать человеческими, т.е. в корне преобразовать социальный мир;

6) признания объективности научных знаний, но и в то же время принцип отнесения к ценностям, согласование эмпирических данных и теоретических выводов с историческим интересом эпохи, под которым понимались только интересы пролетариата. У русского марксиста В. Ленина впоследствии, это уже стало принципом партийности.

Марксизм – одна из конфликтных парадигм развития общества. Ее суть в завершении классового конфликта политической революцией и уничтожением класса буржуазии, установлением диктатуры пролетариата, построением, таким образом, бесконфликтного общества. Но исторический процесс не подтвердил прогнозы Маркса о тенденциях развития капитализма, социальной стратификации, классовой борьбы. Заставил усомниться в марксизме и научный эксперимент с реальным социализмом в СССР.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917), развивая идеи Конта и Спенсера, заложил основы структурно-функционального подхода. Он понимает общество как социальную реальность, совокупность социальных фактов, излагает правила их изучения:

1) рассматривать социальные факты как вещи. Они внешни для индивидов, материальны, наблюдаемы, безличны;

2) исключить влияние всяких идеологий, личных пристрастий, предрассудков в отношении к социальным фактам;

3) источник социальных фактов в обществе, а не в мышлении индивидов. Общество управляется своими собственными законами.

Социальный факт порожден объединенными коллективными действиями индивидов. Все связи между людьми в обществе должны базироваться на социальной солидарности. На ее поддержание направлено разделение труда. Отсюда, структурно-функциональный подход Дюркгейма к обществу, где различные органы выполняют многообразные функции.

Дюркгейм понимает общество как саморегулирующийся структурно-функциональный механизм. Его нормальным состоянием является общественный порядок, а основной регулятор отношений – мораль. Ведущую роль в функционировании общества играют социальные институты воспитания.

В отличие от Маркса, Дюркгейма, которые рассматривали социальные явления как объективные, а главным предметом анализа делали общество, немецкий социолог Маркс Вебер (1864 – 1920) анализирует социальное с субъективных позиций, акцентирует внимание на поведении индивида.

Методологические принципы социологического знания (или понимающая социология) по Веберу следующие:

1) необъективность содержания знаний, принципиальное различие между социальной теорией и действительностью;

2) выяснять только причины событий, воздерживаться от прогнозов;

3) социологическая теория подчиняется правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям;

4) в основе интеллектуальной деятельности лежит отнесение многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям;

5) ценности определяются «интересом эпохи», т.е. социально-историческими обстоятельствами, в которых действует социолог.

Эти основные принципы понимающей социологии реализуются через инструмент познания – «идеальные типы». «Идеальные типы» – это мыслительные логические конструкции, предельные понятия. Их создает исследователь для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. Вебер оперирует такими идеальными типами как капитализм, бюрократия, религия и т.п. Основная задача идеальных типов выявить смысл того, что было пережито людьми.

По Веберу социология в качестве исходного пункта должна рассматривать поведение человека или группы людей. Поскольку действия людей осмысленны, социология должна быть понимающей наукой, понимающей и действия людей и их смысл.

Социальное действие является исходным пунктом социальной реальности.

Во-первых, создает эту реальность, во-вторых, преобразует социальную действительность в соответствии с потребностями, интересами, целями человека, в-третьих, это такое действие, которое всегда соотносится с поведением других людей, в-четвертых, социальные действия выступают как проявления социальной активности. Они включают в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности.

По своему содержанию социальные действия делятся на: 1) репродуктивные, по сохранению и поддержанию нормального функционирования социальной системы, 2) социальное отрицание – действия, по упразднению системы или какого-либо ее элемента (революции, геноцид, критика), 3) социальное творчество – действия людей по созданию новых форм и развитию общественного сознания.

В западной социологии получила широкое распространение концепция социального действия. Ее исходные положения сформулированы Вебером. «Социальное действие может быть ориентировано, согласно Веберу – на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других». Человеческое действие вызывается определенной потребностью человека. Это его (действия) энергетический источник. Неудовлетворенность выступает в различных формах – голода, тревоги, беспокойства и т.п. Это результат противоречия между тем, что необходимо человеку и тем, что он имеет. В социальном действии отражаются потребности как источник социального развития и мотивы как смысл деятельности. Для современного человека невозможно удовлетворить свои потребности без взаимодействия с другими.

Вебер выделил такой аспект мотивации социального действия как степень участия сознательных, рациональных элементов в этом процессе. По этой степени им были классифицированы виды социальных действий:

1. Целерациональное действие. Оно характеризуется ясным пониманием человеком того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны, какова возможная реакция окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели и т.п.

2. Более массовым является ценностно-рациональное действие. В этом случае нет какой-либо цели, человек ориентируется на свои убеждения о долге, достоинстве, красоте.

3. Аффективное действие. Обусловлено чисто эмоциональным состоянием, совершено в состоянии аффекта. Его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, мести, влечения.

4. Традиционное действие. Осуществляется на основе глубоко усвоенных образцов поведения, норм, не подлежащих проверке.

В 3 и 4 практически не участвует сознание. В реальной жизни встречаются все перечисленные виды действий, причем, некоторые из них могут быть характерны для определенных групп.

 

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы причины возникновения социологии?

2. Раскройте сущность позитивизма Огюста Конта. В чем состоит значение его идей для развития социологии?

3. Почему О. Конт и Г. Спенсер считаются основателями социологии?

4. Что такое социальный дарвинизм?

5. Охарактеризуйте принципы материалистического понимания истории. Какими мыслителями они предложены?

6. Охарактеризуйте основы структурно-функционального подхода к обществу Э. Дюркгейма.

7. Что такое «понимающая социология» М. Вебера?

8. Какие исходные положения концепции социального действия сформулированы М. Вебером?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.01 с.)